Приказ Министерства торговли и потребительских услуг РТ
от 11 марта 1997 г. N 6
"Об утверждении Правил торговли на рынках Республики Татарстан"
Приказом Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ от 4 сентября 2003 г. N 35 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Положением о Министерстве торговли и потребительских услуг Республики Татарстан утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 20.02.97г. N 151 и в целях наведения порядка в организации торговли на рынках республики, усиления контроля за качеством реализуемых товаров и защиты прав потребителей приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила торговли на рынках Республики Татарстан.
2. Отделу организации торговли, защиты прав потребителей и подготовки кадров довести прилагаемые правила до глав администраций городов и районов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Спиридонову В.П.
Министр торговли и потребительских
услуг Республики Татарстан |
А.И.Конюшева |
Зарегистрирован в Минюсте РТ 18 марта 1997 г.
Регистрационный N 29
Правила торговли на рынках Республики Татарстан
(утв. приказом Министерства торговли и потребительских услуг
Республики Татарстан от 11 марта 1997 года N 6)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", законодательством Республики Татарстан и положением о Министерстве торговли и потребительских услуг Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.02.97 г. N 151, которые регулируют отношения между потребителем и продавцом в сфере торговли продовольственными и непродовольственными товарами на рынках Республики Татарстан. Правила распространяются на всех физических лиц и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в этой сфере.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей":
продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
2. Рынки - юридические лица являются коммерческими организациями, основанными на различных формах собственности (государственные, частные и т.д.), обеспечивающими необходимые условия продавцам и потребителям по купле-продаже сельскохозяйственной продукции, продовольственных и непродовольственных товаров.
Продовольственные, непродовольственные и смешанные рынки независимо от величины торговой площади создаются в организационно-правовых формах, установленных действующим законодательством.
Деятельность рынков регламентируется Уставами, утвержденными в установленном порядке.
3. Рынки ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность и отчитываются в установленном порядке перед соответствующими органами.
4. Режим работы рынков согласовывается с администрациями городов, районов с учетом местных условий и создания максимальных удобств для населения.
2. Правила торговли
1. Торговая деятельность на рынках осуществляется при наличии следующих документов:
1.1. у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на право торговой деятельности:
- паспорта или удостоверения личности;
- лицензии на виды торговой деятельности, установленные нормативными актами Республики Татарстан;
- документов о происхождении и изготовителе товара;
- сертификатов соответствия или его заверенной в установленном порядке копии, подтверждающих безопасность продукции для здоровья и жизни человека по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и Республики Татарстан;
- справки ветеринарно-санитарной экспертизы рынка при торговле продукцией животного и растительного происхождения;
- свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- личной медицинской книжки единого образца (для продавцов продовольственных товаров);
- товарно-транспортных накладных установленной формы;
- контрольно-кассовых аппаратов;
- ценников на товар;
- кассового чека об оплате услуг рынка.
1.2. у физических лиц, не имеющих лицензии на право торговой деятельности:
- паспорта или удостоверения личности;
- справки ветеринарно-санитарной экспертизы рынка при торговле продукцией животного и растительного происхождения;
- кассового чека за оплату услуг рынка.
Отсутствие в день проверки необходимых документов не освобождает участника торговли от ответственности, установленной законодательством.
2. Необходимая и достоверная информация о товаре, в том числе, по применению и использованию импортных товаров, должна быть предоставлена покупателю письменно на государственных языках Республики Татарстан. Продавец несет ответственность за качество товаров и условия его хранения.
В случае разногласий между продавцом и потребителем по вопросу качества товара администрация рынка может привлечь к проведению экспертизы на договорной основе Бюро товарных экспертиз Министерства торговли и потребительских услуг Республики Татарстан по непродовольственным товарам и лабораторию санэпиднадзора по продовольственным товарам.
В случае продажи товара с недостатками, не оговоренными продавцом, потребитель в соответствии со статьями 18-22 Закона РФ "О защите прав потребителей" может потребовать: устранения недостатков товара, соразмерного уменьшения покупной цены, замены на товар аналогичной марки, возврата уплаченной им денежной суммы и возмещения понесенных убытков.
3. Продажа живого окота и живой домашней птицы осуществляется на специально отведенных участках рынка при наличии документов ветеринарной службы рынка.
4. Продажа собак, кошек, декоративных рыб, птиц, кормов для них разрешается только на специальных отдельных рынках при наличии справки ветеринарного врача.
5. При продаже, размещении и выкладке товаров продавцы обязаны строго соблюдать товарное соседство, т.е. не допускать на одном прилавке продажу продовольственных и непродовольственных товаров, а также кондитерских и табачных изделий, рыбных и мясных продуктов, чая и пряностей и т.д.
