Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 июня 1996 г. N 443
"О Государственной программе неотложных мер по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики
инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения
уровня преждевременной смертности населения
на 1996-1998 годы"
Постановлением КМ РТ от 6 июля 2004 г. N 320 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1996-1998 годы, представленную Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора и Министерством здравоохранения республики Татарстан.
Министерствам, государственным комитетам, ведомствам Республики Татарстан, главам администраций городов и районов Республики Татарстан обеспечить реализацию указанной Программы.
2. Министерству финансов Республики Татарстан обеспечить финансирование Государственной программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1996-1998 годы начиная со II квартала 1996 года. При разработке проектов республиканского бюджета на 1997 год, 1998 год предусматривать ассигнования, необходимые для финансирования этой Программы.
3. Главам администраций городов и районов Республики Татарстан:
разработать и утвердить региональные программы неотложных мер по обеспечению охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1996-1998 годы и осуществлять их финансирование за счет средств местного бюджета;
обеспечить финансирование санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Татарстан в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
4. Государственному комитету Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора:
усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
ежегодно докладывать Кабинету Министров Республики Татарстан о ходе реализации Программы, санитарно-эпидемиологической обстановке в республике и принимаемых мерах по ее улучшению.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Государственная программа
неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности
населения на 1996-1998 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 3 июня 1996 г. N 443)
1. Обоснование
В Республике Татарстан сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации.
Лабораторные исследования атмосферного воздуха, проводимые центрами Государственного комитета Республики Татарстан санэпиднадзора показывают, что 10 процентов из них неудовлетворительные, причем отмечается значительное превышение предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ от автомобильного транспорта в г.г.Набережные Челны, Нижнекамске, Казани, Лениногорске, Елабуге.
Несмотря на наличие крупных и малых рек, озер, запасов подземных вод, обеспеченность населения и народного хозяйства водными ресурсами в несколько раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Более 50 процентов населенных мест в Азнакаевском, Аксубаевском, Альметьевском, Арском, Мензелинском, Муслюмовском, Октябрьском, Сабинском районах не имеют централизованного водоснабжения. По республике более 1000 населенных мест с населением свыше 200 тыс.человек используют для питьевых целей воду местных источников водоснабжения. В 1995 году 37,9 процентов по физико-химическим показателям и 27,7 процентов по бактериологическим показателям проб воды не соответствовали санитарным нормативам. В городах нефтедобывающих районов (Бугульма, Альметьевск, Лениногорск, Заинск, Азнакаево, Нижнекамск, Чистополь) используется для питьевых целей вода с технических водозаборов р.Кама без комплекса водоочистных сооружений. В целом около половины населения республики продолжает использовать для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по различным показателям качества.
В последние годы ухудшается качество и структура питания населения - уменьшается потребление высокоценных белков, большинства витаминов и многих минеральных веществ.
Среди пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим показателям безопасности, наибольший удельный вес занимают молоко и молочные продукты, крупяные, мукомольные изделия, напитки, консервы. Загрязненность антропогенными чужеродными веществами пищевых продуктов и продовольственного сырья составляет по нитратам - 2,9 процента, по пестицидам - 0,7 процента, антибиотикам - 25,5 процента, гельминтам - 15,3 процента от числа исследованных проб.
Опасным для здоровья населения является захоронение в почву промышленных и бытовых отходов, что при отсутствии индустриальных методов их обработки является мощным фактором, определяющим загрязнение окружающей среды.
На контроле санитарной службы находится свыше 3 тыс.объектов промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства, 30 процентов из них находится в крайне неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии.
В результате негативное влияние санитарно-эпидемиологической обстановки на здоровье населения становится все более заметным. Общая заболеваемость населения за последние пять лет возросла на 33 процента, а впервые установленные заболевания в 1994 г. по сравнению с 1988 годом увеличились более чем на 50 процентов.
Выявлена связь повышенного уровня заболеваемости населения, особенно детей, с нерациональным питанием.
Актуальной проблемой остается инфекционная заболеваемость населения, ежегодно регистрируется свыше 800 тыс.случаев этих заболеваний.
Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционных заболеваний, являются дестабилизация социально-экономического положения, проблемы загрязнения окружающей среды, недостаточное внимание к вопросам организации питания, физической активности и формирования здорового образа жизни, неудовлетворительные условия питания и обитания человека.
Анализ демографической ситуации в Республике Татарстан за последние 10 лет показывает, что рождаемость снизилась с 18,2 до 10,4; общая смертность возросла с 8,9 до 12,9; младенческая смертность увеличилась с 15,4 до 18,5.
Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, несчастные случаи, опухоли, заболевания органов дыхания и пищеварения.
Эти проблемы носят государственный характер и требуют участия в их разрешении республиканских и местных органов исполнительной власти. Государственная целевая программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1996-1998 годы (далее - Программа) и соответствующие региональные программы, обеспеченные финансовыми и материальными ресурсами, позволят объединить и скоординировать усилия министерств и ведомств, учреждений и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний населения и сохранить материальные расходы на эти цели.
Программа разработана Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, Министерством здравоохранения Республики Татарстан и ведущими учеными Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинской академии на основе положений Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательства Российской Федерации и других нормативных документов в области охраны здоровья граждан.
2. Цели и задачи
Целями Программы являются стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния на здоровье человека вредных и опасных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционных и профилактика неинфекционных заболеваний, снижение уровня преждевременной смертности населения.
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
2.1. Обеспечение безопасности питьевой воды
В Республике Татарстан нарастают негативные тенденции в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой.
В 1995 г. 16,8 процента, всех объектов водоснабжения не соответствовали санитарным требованиям, в т.ч. 15,8 процента источников водоснабжения, 21,1 процента коммунальных и 18,0 процентов ведомственных водопроводов не имели зон санитарной охраны. Каждый второй коммунальный водопровод не отвечает санитарным нормативам в связи с отсутствием необходимого комплекса очистных сооружений, а 30 водопроводов из поверхностных водоисточников не отвечают современным требованиям по технологии водоподготовки.
Все это приводит к снижению качества питьевой воды и ее дефициту. В 1994 году 20,5 процентов исследованных проб не отвечали требованиям по санитарно-химическим и 9,7 процента - по бактериологическим показателям.
Основными направлениями организационных, инженерно-технических и научно-исследовательских работ по обеспечению безопасности питьевой воды для здоровья человека являются:
пересмотр действующих и разработка новых законодательных и иных нормативных актов по этому вопросу;
строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства;
снабжение в необходимых объемах водопроводно-канализационного хозяйства реагентами и оборудованием для водоподготовки, а также приборами и устройствами контроля за качеством питьевой воды.
На республиканском уровне Программой предусматриваются:
совершенствование правовой и законодательной базы в области обеспечения населения питьевой водой, пересмотр действующих и разработка новых нормативных документов по этому вопросу;
изучение состояния здоровья населения в связи с качеством питьевой воды, подаваемой населению;
проведение научно-исследовательских разработок по комплексной оценке новых материалов и реагентов для использования их в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарно-гигиеническому обоснованию технологических схем водоподготовки;
проведение паспортизации всех источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, разработка и реализация неотложных мер по повышению их санитарно-эпидемиологической надежности;
развитие и укрепление материально-технической базы ведомственных лабораторий по контролю за качеством питьевой воды;
сокращение объемов использования питьевой воды для технических нужд промышленных предприятий путем внедрения экономических механизмов регулирования водопользования;
расширение производства бытовых и групповых устройств для очистки питьевой воды, снабжение ими детских дошкольных учреждений, школ, общежитий и других организованных коллективов при отсутствии возможности обеспечения их питьевой водой гарантированного качества;
организация производства питьевой воды в бутылках;
материальное стимулирование работ, направленных на улучшение качества питьевой воды и ее рациональное использование.
2.2. Обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение структуры и качества питания населения
За последние годы в республике ухудшилось качество питания населения, в рационе нарастает дефицит белка и витаминов. Остается высокой загрязненность продовольственного сырья и пищевых продуктов токсическими, химическими веществами и биологическими агентами. В результате увеличивается число заболеваний алиментарной природы, особенно среди детей. Загрязнение продовольствия чужеродными веществами оказывает токсичное воздействие на организм человека, способствует возникновению аллергии и иммунодефицитных состояний, является причиной пищевых отравлений и вспышек острых кишечных инфекций.
