Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 октября 1994 г. N 479
"Об утверждении Типового положения о государственном
и коммунальном учреждении начального профессионального
образования Республики Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 5 июля 2001 г. N 408 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Республики Татарстан "Об образовании" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемое Типовое положение о государственном и коммунальном учреждении начального профессионального образования Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
М.Г.Сабиров |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Типовое положение
"О государственном и коммунальном учреждении начального
профессионального образования Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 4 октября 1994 г. N 479)
1. Общие положения
1. Учреждение начального профессионального образования в Республике Татарстан является государственным, коммунальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, согласно Перечню профессий (специальностей).
Постановлением КМ РТ от 10 декабря 1996 г. N 1035 создано Татарское республиканское объединение учреждений начального профессионального образования при Министерстве образования РТ, куда входят государственные учреждения начального профессионального образования на добровольной основе. См. Устав этого объединения
2. Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
3. К учреждениям начального профессионального образования относятся:
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования;
- учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) и другие учреждения начального профессионального образования данного уровня.
Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и служащих. На базе профессионального училища могут осуществляться разработка и внедрение передовых методик в области начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.
Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (коммерческий, технический, строительный, химико-технологический, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляет реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.
4. Учреждение начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, предприятиями, учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или средств предприятий, учреждений, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.
Профессиональная подготовка может быть получена также в профессиональных образовательных подразделениях производственного объединения, предприятия, учреждения, фирмы и других организациях, в которых могут создаваться условия для получения профессиональной подготовки лицам, не имеющим основного общего образования.
5. Учреждение начального профессионального образования создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с законодательством Республики Татарстан уполномоченными органами в заявительном порядке. Права юридического лица у учреждения начального профессионального образования возникают с момента регистрации.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму образовательного учреждения.
Учредителями государственного учреждения начального профессионального образования могут быть Кабинет Министров Республики Татарстан и республиканские органы управления образованием.
Учредителями коммунального учреждения начального профессионального образования являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в республиканской, коммунальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
Учредительными документами учреждения начального профессионального образования является решение о его создании или договор учредителей и Устав.
6. Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Республики Татарстан с момента выдачи ему органом управления профессиональным образованием лицензии (разрешения), в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок ее действия.
7. Лицензия может быть изъята у учреждения начального профессионального образования государственным органом, выдавшим ее, в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицензии.
8. Учреждение начального профессионального образования получает право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользование печатью установленного образца после государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством (вступает в силу по мере развития государственной аттестационной службы).
9. Аттестация учреждения начального профессионального образования проводится по его заявлению Республиканской аттестационной службой в установленном порядке один раз в пять лет.
Учреждение начального профессионального образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
10. Учреждение начального профессионального образования может иметь вечерние (сменные) отделения (группы), а также филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому месту нахождения и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "Об образовании". Филиал учреждения начального профессионального образования создается образовательным учреждением по согласованию с учредителем, а создание вечерних (сменных) отделений (групп), осуществляется с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в свой Устав.
11. Учреждение начального профессионального образования может получать общественную аккредитацию в республиканских, Российских, зарубежных и международных общественных (образовательных), научных и промышленных структурах, что не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.
12. Учреждение начального профессионального образования в соответствии с законодательством Республики Татарстан может образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования.
13. Государственное, коммунальное учреждение начального профессионального образования может быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению соответствующего учредителя образовательного учреждения.
14. Учреждение начального профессионального образования разрабатывает и утверждает на основе Закона Республики Татарстан "Об образовании" и настоящего Типового положения свой Устав, в котором в обязательном порядке указываются:
- наименование, место нахождения (юридический и фактический адреса), статус учреждения начального профессионального образования;
- учредитель;
- организационно-правовая форма образовательного учреждения;
- цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
- основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;
з) порядок регламентации и оформления отношений учреждений начального профессионального образования и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (лиц, их заменяющих);
- структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения начального профессионального образования, в том числе в части: а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за учреждением начального профессионального образования;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности учреждения начального профессионального образования;
в) источников и порядка финансирования собственности учреждения начального профессионального образования;
г) наличия предпринимательской деятельности;
- имущество учреждения начального профессионального образования;
- порядок управления учреждением начального профессионального образования, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления учреждения начального профессионального образования, их компетенция, порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;
г) порядок изменения Устава;
д) порядок реорганизации и ликвидации;
- права и обязанности участников образовательного процесса;
- перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность учреждения начального профессионального образования.