Строго соблюдать правила торговли продовольственными товарами, обладающими гигроскопическими свойствами (сахар, соль, крупа, мука, весовые мучные кондитерские изделия).
6. На рынках запрещается продажа:
мяса и мясопродуктов, птицы, молока и молочных продуктов с машин, кроме специально оборудованных;
не прошедших в установленном порядке ветосмотр и не проверенных пищевых продуктов, сырья, животных;
товаров с истекшими сроками реализации и годности;
скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов и полуфабрикатов при отсутствии средств охлаждения;
соленых, сушеных, маринованных грибов, консервированных овощей и фруктов домашнего приготовления;
продукции домашнего приготовления (пирожков, пирогов, блинов, пельменей, кыстыбый, мясных, рыбных изделий и полуфабрикатов и других);
зерновых и крупяных продуктов, загрязненных семенами вредных сорняков;
лекарственных растений, дикорастущих растений и полевых цветов, занесенных в Красную книгу;
наркотических веществ, лекарств;
драгоценных металлов и камней, а также изделий из них;
товаров технически сложного ассортимента, мебели, кроме кустарно изготовленной (табуретки, стулья, полочки, скамейки, тумбочки и т.п.);
огнестрельного, газового и холодного оружия;
армейского снаряжения, товаров военного ассортимента, форменного обмундирования, белья со штампом учреждений, организаций;
шкурок ценных пород зверей без маркировки и соответствующих документов;
валюты и ценных бумаг;
игрушек, не соответствующих установленным нормам безопасности (с сильным шумовым эффектом, взрыво- и огнеопасных и других).
7. Не допускаются к торговле на рынках подростки, не достигшие 16-летнего возраста.
8. Юридические и физические лица осуществляют торговлю на территории рынка через стационарную мелкорозничную сеть (киоски, палатки, павильоны), а также через передвижную мелкорозничную сеть (сборно-разборные передвижные палатки, тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.) с соблюдением основных требований к работе мелкорозничной торговой сети, разработанных Комитетом Российской Федерации по торговле от 17.03.94 N 1-314/32-9).
Все денежные расчеты с потребителями осуществляются через контрольно-кассовые машины в соответствии с действующим законодательством.
9. Продажа товаров на рынках осуществляется по ценам, определяемым по согласованию сторон.
Если цена на товар установлена органом ценообразования в соответствии с законодательством, то эта продукция реализуется по цене, подтвержденной наличием соответственно оформленного документа (накладной).
Все образцы реализуемых товаров должны быть снабжены ценниками с указанием наименования, сорта, емкости или веса, цены и других реквизитов, согласно письму Комитета РФ по торговле от 13.03.95 N 1-304/32-2 "О порядке оформления ценников на реализуемые товары".
10. Используемые меры и измерительные приборы должны содержаться в чистом, исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на поверку в органы Госстандарта в установленные сроки согласно действующему порядку. Ответственность за их исправность и состояние возлагается на продавца, а принадлежащие рынку - на администрацию рынка.
Не допускаются к применению меры (металлические кружки, деревянные метры и др.) и измерительные приборы, не прошедшие государственную поверку и клеймение, а также приборы бытового назначения.
11. Администрация рынка оказывает юридическим и физическим лицам платные услуги:
предоставление торговых мест;
разруб мяса;
выдачу напрокат весов, гирь, мерных кружек, вилок, лотков и другого торгового инвентаря и санитарной одежды (фартуков, курток, нарукавников) и т.д.;
взвешивание на товарных весах;
хранение в специальных помещениях (холодильниках, овощехранилищах) и в торговых помещениях сельскохозяйственных продуктов и личных вещей продавцов;
погрузо-разгрузочные работы;
перевозку товаров к местам торговли;
приемку, закуп, заготовку, переработку и реализацию продукции;
обеспечение местами в гостинице при наличии ее на рынке;
предоставление грузовых тележек;
транспортные услуги;
рекламу реализуемой продукции через республиканские средства массовой информации, местную радиосвязь и прочие;
а также другие виды услуг.
Цены на услуги устанавливаются администрацией рынка.
12. Дирекция рынков устанавливает дислокацию торговых мест, размещая виды и группы товаров строго по определенным рядам, линиям (непродовольственные товары - обувь, одежда, хозяйственные товары, меха, парфюмерно-косметические товары, ковровые изделия и т.д.; продовольственные товары - мясо, мясопродукты, птица, молоко, молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и т.д.), по площадям (живой окот, живая домашняя птица и др.).
