Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 января 2003 г. N 16
"О Республиканской целевой программе "Общеврачебная
(семейная) практика"
Постановлением КМ РТ от 17 июля 2006 г. N 358 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением КМ РТ от 17 ноября 2005 г. N 537 действие настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2006 года. В свою очередь, постановлением КМ РТ от 26 июня 2006 г. N 322 названное постановление признано утратившим силу
См. также Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 1999 г. N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика"
В целях повышения совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи населению Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Общеврачебная (семейная) практика".
2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан осуществлять финансирование Республиканской целевой программы "Общеврачебная (семейная) практика" за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений здравоохранения.
3. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан:
разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Республиканской целевой программы "Общеврачебная (семейная) практика";
осуществлять финансирование мероприятий за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений здравоохранения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Республиканская целевая программа
"Общеврачебная (семейная) практика"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 января 2003 г. N 16)
Паспорт Республиканской целевой программы
"Общеврачебная (семейная) практика"
Дата принятия реше- ния о разработке Программы, дата ее утверждения |
Решение Коллегии Министерства здравоохранения Рес- публики Татарстан от 6 февраля 2002 г. "Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения Рес- публики Татарстан в 2001 году и задачах на 2002 год" |
Государственный за- казчик |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Цель Программы | Создание на I этапе службы общеврачебной (семей- ной) практики в 12 медицинских учреждениях и внед- рение опыта, полученного в пилотных проектах, в систему здравоохранения Республики Татарстан (II этап), не допуская ухудшения индикаторов оценки эффективности работы поликлиник |
Задачи Программы | 1. Внедрение рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общев- рачебной (семейной) практики. 2. Использование потенциала общеврачебной (семей- ной) практики в целях повышения доступности, эф- фективности и качества первичной медико-санитарной помощи. 3. Разработка показателей эффективности деятель- ности службы общеврачебной (семейной) практики. 4. Развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки систематического повы- шения квалификации медицинских кадров для общевра- чебной (семейной) практики. 5. Создание системы информационного обеспечения решения проблем общеврачебной (семейной) практики. |
Срок реализации Программы |
2003-2006 годы |
Первый этап реализации Программы - 2003-2004 годы. 1. Трансформирование 12 медицинских учреждений Республики Татарстан и г.Казани - в центры общев- рачебной (семейной) практики. 2. Оснащение амбулаторно-поликлинических учрежде- ний переносным медицинским оборудованием в соот- ветствии с примерным табелем оснащения подразделе- ния общеврачебной (семейной) практики. 3. Приобретение укладок общеврачебной (семейной) практики и обеспечение ими служб первичной медико- санитарной помощи. 4. Разработка проектов центров общеврачебной (се- мейной) практики с вариантами разных градострои- тельных решений. 5. Обеспечение функционирования модели общеврачеб- ной (семейной) практики путем создания необходимых финансово-договорных механизмов. 6. Создание на базе одной из пилотных поликлиник на функциональной основе центра общеврачебной (се- мейной) практики. 7. Разработка механизмов взаимосвязи службы общев- рачебной (семейной) практики со специализированны- ми видами медицинской помощи, помощью на дому, не- отложной и скорой медицинской помощью. 8. Разработка и апробация показателей оценки ка- чества эффективности деятельности общеврачебной (семейной) практики. 9. Подготовка 3 преподавателей общеврачебной (се- мейной) практики в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова. 10. Подготовка за 2 года на кафедрах семейной ме- дицины Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинс- кой академии 200 врачей общей (семейной) практики. 11. Разработка и формирование системы профессио- нальной подготовки среднего медицинского персонала для общеврачебной (семейной) практики. Подготовка в медицинских колледжах и училищах Республики Та- тарстан за 2 года 200 специалистов среднего меди- цинского персонала общеврачебной (семейной) прак- тики. 12. Создание системы информационного обеспечения населения, медицинских работников по вопросам об- щеврачебной (семейной) практики. |
|