15. В своей деятельности учреждение начального профессионального образования руководствуется действующим законодательством Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Татарстан, решениями Министерства образования Республики Татарстан, настоящим Положением и своим Уставом.
Устав учреждения начального профессионального образования в части, определенной законодательством Республики Татарстан, разрабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
16. Для негосударственных учреждений начального профессионального образования данное Положение выполняет функцию примерного.
2. Содержание и организация образовательного процесса
17. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма.
18. Содержание образования в учреждении начального профессионального образования должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации, физической подготовки, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права обучающегося на свободный выбор взглядов и убеждений.
19. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования должен быть ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпускников.
20. Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируется учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых органом управления образованием.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.
21. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год, при сроке обучения более одного года. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения. Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
22. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение обучающимися профессионального образования по профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.
23. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах.
Производственная практика, как правило, проводится на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации практики определяется двухсторонним договором.
Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачисленные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписочной численности.
24. Обучающиеся учреждения начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одного обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.
В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой наполняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответствующим органом управления образованием с привлечением других внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 8-10 человек.
При финансировании подготовки и переподготовки, обучения вторым профессиям и повышения квалификации рабочих и специалистов средствами заказчиков как в государственных, так и в негосударственных учреждениях начального профессионального образования комплектование учебных групп учащимися численностью не ограничивается.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12-15 человек, если другие условия не предусмотрены договором с предприятием-заказчиком кадров рабочих и специалистов.
На теоретических и лабораторно-практическим занятиях по отдельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин определяется местным органом управления образованием в рамках государственного стандарта начального профессионального образования.
25. Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.
26. Для всех форм получения профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших начальное профессиональное образование.
27. Прием на обучение в государственные и коммунальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе, в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области профессионального образования и обеспечивать зачисление на обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению профессии (специальности) соответствующего уровня.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Порядок приема в учреждение начального профессионального образования в части, не отрегулированной законодательством Республики Татарстан, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
28. Дисциплина в учреждении начального профессионального образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не допускаются методы физического и психологического воздействия.
29. В учреждении начального профессионального образования обучение ведется на языке, который определяется учредителем или Уставом образовательного учреждения.
30. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), переподготовка и повышение квалификации в государственных учреждениях начального профессионального образования осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям) согласно Перечню профессий и специальностей начального профессионального образования.
31. Учреждение начального профессионального образования может реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ, а также осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан подготовку к военной службе.
32. Учреждение начального профессионального образования может, в том числе в кооперации с другими образовательными учреждениями, предприятиями, организациями, фирмами, создавать учебно-производственные, учебно-торгово-производственные структуры, которые являются их подразделениями без права юридического лица, обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ, а в процессе производственного обучения и во внеучебное время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению, производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления.
33. С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные образовательные программы могут осваиваться как в профессиональном образовательном учреждении (с отрывом или без отрыва от производства), так и в форме самообразования или экстерната. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
34. Учреждение начального профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующее профессиональные и общеобразовательные программы, выдает выпускникам (лицам прошедшим курс обучения), прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации по профессии (специальности), а выпускникам, прошедшим аттестацию только по профессии (специальности), выдает документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается органом управления профессиональным образованием.
35. Неаккредитованное негосударственное учреждение начального профессионального образования выдает по завершении обучения лицам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного учреждения. Форма документа определяется самим образовательным учреждением.
