Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Татарстан
"Об утверждении Программы поддержки
малого предпринимательства в Республике
Татарстан на 2005-2010 годы"
Программа
поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан
на 2005-2010 годы
17 июля 2006 г., 5 августа 2008 г.
См. Республиканскую программу развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1151
Законом РТ от 5 августа 2008 г. N 69-ЗРТ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
Программы поддержки малого предпринимательства
в Республике Татарстан на 2005-2010 годы
Наименование Программы | Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение председателя Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам от 28 мая 2004 года N 108 (в соответствии с п.1 Плана мероприятий по выполнению решений, принятых на Республиканском съезде предпринимателей 28 октября 2003 года в г.Набережные Челны, утвержденного Президентом Республики Татарстан 8 декабря 2003 года) |
Государственный заказчик |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Государственный Совет Республики Татарстан; Министерство экономики Республики Татарстан; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан; Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан; Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан; Министерство юстиции Республики Татарстан; Торгово-промышленная палата Республики Татарстан; Министерство финансов Республики Татарстан; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан; Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана; Экспертный совет по вопросам развития частного бизнеса и поддержке предпринимательства при Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам; ОАО Инновационно-производственный технопарк "Идея" |
Цель Программы | Повышение благосостояния граждан и формирование экономически активного среднего класса, обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан, увеличение удельного веса малого бизнеса в экономике Республики Татарстан |
Задачи Программы | 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан. 2. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности малого предпринимательства в Республике Татарстан. 3. Развитие инновационного потенциала Республики Татарстан и реализация приоритетных направлений развития предпринимательства. 4. Оптимизация налоговой и административной нагрузки на малый бизнес, защита прав собственности и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности. 5. Содействие в развитии товарно-сырьевых рынков и обеспечение свободной конкуренции. 6. Совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли. 7. Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса. 8. Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса. 9. Адаптация системы образования к потребностям предпринимательства. 10. Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности. 11. Дальнейшее развитие эффективной системы бизнес-информационные коммуникации. 12. Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса с учетом сбалансированной территориальной экономической политики в области занятости населения. 13. Обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса. 14. Содействие в развитии малого бизнеса, занятого в сфере сохранения и популяризации культурно-исторического наследия Республики Татарстан (художественные промыслы, туризм, градоустройство и т.д.). 15. Замещение государственного присутствия и реализация частной инициативы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др. 16. Оптимизация организационно-правовой структуры в сторону увеличения доли юридических лиц. 17. Увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в том числе и за счет замещения государственного присутствия в экономике и социальной сфере. 18. Повышение социальной ответственности и эффективности малого бизнеса. 19. Реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции |
Основные направления Программы |
1. Законодательное и иное нормативное правовое обеспечение развития предпринимательства. 2. Инновационное развитие предпринимательства (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс). 3. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства (в том числе начинающего). 4. Научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства с использованием современных информационных технологий. 5. Повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском хозяйстве. 7. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве. 8. Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства. 9. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. 10. Формирование эффективной системы информационных коммуникаций. 11. Разработка и внедрение механизмов оптимизации структуры реального сектора экономики |
Исполнители Программы | Министерства Республики Татарстан; Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан; Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан; Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан; органы местного самоуправления; Торгово-промышленная палата Республики Татарстан; общественные объединения и организации |
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, внебюджетных фондов, собственные средства предпринимателей, привлеченные инвестиции |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%. 2. Доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%. 3. Уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуры и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%. По итогам 2003 года, уровень социальной рентабельности составил 142%. 4. Уровень заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета |
Сроки реализации Программы |
2005-2010 годы |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Межведомственную и межрегиональную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Контроль за использованием бюджетных средств Республики Татарстан, выделяемых на реализацию Программы, осуществляет Счетная палата Республики Татарстан в рамках предоставленных полномочий |
Программа
поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан
на 2005-2010 годы
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Малое предпринимательство обладает стабилизирующим эффектом для экономики - это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. По данным выборочного статистического обследования индивидуальных предпринимателей и малых предприятий Республики Татарстан по основным показателям их деятельности, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в декабре 2003 года, анализ добавленной стоимости в субъектах малого предпринимательства свидетельствует о том, что промежуточное потребление на малых предприятиях на 7-10% (у индивидуальных предпринимателей более чем на 15%) ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого предпринимательства в Республике Татарстан.
28 февраля 2001 года был принят Закон Республики Татарстан N 679 "Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы" (далее - Программа на 2001-2004 годы).
Основные мероприятия Программы на 2001-2004 годы были направлены на решение следующих проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:
- отсутствие стабильной республиканской нормативной правовой базы;
- несовершенство системы налогообложения;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
- отсутствие механизмов самофинансирования (кредитных союзов, обществ взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики республики. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, направленных на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
В частности, действуют постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
- от 28.04.2001 г. N 240 "О проведении сертификации услуг розничной торговли в Республике Татарстан";
- от 28.08.2001 г. N 583 "Об утверждении Регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу "одного окна";
- от 28.08.2001 г. N 584 "О создании республиканского банка данных о незадействованных площадях и оборудовании";
- от 28.08.2001 г. N 586 "О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства";
- от 28.08.2001 г. N 589 "Об утверждении Регламента взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности при представлении ими отчетности";
- от 24.01.2002 г. N 30 "Об Агентстве по развитию предпринимательства Республики Татарстан";
- от 19.02.2002 г. N 73 "О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства";
- от 21.06.2002 г. N 359 "Об утверждении Регламента универсальной процедуры предрегистрационной подготовки документов по принципу "одного окна";
- от 24.06.2002 г. N 365 "Об Аукционном центре Республики Татарстан";
- от 19.07.2002 г. N 433 "Об утверждении Регламента изъятия и предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по принципу "одного окна";
- от 20.01.2003 г. N 21 "О создании межведомственных комиссий по предварительному согласованию места размещения объектов строительства";
- от 06.09.2002 г. N 536 "О развитии фермерских хозяйств и крестьянских подворий";
- от 16.10.2002 г. N 613 "О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника";
- от 12.11.2002 г. N 640 "О мерах по созданию республиканского инновационно-производственного технопарка "Идея";
- от 20.03.2003 г. N 159 "О мерах по обеспечению поступлений от сдачи в аренду государственного имущества";
- от 26.05.2003 г. N 285 "О дальнейших мерах по развитию сети автозаправочных станций в Республике Татарстан";
- от 24.11.2003 г. N 607 "О проведении на территории Республики Татарстан выборочного статистического обследования индивидуальных предпринимателей по итогам их работы за ноябрь 2003 года".
Также действуют:
распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2004 г. 510-р;
Указ Президента Республики Татарстан от 05.01.2002 г. N УП-7 "О создании Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан".
Целевыми показателями Программы на 2001-2004 годы являлись:
- увеличение количества малых предприятий;
- увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
- увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт Республики Татарстан.
Сегодня можно сказать, что эти параметры достигнуты.