Основными направлениями организационных, материально-технических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшению структуры питания населения являются:
пересмотр действующих и разработка новых законодательных и иных нормативных актов;
увеличение производства высококачественных продуктов питания на основе экологически чистого сырья с добавлением витаминов и витаминно-минеральных премиксов, а также с биологически активными пищевыми добавками;
улучшение структуры питания детей и социально незащищенных групп населения;
введение системы гигиенической регистрации продовольствия, поступающего по импорту, совершенствование системы сертификации продуктов питания и лицензирования объектов их производства и реализации;
повышение эффективности системы лабораторного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
На республиканском уровне Программой предусматриваются:
совершенствование правовой и законодательной базы по качеству пищевых продуктов, а также безопасности химических и биологических средств защиты растений;
пересмотр действующих и разработка новых медико-биологических требований, санитарных правил, норм, гигиенических нормативов и государственных стандартов, предусматривающих безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья;
разработка и реализация основных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, в том числе работающего в сельском хозяйстве, при хранении, транспортировке и применении средств химизации;
совершенствование системы контроля, в том числе лабораторного, за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и внедрению экспресс методов и приборов обнаружения чужеродных и токсичных веществ в продовольственном сырье и пищевых продуктах, гигиеническая регламентация качества и безопасности продовольствия, гигиеническая оценка нагрузки на организм человека чужеродных веществ, изучение состояния здоровья населения в связи со структурой и качеством питания в различных его группах;
изучение структуры питания населения и формирование наборов продуктов питания для различных групп населения;
обеспечение эффективного функционирования системы лицензирования производства и реализации продовольствия, а также сертификации продуктов питания;
экономическое стимулирование предприятий за внедрение прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск пищевой продукции гарантированного качества.
2.3. Охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды
Высокие уровни загрязнения вредными веществами воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха, а также нерешенные вопросы обезвреживания, утилизации и захоронения токсичных отходов обуславливают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 1995 г. составили почти 300 тыс.тонн. Возросли на 0,5 тыс.тонн суммарные выбросы от автотранспорта и достигли 389,3 тыс. тонн. Следует учесть, что эти данные приведены без учета железнодорожного, авиационного, речного и личного автомобильного транспорта, сельскохозяйственной техники и небольших предприятий. Вклад этих источников может составлять не менее 30% от общего объема выбросов в атмосферный воздух. Неудовлетворительные анализы воздушной среды составили в 1995 году в среднем по республике 9,8 процента.
Обостряется проблема утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления. Ориентировочно за 1 год на территории республики образуется до 3 млн.тонн твердых отходов производства, содержащих токсичные вещества.
Все эти отрицательные факторы среды обитания способствуют повышению уровня заболеваемости населения злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, нервной и эндокринной систем. Отмечается увеличение числа врожденных аномалий, осложнений беременности и родов.
Основными направлениями организационной деятельности, инженернотехнических и научно-исследовательских работ по охране здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных загрязнителей окружающей среды являются:
совершенствование правовой базы в области охраны труда и природоохранных мероприятий по защите окружающей среды;
разработка высокоэффективных способов очистки выбросов промышленных предприятий и транспорта;
замещение жидкого моторного топлива сжатым и сжиженным газом, перевод автомобильного транспорта на неэтилированный бензин, более широкое использование электротранспорта по перевозке пассажиров, использование объездных автодорог.
На республиканском уровне Программой предусматриваются:
пересмотр действующих и разработка новых медико-гигиенических требований, гигиенических нормативов, государственных стандартов в области обеспечения безопасности окружающей среды;
разработка генеральной схемы по размещению в Республике Татарстан объектов по захоронению, утилизации и обезвреживанию отходов;
составление кадастра утилизируемых промышленных отходов;
создание регистра наиболее эффективных и доступных методик определения основных опасных экотоксикантов в объектах окружающей среды с последующей государственной их стандартизацией;
проведение комплексного изучения смертности населения (по причине, полу, возрасту) в разрезе всех административных территорий республики с последующей разработкой мероприятий по снижению преждевременной смертности;
проведение комплексного изучения врожденных аномалий с последующей разработкой мероприятий по снижению врожденных аномалий;
разработка критериев гигиенического и экологического риска от совместного воздействия нескольких химических веществ и физических факторов;
проведение системного комплексного анализа здоровья населения в связи с влиянием окружающей среды с последующим выявлением неблагополучных территорий и наиболее значимых факторов среды обитания;
проведение комплексного изучения загрязнения естественными радионуклеидами среды обитания населения в республике;
проведение инвентаризации образующихся и скопившихся в накопителях и хранилищах отходов и создание банка данных, реализация неотложных мероприятий по их утилизации и захоронению.