3. Обучающиеся в учреждениях начального
профессионального образования
36. Права и обязанности обучающихся в учреждении начального профессионального образования определяются Уставом, а также индивидуальными договорами, заключенными образовательным учреждением с обучающимися и настоящим Положением.
37. Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, в т.ч. по индивидуальным учебным планам и по ускоренному курсу обучения; на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; на участие в управлении образовательным учреждением; на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Принуждение обучающихся к вступления в общественные, общественнополитические организации, движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности в этих организациях не допускается.
38. Обучающиеся в государственных и коммунальных учреждениях начального профессионального образования обеспечиваются стипендиями, местами в общежитии, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи, установленными действующим законодательством.
Обучающиеся имеют право на получение специальных стипендий в порядке, установленном Правительством Республики Татарстан.
39. В государственном и коммунальном учреждении начального профессионального образования для обучающихся, получающих начальное или среднее профессиональное образование впервые, обучение проводится бесплатно. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
40. Привлечение обучающихся учреждений начального профессионального образования без их согласия и согласия родителей или лиц, их заменяющих, к труду, не предусмотренному профессиональной образовательной подготовкой, запрещается.
41. Обучающиеся в учреждении начального профессионального образования имеют право перехода в другое образовательное учреждение, реализующее профессиональную образовательную программу соответствующего уровня, при согласии последнего.
Обязанности обучающихся, порядок их перевода на следующий курс и отчисления из учреждения начального профессионального образования определяется его Уставом.
42. Учреждение начального профессионального образования создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения. Для работы медицинского персонала должны быть предоставлены помещения с соответствующими условиями. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Для обучающихся должно быть предусмотрено помещение для приема пищи. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся полностью компенсируется государством.
Создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающимся возлагается на должностных лиц учреждения начального профессионального образования в соответствии с законодательством Республики Татарстан и Уставом.
43. Выпускники государственного, коммунального учреждения начального профессионального образования, прошедшие аттестацию на соответствующий уровень квалификации по профессии (специальности) с оценкой "отлично" и имеющие по производственному обучению, специальным дисциплинам и не менее чем по 75 процентам других дисциплин учебного плана итоговую оценку "отлично", а по остальным дисциплинам оценку "хорошо", получают документ об окончании учреждения начального профессионального образования установленного образца с отличием. Выпускники, аттестованные на соответствующий уровень квалификации по профессии, с одновременным получением среднего (полного) общего образования, имеющие полугодовые, годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам за весь курс обучения и сдавшие выпускные экзамены на "5", награждаются золотой медалью. Выпускники, получившие соответствующий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование, имеющие за время обучения на всех курсах полугодовые, годовые и итоговые оценки "5" и не более чем по двум предметам оценку "4", получившие на выпускных экзаменах оценки "5" и не более двух оценок "4", награждаются серебряной медалью.
Выпускникам учреждения начального профессионального образования в Республике Татарстан, награжденным золотой или серебряной медалью, вручаются дипломы на бланках особого образца.
44. В соответствии с законами "О труде" и "Об образовании" Российской Федерации и Республики Татарстан время обучения в учреждении начального профессионального образования засчитывается в общий трудовой стаж, в непрерывный трудовой стаж, а также стаж работы, дающий право на получение соответствующих льгот, установленных для данной категории рабочих (специалистов) предприятия, организации, если перерыв между днем окончания учебы и днем поступления на работу не превысил 3 месяцев. Выпускники колледжей и профессиональных лицеев имеют право продолжать образование в ВУЗах соответствующего профиля с сокращенным сроком обучения.
45. В соответствии с законами "О труде" и "Об образовании" Российской Федерации и Республики Татарстан выпускникам учреждений начального профессионального образования с дневной формой обучения, обучающимся 10 месяцев и более, перед началом работы предприятие, организация, фирма предоставляют отпуск с оплатой его из расчета тарифной ставки соответствующей квалификации, присвоенной выпускнику, или соответствующего должностного оклада с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. Выпускникам в возрасте до 18 лет предоставляется отпуск продолжительностью 1 календарный месяц, а остальным - продолжительностью, установленной для работников данной профессии и вида производства.
