Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 5 ноября 2002 г. N ЗП-1-122/2002
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Х-ва
при секретаре З-ве
с участием прокурора К-ва
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2001 года N 507 "О мерах по обеспечению эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500), установил:
исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2001 года N 507 "О мерах по обеспечению эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500), указав в обоснование своих требований на то, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан предусматривает образование территориальных органов республиканского органа государственного управления в районах и городах республиканского подчинения.
Между тем, согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в пределах полномочий субъектов Российской Федерации, отнесено к основным полномочиям законодательного органа государственной власти субъекта Федерации. Данные положения, также закреплены в пункте 9 статьи 75 Конституции Республики Татарстан, согласно которому установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти относится к ведению Государственного Совета Республики Татарстан.
Исходя из этого, исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан считает, что система органов управления республики, определяющая их функциональное построение и организацию, должна устанавливаться законом.
В судебном заседании участвующий в деле по доверенности прокурор из прокуратуры Республики Татарстан уточнил требования исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан и просил суд признать оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня его издания, поскольку оно не было опубликовано в официальных средствах массовой информации и оно издано органом с превышением предоставленной ему законом компетенции.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан У-на с заявлением исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан не согласилась, пояснив, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречит, в данном постановлении речь идет об отделах министерств и государственных комитетов на соответствующих территориях, как структурном подразделении аппарата министерства, а не об отделе представляющем собой звено системы исполнительной власти.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500 действует в соответствии, во исполнение и в целях реализации действующего на данное время Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2002 года N УП-643.
В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия всех органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Конституция Республики Татарстан определяет полномочия законодательного, исполнительного и распорядительного органов государственной власти и Президента Республики Татарстан.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона и Конституцией Республики Татарстан полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан определяются Конституцией Республики Татарстан и соответствующим законом Республики Татарстан.
Пункт 8 статьи 102 Конституции Республики Татарстан относит к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан утверждение положений о министерствах, государственных комитетах и ведомствах Республики Татарстан.
Таким образом, утверждение положений о министерствах Республики Татарстан, включающих установление их структуры находится в ведении Кабинета Министров Республики Татарстан.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан в официальных средствах массовой информации опубликовано не было, поскольку оно не затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан К-ва, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан У-ой, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части третьей статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 года N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 октября 1996 года N 10, от 14 февраля 2000 года N 9, от 25 мая 2000 года N 19, от 24 апреля 2002 года N 8, решение суда о признании нормативного правового акта (включая закон субъекта Российской Федерации) либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части недействующими со дня вступления решения в законную силу. При этом необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963).
По делу установлено, что Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 507 от 3 августа 2001 года "О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 16 июля 2001 года N УП-611 "О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан". Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500 в вышеуказанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан были внесены изменения. В частности преамбула постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 507 от 3 августа 2001 года изложена в новой редакции.
Как видно из материалов дела, оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден порядок назначения на должность и освобождения от должностей руководителей территориальных органов министерств Республики Татарстан, положения об управлении (отделе) министерств и государственных комитетов Республики Татарстан.
В судебном заседании установлено, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан не было опубликовано в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан. В Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти за N 3 за сентябрь 2002 года было опубликовано лишь постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500.
Между тем, в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" официальное опубликование нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти осуществляется в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" в течение десяти дней после дня их регистрации.
В силу части 3 пункта 9 этого же Указа Кабинету Министров Республики Татарстан в месячный срок дано указание привести свои ранее изданные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан" официальным опубликованием постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается публикация их текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти". Этим постановлением было признано утратившим силу постановление Совета Министров Татарской АССР от 22 апреля 1959 года N 226 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Совета Министров Татарской АССР", в котором в качестве официальных изданий для опубликования нормативных правовых актов были определены газеты "Социалисток Татарстан" и "Советская Татария".
В указанных официальных средствах массовой информации Республики Татарстан постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2001 года N 507 "О мерах по обеспечению эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" опубликовано не было.
Указанное обстоятельство не отрицал в судебном заседании и представитель Кабинета Министров Республики Татарстан.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О мерах по обеспечению эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" от 3 августа 2001 года N 507 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500) непосредственно затрагивает права граждан, поскольку утверждает порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя территориального органа министерства Республики Татарстан в районе, городе республиканского подчинения Республики Татарстан, положение об управлении (отделе) министерств Республики Татарстан. В связи с этим оспариваемое постановление после его принятия подлежало официальному опубликованию.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, как принятое с нарушением установленного порядка, должно быть признано недействующим и не подлежащим применению со дня принятия.
Поскольку оспоренное постановление не было опубликовано официально и, в силу чего, не влечет правовых последствий, как не вступившее в силу, не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений - суд не считает необходимым проверять доводы заявителя о несоответствии закону содержащихся в постановлении положений.
С доводами представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что необходимости официального опубликования данного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан не имеется, поскольку оно не затрагивает права и охраняемые законом интересов граждан, суд согласиться не может.
Как видно из материалов дела, оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя территориального органа министерства Республики Татарстан, положения об управлении (отделе) министерств и государственных комитетов Республики Татарстан. Следовательно, данное постановление непосредственно затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня издания постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2001 года N 507 "О мерах по обеспечению эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2002 года N 500).
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республики Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 5 ноября 2002 г. N ЗП-1-122/2002
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 28 декабря 2002 г. N 259