Динамика развития малого предпринимательства в Республике Татарстан характеризуется следующими показателями.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан на 1 января 2005 года, в Республике Татарстан зарегистрировано 34944 малых предприятий и 130146 индивидуальных предпринимателей. Из них количество отчитывающихся субъектов малого предпринимательства составляет 107861 (65,3% от общего количества субъектов), в т.ч. 22881 (65,5%) малых предприятий и 84980 (65,3%) индивидуальных предпринимателей.
По прогнозным данным, сумма доходов от реализации товаров (работ и услуг), произведенных субъектами малого предпринимательства, в 2004 году возросла на 64% по сравнению с 2003 годом и составила 126,6 млрд.рублей, что почти в 3 раза превышает сумму доходов, полученных в 2001 году.
Динамика количества субъектов малого предпринимательства
в Республике Татарстан
"Динамика количества субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан"
Данные результаты позволили увеличить удельный вес добавленной стоимости субъектов малого предпринимательства в экономике Республики Татарстан до 17%.
В 2004 году суммы налоговых платежей субъектов малого предпринимательства составили 8,9 млрд.рублей, или более 9% от налоговых поступлений всех хозяйствующих субъектов Республики Татарстан в бюджеты всех уровней, в том числе налоговые платежи малых предприятий - 7,6 млрд.рублей (прирост на 88% к 2001 году), а налоговые платежи индивидуальных предпринимателей - 1,2 млрд.рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2001 году.
Экономическая активность малых предприятий растет. Так, за 2004 год доля предприятий малого бизнеса в общем объеме поставок для государственных нужд выросла с 23% до 38,6%.
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме
поставок для государственных нужд
"Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме поставок для государственных нужд"
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос с 345,8 млн.рублей в 2001 году до 4032,4 млн.рублей в 2004 году.
Динамика инвестиций в основной капитал малого бизнеса
(млн.рублей)
"Динамика инвестиций в основной капитал малого бизнеса"
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2001-2004 годах реализация Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.
Среди основных мероприятий, выполненных в ходе реализации Программы на 2001-2004 годы, можно выделить следующие.
1. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Расширена инфраструктура поддержки малого предпринимательства в регионе. В 41 муниципальном образовании Республики Татарстан работают представители Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан, в двух созданы центры поддержки предпринимательства.
Создана основа инновационной инфраструктуры в Республике Татарстан, при этом был использован опыт таких стран, как США, Швеция и Китай.
В ноябре 2002 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2002 г. N 640 создано ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея".
В мае 2004 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2004 г. N 149 состоялось открытие Камского индустриального парка "Мастер" в г.Набережные Челны. В г.Лениногорске создано ООО "Инновационно-производственный технопарк "Идея-Юго-Восток".
2. Законодательное и иное нормативное обеспечение поддержки малого предпринимательства, устранение административных барьеров
Упрощена процедура и уменьшен срок для регистрации субъектов малого предпринимательства в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.11.2002 г. N 656 "Об утверждении Регламента процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технологии "одного окна".
Принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы контролирующих органов: постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2003 г. N 91 "О мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности"; от 08.09.2003 г. N 477 "Об утверждении и введении в действие формы республиканского статистического наблюдения за осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору)"; от 13.10.2003 г. N 535 "О формировании открытой базы данных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора)". Все эти нормативные правовые акты направлены на улучшение положения предпринимателей в Республике Татарстан в части проведения мероприятий по контролю (надзору). Упорядочена работа контролирующих организаций, определен регламент проведения контрольных мероприятий.
Министерством юстиции Республики Татарстан ведется работа по организации взаимодействия уполномоченных органов при проведении государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности.
Издан приказ Министерства внутренних дел Республики Татарстан от 6 января 2004 года N 4 "Об упорядочении проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства органами внутренних дел Республики Татарстан".
3. Развитие финансовых технологий поддержки малого предпринимательства
С целью привлечения альтернативных источников финансирования созданы: Центр микрофинансирования "Бизнес-инкубатор", 19 лизинговых компаний, 15 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), 5 кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ) и 3 кредитно-потребительских кооператива (КПК).
Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан обеспечило созданные СКПК компьютерами и другой оргтехникой на общую сумму 550 тыс.рублей.
Устойчиво развиваются традиционные источники финансирования субъектов малого предпринимательства. Объем привлечения кредитных ресурсов субъектами малого предпринимательства у банков Республики Татарстан за 2004 год составил 61,9 млрд.рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2003 году. Доля кредитов субъектов малого предпринимательства в общем кредитном портфеле банков составляет более 30%. Также наблюдается устойчивое увеличение количества выдаваемых кредитов субъектам малого предпринимательства. Общее количество кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства в 2004 году, составило 21203, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году.
Банки Республики Татарстан предоставляют кредиты в основном предприятиям, не имеющим задолженности перед бюджетом и имеющим финансово-устойчивое положение, официально задекларированное в налоговых документах. Такой подход стимулирует предпринимателей к легализации бизнеса с отражением в бухгалтерской отчетности его реального состояния. Это, в свою очередь, приводит к увеличению доходов бюджета за счет налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства.
Государство может использовать положительный опыт взаимодействия банков с малым предпринимательством, помогая последнему в создании положительной кредитной истории с помощью реализации мероприятий по финансированию проектов начинающих предпринимателей, что, в конечном итоге, повлияет на легализацию "серого" рынка.
Реализована Программа государственных гарантий по заимствованиям субъектов малого предпринимательства. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.02.2002 г. N 73 выданы кредиты под государственные гарантии Республики Татарстан в 2003 г. на общую сумму 52,5 млн.рублей, сумма государственных гарантий по которым составила 43,1 млн.рублей. В 2004 г. выданы кредиты на общую сумму 64,3 млн.рублей, сумма государственных гарантий составила 55,6 млн.рублей.
Через Татарский республиканский фонд финансовой поддержки малого предпринимательства с 2001 года по 2004 год профинансировано 146 проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 55,29 млн.рублей.
4. Информационное взаимодействие
Состоялся диалог "Бизнес - Власть - Общество" в рамках проведенного Республиканского съезда предпринимателей, состоявшегося 28 октября 2003 г. в г.Набережные Челны, в соответствии с которым разработан и утвержден План мероприятий по выполнению решений, принятых на съезде. На текущий момент большая часть мероприятий выполнена.
Ежемесячно издается набор дайджестов, где в кратком виде излагаются различные нововведения в сфере законодательства и практики ведения бизнеса, касающиеся малого предпринимательства.
5. Финансирование
Финансирование Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2001-2004 годы предусматривалось ежегодно при разработке проектов законов о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год. Ассигнования из бюджета Республики Татарстан составили 521,7 млн.рублей, в том числе в 2001 г. - 21,7 млн.рублей, в 2002 г. - 100,0 млн.рублей, в 2003 г. - 100,0 млн.рублей, в 2004 году - 300,0 млн.рублей.