Выпускникам с дневной формой обучения, обучавшимся менее 10 месяцев, время обучения засчитывается в трудовой стаж, дающий право на очередной отпуск.
О динамике изменений тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в Республике Татарстан см. справку.
4. Инженерно-педагогические работники учреждений
начального профессионального образования
46. К инженерно-педагогическим работникам относятся администрация, преподаватели, мастера (инструкторы) производственного обучения, воспитатели и другие члены трудового коллектива образовательного учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (специалистов), выполняющие воспитательные функции и участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.
47. Порядок комплектования персонала учреждений начального профессионального образования определяется его Уставом.
На должности педагогического и инженерно-педагогического персонала могут быть приняты, как правило, лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую установленным квалификационным требованиям данного профиля и подтвержденную аттестатами, дипломами об образовании, либо документами о повышении специальной производственной, инженерной (предметной) или психолого-педагогической квалификации.
48. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. Перечень соответствующих медицинских показаний и состав преступлений устанавливаются законом.
49. Требования к инженерно-педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке. Их деятельность в процессе обучения и воспитания направлена на качественное освоение обучающимися профессии (специальности), формирование у них устойчивых ориентаций на трудовой и здоровый образ жизни, приобщение их к общечеловеческим ценностям и идеалам мира, свободы, достоинства личности и равноправия граждан. Отношение работника учреждения начального профессионального образования и администрации регулируются контрактом (трудовым соглашением) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и законами Республики Татарстан.
50. В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О труде" и "Об образовании" инженерно-педагогические работники учреждения начального профессионального образования имеют право на:
- повышение профессиональной квалификации;
- участие в управлении образовательным учреждением;
- защиту чести и достоинства, справедливые и благоприятные условия для профессиональной деятельности.
51. В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О труде" и "Об образовании" инженерно-педагогическому работнику предоставляется право на:
- свободу профессиональной деятельности, педагогическую инициативу, распространение своего педагогического опыта, получившего научное обоснование или экспериментальное подтверждение;
- первоочередное получение жилья на льготных условиях;
- удлиненный оплачиваемый отпуск;
- льготное санаторно-курортное лечение;
- коммунальные льготы, установленные Правительством Республики Татарстан;
- получение пенсии за выслугу лет, а по достижении им пенсионного возраста и другие пенсионные льготы, предусмотренные законодательством;
- сокращенную рабочую неделю в порядке, установленном законодательством;
- дополнительный оплачиваемый отпуск сроком на один календарный месяц, через каждые 5 лет непрерывной работы;
- дополнительный неоплачиваемый отпуск сроком до одного года, через каждые 10 лет непрерывной работы с сохранением трудового стажа. Порядок и условия предоставления такого отпуска в государственном и коммунальном учреждении начального профессионального образования определяет учредитель.
52. Инженерно-педагогические работники учреждения начального профессионального образования, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), малых городах, имеют право на льготы, предусмотренные для специалистов сельского хозяйства, в том числе по первоочередному обеспечению жилой площадью, освещением, отоплением.
53. Работники учебно-производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учебных заведений начального профессионального образования имеют льготы и преимущества, установленные для работников соответствующих производств.
54. Инженерно-педагогические работники обязаны:
- проводить все виды учебных и внеучебных занятий на высоком научно-методическом уровне, добиваться глубоких, прочных и осознанных знаний у обучающихся и воспитанников, воспитывать их в духе общечеловеческих ценностей;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать формы и методы обучения и воспитания.
55. За успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, в подготовке рабочих кадров и специалистов для народного хозяйства, в научно-методической и другой уставной деятельности для инженерно-педагогических работников устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
56. Учебная нагрузка для преподавателей устанавливается учреждением начального профессионального образования самостоятельно в зависимости от их квалификации и специфики деятельности и не может быть ниже минимальной.
