Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 августа 1994 г. N 380
"Об утверждении Основных направлений научной концепции
сохранения, реставрации и использования ансамбля
Казанского Кремля и первоочередных мероприятиях по ее
реализации"
Постановлением КМ РТ от 9 октября 2006 г. N 504 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения сохранности, изучения, реставрации, музеефикации, и популяризации археологических, исторических и архитектурных памятников XII-XX вв. Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль", а также рационального использования его территории Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления научной концепции сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля.
2. Утвердить представленный Министерством культуры Республики Татарстан и дирекцией Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" план первоочередных научно-исследовательских, проектных, реставрационных и реконструкционных работ по территории и использованию объектов музея-заповедника "Казанский Кремль" на 1994-1995 гг. согласно приложению.
3. Академии наук Республики Татарстан (Хасанов М.Х.) создать специальную рабочую группу по археологическому исследованию Казанского Кремля.
4. Министерству культуры Республики Татарстан (Таишев М.М.) оказать научно-методическую и практическую помощь дирекции Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьер-министра Республики Татарстан Стекольщикова В.Д.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
М.Г.Сабиров |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Основные направления научной концепции сохранения,
реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля
(утв. постановлением КМ РТ от 4 августа 1994 г. N 380)
1. Значение Казанского Кремля, его статус
Казанский Кремль с основания в раннем средневековье до наших дней преемственно имеет огромное значение в трех аспектах: геополитическом, градостроительном, историко-культурном.
Геополитический аспект: в XII-XIV вв. это форпост Волжской Булгарии, в XIV-XVI вв. - первоклассная крепость и символ самостоятельной государственности Казанского ханства, в XVI-XVIII вв. - опорный пункт освоения территории русского государства и христианизации, с XVIII века - центр огромной Казанской губернии.
С 1920 г. - место размещения администрации ТАССР и войсковой части, с 1990 г. - символ государственности Республики Татарстан не только для народов Республики, но и для татарской диаспоры по всему миру. Для зарубежных партнеров Кремль - это лицо суверенной Республики Татарстан.
Градостроительный аспект: это место основание города, городище мысового типа, уже в XII веке белокаменное, постоянно укрепляемое и расширяемое по территории с 5 га до 12 га. Затем постепенно фортификационное значение как крепости утрачивается и Кремль градостроительно формируется как ансамбль, имеющий визуальные связи на значительные пространства по Волге, Казанке и объединяющий центральную часть города с Заречьем. В XIX-XX вв. в результате перестроек и надстроек несколько утратился архитектурный ансамбль, но градообразующее значение Кремля в современном облике Казани сохранилось.
Историко-культурный аспект: Казанский Кремль - это место стыка двух культур - Востока и Запада, где сохранился определенный восточный компонент. Это уникальный комплексный памятник градостроительства, ландшафта, археологии, истории и архитектуры. Комплекс стен и башен и отдельные памятники находятся на государственной охране с 1961 г. как памятники республиканского (РСФСР) значения, с 1993 г. как памятники республиканского (РТ) значения.
В соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры г.Казани, утвержденным постановлением Совета Министров ТАССР от 23.09.88 г. N 334, территория Казанского Кремля (12 га) с прилегающей к ней охранной зоной (115 га) является историко-культурной заповедной территорией, предлагался режим музея-заповедника. Подготовлены документы для включения его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Республики Татарстан.
По научной исторической и культурной значимости ансамбль Казанского Кремля предложен для включения в реестр памятников истории и культуры ЮНЕСКО, представление направлено в Министерство культуры Российской Федерации.
2. Актуальность разработки программы-концепции
В 1993 г. воинская часть выведена из Казанского Кремля и сложилась уникальная ситуация единовременного освобождения 5 га в Западной части Кремля, на которой в неудовлетворительном состоянии находятся остатки 3-х комплексов - Спасо-Преображенского монастыря, Юнкерского училища, и Артиллерийского (пушечного) двора.
При этом именно Западная панорама Кремля имеет огромное градостроительное значение - это фасад города с Волги и при приближении по железной дороге из Москвы, и при въезде по Адмиралтейской дамбе из Заречья.
Проблема состоит в срочности и необходимости проведения единовременно огромного объема исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ на всех объектах. При этом очевидна необходимость решения проблемы рационального использования освободившихся зданий в увязке с программой реставрации и использования всего Казанского Кремля.
3. Оценка состояния комплекса
В целом состояние Казанского Кремля можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное:
- в градостроительном отношении целостность ансамбля утрачена после сноса вертикалей, разрушения 5 из 13 башен, многочисленных надстроев;
- состояние инженерной инфраструктуры: практически нет ливневой канализации, в аварийном состоянии газоснабжение и канализация, в предаварийном состоянии система водоснабжения;
- в отношении землепользования - ведомственная разобщенность эксплуатирующих организаций;
- техническое состояние зданий также крайне неудовлетворительно: подпор культурного слоя мощностью 5 м вызывает разрушения стен и башен, протечка хозяйственных вод ведет к разрушению фундаментов и стен зданий, увеличение нагрузки из-за надстроев вызывает образование трещин на всю высоту зданий.