2.4. Обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения
В сложившихся социально-экономических условиях осуществление возложенных на органы и учреждения государственного надзора и контроля задач и функций по сохранению и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охране окружающей среды затрудняется из-за недостаточного уровня финансирования этих служб, неудовлетворительной их лабораторной базы, несовершенства научного и методического обеспечения.
В целях обеспечения государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в числе первоочередных мероприятий Программой предусматриваются:
разработка и внедрение государственной системы социально-гигиенического мониторинга, включающего в себя мониторинг здоровья населения и мониторинг окружающей среды;
разработка и внедрение эффективной системы санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля;
введение государственной регистрации потенциально-опасных химических, биологических веществ, импортируемой пищевой продукции и товаров народного потребления, направленной на обеспечение их безопасности для здоровья человека и окружающей среды.
2.5. Профилактика неинфекционных заболеваний
Возникновение и развитие неинфекционных заболеваний в определенной мере зависит от состояния окружающей среды, образа жизни, санитарногигиенической культуры, организации отдыха и питания, наличия вредных привычек. Лечение уже развившихся заболеваний не всегда дает должный эффект и требует больших экономических затрат. За последние годы, как показывает статистика, состояние здоровья населения Республики Татарстан заметно ухудшается.
В то же время в условиях реформирования системы здравоохранения ликвидируются структуры профилактической направленности - кабинеты медицинской профилактики, профпатологические центры, снизилась ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения за организацию и проведение профилактических мероприятий.
Отсутствует постоянно действующая информационно-пропагандистская система санитарно-гигиенического образования населения. Не создаются необходимые условия для повышения его физической активности.
Основными направлениями в области профилактики неинфекционных заболеваний наряду с предусмотренными в предыдущих разделах Программы являются:
разработка и внедрение правовых, экономических и организационных механизмов повышения заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья;
повышение ответственности министерств и ведомств, органов исполнительной власти Республики Татарстан, работодателей за проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;
разработка и осуществление специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наиболее распространенных заболеваний, являющихся причиной преждевременной смертности населения (болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет, эндемический зоб и другие);
удовлетворение потребностей населения в лекарствах, современном диагностическом и лечебном оборудовании и средствах.
На республиканском уровне Программой предусматриваются:
совершенствование постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью формирования здорового образа жизни населения, широкое освещение мер профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний;
разработка опытной модели профилактики курения и наркомании;
разработка и внедрение системы мониторинга заболеваемости населения по основным нозологическим формам: сердечно-сосудистым заболеваниям, острым токсическим отравлениям, сосудистым заболеваниям мозга, эндемическому зобу, ревматизму, нервно-психическим и нервно-мышечным заболеваниям, алкоголизму;
разработка модели комплексной программы профилактики злокачественных новообразований для территорий с высоким уровнем заболеваемости;
подготовка кадров медицинских работников по вопросам формирования здорового образа жизни и санитарно-гигиенического образования населения;
внедрение в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях программ гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни;
расширение проката кино- и видеофильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни, в том числе посвященных борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией;
ежегодное проведение дней здорового образа жизни с широким освещением их в местных средствах массовой информации и привлечением видных общественных деятелей, ученых, артистов и спортсменов;
разработка и реализация региональных противораковых программ для территорий с повышенной онкологической заболеваемостью населения;
создание специализированных баз данных по канцерогенным веществам, используемым в регионах.