57. Заработная плата (должностной оклад) работнику выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом.
Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством.
Работникам учреждений начального профессионального образования минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются на основе Единой тарифной сетки и корректируются в соответствии с индексацией цен.
Учреждение начального профессионального образования в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размер доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера.
58. В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О труде" и "Об образовании" инженерно-педагогическим работникам учреждения начального профессионального образования с целью содействия обеспечения их книгоиздательной продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы).
59. В соответствии с законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О труде" и "Об образовании" увольнение инженерно-педагогических работников, связанное с сокращением штатов или по инициативе администрации, допускается только после окончания учебного года.
Основаниями для увольнения инженерно-педагогического работника по инициативе администрации до истечения срока действия контракта являются:
а) повторное в течение года грубое нарушение Устава учреждения начального профессионального образования;
б) применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюзного комитета данного учреждения.
5. Управление учреждением начального
профессионального образования
60. Общее руководство государственным или коммунальным учреждением начального профессионального образования осуществляет его совет, который принимает участие в комплектовании обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении расходования средств на содержание учреждения начального профессионального образования, рассматривает все случаи отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся, осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом образовательного учреждения.
Деятельность совета должна быть направлена на рассмотрение коллегиальных, демократических форм в управлении учреждением начального профессионального образования, развитие инициативы инженерно-педагогических работников.
Порядок выборов совета определяется Примерным положением о совете и Уставом учреждения начального профессионального образования.
61. Непосредственное управление учреждением начального профессионального образования осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Директор может быть нанят учредителем или советом учредителей по контракту; избран коллективом или советом учреждения начального профессионального образования, с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету права на вето.
62. Разграничения других полномочий между советом учреждения начального профессионального образования и его директором, порядок приема (найма) директора определяются Уставом.
63. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в организации образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Республики Татарстан, настоящим Положением и Уставом образовательного учреждения.
64. Учреждение начального профессионального образования осуществляет в пределах своей компетенции материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в соответствии с государственными и местными нормативными требованиями, может привлекать для осуществления основной деятельности дополнительные источники финансирования и материальных средств, включая использование банковского кредита, устанавливает структуру управление, штатное расписание, распределение должностных обязанностей, размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премирования своих работников.
65. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно формирует контингент обучающихся в пределах, оговоренных лицензией квоты, если иное не предусмотрено законодательством Республики Татарстан, осуществляет образовательный процесс в соответствии с его Уставом, лицензией и свидетельством об аккредитации.
66. Учреждение начального профессионального образования осуществляет оперативный и бухгалтерский учеты. Представляет статистическую и бухгалтерскую отчетность в установленные сроки и адреса. Ежегодно отчитывается перед учредителем и общественностью о финансово-хозяйственной деятельности.
67. Учреждение начального профессионального образования несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме учебных (тематических) планов и программ, качество подготовки, переподготовки, обучения вторым профессиям и повышение квалификации рабочих кадров, жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и иные действия, за которые предусмотрена ответственность законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
6. Финансирование учреждений начального
профессионального образования
68. Финансирование учреждений начального профессионального образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определенных в расчете на одного обучающегося, с учетом минимального размера выделяемых государством средств на нужды образования и индексации этих средств в соответствии с темпами инфляции.
Для малокомплектных сельских учреждений начального профессионального образования норматив финансирования определяется с учетом затрат, не зависящих от количества обучающихся.
69. Деятельность учреждений начального профессионального образования финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
70. Учреждение начального профессионального образования независимо от его организационно-правовой формы может привлекать в порядке, установленным законодательством Республики Татарстан, дополнительные финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе зарубежных.
71. Привлечение учреждением начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов или абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
72. Финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников осуществляется за счет средств государственного фонда службы занятости или заинтересованных предприятий, объединений, фирм и других организаций, личных средств граждан.
