Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 5 апреля 2002 г. N 283
"Состояние охраны труда в учреждениях здравоохранения
Республики Татарстан в 2001 г."
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 10 августа 2007 г. N 481 настоящий приказ признан утратившим силу
Министерство здравоохранения Республики Татарстан проводит большую работу по обеспечению требований законов Российской Федерации и Республики Татарстан и нормативно-технической документации в области охраны труда.
На 01.01.2002 г. в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан работало 82894 человека, из них женщин 73090.
Учреждения здравоохранения Республики Татарстан по своему оснащению медицинской техникой, техническим и технологическим оборудованием повышенной опасности, объектами жизнеобеспечения, являются сложными техническими комплексами и их безопасная эксплуатация возможна только при полном соблюдении требований техники безопасности, нормативных и законодательных актов по охране труда.
В учреждениях здравоохранении Республики Татарстан сейчас эксплуатируются виды оборудования к которым требуется повышенное внимание с точки зрения охраны и безопасности труда. Это 934 рентгеновских аппарата; оборудование 127 котельных, где эксплуатируются 333 котла; 484 лифтов больничных, грузовых, пассажирских; 934 стерилизатора медицинских паровых; 23 газификатора холодных криогенных; 25 барокамер кислородных; 2435 автомобилей, 1361 кислородных баллонов и многое другое.
Во всех медицинских учреждениях Республики Татарстан, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, в основном организовано их техобслуживание и ремонт, подготовлен и обучен обслуживающий персонал, назначены ответственные лица в соответствии с нормативными требованиями правил, норм и инструкций. Благодаря этому в течение последних лет удается эксплуатировать данные объекты без серьезных технических аварий и разрушений.
На мероприятия по охране труда в 2001 году было израсходовано 62325, 5 тыс.руб. (2000 г. - 50941,0 тыс.руб., 1999 г. - 25504,6 тыс.руб.). Из них Республиканские медицинские учреждения - 5457,1 тыс.руб., управления здравоохранения городов Казани - 28000,0 тыс.руб., Набережные Челны - 9521,7 тыс.руб., Нижнекамска - 2664,6 тыс.руб., Альметьевска - 1500,0 тыс.руб.
Основным показателем характеризующим отношение руководителей медицинских учреждений к вопросам охраны труда являются проведенные затраты в расчете на одного работающего. Средний показатель по здравоохранению за 2001 год на одного работающего составил 751,8 рублей (2000 г. - 570,0 рублей) при нормативе не менее 360 рублей. Это в 1,3 больше, чем за 2000 год.
В основном данные средства были направлены на улучшение условий труда работников, обеспечение мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2000-2001 годов, на обеспечение безопасных условий труда, на специальную одежду, на закупку молока и других равноценных пищевых продуктов, обучение и аттестацию руководителей и работников вопросам охраны труда и безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и аттестации рабочих мест.
Но несмотря на проводимые мероприятия по охране труда имеются случаи производственного травматизма в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан.
Так анализ случаев производственного травматизма показал, что благодаря стабильной и целенаправленной работе органов управления и учреждений здравоохранения республики в области охраны и безопасности труда, общий производственный травматизм в 2001 году по отношению к 2000 году снизился, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Годы | Среднесписочное количество работающих |
Количество пострадавших |
В расчете на 10000 человек |
|||
Всего | в т.ч. женщин |
В т.ч. со смертель- ным исхо- дом |
Общий тра- вматизм |
Травматизм со смертельным исходом |
||
1994 | 53 | 46 | 0 | |||
1995 | 86776 | 76 | 67 | 1 | 8,8 | 0,12 |
1996 | 89229 | 44 | 32 | 2 | 4,9 | 0,22 |
1997 | 82411 | 59 | 40 | 1 | 7,1 | 0,1 |
1998 | 83719 | 66 | 48 | - | 7,9 | 0 |
1999 | 88726 | 54 | 38 | 1 | 6,1 | 0,11 |
2000 | 86029 | 68 | 46 | 2 | 7,9 | 0,23 |
2001 | 82894 | 54 | 40 | - | 6,5 | 0 |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан за 2001 год составило 1322 (в 2000 г. составило - 1855, в 1999 г. составило - 1921).