Продажа товаров с сильным запахом (химико-москательные, ядохимикаты, изделия из резины и др.) должна осуществляться в специальном месте.
Размещение торговых мест должно обеспечивать необходимые условия для организации торговли, свободный проход покупателей по рынку и доступ к местам торговли, соблюдение санитарных и противопожарных правил, а также культуру торговли.
Дирекция рынков обеспечивает установку контрольных весов на специально отведенном, доступном для покупателей месте и обеспечивает информацией о праве покупателей проверять правильность веса купленных продуктов.
13. Разовый сбор с юридических и физических лиц за предоставление торгового места взимается за каждый день торговли.
Наличие лицензий на право торговли не освобождает продавцов от уплаты разового сбора.
Плата за услуги вносится в кассу рынка до начала торговли. Продавцу выдается кассовый чек, а при приеме продуктов на хранение заключается договор и выдается накладная. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
14. Администрация рынка доводит до сведения продавцов правила торговли на рынках, правила торговли отдельными товарами, санитарные правила и правила противопожарной безопасности и принимает необходимые меры по устранению имеющихся недостатков.
15. Для оказания помощи потребителям и продавцам и обеспечения беспрепятственного приема должностных лиц и граждан администрация рынка определяет постоянное рабочее место ответственного работника с информацией о месте его нахождения.
16. Правила торговли на рынках, объявления о времени работы рынка, информацию о размерах разовых сборов и платы за услуги, номера телефонов контролирующих служб, администрация рынка вывешивает на доступном для обозрения месте.
17. В случае порчи, утраты оборудования, инвентаря, санодежды продавцы возмещают рынку их стоимость или ремонт в установленном законом порядке.
18. Продавцы обязаны содержать в порядке и чистоте рабочее место и окружающую территорию, не загромождать прилавки и проходы товарами, тарой, иметь опрятный вид, соблюдать правила личной гигиены.
Продавцы продовольственных товаров должны следить за качеством принимаемых и реализуемых пищевых продуктов, в случае сомнения в их доброкачественности прекращать немедленно реализацию и возвращать на базу, в магазин с составлением соответствующего акта; строго соблюдать сроки реализации и правил отпуска пищевых продуктов, при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками и т.д.; предохранять продукты от загрязнения.
По окончании работы переносное и перевозное оборудование должно быть возвращено на базовое предприятие и подвергнуто санитарной обработке, нереализованные товары сданы на хранение в предприятие. Хранение реализуемых пищевых продуктов и торгового оборудования на дому у продавцов категорически запрещается.
19. Лица, занятые реализацией продуктов питания и работники рынков, соприкасающиеся с продуктами питания (рубщики мяса, контролеры, кладовщики), должны проходить медицинский осмотр в установленном органами здравоохранения порядке, а также проходить гигиеническое обучение и сдавать зачет один раз в два года по установленной программе. Санитарный врач имеет право отстранить от работы лиц, не знающих и не выполняющих санитарные правила при работе, до сдачи зачета.
Продавцы и работники рынка должны соблюдать и другие требования, предусмотренные Санитарными правилами для предприятий продовольственной торговли (СанПиН 2.3.5.021-94).
20. При реализации товаров юридическими лицами продавцы должны иметь документ учебного заведения о сдаче профессионального минимума на право торговли определенной группой товаров.
21. Для удобства населению администрация рынка создает на территории рынка и прилегающей территории широкий спектр инфраструктуры по бытовым и другим потребительским услугам (стоянки автотранспорта, автозаправочные, кафе-бистро, гостиницы, туалеты и т.д.). Предоставляет в аренду предприятиям, фирмам, предпринимателям помещения для организации работы мастерских по ремонту одежды, обуви, часов, парикмахерских, кафетериев, закусочных, столовых.
22. Реализация продовольственных товаров, ввозимых на рынки из других регионов России, стран СНГ и зарубежных стран, осуществляется по соответствующим карантинным и фитосанитарным сертификатам, а мяса и мясопродуктов только по разрешению Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ по ветеринарным свидетельствам и сертификатам, выданным контрольным пограничным ветеринарным пунктом.
Ввоз продовольственных товаров определяется порядком квотирования и лицензирования, действующим в Республике Татарстан.
23. Мясные, молочные продукты и яйца допускаются к продаже только поступающие из хозяйств, благополучных по инфекционным заболеваниям окота и птицы, что подтверждается документом ветеринарной службы данного района.
24. Мясо всех видов животных предоставляется ветеринарно-санитарному осмотру только в тушах, полутушах или четвертинах, а свинина и конина с головой.