73. Учреждению начального профессионального образования принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
74. Вопросы льготного налогообложения деятельности учреждения начального профессионального образования, предусмотренной Уставом (учебно-производственная деятельность, производство продукции, оказание услуг и др.), а также плата за оборудование, землю, технику и т.п., регламентируются соответствующим законодательством, действующим в Республике Татарстан.
75. Учреждение начального профессионального образования может участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ), других предприятий и учреждений исключительно своей собственностью.
76. Учреждение начального профессионального образования несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определенном законодательством Республики Татарстан.
77. При ликвидации государственного, коммунального учреждения начального профессионального образования денежные средства и другие объекты собственности, принадлежащие ему, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели развития образования по решению учредителя.
78. Государственное, коммунальное учреждение начального профессионального образования может быть приватизировано только по решению Кабинета Министров Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
7. Учебно-материальная база учреждения
начального профессионального образования
79. Все имущество учреждения начального профессионального образования относится к республиканской собственности и закрепляется за учреждением договором о передаче имущества в оперативное управление между Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению госимуществом и учреждением начального профессионального образования.
80. К учебно-материальной базе учреждения начального профессионального образования относятся здания, сооружения, имущественные комплексы (учебные, жилые, вспомогательные), земельные участки, учебные хозяйства, учебные полигоны, различные оборудование и оснащение, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, электронно-вычислительная техника, автомобильный транспорт, тракторы и сельскохозяйственная техника, другое имущество учебного назначения, которое не может быть использовано в целях, противоречащих основным задачам образовательного процесса.
81. Для обеспечения уставной деятельности учреждения начального профессионального образования учредитель закрепляет за ним объекты права собственности - землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и другого назначения, принадлежащие учредителю или арендуемые им у другого собственника. Объекты собственности, закрепленные учредителем, находятся в оперативном управлении образовательного учреждения.
82. Учреждение начального профессионального образования обязано обеспечить содержание принадлежащей ему учебно-материальной базы на уровне требований, определенных нормативом.
83. Учреждение начального профессионального образования несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Изъятие или отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускается только по истечении срока договора между собственником и образовательным учреждением, если другие условия не оговорены договором.
84. Учреждение начального профессионального образования вправе выступать в качестве арендатора имущества.
Сдача в аренду имущества, находящегося на балансе учреждения начального профессионального образования, осуществляется с согласия Государственного комитета Республики Татарстан по управлению госимуществом. При этом арендные отношения определяются договором между собственником (Государственный комитет Республики Татарстан по управлению госимуществом), балансодержателем (учреждением начального профессионального образования) и арендатором.
85. Развитие учебно-материальной базы учреждения начального профессионального образования осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и собственных внебюджетных средств.
86. Учреждение начального профессионального образования при необходимости пользуется посредническими услугами государственного и коммунального органа управления образованием для решения вопросов содержания и развития учебно-материальной базы на договорных началах.
87. Приобретение сырья, материалов, оборудования и других материально-технических средств как для учебных целей, так и для другой уставной деятельности учреждения начального профессионального образования осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств, находящихся в его распоряжении.
8. Международное сотрудничество и
внешнеэкономическая деятельность
88. Учреждение начального профессионального образования в установленном законодательством порядке имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, образовательными учреждениями, организациями и фирмами.
89. Обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан иных государств в учреждениях начального профессионального образования Республики Татарстан, равно как и граждан Татарстана в зарубежных образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Республики Татарстан на основе прямых договоров, заключаемых в установленном порядке образовательным учреждением с иными юридическими, а также физическими лицами.
90. Учреждение начального профессионального образования может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и иных кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
91. Валютные средства, полученные учреждением начального профессионального образования от внешнеэкономической деятельности принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 4 октября 1994 г. N 479 "Об утверждении Типового положения о государственном и коммунальном учреждении начального профессионального образования Республики Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 5 июля 2001 г. N 408 настоящее постановление признано утратившим силу