В 2001 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилось количество несчастных случаев на производстве в 1,25 раза.
Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что основными видами происшествий, приведших в 2001 г. к несчастным случаям, являются:
Падения пострадавших на поверхность | 15 случаев |
Нападение на персонал | 7 случаев |
Дорожно-транспортные происшествия | 7 случаев |
Воздействие движущихся, разлетающихся, предметов и деталей | 8 случаев |
Нападение животных | 5 случаев |
Падение пострадавших с высоты | 2 случая |
Поражение электрическим током | 1 случай |
Прочие | 9 случаев |
Неудовлетворительная организация работ, слабый контроль со стороны руководителей и ответственных лиц учреждений здравоохранения за соблюдением нормативных требований по охране труда, нарушение производственной дисциплины являются причинами производственного травматизма.
Основными причинами несчастных случаев являются:
- Неосторожность пострадавших;
- Избиение;
- Неудовлетворительное техническое состояние территории ЛПУ;
- Дорожно-транспортные происшествия
- Неудовлетворительная организация производства работ;
- Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
- Укусы животных;
- Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
- Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.
Оценивая деятельность руководителей медицинских учреждений необходимо отметить, что расходы учреждений здравоохранения Республики Татарстан на мероприятия по охране труда в 2001 г. составили:
Высокий уровень расходов на охрану труда (руб. на 1 работающего) |
Низкий уровень расходов на охрану труда (руб. на 1 работающего) |
||
Республиканская клиническая больница |
835,6 | Республиканская гериатрическая больница |
70,0 |
Республиканская клиническая больница N 2 |
1896,4 | 30,3 | |
Республиканская клиническая больница N 3 |
1402,5 | Казанский базовый медицинский колледж |
14,0 |
Межрегиональный клинико-диаг- ностический центр |
1793,3 | Азнакаевский ОЗ | 27,2 |
Клинический онкологический диспансер |
1422,0 | Зеленодольский ОЗ | 14,8 |
Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер |
1487,0 | Камско-Устьинский ОЗ | 78,5 |
Республиканская стоматологи- ческая поликлиника |
2961,0 | Менделеевский ОЗ | 81,8 |
Алексеевский ОЗ | 818,3 | Бавлинский ОЗ | 189,6 |
Арский ОЗ | 793,1 | Актанышский ОЗ | 199,2 |
Балтасинский ОЗ | 939,3 | Кайбицкий ОЗ | 138,8 |
Заинский ОЗ | 1160,5 | Новошешминский ОЗ | 180,2 |
Лениногорский ОЗ | 603,0 | Спасский ОЗ | 194,6 |
Муслюмовский ОЗ | 3879,2 | Нижнекамское АПСТ | 101,0 |
Нурлатский ОЗ | 868,3 | ||
Тукаевский ОЗ | 1733,1 | ||
Черемшанский ОЗ | 1251,0 | ||
Бугульминский ОЗ | 2602,0 | ||
УЗ г.Казани | 1392,3 |
В 2001 г. затраты на приобретение молока или других пищевых продуктов работникам учреждений здравоохранения Республики Татарстан, занятых во вредных условиях труда составили 11564,0 тыс.руб. (2000 г. - 9743,5 тыс.руб., 1999 г. - 5821,1 тыс.руб.). Не проводят затраты на покупку молока и других равноценных продуктов следующие учреждения: РЦПБ "СПИД", Зеленодольский ОЗ, Нижнекамское АПСТ.
Ни одно из учреждений здравоохранения Республики Татарстан, в которых за период 2001 г. был зарегистрирован производственный травматизм не представило в Государственную инспекцию труда по Республике Татарстан информацию о последствиях несчастных случаев на производстве в подведомственных учреждениях по установленной форме (см. приказ Минздрава РТ от 05.04.99 г. N 231 - Постановление Правительства РФ от 11.03.99 г. N 279 п.26).
