Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 декабря 2002 г. N ЗП-1-141/2002
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре У-ой
с участием прокурора С-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 2 и 9 пункта 4.1, абзаца 6 пункта 4.2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 427 от 9 июля 2001 года "Вопросы Министерства здравоохранения Республики Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 2 и 9 пункта 4.1, абзаца 6 пункта 4.2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 427 от 9 июля 2001 года "Вопросы Министерства здравоохранения Республики Татарстан", указав в обоснование своих требований, что отдельные положения, содержащиеся в данном постановлении, противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральному закону "Об акционерных обществах", Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральному закону "О лекарственных средствах".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан М-на требования прокурора признала и согласилась с заявлением прокурора.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан С-ой, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с частями первой, второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 427 "Вопросы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" утверждена структура и Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан министерство имеет право проводить подбор, назначение, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма, кроме контрактов найма на руководителей предприятий и организаций, назначаемых на должность и освобождаемых от должности решением Кабинета Министров Республики Татарстан, контроль за соблюдением условий контрактов найма руководителей предприятий и организаций в порядке, установленном законодательством.
Указанное положение противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом (под которым в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК РФ понимается только федеральный закон) и учредительными документами. Статья 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает создание лечебно-профилактических и аптечных учреждений, находящихся в частной собственности. Установление порядка назначения или избрания руководителей таких юридических лиц регулируется соответствующим федеральным законом, в зависимости от организационно-правовой формы. Например, в соответствии со статьей 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Какого-либо согласования с органами государственного управления при решении указанных вопросов не требуется.
В соответствии с абзацем 9 пункта 4.1 Положения министерство вправе осуществлять лицензирование и аккредитацию, сертификацию и аттестацию медицинских и фармацевтических работников учреждений и организаций, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью, независимо от их организационно-правовой формы.
Однако, в соответствии с пунктом 12 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан сертификация продукции, работ и услуг отнесена к компетенции Российской Федерации. Статьей 21 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" дано понятие аккредитации медицинских учреждений как определение их соответствия установленным стандартам, по результатам которой Советы министров республик в составе Российской Федерации выдают сертификат. Определено также, что аккредитацию медицинских учреждений проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций. Таким образом, аккредитацию должны проводить не органы исполнительной власти субъектов, а аккредитационные комиссии, создаваемые на паритетных началах. Данное положение продублировано и в утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 марта 1992 года N 93 Временном положении об аккредитации медицинских учреждений и лиц в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4.2 Положения министерство определяет ассортиментный минимум лекарственных, профилактических средств и диагностических средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности. Данное положение противоречит пункту 8 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", в соответствии с которым аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. В настоящее время действует утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 425-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, как не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральному закону "Об акционерных обществах", Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральному закону "О лекарственных средствах", должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий абзацы 2 и 9 пункта 4.1, абзац 6 пункта 4.2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 427 от 9 июля 2001 года "Вопросы Министерства здравоохранения Республики Татарстан" со дня вступления решения в законную силу.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 19 декабря 2002 г. N ЗП-1-141/2002
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 23 января 2003 г. N 14-15