На основании анализа реализации Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы и аналитических материалов о состоянии и развитии малого предпринимательства в Республике Татарстан и мерах по его государственной поддержке, подготовленных Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 2001 г. N 586 "О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства", выявлены следующие приоритетные направления в сфере малого предпринимательства, требующие дальнейшей государственной поддержки:
- Инновационная деятельность;
- Переориентация и адаптация существующей системы образования к потребностям в сфере малого предпринимательства и активизация инновационного процесса;
- Деятельность субъектов малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере и городском хозяйстве;
- Реализация частной инициативы в сельском хозяйстве (агропромышленном комплексе);
- Развитие эффективной системы бизнес-коммуникаций, конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
- Государственная политика поддержки малых предприятий, занятых в отрасли по добыче и переработке нефти, химии и нефтехимии, в машиностроении, в разработке экологических и энергосберегающих технологий, в переработке и утилизации промышленных отходов.
II. Направления решений поставленных задач
Настоящая Программа является составной частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по увеличению количества малых предприятий, организации новых рабочих мест, увеличению заработной платы, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, увеличению удельного веса малого бизнеса в экономике республики и, соответственно, увеличению доходов Республики Татарстан, оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса, повышению доли добавленной стоимости и инновационной составляющей в ней.
В соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год основными направлениями социально-экономического развития Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 г. N 555 "Об основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы", отраслевыми и межотраслевыми экономическими программами развития в Республике Татарстан, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадковым 28 июля 2004 года Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, дальнейшая реализация мер государственной поддержки в области малого предпринимательства должна основываться на следующих принципах:
- Равнодоступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- Социальная ориентированность проектов поддержки малого предпринимательства: налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия;
- Приоритетность государственных инвестиций в инфраструктуру перед прямым финансированием субъектов малого предпринимательства;
- Бюджетная эффективность от государственной поддержки в сфере малого бизнеса;
- Достижение полной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости инфраструктуры поддержки малого бизнеса к 2010 году.
В рамках реализации Программы предстоит решить следующие задачи:
1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.
2. Повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности малого предпринимательства в Республике Татарстан.
3. Развитие инновационного потенциала Республики Татарстан и реализация приоритетных направлений развития предпринимательства.
4. Оптимизация налоговой и административной нагрузки на малый бизнес, защита прав собственности и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности.
5. Содействие в развитии товарно-сырьевых рынков и обеспечение свободной конкуренции.
6. Совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли.
7. Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.
8. Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса.
9. Адаптация системы образования к потребностям предпринимательства.
10. Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
11. Дальнейшее развитие эффективной системы бизнес-информационные коммуникации.
12. Создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса с учетом сбалансированной территориальной экономической политики в области занятости населения.
13. Обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса.
14. Содействие в развитии малого бизнеса, занятого в сфере сохранения и популяризации культурно-исторического наследия Республики Татарстан (художественные промыслы, туризм, градоустройство и т.д.).
15. Замещение государственного присутствия и реализация частной инициативы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др.
16. Оптимизация организационно-правовой структуры в сторону увеличения доли юридических лиц.
17. Увеличение числа рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в том числе и за счет замещения государственного присутствия в экономике и социальной сфере.
18. Повышение социальной эффективности малого бизнеса.
19. Реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции.
Каждая из задач Программы имеет взаимообусловленные связи с другими, которые, в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства, решаются по следующим направлениям:
1. Законодательное и нормативное правовое обеспечение развития предпринимательства.
2. Инновационное развитие предпринимательства (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс).
3. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства (в том числе начинающего).
4. Научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства с использованием современных информационных технологий.
5. Повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском хозяйстве.
7. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в городском хозяйстве и сфере жилищно-коммунального хозяйства.
8. Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства.
9. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
10. Формирование эффективной системы информационных коммуникаций.
11. Разработка и внедрение механизмов оптимизации структуры реального сектора экономики.
III. Структура программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели.
Важным принципом реализации системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и взаимосвязь целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства.
Структура программных мероприятий представлена одиннадцатью направлениями (разделами), которые обеспечивают комплексный подход и межведомственную кооперацию, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи (ключевые мероприятия по реализации Программы).
IV. Оценка эффективности Программы
В результате осуществления Программы:
- доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%;
- доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%;
- уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуру и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%;
- уровень минимальной заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета.
V. Механизм контроля за реализацией Программы
Межведомственную и межрегиональную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Контроль за использованием бюджетных средств Республики Татарстан, выделяемых на реализацию Программы, осуществляет Счетная палата Республики Татарстан в рамках предоставленных полномочий.
Функции текущего мониторинга реализации Программы выполняют Торгово-промышленная палата Республики Татарстан и Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, оказывая содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях профильного комитета Государственного Совета Республики Татарстан.
Законом РТ от 17 июля 2006 г. N 52-ЗРТ глава VI настоящей Программы изложена в новой редакции. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
VI. Механизм реализации Программы
Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий.
См. План реализации мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2007 год, утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2006 г. N 689
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках мероприятий Программы осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
VII. Финансирование Программы
Финансирование Программы в части мероприятий, финансируемых из бюджета Республики Татарстан, ежегодно предусматривается при разработке проектов законов о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.
Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства.
Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется.
Для выполнения в полном объеме запланированных мероприятий по увеличению доли субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан к 2010 году до 30% необходимо предусмотреть ежегодное увеличение объемов средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан и внебюджетных организаций на поддержку малого предпринимательства. В Законе Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год" на реализацию Программы предусмотрено 168 млн.рублей.