В целом, если рассматривать комплекс Кремля как природно-техногенную систему, состояние этого организма можно охарактеризовать как экологически угрожающее: естественные гидрогеологические процессы нарушены из-за бессистемного водопользования, что приводит к активации карстово-суффозионных процессов. При такой системе эксплуатации не гарантированна устойчивость сооружений, иллюстрацией тому может служить последний провал, произошедший в декабре 1993 г. в торце корпуса Артиллерийского двора, надстроенного двумя этажами и подтопленного хозяйственными водами, что угрожает не только сохранности самого здания, но и прилегающих стен и башен Кремля.
В историко-культурном отношении Кремля потенциал используется не в полной мере и изучен недостаточно.
Главные причины - несогласованность действий, отсутствие единого хозяина территории, недостаточность финансовых и материальных средств.
Очевидна необходимость проведения комплексных инженерно-диагностических, археологических, проектно-изыскательских, реставрационных и реконструкционных мероприятий на современном уровне на ансамбле Казанского Кремля и выход на научную концепцию сохранения и использования территории историко-архитектурного и художественного заповедника "Казанский Кремль" с осуществлением историко-генетического, композиционного и других элементов анализа.
4. Цели и задачи
Главная цель работы - максимально сохранить и выявить историкокультурную, архитектурно-градостроительную ценность Кремля как комплексного памятника международного значения, места встречи культур Востока и Запада. Работа состоит из нескольких научных концепций и рабочей программы.
Цель разработки программы - координация и организация согласованных действий по исследованию, изучению, проектированию и производству работ по комплексной реставрации и рациональному использованию территории Казанского Кремля.
Разработка программы основана на следующих концептуальных принципах: комплексности, оптимальности, целенаправленности и адаптации.
При этом ставятся следующие задачи, соответствующие основным направлениям научной концепции:
Выявление и музеефикация археологических остатков всех периодов формирования Кремля от эпохи Раннего железа до Русского периода (концепция археологического исследования).
Комплексное благоустройство с заменой инженерных сетей, обеспечение комплекса инженерной защиты (концепция инженерной защиты).
Восстановление силуэта Кремля и реабилитацией градостроительной значимости в панораме Казани, научная реставрация методами консервации, фрагментарной и целостной реставрации, снос позднейших наслоений (реставрационная концепция).
Рациональное использование зданий (функциональная концепция).
Поэтапность освоения (организационная программа реализации концепций). Особое значение при определении научной концепции и программы реализации было уделено определению перспектив развития Казанского Кремля как центра татарской государственности.
5. Археологическая концепция
Цель - максимальное выявление и музеефикация археологических объектов всех периодов, при этом уточнение даты основания Казани.
Казанский Кремль содержит историко-археологические ценности разных эпох, последовательно относящимся к таким периодам как:
эпоха раннего железа - городище раннеананьинской культуры VII-VI вв. до н.э.;
западная часть булгарской белокаменной крепости, заложенной в 1177 г. и имевшей название Казань;
западная часть крепости - центра Казанского княжества XIII-XIV вв.;
западная часть Казанской крепости XV-XVI вв. (кирмэн) вместе с казанским караван-сараем, расположенным за пределами укреплений в югозападной стороне кремлевского холма;
территория так называемого Артиллерийского двора, служившего в XVXVI вв. местом размещения ханской гвардии, а позднее - зоной расположения военного цейхгауза, в 1810-1812 гг. - артиллерийского двора.
При составлении проектов реставрации и музеефикации следует учитывать и выделение археологическим путем интересных и важных объектов, в том числе:
возможные остатки укрепления городищ эпохи раннего железа и раннего средневековья;
остатки белокаменной стены первоначальной Казани XII в.;
остатки валов и деревянных укреплений княжеской Казани XIV-XV вв. и ханской Казани XV-XVI веков;
любые остатки монументальных белокаменных и кирпичных зданий XIIXVII веков, выявленные при археологическом исследовании, в том числе возможные остатки мечетей Кул-шериф, Нур-али, ханского дворца, мавзолея Сафа-Гирея, караван-сарая, жилых зданий и др.
Результаты предварительного анализа проведенных археологических работ на территории Казанского Кремля показывают необходимость выделения 7 зон археологических исследований.
6. Концепция инженерной защиты территории
Цель - приведение состояния всех инженерных сетей, конструкций, зданий и сооружений к оптимальному уровню, обеспечивающему дальнейшую сохранность историко-культурного наследия Кремля и создание глубинной охранной зоны.