2.6. Предупреждение инфекционных заболеваний
Заболеваемость инфекционными болезнями, несмотря на проводимый комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий, остается на высоком уровне. Ежегодно в Республике Татарстан регистрируется более 20000 случаев кишечных инфекций, более 20 вспышек дизентерии, сальмонеллеза и вирусного гепатита А. До сих пор практическое здравоохранение не имеет вакцин для профилактики гепатита В. Нерешенными остаются вопросы профилактики паразитарных, природно-очаговых заболеваний, социально обусловленных инфекций, таких как туберкулез, венерические болезни, педикулез. Большую опасность для больных, находящихся на стационарном лечении, представляют внутрибольничные инфекции.
Основными направлениями деятельности по совершенствованию предупреждения инфекционных заболеваний являются:
повышение эффективности системы иммунопрофилактики "управляемых" инфекций;
профилактика природно-очаговых инфекций;
обеспечение безопасности продуктов питания и питьевой воды как основы предупреждения распространения кишечных инфекций;
интенсификация научно-исследовательских работ, направленных на разработку высокоэффективных методов и средств диагностики и профилактики инфекционных заболеваний.
На республиканском уровне Программой предусматривается:
внедрение современной системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями с использованием средств вычислительной техники в учреждениях Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Государственного комитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора;
совершенствование системы иммунопрофилактики населения путем внедрения в работу учреждений госсанэпидслужбы и лечебно-профилактических учреждений стандартов по прививочному делу, компьютерного слежения за объемом и полнотой охвата профилактическими прививками, условиями хранения и использования иммунопрепаратов;
расширение объема иммунизации лиц из групп риска на территориях, эндемичных по природно-очаговым инфекциям;
внедрение эпидемиологического надзора за вирусными гепатитами, передающимися с помощью парентерального механизма передачи возбудителя инфекции;
внедрение и дальнейшее развитие во всех лечебно-профилактических учреждениях эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями;
улучшение эпидемиологического и медицинского обслуживания организованных коллективов в целях профилактики острых кишечных инфекций.
2.7. Профилактика болезней общих для человека и животных
Основные направления деятельности медико-санитарной и ветеринарной служб по совершенствованию профилактики болезней общих для человека и животных:
совершенствование мер профилактики сибирской язвы, туберкулеза, бруцеллеза, лептоспироза, сальмонеллеза, трихофитии;
повышение системы иммунопрофилактики заболеваний у животных;
интенсификация научных исследований по разработке высокоэффективных средств и методов диагностики и профилактики заболеваний у животных и людей;
обеспечение безопасности продуктов животноводства, используемых для питания населения;
усиление мер борьбы с гельминтозами, общими для человека и животных (финноза, тениаринхоза, трихинеллеза и др.);
совершенствование системы взаимной информации между заинтересованными министерствами и ведомствами о появлении особо опасных болезней среди людей и животных.
На республиканском уровне Программой предусматриваются:
внедрение системы эпизоотологического контроля за особо опасными болезнями человека и животных с использованием компьютерной техники;
совершенствование системы иммунопрофилактики животных путем внедрения в работу государственных ветеринарных учреждений стандартных биопрепаратов, компьютерного слежения за объемом и полнотой охвата предохранительными прививками восприимчивых животных;
улучшение ветеринарного обслуживания животноводческих предприятий всех форм собственности в целях успешной профилактики болезней общих для человека и животных;
обеспечение ветеринарных учреждений достаточным количеством биопрепаратов, необходимых для профилактики острозаразных болезней животных.
3. Социально-экономический эффект
Реализация Программы позволит к 1999 году за счет снижения техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечения населения доброкачественным питанием и питьевой водой, проведения профилактических и оздоровительных мероприятий стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике, улучшить показатели здоровья населения.
Мероприятия Программы носят медико-социальный и экономический характер.
Медико-социальные показатели будут определяться уровнем снижения инфекционной заболеваемости, ряда нозологических форм неинфекционной природы, снижением уровня преждевременной смертности населения. Так, по прогнозным оценкам ожидается уменьшение заболеваемости вирусным гепатитом В на 20 процентов, коклюшем - до пяти и корью - до трех случаев на 100 тыс.населения, дифтерией - до единичных случаев. Улучшится выявляемость на ранних стадиях заболеваний системы кровообращения, злокачественных новообразований и другой хронической патологии, что позволит предотвратить их развитие, возможные осложнения и преждевременную смертность в трудоспособном возрасте.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и предполагаемых экономических потерь общества, что приведет к улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания.