Объем выделенных средств на поддержку малого предпринимательства
в 2002-2004 гг. в процентном соотношении к расходам бюджета
Республики Татарстан с разбивкой по годам:
Наименование | 2002 | 2003 | 2004 |
Доля СМП в валовом региональном продукте Республики Татарстан |
14% | 16% | 17% |
Расходы на поддержку малого предпринимательства в % к расходам бюджета Республики Татарстан |
0,3% | 0,2% | 0,5% |
Планируемый минимальный объем средств на поддержку малого
предпринимательства на период 2005-2010 гг. в процентном соотношении
к расходам бюджета Республики Татарстан с разбивкой по годам:
Наименование | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Доля СМП в валовом региональном продукте Республики Татарстан |
19,6% | 21,7% | 23,8% | 25,8% | 27,9% | 30% |
Доля на поддержку малого предпринимательства в % к расходам бюджета Республики Татарстан |
0,35% | 0,4% | 0,46% | 0,53% | 0,61% | 0,7% |
Законом РТ от 5 августа 2008 г. N 69-ЗРТ в раздел настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Ключевые мероприятия по реализации Программы поддержки
малого предпринимательства в Республике Татарстан
на 2005-2010 годы
1. Законодательное и иное нормативное правовое обеспечение развития предпринимательства
Совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий развития предпринимательства. Основой этого является федеральная нормативная правовая база. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральную нормативную правовую базу, необходимо разрабатывать и корректировать республиканские нормативные правовые акты.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
1.1 | Мониторинг действующего нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности |
Проведение экспертизы проектов республиканских законодательных актов и актов органов местного самоуправления, которые затрагивают интересы СМП |
Согласование интересов СМП при реализации государственной политики |
АРП РТ | АРП РТ, ЭС при РМВК, Минюст РТ, Прокуратура РТ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
Постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров, анализ проблемных ситуаций |
Выработка рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций в преодолении административных барьеров |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ, ЭС при РМВК, ЦЭСИ РТ, министерства, органы МСУ (по согласованию), МКСПиКО |
2005-2010 гг. |
||
Разработка механизмов обеспечения недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры (подготовка комплексных предложений) |
Упорядочение взаимодействия СМП с локальными монополиями |
ТПП РТ | ТПП РТ, ТУ ФАС России (по согласованию), МСА и ЖКХ РТ, АРП РТ |
2005-2006 гг. |
||
1.2 | Совершенствование действующего законодательства и законодательные инициативы |
|||||
Региональное законодательство |
Разработка нормативных правовых актов о порядке проведения аукционов по недвижимости (в т.ч. по земельным участкам) РТ с использованием электронных площадок |
Обеспечение прозрачности и эффективности проведения торгов |
МЗИО РТ | МЗИО РТ, Минфин РТ, АРП РТ Агентство по госзаказу |
2005-2007 гг. |
|
Проведение экспертизы нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы СМП в области ЖКХ, и подготовка комплексных предложений по реформированию и модернизации ЖКХ |
Содействие проведению реформы в отрасли, развитие частной инициативы |
МСА и ЖКХ РТ |
МСА и ЖКХ РТ, министерства, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Участие в реализации Программы реформирования и модернизации ЖКХ РТ на 2004-2010 годы |
Содействие проведению реформы в отрасли, развитие частной инициативы |
МСА и ЖКХ РТ |
МСА и ЖКХ РТ, министерства, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Обеспечение СМП производственными площадями и оборудованием через их долгосрочную аренду с привлечением незадействованных государственных активов |
Расширение производственного потенциала СМП |
МЗИО РТ | МЗИО РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Уточнение порядка формирования отчетности и системы учета СМП |
Получение полной достоверной информации для анализа и дальнейшей обработки; выделение информации о деятельности среднего бизнеса |
ТПП РТ | ТПП РТ, МЭ РТ, Татарстанстат (по согласованию), АРП РТ, ЦЭСИ РТ |
2005 г. | ||
Федеральное законодательство | Участие в разработке нормативных актов в области демонополизации услуг в сфере ЖКХ и услуг БТИ, проведения техосмотра и других |
Развитие конкуренции и замещение функций государственного управления |
АРП РТ | АРП РТ, Госсовет РТ, ЦЭСИ РТ |
2005-2007 гг. |
|
Участие в разработке нормативных актов по техническому регулированию (регламентов) |
Учет интересов СМП при формировании норм технического регулирования |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, Госсовет РТ, АРП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Участие в разработке нормативных актов в области порядка формирования и регулирования инновационных образований (технопарков, научно-производственных зон и т.п.) |
Выбор оптимальной схемы развития инновационной деятельности в РТ |
Промышлен- ные пред- приятия, технопарки (по согла- сованию) |
Госсовет РТ, АРП РТ, МЭ РТ, ЦЭСИ РТ, промышленные предприятия, технопарки (по согласованию) |
2005-2006 гг. |
||
Разработка предложений по внесению изменений в ФЗ "О государственном земельном кадастре", в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" |
Укрепление имущественных прав, регламентация и упрощение порядка выдела земельных участков |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ, Госсовет РТ, Минсельхозпрод РТ, Минфин РТ, АФТ |
2005 г. | ||
Участие в разработке ФЗ "Об обществах взаимного страхования" |
Развитие страхования рисков |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ, МЭ РТ, Госсовет РТ, Минсельхоз- прод РТ, Минфин РТ, АФТ |
2005 г. | ||
Разработка предложений по внесению изменений в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
Уменьшение количества лицензируемых видов деятельности |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ, Госсовет РТ |
2005 г. | ||
Разработка предложений по внесению изменений в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" |
Защита социальных интересов занятых в малом бизнесе |
МТЗ и СЗ РТ |
МТЗ и СЗ РТ, АРП РТ, ТПП РТ, ОПФ РФ по РТ (по согласованию) |
2005 г. | ||
1.3 | Разработка и реализация группы мер по коллективному противодействию коррупции |
|||||
Обобщение и распространение позитивного опыта антикоррупционного поведения. Разработка механизмов формирования антикоррупционных рейтингов. Обеспечение публичности рейтингов субъектов антикоррупционного поведения |
Повышение противодействия предпринимателей фактам коррупции |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики. Обеспечение публичности рейтингов предпринимателей |
Повышение этического уровня ведения бизнеса |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Мониторинг изменений законодательства, его оценка на коррупциогенность с последующим информированием предпринимателей |
Повышение уровня правовой культуры предпринимателей |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Развитие на базе объединений предпринимателей служб "быстрого юридического реагирования" (юридические консультации по телефону или с выездом на место), оказание консультативных услуг по анализу конъюнктуры рынка, а также реализация возможностей коллективной защиты в судах и административных разбирательствах |
Защита прав и интересов предпринимателей |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Создание юридической службы, аккредитованной АРП РТ, на базе профессиональной организации, оказывающей юридические услуги |
Защита прав и интересов предпринимателей |
АРП РТ | АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Формирование общественного мнения по фактам коррупции через средства массовой информации |
Оказание влияния на чиновников посредством возрастания роли общественного мнения |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Централизация социальной благотворительности. Создание централизованных фондов на местном уровне для взаимодействия в организации, проведении и финансировании праздников, благоустройства территорий и т.п. |
Исключение непосредственного финансового взаимодействия предпринимателя и чиновника |
ТПП РТ | ТПП РТ, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Включение в публичный ресурс всех имущественных сделок с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления |
Обеспечение прозрачности и доступности информации |
АРП РТ | АРП РТ, министерства, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Принятие Кодекса делового поведения предпринимателей |
Повышение этики ведения бизнеса |
ТПП РТ | ТПП РТ, АРП РТ | 2005 г. |
2. Инновационное развитие предпринимательства (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс)
В данном разделе предусматриваются мероприятия по созданию и развитию инновационно активных образований: профильных региональных технопарков, технополисов, индустриальных парков, промышленных кластеров и округов, центров трансферта технологий в соответствии с отраслевой направленностью района.
В результате предусматривается формирование интегрированных бизнес-групп и организация совместной формы ведения бизнеса на основе сложившейся индустриальной базы, что позволит оптимизировать процессы производства и повысить конкурентоспособность продукции.