Для этого необходимо:
Проведение комплексных инженерно-диагностических исследований на территории Кремля (техническое состояние наземных и подземных частей зданий, изучение и оценка современных физико-географических факторов, состояние геологической сферы, гидрогеологических условий). При этом уточняются границы погребенных в культурном слое археологических остатков зданий, сооружений, дренажных систем и т.п.
Разработка рекомендаций по созданию системы инженерной защиты геологической среды Кремля (вертикальная планировка и благоустройство территории, дренирование, укрепление грунтов основания фундаментов зданий, защита археологического культурного слоя).
Разработка проекта замены всех инженерных сетей на территории Кремля, устройство кабельной системы, установка спутниковой связи и др.
Разработка мониторинговой системы слежения (диагностики и контроля за состоянием ансамбля Казанского Кремля).
7. Реставрационная концепция
Цель - композиционная реабилитация ансамбля Казанского Кремля, как целого художественного единства увязанных между собой разновременных и разностилевых зданий, его градостроительной значимости в панораме города. Этой цели можно добиться лишь проведя поэтапный анализ формирования планировки и панорамы Кремля с XII до XX века, выявив утраты и решив, какие из них жизненно необходимо восполнить. При этом в комплексе решаются вопросы укрепления подземных и надземных частей зданий и сооружений.
Для этого необходимо:
Проведение комплекса научно-исследовательских, изыскательских, проектно-реставрационных работ по самым последним методикам с максимальным использованием компьютерной техники, сбора информации отечественных и зарубежных архивов.
Восстановление утраченных вертикальных доминант: мечети Кул-шериф и других объектов (возведение новых зданий с учетом исторической достоверности и современной градостроительной ситуации).
Восстановление утраченных 5 башен, реставрация завершений всех башен и стен по облику XVI-XVIII вв.; часть стен и башен восстановить на период Казанского ханства.
Снос позднейших наслоений: верхних этажей корпусов бывшего Артиллерийского (пушечного) двора, Архиерейской резиденции. Снос неценных построек: гаражей, складов, кафе и т.д.
Укрепление фундаментов и конструкций стен сохранившихся памятников, реставрация комплексов Артиллерийского (пушечного) двора, Губернаторского дворца (резиденция Президента Республики Татарстан), Консистории (Минздрав Республики Татарстан), Архиерейской резиденции (Госкомэкономика), Присутственных мест (министерства и ведомства Республики Татарстан).
При этом в зависимости от ценности и изученности памятника применяются различные режимы реставрации или их сочетание: консервация, фрагментарная реставрация (аналитический метод), целостная реставрация (синтетический метод), реконструкция.
8. Функциональная концепция
Цель - найти оптимальное соотношение преемственно административной, музейной и культурно-социальной функций исходя из основной цели - выявления, сохранения и развития историко-культурной и архитектурноградостроительной ценности ансамбля Кремля.
С учетом этого предлагается частично сохранить за Кремлем административную функцию, используя те здания, которые изначально были для этого предназначены. Так, здание Губернаторского дворца и дворцовой церкви объединены в комплекс резиденции Президента Республики Татарстан. При этом из здания церкви выводится столовая и предлагается использовать церковь для приемов гостей, делегаций и т.д. Другим таким зданием, которое исторически имело административную функцию, являются бывшие Присутственные места.
Непосредственно к зданию Присутственных мест примыкает здание бывшей Консистории. Здесь предполагается организация сценических площадок со стороны дворца. Это внутренне пространство может быть использовано для проведения различного рода театрализованных представлений, в том числе оперных, фольклорных праздников и др.
В Благовещенском кафедральном соборе предлагается разместить отдел иконографии Музея изобразительных искусств. Великолепная акустика собора позволит проводить концерты. В построенном на месте выявленных остатков мечети Кул-шериф здании предполагается размещение музея Кремля и проведение молитв по большим мусульманским праздникам.
Музейный социально-культурный центр предлагается организовать на территории Спасо-Преображенского монастыря и бывшего Юнкерского училища. В него входит: музей истории Казани в Братском корпусе, центр общения и выставочный зал в Манеже, музей археологии в Спасо-Преображенском соборе, фонды Госархива Республики Татарстан и Госмузея Республики Татарстан с организацией постоянно действующих экспозиций в здании казарм после снятия верхних этажей. Главное здание Юнкерского училища предлагается использовать как картинную галерею, а бывшие спортзал и клуб - как фольклорный центр татарского народа. Здесь же могут проводиться театрализованные представления. Для музейного показа используются весь периметр стен и 13 башен Кремля, шесть из которых становятся проездными, что дает возможность организации музейных маршрутов. При въезде в Кремль у Спасской башни необходима организация пункта приема туристов и экскурсантов. За пределами Кремля организуется стоянка туристических автобусов и автотранспорта.
