Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 3 сентября 2002 г. N 3П-1-101/2002 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. N 11-Г02-24 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Х-ва
с участием прокурора С-вой
при секретаре Х-ной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 года N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 года N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан", указав в обоснование своих требований, что данное постановление, имеющее силу подзаконного нормативного акта, регулирует вопросы образования, упразднения и преобразования отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан.
Однако, в соответствии с пунктом "м" части 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок его формирования определяется законом.
До настоящего времени структура высшего исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан законом Республики Татарстан не определена.
В судебном заседании участвующий в деле по доверенности прокурор из прокуратуры Республики Татарстан уточнил требования прокурора Республики Татарстан и просил суд признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу преамбулу, пунктов 1, 2, 3 данного постановления Государственного Совета Республики Татарстан.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан возражали против удовлетворения заявления прокурора Республики Татарстан, ссылаясь на то, что оспариваемое прокурором постановление Государственного Совета Республики Татарстан по своей правовой природе имеет учредительный, распорядительно-организационный характер, оно не содержит нормативных положений, следовательно, не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта.
В связи с этим данное дело в силу части 2 статьи 115 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суду общей юрисдикции не подведомственно.
Кроме того, по утверждению представителей Государственного Совета Республики Татарстан, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не регламентирует порядок образования и упразднения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, относя тем самым решение этого вопроса к ведению субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан образование и упразднение министерств и государственных комитетов Республики Татарстан отнесено к компетенции Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан.
Заслушав объяснение представителей Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан С-ой, Верховный Суд Республики Татарстан находит, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как указано в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 27 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону", правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства.
Согласно пункту "м" части 2 статьи 5, пункту 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок его формирования определяется законом субъекта.
Оспариваемое постановление Государственного Совета Республики Татарстан регулирует вопросы структуры исполнительного органа Республики Татарстан. В преамбуле указанного постановления определена цель принятия этого постановления. Оно принято в целях формирования эффективной структуры исполнительной власти Республики Татарстан и приведения структуры Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан в соответствие с требованиями экономических преобразований.
Таким образом, из содержания обжалуемого постановления Государственного Совета Республики Татарстан следует, что им разрешен вопрос касающееся структуры высшего исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, а также приведен перечень республиканских органов исполнительной власти#.
В судебном заседании представители Государственного Совета Республики Татарстан не отрицали того факта, что перечисленные в постановлении, министерства и государственные комитеты Республики Татарстан входят в систему исполнительной власти Республики Татарстан.
Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
Преамбулой Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются также Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление Государственного Совета Республики Татарстан, регулирующее вопросы структуры, в оспариваемой прокурором части противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим, поскольку оно издано в пределах компетенции предоставленной Государственному Совету Республики Татарстан, но с нарушением действующего законодательства.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан о том, что данное постановление не носит нормативного правового характера, а решает лишь вопросы образования, упразднения и преобразования конкретных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан, тем самым по своей правовой природе имеет лишь учредительный, распорядительно-организационный характер, являются не убедительными.
Данное постановление Государственным Советом Республики Татарстан принято в целях формирования эффективной структуры исполнительной власти Республики Татарстан и приведения структуры Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан в соответствие с требованиями экономических преобразований. Перечисленные в данном постановлении Государственного Совета Республики Татарстан министерства и государственные комитеты Республики Татарстан входят в структуру Кабинета Министров Республики Татарстан, следовательно, структура Кабинета Министров Республики Татарстан, как исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок его формирования должны определяться в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемое постановление Государственного Совета Республики Татарстан имеет признаки нормативного правового акта. Оно устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим постановлением.
При таком положении оснований для прекращения производства по данному делу по мотивам не подведомственности его суду общей юрисдикции не имеется.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании закона субъекта Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением Государственного Совета Республики Татарстан регулированы вопросы, связанные со структурой исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, что противоречит федеральному законодательству, которое определяет, что вопросы структуры и порядка формирования исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны быть урегулированы не подзаконным нормативным правовым актом, а законом, то есть нормативным правовым актом, субъекта Российской Федерации.
Более того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 данного постановления предложено Президенту Республики Татарстан внести на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан проект закона Республики Татарстан о структуре высшего исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.
Данное дело судом рассмотрено в пределах заявленных прокурором требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197, 203, 208, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу преамбулу, пунктов 1, 2, 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 года N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан".
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 3 сентября 2002 г. N ЗП-1-101/2002
Решение вступило в законную силу 1 ноября 2002 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. N 11-Г02-24 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 10 декабря 2002 г. N 246