Повышение инновационной активности и реализация инновационного потенциала молодежи позволит ускорить процесс развития и капитализации нематериальных активов Республики Татарстан.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
2.1 | Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса и развитие инновационно активных образований: профильных региональных технопарков, технополисов, индустриальных парков, округов, промышленных кластеров, центров трансферта технологий в соответствии с отраслевой направленностью района |
Формирование интегрированных бизнес-групп и организация совместной формы бизнеса на основе сложившейся индустриальной базы. Разработка и реализация проектов с целью преобразования депрессивных имущественных комплексов, незадействованных производственных мощностей и площадей в инновационно активные образования |
Повышение добавленной стоимости продукции, увеличение доли инновационной составляющей в ней. Увеличение объемов выпуска продукции высокой нормы передела |
МЭ РТ | МЭ РТ, АРП РТ, ТПП РТ, АН РТ, органы МСУ (по согласованию), промышленные предприятия (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
Развитие системы технопарков | Коммерциализация научных разработок, формирование инновационных бизнес-единиц |
МЭ РТ | МЭ РТ, АРП РТ, Минфин РТ |
2005-2010 гг. |
||
Создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса в химии и нефтехимии. Образование промышленных округов на базе предприятий химии и нефтехимии Республики Татарстан |
Повышение добавленной стоимости продукции химии и нефтехимии (вплоть до конечного передела) с привлечением СМП |
МЭ РТ | МЭ РТ, АРП РТ, органы МСУ г.Нижнекамска (по согласованию) и промышленные предприятия (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Создание Представительств инновационных производственных технопарков на базе Торгово-экономических представительств Республики Татарстан |
Развитие системы международного сотрудничества в области трансферта технологий |
промышлен- ные пред- приятия и технопарки (по согла- сованию) |
МЭ РТ, МП и Т РТ | 2005-2010 гг. |
||
2.2 | Формирование системы финансово-имущественной поддержки инновационных проектов |
Подготовка предложений по совершенствованию условий и порядка государственной поддержки СМП |
Стимулирование деловой активности в сфере инновационного предпринимательст- ва |
МЭ РТ | АРП РТ, МЭ РТ, Банковская ассоциация Татарстана и промышленные предприятия (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
Вовлечение недозагруженных производственных мощностей, неэффективно используемых производственных площадей в производственный процесс малых предприятий в рамках инновационно активных образований |
Снижение производственных издержек на содержание неэффективно используемых производственных мощностей и площадей. Производство конкурентоспособ- ной продукции малыми предприятиями, снижение себестоимости продукции за счет уменьшения затрат |
МЗИО РТ | ТПП РТ, АРП РТ, МЗИО РТ, промышленные предприятия (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Совершенствование механизмов доступа малых предприятий, реализующих инновационные проекты в приоритетных для республики областях, к площадям производственного назначения, находящимся в государственной собственности |
Обеспечение СМП доступными площадями производственного назначения |
МЗИО РТ | МЗИО РТ, ТПП РТ, промышленные предприятия (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
2.3 | Создание системы информационной поддержки инновационной деятельности |
Централизация и актуализация имеющейся информации в РТ в сфере инновационной деятельности. Формирование единого республиканского банка данных инновационных проектов как части распределенной межведомственной базы данных |
Формирование распределенной межведомственной информационной базы данных инновационных проектов и заявок с предоставлением части информационного ресурса в открытом доступе. Оптимизация затрат на создание информационного ресурса |
МЭ РТ | МЭ РТ, АРП РТ, ТПП РТ, АН РТ, ГУП "ЦНТИ" и промышленные предприятия (по согласованию) |
2005-2006 гг. |
2.4 | Государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности |
Формирование инфраструктуры по защите и оценке интеллектуальной собственности на результаты инновационной деятельности, патентно-лицензионное сопровождение при коммерциализации интеллектуальной собственности. Консалтинг СМП в сфере интеллектуальной собственности. Юридическое сопровождение осуществления прав на интеллектуальную собственность |
Развитие и капитализация нематериальных активов Республики Татарстан. Обеспечение юридической защиты интеллектуальной собственности |
МЭ РТ | МЭ РТ, ГУП "ЦНТИ", АРП РТ, АН РТ, патентные поверенные |
2005-2010 гг. |
Подготовка предложений по нормативному регулированию государственных, негосударственных и смешанных форм финансирования научных исследований, определению принципов взаимодействия государства и частного сектора в области использования результатов НИОКР и ОКР, выполненных с участием государства |
Определение полномочий СМП в области использования результатов НИОКР и ОКР, выполненных с участием государства |
МЭ РТ | МЭ РТ, ГУП "ЦНТИ", АН РТ, АРП РТ |
2005-2010 гг. |
||
2.5 | Реализация научно-образовательного потенциала молодежи |
Выявление потребностей рынка на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки |
Стимулирование научных исследований, направленных на удовлетворение потребностей рынка высоких технологий |
промышлен- ные пред- приятия и технопарки (по согла- сованию) |
ТПП РТ | 2005-2010 гг. |
Разработка программ обучения и подготовка кадров - потенциальных субъектов малого инновационного предпринимательства - в сфере управления внедрениями и инновационными проектами |
Повышение инновационной активности и реализация инновационного потенциала молодежи |
промышлен- ные пред- приятия и технопарки (по согла- сованию) |
ТПП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Организация обучения перспективной молодежи в сфере управления инновационной деятельностью с привлечением грантов специализированных фондов и банковских кредитов |
Привлечение перспективной молодежи к реализации интеллектуально- го потенциала Республики Татарстан |
промышлен- ные пред- приятия и технопарки (по согла- сованию) |
ТПП РТ, Минобразования РТ, АРП РТ |
2005-2010 гг. |
3. Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства (в том числе начинающего)
Опыт работы финансовых институтов и статистические данные показывают, что подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства не имеет залога и не может пользоваться обычным банковским кредитованием или кредитованием, где требуется обеспечение (залог). В данном случае приобретает большую значимость разработка и внедрение в сферу финансирования малого бизнеса новых финансовых инструментов и технологий, позволяющих использовать систему микрофинансирования, беззалогового кредитования, систему взаимного кредитования, реализацию механизмов страхования предпринимательских рисков, лизинговые схемы. В данном разделе также предусматриваются мероприятия по формированию стартового капитала для действующих и начинающих СМП, где, помимо бюджетных ассигнований, предусматривается привлечение средств, активов и гарантий частных инвесторов.
