Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 15 июля 2002 г. N ЗП-1-83/2002 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ной
с участием прокурора Г-ной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 627 от 7 сентября 2001 года "Об утверждении Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО "Татэнерго", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 627 от 7 сентября 2001 года "Об утверждении Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО "Татэнерго", указав в обоснование своих требований, что данное постановление противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию", которым утверждены Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 20 Основных положений расчеты тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, приобретающим ее для распределения и продажи потребителям, осуществляются в порядке, устанавливаемом Федеральной энергетической комиссией. При установлении покупного тарифа на электрическую и тепловую для оптовых потребителей-перепродавцов, отпускаемой ПЭО "Татэнерго", региональной энергетической комиссией не был соблюден действующий порядок утверждения и применения тарифов.
В ходе разбирательства дела участвующий в деле прокурор уточнил свои требования в мотивировочной части, указав, что постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии". Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, устанавливающее порядок расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов, не соответствует подпункту 1 пункта 4 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226, согласно которому регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности, для покупателей, действующих в регулируемом секторе оптового рынка осуществляет Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.
Также положения пункта 3 Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию, предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на часть электрической энергии, реализуемой населению и населенным пунктам, противоречат действующему налоговому законодательству.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Каримов В.Ф. требования прокурора не признал и просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью, указав, что оспариваемое постановление принято в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с действующим законодательством определены три уровня государственного регулирования тарифов: федеральный уровень - оптовый рынок электроэнергии, отнесенный к полномочиям Федеральной энергетической комиссии РФ; региональный уровень - потребительский рынок на территории субъектов Российской Федерации, отнесенный к полномочиям региональных энергетических комиссий соответствующего субъекта Российской Федерации; муниципальный уровень - отнесенный к полномочиям органов местного самоуправления. В настоящее время порядка расчета тарифов для оптовых потребителей-перепродавцов, утвержденного Федеральной энергетической комиссией, нет, поэтому Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление "Об утверждении Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО "Татэнерго" в соответствии со своими полномочиями и на основании действующих нормативно-правовых актов. Кроме того, до настоящего времени не утверждены Федеральной энергетической комиссией обязательные для применения всеми регулирующими органами методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен) в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии".
Представители ПЭО "Татэнерго" М-в и Х-в с заявлением также не согласились, пояснив, что Временный порядок расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов установлен до принятия соответствующего документа Федеральной энергетической комиссией, который до настоящего времени не принят. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан полностью соответствует принципу экономической обоснованности тарифов, поскольку устанавливает прозрачный и логичный способ расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан Г-ой, Верховный Суд Республики Татарстан находит, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы.
В соответствии с частями первой, второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации:
устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;
формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт;
утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;
обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" были утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. В соответствии с пунктами четвертым и пятым Основ ценообразования регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе: тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности; тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность для покупателей, действующих в регулируемом секторе оптового рынка; предельного тарифа (цены), складывающегося в секторе свободной торговли оптового рынка; тарифов (цен) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, осуществляет Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации. Регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую потребителям, и тарифов (цен) на тепловую энергию осуществляют региональные энергетические комиссии.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 сентября 2001 года N 627 утвержден Временный порядок расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО "Татэнерго", согласно которому расчет покупного тарифа производится по указанной в постановлении Правительства формуле.
В соответствии с пунктом третьим данного постановления при расчетах энергоснабжающих организаций с перепродавцами электрической (тепловой) энергии налог на добавленную стоимость не начисляется на часть электрической (тепловой) энергии, которая реализуется перепродавцами населению и населенным пунктам.
Таким образом, оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден порядок расчета тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии в нарушение своей компетенции. Согласно вышеуказанным положениям Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической и тепловой энергии осуществляется Правительством Российской Федерации и Федеральной энергетической комиссией.
Кабинет Министров Республики Татарстан и Региональная энергетическая комиссия Республики Татарстан вправе производить государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями, потребителям.
Под потребителем в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). В данном же случае, постановлением Кабинета Министров РТ установлен порядок расчета покупного тарифа электрической и тепловой энергии для оптовых потребителей-перепродавцов, что входит в компетенцию Правительства Российской Федерации и Федеральной энергетической комиссии.
Кроме того, пункт 3 Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию, предусматривающий при расчетах энергоснабжающих организаций с перепродавцами электрической (тепловой) энергии освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на часть электрической энергии, реализуемой перепродавцами населению и населенным пунктам, противоречит статье 149 части второй Налогового Кодекса. В соответствии с указанной статьей освобождение от начисления налога на добавленную стоимость по операциям реализации электрической (тепловой) энергии населению и населенным пунктам не предусмотрено. Согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на добавленную стоимость является федеральным налогом и порядок зачисления устанавливается законодательными актами Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по регулированию правоотношений в области взимания федеральных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, как не соответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статья 5) и постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" (пункты 4 и 5), должно быть признано противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
С доводами представителей Кабинета Министров и ПЭО "Татэнерго" Республики Татарстан о том, что оспариваемое постановление соответствует действующему федеральному законодательству, в настоящее время порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов Федеральной энергетической комиссией не утвержден, также не утверждены комиссией обязательные методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, суд согласиться не может. Указанные доводы правового значения не имеют, отсутствие утвержденного Федеральной энергетической комиссией порядка расчета тарифов для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии и методических указаний по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию не свидетельствует о том, что указанные тарифы и порядок их расчета вправе утверждать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональная энергетическая комиссия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстант от 7 сентября 2001 года N 627 "Об утверждении Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО "Татэнерго" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 15 июля 2002 г. N ЗП-1-83/2002
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 31 октября 2002 г. N 217-218