Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 4 сентября 2002 г. N Зп-1-103/2002 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Х-ва
с участием прокурора Г-на
при секретаре И-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 1998 года N 304 "О порядке оплаты процедуры государственной аккредитации и лицензирования медицинской деятельности" установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 1998 года N 304 "О порядке оплаты процедуры государственной аккредитации и лицензирования медицинской деятельности".
В обосновании заявления прокурором Республики Татарстан указано на то, что данное постановление противоречит пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральному закону "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 марта 1992 года N 93, оно не было официально опубликовано и в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не подлежит применению.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор по доверенности уточнил требования прокурора Республики Татарстан и просил суд признать оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан возражал против удовлетворения заявления прокурора Республики Татарстан и пояснил, что оспариваемое постановление Кабинетом Министров Республики Татарстан принято на основании требований федерального законодательства. Оно федеральному законодательству не противоречит. При этом представитель Кабинета Министров Республики Татарстан не отрицал, что данное постановление носит нормативный характер, а потому оно должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан и зарегистрировано в органе юстиции Республики Татарстан. Однако, в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан оно не опубликовано и не зарегистрировано в органе юстиции Республики Татарстан.
Представитель привлеченного к участию в деле Министерства здравоохранения Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан не признал и пояснил, что оспариваемое прокурором постановление Кабинета Министров Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречит. Обязательному опубликованию и регистрации в органе юстиции Республики Татарстан оно не подлежит, поскольку не затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Оно направлено для регулирования вопросов, касающихся определенного круга лиц. Вместе с тем, представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан не оспаривал, что данное постановление носит нормативный характер.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан, Верховный Суд Республики Татарстан находит, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части третьей статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 года N 11 и от 25 октября 1996 года N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 мая 2000 года N 19 и от 24 апреля 2002 года N 8, при удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации либо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правового акта в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на то, что закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт считаются недействующими со дня вступления решения в законную силу (ч.З ст.239-8 ГПК РСФСР). При этом необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания (ч.З ст.15 Конституции Российской Федерации, п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963).
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, которое определяет порядок оплаты процедуры государственной аккредитации и лицензирования медицинской деятельности" не было официально опубликовано.
Указанное обстоятельство не отрицал в судебном заседании и представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, согласившись с тем, что оспариваемое постановление Кабинета Министров должно было быть официально опубликовано.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан непосредственно затрагивает права граждан, поскольку определяет порядок оплаты процедуры государственной аккредитации и лицензирования медицинской деятельности. В частности данное постановление определяет процедуру аккредитации и лицензирования частной медицинской деятельности, следовательно, оно непосредственно затрагивает неопределенный круг лиц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, как принятое с нарушением установленного порядка, должно быть признано недействующим и не подлежащим применению со дня издания.
С доводами представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан о том, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан распространяется лишь определенному кругу лиц, а потому оно не подлежит официальному опубликованию, суд согласиться не может.
Данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим постановлением.
Не может быть принят во внимание и довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что это постановление направлено управлениям здравоохранения городов и районов Республики Татарстан, издано в виде брошюр, то есть оно было доступно каждому гражданину Республики Татарстан.
Часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусматривает официальное опубликование нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы граждан.
Данное же постановление Кабинета Министров Республики Татарстан непосредственно затрагивает права и свободы человека и гражданина, а потому оно подлежало официальному опубликованию.
Указ Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" предписывает Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои ранее изданные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
Как пояснили в судебном заседании представители Кабинета Министров и Министерства здравоохранения Республики Татарстан, оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан до настоящего времени в официальных средствах массовой информации не опубликовано.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197, 203, 208, 239-8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 1998 года N 304 "О порядке оплаты процедуры государственной аккредитации и лицензирования медицинской деятельности".
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 4 сентября 2002 г. N ЗП-1-103/2002
Текст решения официально опубликован не был