Проводимая проверка учреждений здравоохранения Республики Татарстан при лицензировании показала, что имеются нарушения требований охраны труда и соблюдения законодательства о труде. Наиболее распространенными нарушениями являются:
- не прохождение руководителями лечебных учреждений обучения и проверки знаний по охране труда;
допуск к работе персонала без обучения и проверки знаний по охране труда;
- нарушения Правил безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (не назначаются лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию электрохозяйства, персонал не обучается по вопросам электробезопасности, эксплуатация оборудования без защитного заземления, зануления);
- несоблюдение правил безопасной эксплуатации рентгеновских и флюорографических аппаратов, физиотерапевтических отделений, лабораторий, паровых стерилизаторов (не оформлены технические и санитарные паспорта, не назначены ответственные лица за безопасную эксплуатацию, отсутствуют средства индивидуальной защиты, не работают вентиляционные системы);
- неудовлетворительно осуществляется надзор за техническим состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений (несвоевременно проводятся осмотры зданий и сооружений, отсутствуют лица, ответственные за их безопасную эксплуатацию, отсутствует проектная документация, технические паспорта и т.д.);
С целью создания здоровых и безопасных условий труда работников здравоохранения Республики Татарстан, выполнения раздела охраны труда Отраслевого соглашения между Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Республиканским комитетом профсоюзов работников здравоохранения Республики Татарстан, повышения качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда, приказываю:
1. Руководителям учреждений и унитарных предприятий здравоохранения Республики Татарстан:
1.1. Обратить внимание на участившиеся случаи нападения посторонних лиц на медицинский персонал медицинских учреждений. Предусмотреть в каждом учреждении здравоохранения с пребыванием в них большого количества посетителей меры по недопущению подобных явлений. Усилить роль служб охраны объектов, внедрить (при необходимости) практику оснащения учреждений оперативной связью - "тревожной кнопкой" с органами внутренних дел Республики Татарстан.
1.2. Создать систему постоянного контроля за надлежащим содержанием территорий учреждений здравоохранения Республики Татарстан, организовать их качественную уборку, не допускать загромождений, свалок, скользких тротуаров, переходов и дорог.
1.3. Обеспечить выполнение Программы первоочередных мер по охране труда работников системы здравоохранения Республики Татарстан на 1999-2002 гг., при этом особое внимание уделить следующим вопросам:
1.3.1. Предусмотреть финансирование мероприятий по охране труда подведомственных учреждений в размере не ниже 360 рублей на одного работающего.
1.3.2. Организовать планирование мероприятий по охране труда учреждений здравоохранения. Ежеквартально проводить контроль исполнения мероприятий.
1.3.3. Провести контроль выполнения программ улучшения условий и охраны труда и соглашений по охране труда, провести анализ работы по реализации планов мероприятий за 2001 год, разработать планы мероприятий по охране труда на 2002 г.
1.3.4. Ввести должности специалистов по охране труда в штаты учреждений здравоохранения Республики Татарстан с численностью работающих свыше 100 работающих.
1.3.5. Обеспечить соблюдение требований охраны труда при эксплуатации медицинского, технологического и другого оборудования, зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документацией и действующими Правилами охраны труда.
1.3.6. Организовать проведение обучения и инструктажа, работающих по охране труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда".
1.3.7. Принять меры к замене изношенного и устаревшего медицинского и технологического оборудования.
1.3.8. Систематически проводить анализ причин дорожно-транспортных происшествий с разработкой мероприятий по их устранению.
1.4. Продолжить аттестацию рабочих мест учреждений здравоохранения по условиям труда. Организовать оперативное устранение всех выявленных при этом вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье персонала.
1.5. Провести плановое обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов учреждений здравоохранения Республики Татарстан, а также членов постоянно-действующих комиссий и ответственных лиц в учебных центрах, имеющих на это разрешение Министерства труда и занятости Республики Татарстан в сроки, установленные нормативными документами по охране труда.
1.6. Обеспечить безопасную эксплуатацию и ремонт подведомственного автотранспорта, своевременно проводить обучение водителей безопасности дорожного движения, укреплять трудовую и производственную дисциплину работников автотранспортных служб учреждений здравоохранения Республики Татарстан.
1.7. Приказ проработать в трудовых коллективах.
1.8. Контроль исполнения приказа возложить на Главного инженера Минздрава РТ Белоуса Б.П.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан |
К.Ш.Зыятдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 5 апреля 2002 г. N 283 "Состояние охраны труда в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан в 2001 г."
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 10 августа 2007 г. N 481 настоящий приказ признан утратившим силу