К одним из таких инструментов можно отнести форму финансовой аренды - лизинг. Положительным моментом развития лизинга в сфере малого бизнеса является участие в учреждении лизинговых компаний республиканских финансовых структур, общественных организаций, направляющих свою деятельность на поддержку малого и среднего бизнеса.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
3.1 | Государственная поддержка инвестиций в малый бизнес |
Развитие гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки СМП |
Увеличение объема инвестиций в раз- витие СМП РТ и ре- шение проблемы за- логового обеспече- ния |
АРП РТ | АРП РТ, МЭ РТ, Минфин РТ, Банковская ассоциация Татарстана |
2005-2010 гг. |
Развитие альтернативных форм финансирования СМП в Республике Татарстан (микрофинансирование, ипотека, лизинг, страхование, общества взаимного кредитования и страхования) |
Расширение доступа СМП к финансовым ресурсам |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ, МЭ РТ, Минфин РТ, по согласованию: Банковская ассоциация Татарстана, АФТ, ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Татарстана", Ассоциация страховщиков РТ, Агентство по госзаказу, ипотечные агентства |
2005-2010 гг. |
||
Разработка механизма привлечения финансовых средств на финансирование инновационных проектов под "старт", в том числе с использованием частных инвестиций, венчурного и банковского капитала |
Переориентация финансовых потоков на реализацию нау- коемких бизнес- проектов |
ТПП РТ | ТПП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Привлечение СМП для выполнения муниципального заказа с выделением обязательной квоты не менее 30% от суммы заказа |
Стимулирование и привлечение СМП к муниципальным заказам |
органы МСУ | органы МСУ (по согласованию), ТПП РТ, МЭ РТ, АРП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Разработка инвестиционных программ и методики их отбора для муниципального образования с обязательным включением в состав конкурсной комиссии по отбору инвестиционных программ не менее 1/3 представителей СМП. Подготовка инвестиционного меморандума |
Стимулирование и привлечение СМП |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, МЭ РТ, АРП РТ, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
4. Научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства с использованием современных информационных технологий
Одними из важнейших составляющих инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан в 2005-2010 гг. должны стать многоотраслевая система базового и дополнительного образования субъектов малого предпринимательства, комплексное научно-методическое и кадровое обеспечение его эффективного и устойчивого развития.
Управленческие инновации должны составить основу инновационного лидерства. Стремясь к стратегическому лидерству в стране, Республика Татарстан будет вынуждена решать проблему удержания на своей территории наиболее активного и образованного интеллектуального капитала (Золотой кадровый резерв республики). Поэтому в новой экономике, основу которой должно составить инновационное развитие страны и республики, необходимо выделить еще один сегмент - образовательный. Ведь именно здесь аккумулируются и апробируются высокий научный потенциал и современные прогрессивные технологии.
В целях уделения большего значения кадровому обеспечению, стимулирования населения к развитию частной инициативы и занятию собственным бизнесом, дальнейшего развития образовательных учреждений, ведущих подготовку предпринимательских кадров, создания открытого информационного поля в области образовательных и консалтинговых услуг для предпринимателей, повышения заинтересованности предприятий негосударственных форм собственности в обучении и развитии персонала в республике приняты нормативные правовые акты (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 ноября 2002 г. N 655 "О государственной поддержке базового обучения предпринимателей и их дополнительного образования"), на основе которых планируются нижеперечисленные мероприятия.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
4.1 | Научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства |
Формирование рейтинга образовательных услуг учебных заведений для сферы предпринимательства |
Стимулирование образовательных учреждений респуб- лики к повышению уровня и качества образовательных услуг, предоставляемых СМП |
Минобразо- вания РТ |
Минобразования РТ, АРП РТ, ТПП РТ, институт независимого оценщика качества образования для сферы предприни- мательства (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
Создание и развитие инфокоммуникационной инфраструктуры и технологий в области образовательных услуг в сфере предпринимательства |
Стимулирование использования информационных технологий в образовательной деятельности, обеспечивающей взаимодействие на- учных организаций, образовательных учреждений и пред- принимательства |
Минобразо- вания РТ |
Минобразования РТ, Минсвязи РТ, АРП РТ, АН РТ, ТПП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Организация и развитие дистанционной формы образования, базирующейся на современных инфокоммуникационных технологиях, обеспечивающей индивидуальное обучение и консультирование предпринимателей |
Обеспечение доступа СМП к учебным и научным информационным источникам, программным сред- ствам контроля, тестирования, аттестации |
Минобразо- вания РТ |
Минобразования РТ, Минсвязи РТ, АРП РТ, АН РТ, ТПП РТ |
2005-2008 гг. |
||
Организация и реализация государственного тендера (конкурса) образовательных программ и методического обеспечения в области предпринимательской деятельности на постоянной основе |
Создание конку- рентной среды в рамках разработки образовательных программ и методического обеспечения в области предприни- мательской деятельности |
Минобразо- вания РТ |
Минобразования РТ, МТЗ и СЗ РТ, АРП РТ, АН РТ, ТПП РТ, Агентство "Татмедиа" |
2005-2010 гг. |
||
Проведение постоянного мониторинга и ежегодного социологического исследования востребованных специальностей для СМП приоритетных отраслей экономики, закрепление за Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан двух и более ПУ или лицеев с выделением бюджетных ассигнований на обучение и последующий патронаж будущих специалистов в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан |
Обеспечение СМП квалифицированными кадрами |
ТПП РТ | ТПП РТ, Минобразования РТ |
2005-2010 гг. |
||
Разработка и реализация государственных целевых образовательных программ подготовки специалистов для приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан с выделением бюджетных ассигнований |
Поддержка деятельности СМП в приоритетных отраслях экономики РТ |
Минобра- зования РТ |
Минобразования РТ, ТПП РТ, АРП РТ, МТЗ и СЗ РТ |
2005-2010 гг. |
5. Повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Предполагается создание саморегулируемых некоммерческих организаций для оказания услуг в сфере поддержки малого предпринимательства на базе созданной при Агентстве по развитию предпринимательства Республики Татарстан инфраструктуры поддержки малого бизнеса в городах и районах Республики Татарстан.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
5.1 | Создание инфраструктуры поддержки предпринимательства |
Содействие СМП в создании саморегулируемых некоммерческих организаций для координации и оказания услуг в сфере поддержки предпринимательства, в т.ч.: оказание юридических, консультативных, обучающих и других видов услуг, а также развитие альтернативных систем кредитования |
Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательст- ва на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Защита законных прав и интересов СМП. Оптимизация существующей сис- темы патронирова- ния предпринима- тельской деятель- ности в РТ |
ТПП РТ, АРП РТ |
АРП РТ, ТПП РТ, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
Использование инфраструктуры для развития частной инициативы в различных отраслях экономики РТ и реализации приоритетных программ РТ |
Увеличение количества СМП в приоритетных отраслях экономики РТ |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ, отраслевые министерства, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Развитие товарных рынков посредством обеспечения реализации продукции сельского хозяйства и нефтехимии на биржевых торгах с использованием инфокоммуникационной инфраструктуры |
Формирование обоснованных цен, обеспечение доступа к товарно- сырьевым ресурсам, развитие конкуренции |