Второй этап реализации Программы - 2005-2006 годы 1. Внедрение опыта работы общеврачебной (семейной) практики, полученного в пилотных поликлиниках, в систему здравоохранения Республики Татарстан. 2. Разработка рекомендаций по оказанию медицинской помощи при распространенных заболеваниях в центрах общеврачебных (семейных) практик, основанных на доказательной медицине. 3. Определение критериев взаимодействия врача об- щей (семейной) практики с узкими специалистами и врачами стационаров. 4. Разработка системы стимулирования врача общей (семейной) практики и среднего медицинского персо- нала. 5. Подготовка за 2 года на кафедрах семейной меди- цины Казанского государственного медицинского уни- верситета и Казанской государственной медицинской академии 200 врачей общей (семейной) практики. 6. Подготовка за 2 года в медицинских колледжах и училищах Республики Татарстан 200 специалистов среднего медицинского персонала общеврачебной (се- мейной) практики. |
|
Объем и источники финансирования Прог- раммы |
Объем финансирования на 2003-2004 годы составит 60 млн.рублей. Текущее финансирование в соответствии с утвержден- ными сметами расходов медицинских учреждений и ор- ганизаций, органов управления здравоохранением Республики Татарстан и сводной сметы Министерства здравоохранения Республики Татарстан |
Ожидаемые конечные результаты реализа- ции Программы |
1. Формирование в лице врача общеврачебной (семей- ной) практики специалиста, готового взять на себя ответственность за здоровье пациента. 2. Улучшение доступности и непрерывности медицинс- кой помощи. 3. Снижение уровня госпитализации, обеспечение ре- зультата лечения по итогам оказания первичной ме- дико-санитарной помощи. 4. Повышение качества медицинской помощи. |
Организация контроля за исполнением Прог- раммы |
Управление и контроль за исполнением Программы осуществляются государственным заказчиком - Минис- терством здравоохранения Республики Татарстан (ко- ординатором Программы), который ежегодно уточняет механизм реализации Программы, состав исполните- лей, затраты на первоочередные мероприятия. Текущее управление реализацией Программы осущест- вляет отдел развития медицинской помощи Министерс- тва здравоохранения Республики Татарстан. |
I. Содержание проблемы
Одним из основных направлений стратегического развития здравоохранения Республики Татарстан является приоритетное развитие внебольничной медицинской помощи.
Несмотря на то, что в республике проводится значительная работа, направленная на усиление первичной медико-санитарной помощи, она требует дальнейшего улучшения.
Заболеваемость населения республики остается высокой и составила в 2001 году 730,8 на 1000 населения. В структуре заболеваемости на протяжении нескольких лет первое место занимают болезни органов дыхания, далее следуют травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств. Показатель первичной инвалидности составил 82,5 на 10 тыс. взрослого населения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в 2001 году по всем причинам составила 64,9 случая и 894,6 дня на 100 работающих, в том числе по болезням - 55,6 случая и 814,8 дня. Продолжает ухудшаться здоровье будущих матерей, наблюдается рост экстрагенитальной патологии и осложнений беременности.
Существующая в республике амбулаторно-поликлиническая служба не в состоянии обеспечивать население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена. На этом этапе начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Имеющиеся диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (37 и 63% соответственно) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению.
С развитием специализированной медицинской помощи на догоспитальном этапе участковый врач не является координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, он фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи. Частота направлений амбулаторных больных на консультации к специалистам достигла 50-60 процентов. При этом средняя нагрузка поликлинического врача составляет 80% норматива. У невропатологов, хирургов, педиатров функция врачебной должности выполняется только на 55-75%, а у участковых терапевтов - на 85 процентов.
Престиж профессии участкового врача среди населения и медицинской общественности падает, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказалась низкой.
В связи с этим с особой остротой встал вопрос о реорганизации системы амбулаторно-поликлинической службы, где базовой становится система общеврачебной практики и все службы ориентируются на нее. Изменения будут касаться практически всей схемы деятельности поликлиники: от регистратуры до технологии обслуживания.
Врач общей практики - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению. Он осуществляет прием пациентов в амбулаторных условиях, в дневном стационаре и при необходимости на дому, оказывая профилактическую, плановую и неотложную, лечебную и реабилитационную помощь по широкому кругу заболеваний и состояний в пределах своей компетенции; рассматривает проблемы здоровья с учетом не только медицинских, но и социальных, психологических, экологических, медико-педагогических, семейных и иных факторов и принимает решение о сотрудничестве со своими коллегами и специалистами немедицинских специальностей.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Главной целью Программы является создание на I этапе службы общеврачебной (семейной) практики в 12 медицинских учреждениях и внедрение опыта, полученного в пилотных проектах, в систему здравоохранения Республики Татарстан (II этап), не допуская ухудшения индикаторов оценки эффективности работы поликлиник.