См. также Программу, утвержденную Постановлением Главы администрации г.Казани от 31 декабря 1996 г. N 1881
Приложение
к Государственной программе неотложных мер по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности
населения на 1996-1998 годы
Экономическое обоснование мероприятий Программы
Таблица 1
Объем финансирования Программы из республиканского бюджета
Республики Татарстан (в ценах июля 1995 г.)
(млн.рублей)
-------------------------------------------------------------------------
Наименование разделов | 1996- |В том
| 1998 |числе
| годы |1996
| | год
----------------------------------------------------------+-------+------
Обеспечение безопасности питьевой воды (таблица 2) | 217,0 | 129,6
| |
Обеспечение безопасности продовольственного сырья и пище-| |
вых продуктов, улучшение структуры и качества питания на-| |
селения (таблица 3) |1051,0 | 284,0
| |
Охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния| |
вредных факторов окружающей среды (таблица 4) | 636,3 | 448,6
| |
Обеспечение государственного контроля и надзора за сани-| |
тарно-эпидемиологическим благополучием населения (табли-| |
ца 5) |1050,0 | 805,0
| |
Профилактика неинфекционных заболеваний (таблица 6) |2400,0 | 260,0
| |
Профилактика инфекционных заболеваний (таблица 7) |1436,61| 696,2
| |
Профилактика болезней общих для человека и животных (таб-| |
лица 8) |1000,0 | 350,0
----------------------------------------------------------+-------+------
Итого: |7790,91|2973,4
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 2
Объем финансирования мероприятий по обеспечению
безопасности питьевой воды
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Совершенствование правовой и законо-| 22,0 | 11,6 |Академия наук Татарс-
дательной базы в области обеспечения| | |тана, Госкомсанэпид-
населения питьевой водой | | |надзор РТ, Каз.мед.
| | |университет, Медицин-
| | |ская академия, Центр
| | |стандартизации и мет-
| | |рологии
| | |
Комплексные исследования по санитар-| 44,0 | 40,0 |Госкомсанэпиднадзор
но-гигиеническому обеспечению безо-| | |РТ, Академия наук Та-
пасности питьевой воды | | |тарстана, Медицинская
| | |академия, Каз.мед.
| | |университет, Минпри-
| | |роды РТ
| | |
Изучение состояния здоровья населе-| 151,0 | 78,0 |Госкомсанэпиднадзор
ния в связи с качеством питьевой во-| | |РТ, Медицинская ака-
ды | | |демия, Минздрав РТ,
| | |Каз.мед.университет,
| | |Татгипроводхоз, Минп-
| | |рироды РТ
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого | 217,0 |129,6 |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 3
Объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности
продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшению
структуры и качества питания
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Совершенствование правовой и законо-| 32,0 | 10,0 |Академия наук Татарс-
дательной базы по качеству пищевых| | |тана, Госкомсанэпид-
продуктов, а также безопасности хи-| | |надзор РТ, Каз.мед.