МЭ РТ | МЭ РТ, ТПП РТ, Минсельхозпрод РТ |
2005-2010 гг. |
||
Развитие системы постоянно действующих третейских судов, представляющих собой специализированные органы по рассмотрению споров в конкретных областях экономики |
Развитие цивилизованного уровня деловых отношений среди предпринимателей и решение споров |
ТПП РТ | ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2010 гг. |
||
Определение регламента и проведение конкурсного отбора мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства |
Привлечение к цивилизованной форме взаимовы- годных отношений через ТПП, увели- чение числа СМП и оказание им под- держки |
ТПП РТ | ТПП РТ, Агентство по госзаказу, АРП РТ |
2005-2010 гг. |
6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском хозяйстве
В сельских районах в большей мере ощущается отсутствие финансовых и информационных ресурсов, нет квалифицированных специалистов по вопросам организации и функционирования малых предприятий. Ряд поставленных проблем будет решен в рамках реализации других мероприятий Программы, в том числе по информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, научно-методическому, техническому и финансовому обеспечению подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
6.1 | Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве |
Поддержка создания и развития фермерских хозяйств через развитие инфраструктуры информационно-консультацион- ных, финансовых и юридических услуг, подготовку кадров |
Увеличение количе- ства фермерских хозяйств и увели- чение объемов вы- пускаемой ими про- дукции, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы и социальной защиты |
Минсель- хозпрод РТ |
АРП РТ, Минсельхозпрод РТ, АФТ |
2005-2010 гг. |
Создание внутрихозяйственных комиссий для проведения инвентаризации списка собственников земель |
Подготовка инфор- мации к регистра- ции права собст- венности на землю |
МЗИО РТ | МЗИО РТ, Минсельхозпрод РТ |
2005 г. | ||
Развитие заготовительной деятельности продукции, производимой в ЛПХ, силами потребкооперации, крупными торговыми предприятиями и иными предприятиями-переработчиками |
Поддержка и устойчивое разви- тие СМП в сельском хозяйстве |
Минсель- хозпрод РТ |
Минсельхозпрод РТ, органы МСУ (по согласованию), ТПП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Развитие системы сквозных заказов предприятий торговли на сельскохозяйственную продукцию, при этом доля районированной продукции должна составлять более 50% от общего объема реализации |
Поддержка и устойчивое разви- тие СМП в сельском хозяйстве |
Минсель- хозпрод РТ |
Минфин РТ, органы МСУ (по согласованию), Минсельхозпрод РТ |
2005-2010 гг. |
7. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере зависит от создания конкурентной среды между управляющими и обслуживающими предприятиями. Развитие такой конкуренции напрямую связано с формированием института управляющих компаний, которые смогут осуществлять полноправные договорные отношения с фирмами-исполнителями.
Для успешной реформы жилищно-коммунального хозяйства необходимо обсудить вопросы подготовки квалифицированных кадров, расширения объемов, занимаемых в этой сфере малым бизнесом, вопросы страхования, повышения качества оказываемых услуг.
Для выполнения этих задач необходимо изменить финансовые потоки, необходимо, чтобы дотации и льготы шли напрямую исполнителям. Непременным условием проведения жилищно-коммунальной реформы является демонополизация этого сектора, внедрение рыночных механизмов и конкурентоспособной среды. Жители должны иметь возможность выбирать подрядные организации, предлагающие более качественные услуги по обслуживанию жилья. Серьезную конкуренцию государственным предприятиям могут и должны создавать предприятия малого бизнеса, которые пока робко осваивают жилищно-коммунальную сферу.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
7.1 |
Развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве |
Оптимизация системы оплаты и расчетов по жилищно-коммунальным услугам |
Оптимизация размеров оплаты за услуги в сфере ЖКХ для населения |
МСА и ЖКХ РТ |
МСА и ЖКХ РТ, АРП РТ |
2005-2007 гг. |
Реализация имущества ликвидируемых предприятий ЖКХ с торгов СМП |
Обеспечение нужд СМП, занятых в ЖКХ |
МСА и ЖКХ РТ |
МСА и ЖКХ РТ, Минфин РТ, МЗИО РТ, органы МСУ (по согласованию) |
2005-2010 гг. |
||
Поддержка создания и развития частных управляющих компаний и поставщиков услуг СМП через развитие инфраструктуры информационно-консультацион- ных, финансовых и юридических услуг в данной области |
Увеличение доли услуг, оказываемых СМП в ЖКХ |
МСА и ЖКХ РТ |
МСА и ЖКХ РТ, АРП РТ, ТПП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Внедрение схем прямого взаиморасчета управляющих компаний, исключающих оплату потребителями услуг непосредственно исполнителям |
Развитие управляющих компаний в сфере ЖКХ, снижение издержек |
МСА и ЖКХ РТ |
МСА и ЖКХ РТ, АРП РТ, ТПП РТ |
2005 г. | ||
Создание Гильдии управляющих компаний с обязательным проведением мониторинга деятельности управляющих компаний и опубликованием их рейтинга |
Обеспечение прозрачности и достоверности информации для потребителей услуг |
ТПП РТ, АРП РТ |
ТПП РТ, АРП РТ | 2005-2006 гг. |
||
Создание центра подготовки специалистов для управляющих компаний в сфере ЖКХ и фермеров |
Обеспечение квалифицированными кадрами управляю- щих компаний |
Минобра- зования РТ |
Минобразования РТ, Минсельхоз- прод РТ, АРП РТ, ТПП РТ, АФТ |
2005-2006 гг. |
8. Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства
Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить социальную защиту занятых в малом бизнесе и обеспечить выполнение требований трудового законодательства субъектами малого предпринимательства.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
8.1 | Социальная защита и охрана труда в сфере малого бизнеса |
Разработка предложений по созданию системы пенсионного обеспечения СМП |
Соблюдение социальных гарантий на основе социального нормирования |
ОПФ РФ по РТ (по со- гласова- нию) |
ОПФ РФ по РТ (по согласованию), НПФ, АРП РТ |
2005-2006 гг. |
Консультационно-методическая помощь в вопросах организации работ по охране труда |
Защита интересов СМП |
МТЗ и СЗ РТ |
МТЗ и СЗ РТ, АРП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Разработка мер по обеспечению к 2010 году уровня заработной платы в системе СМП на уровне не ниже минимального потребительского бюджета |
Адаптация "серого" рынка труда |
МТЗ и СЗ РТ, УФНС России по РТ (по со- гласова- нию) |
МТЗ и СЗ РТ, УФНС России по РТ (по согласованию), АРП РТ, ТПП РТ |
2005-2006 гг. |
||
Разработка мер и механизмов, позволяющих осуществлять ежегодное уменьшение "серого" рынка труда среди СМП на 10% |
Прозрачность малого предприни- мательства |
МТЗ и СЗ РТ |
МТЗ и СЗ РТ, АРП РТ, ТПП РТ |
2005-2006 гг. |
9. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства
Одной из существенных проблем малого предпринимательства является реализация товаров и услуг, установление постоянных кооперационных связей с другими предприятиями как на территории республики, так и за ее пределами, а также сохранение и популяризация культурно-исторического наследия Республики Татарстан.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
9.1 | Межрегиональное и международное сотрудничество |
Содействие в продвижении продукции и помощь в организации сотрудничества СМП РТ с российскими и зарубежными контрагентами в рамках конференций, выставок, презентаций, бизнес-встреч и т.п. |
Расширение экспортного потенциала развития СМП |
МП и Т РТ | МП и Т РТ, АРП РТ, ТПП РТ |
2005-2010 гг. |
Консультации и информационная деятельность в области сертификации товаров и услуг по международным стандартам качества и др. |
Информационная и консультационная поддержка СМП |
ТПП РТ | МП и Т РТ, АРП РТ, ТПП РТ |
2005-2010 гг. |
||
Проведение мероприятий по сохранению и популяризации культурно-исторического наследия РТ (развитие художественных промыслов, туризма и т.д.) |
Содействие в раз- витии малого биз- неса, занятого в сфере сохранения и популяризации культурно-истори- ческого наследия РТ |
Центр НХП | Центр НХП, ВКТ, министерства |
2005-2010 гг. |
10. Формирование эффективной системы информационных коммуникаций
В условиях значительной деформации общественной структуры, малоэффективной пропаганды новых ценностей имиджевая составляющая предпринимателя не стала привлекательной для основной части населения.