Программа рассчитана на 2003-2006 годы и предполагает решение следующих задач:
внедрение рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общеврачебной (семейной) практики;
использование потенциала общеврачебной (семейной) практики в целях повышения доступности, эффективности и качества первичной медико-санитарной помощи;
разработка показателей эффективности деятельности врачей общей (семейной) практики;
развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки систематического повышения квалификации медицинских кадров для общеврачебной (семейной) практики;
создание системы информационного обеспечения решения проблем общеврачебной (семейной) практики.
III. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными задачами Программа предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным разделам:
1. Внедрение рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общеврачебной (семейной) практики.
Внедрение рациональных форм оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общеврачебной (семейной) практики подразумевает перераспределение рабочего времени врача на приеме и обслуживании вызовов. Минимизируется объем медицинской помощи на дому, больше времени остается на прием, где врач может оказывать специализированную медицинскую помощь.
Необходимо пересмотреть соотношение нагрузки врачей и медицинских сестер. При обслуживании вызовов на дому нередко врачи фактически выполняют работу медицинских сестер, в то время как врач общей практики должен выступать в качестве единого лечащего врача, обеспечивать контроль за здоровьем пациента, брать на себя ответственность за объем и качество оказываемой помощи, обладать правом авторизированного направления к узким специалистам. В конечном итоге врач общей практики начинает и заканчивает лечение больного.
Запланировано проведение следующих мероприятий:
трансформирование 12 медицинских учреждений Республики Татарстан и г.Казани в центры общеврачебной (семейной) практики в следующих медицинских учреждениях:
Шеланговская врачебная амбулатория Верхнеуслонского района;
Больше-Тархановская участковая больница Тетюшского района;
Ципьинская участковая больница Балтасинского района;
Елабужская городская поликлиника;
филиал поликлиники Чистопольской центральной районной больницы;
поликлиника Бугульминской центральной районной больницы;
городская поликлиника N 6 г.Набережные Челны;
поликлиника N 2 городской больницы N 3 г.Нижнекамска;
поликлиника N 12 г.Казани;
поликлиника городской больницы N 8 г.Казани;
поликлиника N 11 (филиал) в поселке Левченко г.Казани;
филиал больницы N 12 в поселке Северный г.Казани;
разработка плана мероприятий по развитию сети учреждений общеврачебной практики на территории Республики Татарстан (на базе врачебных амбулаторий - 38, участковых больниц - 41, районных больниц - 5, центральных районных больниц - 45, городских больниц - 7, городских поликлиник - 26, автономных офисов - 60);
создание на базе одной из пилотных поликлиник на функциональной основе центра общеврачебной (семейной) практики;
оснащение переносным медицинским оборудованием в соответствии с примерным табелем оснащения подразделения общеврачебной (семейной) практики;
приобретение укладок общеврачебной (семейной) практики и обеспечение ими службы первичной медико-санитарной помощи;
разработка проектов центров общеврачебной (семейной) практики с вариантами разных градостроительных решений;
обеспечение функционирования модели общеврачебной (семейной) практики посредством создания необходимых финансово-договорных механизмов;
внедрение опыта работы общеврачебной (семейной) практики, полученной в пилотных поликлиниках, в систему здравоохранения Республики Татарстан;
разработка механизмов взаимосвязи врача общей (семейной) практики со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью.
Предполагается, что выполнение программных мероприятий приведет к укреплению роли общеврачебной практики в системе первичной медико-санитарной помощи.
2. Использование потенциалов общеврачебной (семейной) практики в целях повышения доступности, эффективности и качества первичной медико-санитарной помощи.
Переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу общеврачебной (семейной) практики ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья населения. В перспективе врач общей практики (семейный врач), расширяя спектр оказания объемов медицинской помощи, должен взять на себя решение до 80% проблем, связанных со здоровьем прикрепленного населения.
Планируются:
разработка и апробация показателей оценки качества эффективности деятельности специалистов общеврачебной (семейной) практики;
разработка рекомендаций по оказанию медицинской помощи при распространенных заболеваниях в центрах общеврачебных (семейных) практик, основанных на доказательной медицине;
определение критериев взаимодействия врача общей (семейной) практики с узкими специалистами и врачами стационаров;
разработка системы стимулирования врача общей (семейной) практики и среднего медицинского персонала.
3. Развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общеврачебной (семейной) практики.