Мясо и мясопродукты при продаже размещают по видам в обособленных павильонах, на столах, прилавках или в подвешенном состоянии на специальных крючках. Места разруба мяса должны быть обеспечены установленной схемой разруба.
25. Продажа голья, ног и голов окота допускается на отдельных столах.
26. Мед принимается у владельца на экспертизу при наличии ветеринарной оправки и ветеринарно-санитарного паспорта пасеки.
27. Овощи, зелень, грибы свежие, фрукты в корзинах, бочках, ящиках, мешках размещаются на подставках или настилах, предохраняющих продукты от соприкосновения с землей и продаются только с прилавков и столов.
Торговля картофелем осуществляется в обособленном месте.
28. При продаже весовых картофеля, овощей, фруктов допускается взвешивание в инвентарной таре, на которой четко, на видном для покупателя месте должен быть обозначен ее вес.
29. Отпуск продуктов, цена на которые установлена за единицу массы (сметана, мед, растительное масло и т.п.), должен производиться только по массе. Отпуск этих продуктов по объему, без взвешивания не допускается.
30. В палатках, киосках, ларьках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны быть покрыты клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами, соответствующими санитарным требованиям и нормам.
31. Запрещается отпуск весовых продовольственных товаров покупателям без упаковочного материала, разрешенного органами здравоохранения для контактов с пищевыми продуктами.
32. Лотки должны быть обеспечены подставками. Ставить лотки на мостовую, тротуар или землю запрещается.
33. Не допускается продажа на одном прилавке сырых продуктов (мясо, птица, рыба, яйцо, овощи и другие) совместно с готовыми к употреблению (колбасные изделия, сыр, масло и другие).
34. Продажа хлеба и хлебобулочных изделий на рынках разрешается тотолько в оборудованных помещениях, отвечающих требованиям (СанПиН 2.3.5.021-94), при наличии соответствующих условий и документов.
35. Реализация алкогольных напитков осуществляется в соответствии с Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на территории Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.02.97 N 90, согласно которым не допускается розничная реализация алкогольной продукцией с рук, лотков, автомашин, в торговых палатках и других объектах торговли, не имеющих торговых залов.
36. При пользовании средствами измерений запрещается:
подкладывать под ножки и чаши весов разные предметы (картон, щепки, пластины и др.), производить взвешивание на весах, не защищенных от действия дождя, снега, ветра;
привязывать гири к весам, а также связывать их между собой;
применять гири для других целей;
применять гири общего назначения при взвешивании на товарных весах и условные гири при взвешивании на настольных циферблатных и обыкновенных весах;
пользоваться для отмеривания жидкостей грязными и деформированными мерами вместимости;
польэоваться окладными и мягкими метрами.
37. Запрещается продажа парфюмерно-косметических товаров без маркировки или с нечеткой маркировкой, не позволяющей установить предприятие-изготовитель, дату выработки, срок годности. Не допускается непосредственное воздействие прямых солнечных лучей при реализации парфюмерно-косметических товаров.
Реализация парфюмерно-коометичеоких товаров должна осуществляться только с наличием сертификата соответствия или его копии, заверенной в установленном порядке.
38. Для непродовольственных рынков выделяют специально изолированные площади, торговые места оборудуют прилавками, стеллажами, кронштейнами, держателями и др. Товары размещают строго по групповому ассортименту, со специализацией торговых рядов. Физические лица, осуществляющие торговую деятельность, обязаны вести книгу (блокнот, тетрадь, журнал) учета доходов и расходов. Продавцы, работающие по найму, должны иметь договор подряда. Продавец обязан выдать потребителю кассовый или товарный чек, или иной соответствующий документ, подтверждающий оплату товара.
3. Контроль за соблюдением настоящих правил
1. Министерство торговли и потребительских услуг Республики Татарстан организует совместно с контролирующими и другими заинтересованными органами в пределах их компетенции комплексные проверки соблюдения настоящих Правил работы рынков, анализирует результаты проверок и при необходимости вносит главам администраций городов и районов предложения по совершенствованию и улучшению работы рынков.
См. также Постановление КМ РТ от 25 июля 1997 г. N 604 "О состоянии и мерах по улучшению организации торговли на рынках и других отведенных территориях городов и районов Республики Татарстан"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства торговли и потребительских услуг РТ от 11 марта 1997 г. N 6 "Об утверждении Правил торговли на рынках Республики Татарстан"
Зарегистрирован в Минюсте РТ 18 марта 1997 г.
Регистрационный N 29
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ от 4 сентября 2003 г. N 35 настоящий приказ признан утратившим силу