мических и биологических средств за-| | |университет, Меди-
щиты растений | | |цинская академия,
| | |Минсельхозпрод РТ,
| | |Минторг РТ, Управле-
| | |ние общественного пи-
| | |тания при Кабинете
| | |Министров Республики
| | |Татарстан
| | |
Совершенствование системы лаборатор-| 820,0 |200,0 |Минсельхозпрод РТ,
ного контроля за качеством и безо-| | |Госкомсанэпиднадзор
пасностью продовольственного сырья и| | |РТ, Центр стандарти-
пищевых продуктов | | |зации и метрологии,
| | |Минторг РТ, Управле-
| | |ние общественного пи-
| | |тания при Кабинете
| | |Министров Республики
| | |Татарстан
| | |
Обеспечение безопасности здоровья| 76,0 | 14,0 |Минсельхозпрод РТ,
населения, в том числе работающих,| | |Госкомсанэпиднадзор
при хранении, транспортировке и при-| | |РТ, Республиканская
менении средств химизации в сельском| | |станция защиты рас-
хозяйстве | | |тений
| | |
Обнаружение, идентификация и коли-| 84,0 | 44,0 |Минсельхозпрод РТ,
чественное определение приоритетных| | |Госкомсанэпиднадзор
загрязнителей продовольственного| | |РТ, Академия наук Та-
сырья и пищевых продуктов на основе| | |тарстана, Центр стан-
современных методов и приборов | | |дартизации и метроло-
| | |гии
| | |
Изучение состояния здоровья различ-| 28,0 | 10,0 |Госкомсанэпиднадзор
ных групп населения в связи со| | |РТ, Каз.мед.универси-
структурой питания | | |тет, Академия наук
| | |Татарстана, Минздрав
| | |РТ
| | |
Разработка и внедрение системы вете-| 11,0 | 6,0 |Главное управление
ринарно-санитарной сертификации про-| | |ветеринарии Кабинета
дуктов и сырья животного и расти-| | |Министров Республики
тельного происхождения | | |Татарстан, Госкомса-
| | |нэпиднадзор РТ
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого |1051,0 |284,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 4
Объем финансирования мероприятий по охране здоровья населения
от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Составление государственного кадаст-| 8,0 | 1,8 |Минприроды, Госкомса-
ра экологически опасных технологий и| | |нэпиднадзор РТ
утилизируемых промышленных отходов | | |
| | |
Разработка нормативной документации| 8,5 | 1,8 |Госкомсанэпиднадзор
для определения содержания опасных| | |РТ, Минприроды РТ,
экотоксикантов в объектах окружающей| | |Центра стандартизации
среды, создание регистра методик оп-| | |и метрологии
ределения токсических веществ | | |
| | |
Проведение комплексного изучения| 182,0 |128,0 |Госкомсанэпиднадзор
смертности населения, разработка ме-| | |РТ, Минздрав РТ
роприятий по снижению преждевремен-| | |
ной смертности | | |
| | |
Проведение комплексного изучения| 134,0 | 60,0 |Госкомсанэпиднадзор
врожденных аномалий с последующей| | |РТ, Минздрав РТ, Гос-
разработкой мероприятий по снижению| | |комстат РТ
врожденных аномалий | | |
| | |
Проведение комплексного анализа здо-| 82,0 | 56,0 |Госкомсанэпиднадзор
ровья населения в связи с влиянием| | |РТ, Минздрав РТ, Мин-
окружающей среды, выявление неблаго-| | |природы РТ
получных территорий и факторов риска| | |
| | |
Проведение комплексного изучения| 180,0 |180,0 |Госкомсанэпиднадзор
загрязнения естественными радионук-| | |РТ, Минприроды РТ
лидами среды обитания населения | | |
| | |
Разработка критериев гигиенического| 32,0 | 16,0 |Каз.мед.университет,
и экологического риска от совместно-| | |Медицинская академия,
го воздействия нескольких химических| | |Госкомсанэпиднадзор
веществ и физических факторов | | |РТ
| | |
Генеральная схема размещения объек-| 9,8 | 5,0 |Минприроды РТ, Гос-
тов по захоронению всех видов отхо-| | |комсанэпиднадзор РТ,
дов в республике | | |Ассоциация промышлен-
| | |ных предприятий
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого | 636,0 |448,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 5
Объем финансирования мероприятий по обеспечению государственного
надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием
населения
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Создание государственной системы со-| 800,0 |620,0 |Госкомсанэпиднадзор
циально-гигиенического мониторинга| | |РТ, Каз.мед.универси-
состояния здоровья населения в связи| | |тет, Медицинская ака-
с санитарно-эпидемиологической обс-| | |демия, Минздрав РТ,
тановкой | | |Минприроды РТ
| | |
Ведение государственной регистрации| 10,0 | 5,0 |Госкомсанэпиднадзор
потенциально опасных химических и| | |РТ
биологических веществ | | |
| | |
Усовершенствование системы санитар-| 240,0 |180,0 |Госкомсанэпиднадзор
но-эпидемиологического, ветеринарно-| | |РТ, Главное управле-