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки преподавателей и специалистов в области общеврачебной (семейной) практики (врачей и сестринского персонала), повышению их квалификации и расширению диапазона профессиональной деятельности, в частности:
подготовка 3 преподавателей общеврачебной (семейной) практики в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова;
подготовка за 4 года на кафедрах семейной медицины Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинской академии 400 врачей общей (семейной) практики;
разработка и формирование системы профессиональной подготовки сестринского медицинского персонала для общеврачебной (семейной) практики;
подготовка за 4 года в медицинских колледжах и училищах Республики Татарстан 400 специалистов среднего медицинского персонала общеврачебной (семейной) практики.
Указанные мероприятия позволят повысить уровень профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для службы общеврачебной (семейной) практики.
4. Создание системы информационного обеспечения населения, медицинских работников по вопросам общеврачебной (семейной) практики.
Результаты изучения общественного мнения показывают, что в нашем обществе от внедрения службы врача общей практики ожидают увеличение времени работы врача и расширение объема предоставляемой медицинской помощи. Население предполагает, что время работы врача общей практики станет не лимитировано, можно будет вызвать врача по любому поводу на дом и врач общей практики займется проблемами здоровья всей семьи.
Поэтому разъяснение населению принципов организации работы врача общей практики является настоятельной задачей системы здравоохранения.
Предполагается проведение следующих мероприятий:
разработка программного комплекса для информационной поддержки деятельности врача общей практики;
ведение и анализ медицинского паспорта семьи;
обеспечение работы отсроченных телемедицинских консультаций с применением электронной почты;
формирование статистических отчетов о работе врача общей практики в форму годового отчета с ежегодной корректировкой.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы будет осуществляться в соответствии с утвержденными сметами расходов медицинских учреждений и организаций, органов управления здравоохранения Республики Татарстан и сводной сметы Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Необходимые финансовые ресурсы на приобретение укладок общеврачебной (семейной) практики и оснащение центров переносным медицинским оборудованием в соответствии с примерным табелем оснащения подразделения общеврачебной (семейной) практики составит 60 млн.рублей за период с 2003 по 2004 годы.
Структура службы общеврачебной (семейной) практики при оказании медицинской помощи определяется количеством прикрепленного населения и особенностями территории. Деятельность каждого участка в отдельности рассматривается как самостоятельная модель функционирования частичного фондодержания.
Оплата труда медицинского персонала общеврачебной (семейной) практики производится на контрактной основе, в соответствии с положением об организации труда и заработной платы врача общей практики, проект которого в настоящее время разрабатывается.
V. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ее исполнением
Управление и контроль за исполнением Программы осуществляются государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Татарстан (координатором Программы), который ежегодно уточняет механизм реализации Программы, состав исполнителей, затраты на первоочередные мероприятия.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет отдел развития медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы к 2007 г. позволит обеспечить:
структурную реорганизацию первичного звена здравоохранения по принципу общеврачебной практики;
повышение медицинской и экономической эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, включающей снижение уровня госпитализации, снижение обращаемости в службу скорой медицинской помощи, уменьшение потребности в амбулаторной специализированной помощи, удовлетворение пациентов качеством лечения, повышение заинтересованности в профилактических мероприятиях;
внедрение экономически эффективных стационарозамещающих технологий: расширение использования дневных стационаров, стационаров на дому, увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи, неотложной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами общей практики.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Формирование в лице врача общеврачебной (семейной) практики специалиста, готового взять на себя ответственность за здоровье пациента.
2. Улучшение доступности и непрерывности медицинской помощи.
3. Снижение уровня госпитализации, обеспечение результата лечения по итогам оказания первичной медико-санитарной помощи.
4. Повышение качества медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Республиканская целевая программа "Общеврачебная (семейная) практика". Главной целью Программы является создание на I этапе службы общеврачебной (семейной) практики в 12 медицинских учреждениях. Программа рассчитана на 2003-2006 годы. Предполагается, что реализация программы позволит повысить качество, улучшить доступность и непрерывность медицинской помощи, снизить уровень госпитализации, сформировать в лице врача общеврачебной (семейной) практики специалиста, готового взять на себя ответственность за здоровье пациента,
Постановление КМ РТ от 20 января 2003 г. N 16 "О Республиканской целевой программе "Общеврачебная (семейная) практика"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 3, февраль 2003 г.
Постановлением КМ РТ от 17 июля 2006 г. N 358 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением КМ РТ от 17 ноября 2005 г. N 537 действие настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2006 года. В свою очередь, постановлением КМ РТ от 26 июня 2006 г. N 322 названное постановление признано утратившим силу