Необходима новая стратегия взаимоотношений СМИ, предпринимательского сообщества, государственных институтов, в которой образ предпринимателя должен выступать как элемент, цементирующий всю социальную структуру общества.
Важным элементом новой стратегии выступает коммуникация. Базовым элементом коммуникативных отношений выступают средства массовой информации, которые непосредственно конструируют социальную реальность, делая те или иные факты предметом местной или общегосударственной значимости. В рамках такого подхода при медиапланировании могут быть разработаны новые типы и форматы передачи информации, которые должны "отстраиваться" по событийному признаку.
Для ясного понимания качества и масштаба публичного обсуждения проблем малого предпринимательства, а также для выявления проблем отрасли с целью медиапланирования необходимо организовать постоянно действующую систему тематического мониторинга республиканских СМИ для выработки аналитически проработанных предложений по вариантам медиареагирования, создать коммуникативную бизнес-площадку, выполняющую две функции:
- способствовать мобилизации бизнес-сообщества;
- выступать ареной для самостоятельного поиска решений.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
10.1 | Развитие системы информационных коммуникаций |
Формирование межведомственной информационной базы данных с предоставлением части информационного ресурса в открытом доступе |
Обеспечение доступа СМП к достоверной и актуальной информации |
ТПП РТ, АРП РТ |
АРП РТ, Агентство "Татмедиа", ТПП РТ, СМИ |
2005-2010 гг. |
Создание эффективной системы взаимодействия СМИ, государственных структур и общественных организаций предпринимателей, информационное сопровождение деятельности СМП |
Расширение коммуникативного поля обсуждения актуальных проблем предприниматель- ства |
ТПП РТ, АРП РТ |
Агентство "Татмедиа", АРП РТ, ТПП РТ, СМИ |
2005-2010 гг. |
||
Организация системного мониторинга республиканских СМИ в области развития предпринимательства |
Составление све- денной комплексной медиакартины и формирование дальнейшей информационной политики в части поддержки и пропаганды пред- принимательской деятельности с учетом аналитиче- ских разработок |
ТПП РТ, АРП РТ |
АРП РТ, Агентство "Татмедиа", ТПП РТ, СМИ |
2005-2010 гг. |
11. Разработка и внедрение механизмов оптимизации структуры реального сектора экономики
В настоящее время количество малых предприятий, занятых в определенных секторах экономики, требует проведения серьезного анализа с целью выявления приоритетных направлений, развитие которых позволит перераспределить структуру инвестиций. Увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику Республики Татарстан и превышение его над объемом вывозимых инвестиций окажет сильное положительное влияние на экономику республики в целом.
N п/п |
Разделы Программы | Наименование мероприятий | Цель | Исполнители мероприятий | Срок исполнения |
|
основной | ответственные | |||||
11.1 | Поддержка малого предпринимательства в развитии приоритетных направлений экономики РТ |
Разработка отраслевых и территориальных программ, программ точек роста, базирующихся на анализе баланса ввоза/вывоза продовольственных и промышленных товаров |
Увеличение объема привлеченных инвестиций |
ТПП РТ | ТПП РТ, МЭ РТ, АРП РТ, Татарстанстат (по согласованию), МП и Т РТ |
2005-2010 гг. |
Разработка механизмов оценки эффективности реализованных бизнес-проектов |
Оценка эффектив- ности реализован- ных бизнес- проектов |
МЭ РТ | МЭ РТ, АРП РТ, ЦЭСИ РТ, ТПП РТ, Татарстанстат (по согласованию) |
2005-2006 гг. |
||
Разработка механизмов оценки социальной рентабельности СМП |
Оценка социальной рентабельности СМП |
МЭ РТ | МЭ РТ, АРП РТ, ЦЭСИ РТ, ТПП РТ, Татарстанстат (по согласованию) |
2005-2006 гг. |
Законом РТ от 5 августа 2008 г. N 69-ЗРТ в раздел настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Используемые сокращения в таблицах
АН РТ - Академия наук Республики Татарстан
АРП РТ - Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан
Агентство "Татмедиа" - Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа"
Агентство по госзаказу - ГУП "Агентство по государственному заказу инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан"
АФТ - Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана
БТИ - бюро технической инвентаризации
ВКТ - Всемирный конгресс татар
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
Госсовет РТ - Государственный Совет Республики Татарстан
ГУП "ЦНТИ" - государственное унитарное предприятие "Татарский центр научно-технической информации"
ЛПХ - личное подворное хозяйство
МЗИО РТ - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
Минобразования РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан
Минсвязи РТ - Министерство информатизации и связи Республики Татарстан
Минсельхозпрод РТ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан
МТЗ и СЗ РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
МП и Т РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан
Минфин РТ - Министерство финансов Республики Татарстан
Минюст РТ - Министерство юстиции Республики Татарстан
МСА и ЖКХ РТ - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
МЭ РТ - Министерство экономики Республики Татарстан
НПФ - негосударственный пенсионный фонд
НИОКР - научные исследования и опытно-конструкторские разработки
Органы МСУ - органы местного самоуправления
ОКР - опытно-конструкторские разработки
Прокуратура - Прокуратура Республики Татарстан
ПУ - профессиональное училище
РТ - Республика Татарстан
СМИ - средства массовой информации
СМП - субъекты малого предпринимательства
Татарстанстат - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан
ТУ ФАС России - Татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы России
ТПП РТ - Торгово-промышленная палата Республики Татарстан
ОПФ РФ по РТ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан
УФНС России по РТ - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
ФЗ - Федеральный закон
ЦЭСИ РТ - Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан
МКСПиКО - Межведомственный координационный совет правоохранительных контролирующих органов
Центр НХП - Центр народно-художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан
ЭС при РМВК - Экспертный совет при Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам Республики Татарстан
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон РТ от 21 октября 2005 г. N 105-ЗРТ "Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.