Предлагается создание центра возрождения ремесел в зданиях комплекса Артиллерийского двора: мастерские реставраторов и ремесленников, центр татарской кулинарии, центр народного творчества и другие учреждения культуры.
9. Организационный проект поэтапной реализации концепций
Учитывая сложность проблемы, значительные объемы исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, достижение поставленных целей должны носить поэтапный характер.
Разработана конкретная программа реализации концепций в 3 этапа с определением разработчиков и ориентировочных сумм финансовых затрат. Часть работ уже начата в 1993 г.
На первом этапе (1993 - 1995 гг.) предполагается проведение следующих работ:
Создание Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" с принятием соответствующих документов (Положение о заповеднике, Генеральная схема, технико-экономическое обоснование заповедника и др.); организация дирекции заповедника.
Проведение комплексных инженерно-диагностических и археологических работ, по их результатам разработка проекта замены всех инженерных сетей.
Проведение архивных и натурных исследований.
Разработка проектов и производство реставрационных работ на зданиях казарм и главного корпуса Юнкерского училища, трех корпусов Артиллерийского двора, Манежа и церкви Николы Ратного.
Снос малоценных построек (гаражей, складов).
Продолжение реставрации стен и башен Кремля.
Реставрация резиденции Президента Республики Татарстан (бывшего Губернаторского дворца).
Вывод хранилища Архивного управления Республики Татарстан из здания Благовещенского собора и НПО "Онкология" из здания по ул.Батурина, 7.
Разработка концепции инженерной защиты в предполагаемых границах Казани ханского периода.
Земляные работы по разгрузке стен Кремля внутреннего периметра.
На втором этапе (1995 - 2005 гг.) предполагается:
Разработка и реализация проекта инженерной защиты территории Кремля.
Замена всех инженерных сетей.
Продолжение археологических работ.
Реставрация и музеефикация выявленных археологических объектов татарского периода (стены и башни ханского дворца, цитадели, мавзолея, мечетей и др.).
Разработка и проведение реставрационных работ на зданиях Благовещенского собора, Архиерейской резиденции, Консистории, Присутственных мест, комплекса Спасо-Преображенского монастыря.
Восстановление части стен и башен Кремля XV-XVI вв. и утраченных башен XVI-XVIII вв. с покрытием стен.
Организация музейного показа стен и башен и других объектов Кремля.
Разработка проекта музеефикации всего ансамбля Кремля с организацией светодинамического оформления "Звук и свет".
Восстановление мечети Кул-шерифа и других объектов.
Проект Благоустройства территории.
На третьем Этапе (2005 - 2020 гг.):
Осуществление системы мониторинга состояния ансамбля Кремля.
Продолжение археологических исследований и реставрационных работ.
Завершение музеефикации всего ансамбля Кремля, функционирование музейного показа в шести режимах.
Устройство картинной галереи в главном здании Юнкерского училища.
Полное благоустройство территории.
В Республике в основном имеется необходимый научный и производственный потенциал для реализации задачи комплексного сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля. Но очевидна необходимость укрепления производственной базы реставрационных организаций. Поскольку комплекс работ по реставрации и использованию ансамбля Казанского Кремля требует значительных финансовых вложений, необходимо найти и внебюджетные формы финансирования этих работ. К ним можно отнести учреждение фонда "Казанский Кремль", проведение денежно-вещевых лотерей, налоговые льготы для организаций, направляющих свои средства на возрождение Казанского Кремля, и другие источники.
Авторский коллектив разработчиков программы-концепции, организация и координация работ по составлению рабочей программы-концепции были взяты на себя Министерством культуры Республики Татарстан.
Руководители: профессор, академик Международной академии мусульманской архитектуры, С.С.Айдаров; профессор, член-корр. Академии наук Республики Татарстан, А.Х.Халиков
Ответственные исполнители:
Ф.М.Забирова - председатель Союза архитекторов Республики Татарстан, начальник Управления Госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Главказархитектуры;
Р.М.Валеев - кандидат исторических наук, директор научно-производственного управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Татарстан;
С.А.Козлова - главный архитектор Государственного объединенного музея Республики Татарстан;
Г.Г.Нагуманова - ведущий специалист Управления госконтроля и охраны памятников истории и культуры Главказархитектуры.
Использованы данные и материалы фирмы "Татинвестгражданпроект", президент И.С.Абдрахманов.
Макет подготовлен архитектурно-реставрационной мастерской Татарского специального научно-реставрационного управления, директор Н.З.Юсупов.
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 4 августа 1994 г. N 380 "Об утверждении Основных направлений научной концепции сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля и первоочередных мероприятиях по ее реализации"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 9 октября 2006 г. N 504 настоящее постановление признано утратившим силу