го и фитосанитарного контроля и про-| | |ние ветеринарии Каби-
граммы по охране территории Респуб-| | |нета Министров Рес-
лики Татарстан от завоза и распрост-| | |публики Татарстан,
ранения особо опасных и инфекционных| | |Республиканская стан-
заболеваний людей, животных и расте-| | |ция защиты растений
ний, также токсических веществ | | |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого |1050,0 |805,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 6
Объем финансирования мероприятий по профилактике
неинфекционных заболеваний
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Создание постоянно действующей про-| 600,0 | 60,0 |Минздрав РТ, Госком-
пагандистской системы с целью форми-| | |санэпиднадзор РТ
рования здорового образа жизни насе-| | |
ления, широкой информированности его| | |
о мерах по профилактике неинфекцион-| | |
ных заболеваний | | |
| | |
Разработка и внедрение системы мони-|1000,0 |100,0 | -"-
торинга заболеваемости населения и| | |
профилактики наиболее распространен-| | |
ных болезней | | |
| | |
Разработка модели комплексной прог-| 800,0 |100,0 |Госкомсанэпиднадзор
раммы профилактики злокачественных| | |РТ, Минздрав РТ
новообразований для территорий с вы-| | |
соким уровнем заболеваемости населе-| | |
ния | | |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого |2400,0 |260,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 7
Объем финансирования мероприятий по предупреждению
инфекционных заболеваний
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Разработка современных средств и ме-| 783,97|286,2 |Госкомсанэпиднадзор
тодов экспресс-диагностики и профи-| | |РТ, Минздрав РТ, Ме-
лактики инфекционных заболеваний, в| | |дицинская академия,
том числе: | | |Каз.мед.университет,
| | |Казанский научно-исс-
| | |ледовательский инсти-
| | |тут эпидемиологии и
| | |микробиологии
| | |
микробиологические аспекты эпидемио-| 168,0 | 60,0 |
логического надзора за острыми ки-| | |
шечными инфекциями; | | |
| | |
влияние состояния неспецифической| 111,9 | 47,5 |
резистентности организма на заболе-| | |
ваемость острыми кишечными инфекция-| | |
ми, разработка иммуноэнзимной тест-| | |
системы для определения антигенов| | |
сальмонелл в фекалиях, воде и пище-| | |
вых продуктах; | | |
| | |
совершенствование методов лечения и| 249,0 | 80,0 |
профилактики дифтерии; | | |
| | |
разработка и внедрение эпидемиологи-| 210,0 | 58,7 |
ческого надзора за природно-очаговы-| | |
ми инфекциями (геморрагическая лихо-| | |
радка с почечным синдромом, клещевой| | |
энцефалит); | | |
| | |
Разработка и внедрение стандарта по| 56,0 | 10,0 | -"-
организации прививочного дела в ле-| | |
чебно-профилактических учреждениях и| | |
центрах госсанэпиднадзора | | |
| | |
Разработка и внедрение системы эпи-| 596,64|400,0 | -"-
демического мониторинга за социаль-| | |
нообусловленными инфекционными бо-| | |
лезнями | | |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого |1436,61|696,2 |
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 8
Объем финансирования мероприятий по профилактике
болезней общих для человека и животных
(млн.рублей)
в ценах июля 1995 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий | 1996- |В т.ч.| Исполнители
| 1998 | 1996 |
| годы | год |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Внедрение системы эпизоотологическо-| 250,0 |100,0 |Главное управление
го контроля за особо опасными болез-| | |ветеринарии Кабинета
нями человека и животных с использо-| | |Министров Республики
ванием компьютерной техники | | |Татарстан, Госкомса-
| | |нэпиднадзор РТ
| | |
Внедрение стандартных биопрепаратов,| 250,0 |100,0 | -"-
компьютерного слежения за объемом и| | |
полнотой охвата предохранительными| | |
прививками восприимчивых животных | | |
| | |
Улучшение ветеринарного обслуживания| 200,0 | 70,0 | -"-
животноводческих предприятий всех| | |
форм собственности в целях профилак-| | |
тики болезней общих для человека и| | |
животных | | |
| | |
Обеспечение ветеринарных учреждений| 300,0 | 80,0 | -"-
достаточным количеством биопрепара-| | |
тов для профилактики острозаразных| | |
болезней животных | | |
------------------------------------+-------+------+---------------------
Итого |1000,0 |350,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 3 июня 1996 г. N 443 "О Государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1996-1998 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 6 июля 2004 г. N 320 настоящее постановление признано утратившим силу