Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 декабря 2002 г. N 762
"О введении адресных жилищно-коммунальных субсидий
в Республике Татарстан"
25 февраля, 11 марта 2003 г.
В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2002 г. N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", обеспечения адресной социальной защиты малообеспеченных граждан в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства, целевого использования бюджетных средств, выделяемых на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан.
2. Ввести в действие указанный Порядок в течение I квартала 2003 года по мере готовности районов и городов республики к назначению и выплате адресных жилищно-коммунальных субсидий.
3. Установить на 2003 год нормативную величину максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе домохозяйства в размере 16 процентов.
4. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан до 1 февраля 2003 года по согласованию с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерством финансов Республики Татарстан, Министерством юстиции Республики Татарстан разработать и утвердить формы типовых договоров между собственником (нанимателем) жилья и управляющей компанией, между управляющей компанией и предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг на поставку жилищно-коммунальных услуг населению с учетом предоставленных объемов и качества поставленных услуг.
Предусмотреть в Типовом договоре между собственником (нанимателем) жилья и управляющей компанией предоставление управляющей компании полномочий на осуществление от имени собственника (нанимателя) жилья юридических действий во всех взаимоотношениях с третьими лицами, включая уполномоченный банк, по движению бюджетных средств на персонифицированных социальных счетах для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
5. Администрациям районов и городов Республики Татарстан до 1 марта 2003 года обеспечить перезаключение с собственниками (нанимателями) жилья договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Типовым договором между собственником (нанимателем) жилья и управляющей компанией.
6. Возложить на Акционерный коммерческий банк "Ак Барс":
обслуживание и учет в электронной (бездокументарной) форме операций по персонифицированным социальным счетам для осуществления адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
осуществление перечисления (зачисления) субсидий на расчетные счета управляющих компаний и предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг в течение двух банковских дней с момента поступления необходимых документов без взимания комиссионных сборов.
7. Администрациям районов и городов Республики Татарстан рекомендовать:
в 2003 году в районах и городах Республики Татарстан организовать и до конца года завершить работу по самоорганизации жильцов по управлению жилым фондом;
до 1 июля 2003 года провести паспортизацию жилых помещений с указанием собственников и нанимателей жилья.
8. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан и Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан проводить экспертизы и устанавливать предельный уровень экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и долю платежа населения от экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги дифференцированно в разрезе районов и городов Республики Татарстан.
9. Министерству социальной защиты Республики Татарстан до 1 апреля 2003 года подготовить и представить в Кабинет Министров Республики Татарстан в установленном порядке предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Республики Татарстан по реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан.
10. Предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан до 1 апреля 2003 года ввести раздельный учет затрат по всем видам жилищно-коммунальных услуг.
11. Отменить выплату ежемесячных пособий и компенсаций в виде жетонов для оплаты жилищно-коммунальных услуг по мере введения в районах и городах республики адресных жилищно-коммунальных субсидий.
12. Признать с 1 апреля 2003 года утратившими силу абзацы третий и четвертый постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 1999 года N 850 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.99 г. N 784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Вышеуказанное постановление N 850 уже утратило силу согласно постановлению КМ РТ от 28 декабря 2002 г. N 761
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство социальной защиты Республики Татарстан и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Порядок
предоставления адресных жилищно-коммунальных субсидий
в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 28 декабря 2002 г. N 762)
25 февраля, 11 марта 2003 г.
1. Общие положения
В настоящем Порядке используются следующие понятия:
1.1. Домохозяйство - это одиноко проживающий гражданин или группа лиц, зарегистрированных по одному месту жительства, связанных отношениями родства, супружескими и иными отношениями, имеющих один лицевой счет и оплачивающих жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) по единому платежному документу.
1.2. Адресная жилищно-коммунальная субсидия (далее - субсидия) - это система компенсаций домохозяйствам по месту регистрации в Республике Татарстан, предоставляемых в безналичной форме для оказания государственной поддержки собственникам (нанимателям) жилья по оплате ЖКУ с учетом действующих льгот, федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты ЖКУ, а также доходов населения.
Субсидия имеет строго целевое назначение и предоставляется домохозяйствам в безналичной форме через систему персонифицированных социальных счетов, открываемых в банковских учреждениях, для осуществления адресной социальной поддержки населения при оплате ЖКУ.
1.3. Субсидия делится на три типа:
субсидия-дотация - это доплата домохозяйствам, которая определяется как разница между оплатой ЖКУ по дифференцированным в разрезе районов и городов Республики Татарстан экономически обоснованным тарифам и регулируемой частью платежа населения от экономически обоснованного тарифа (далее - регулируемый платеж). Она предоставляется потребителям услуг в безналичной форме в рамках социальной нормы общей площади жилья и социальных нормативов потребления ЖКУ и зачисляется на персонифицированные социальные счета собственника (нанимателя) жилья. Вся сверхнормативная площадь, а также сверхнормативные объемы потребления ЖКУ оплачиваются по утвержденным экономически обоснованным тарифам.
Утвержденный экономически обоснованный тариф не может превышать федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 кв.метр общей площади жилья;
субсидия малообеспеченным домохозяйствам (далее - субсидия малообеспеченным) - это компенсационная выплата малообеспеченным домохозяйствам, величина которой рассчитывается на основании совокупного дохода членов домохозяйства (далее - доход домохозяйства) и социального норматива, определяющего уровень оплаты населением нормативной площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Она предоставляется домохозяйствам в безналичной форме и зачисляется на персонифицированный социальный счет собственника (нанимателя) жилья.
Доля собственных расходов домохозяйства на оплату ЖКУ в его совокупном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не может превышать федерального стандарта;
субсидия-льгота - это сумма скидок по оплате ЖКУ, право на которые имеет потребитель услуг в соответствии с законодательством, предоставляемая в безналичной форме и зачисляемая на персонифицированный счет собственника (нанимателя) жилья для частичного или полного освобождения члена (членов) домохозяйства от оплаты ЖКУ, а также платежей за пользование радио и коллективной антенной.
1.4. Управляющая компания - организация, выполняющая функции заказчика и представляющая по договору интересы собственника (нанимателя) жилья по управлению жилым домом (кондоминиумом) и предоставлению ЖКУ, уполномоченная домовладельцами. Функции управляющей компании могут реализовываться непосредственно собственниками индивидуальных домов и органами местного самоуправления.
1.5. Персонифицированный социальный счет собственника (нанимателя) жилья (далее - социальный счет) - аналитический счет для учета субсидий, выделяемых из бюджета исключительно для оплаты ЖКУ.
1.6. Оплата жилищно-коммунальных услуг населением производится по единому платежному документу. При этом по инициативе собственника (нанимателя) жилья плата за ЖКУ может вноситься авансом.
2. Порядок предоставления и расчета субсидий
2.1. Субсидия начисляется на совокупность ЖКУ, включенных в единый платежный документ.
2.2. Субсидия на оплату ЖКУ предоставляется домохозяйствам с учетом совокупного дохода их членов, действующих льгот, а также с учетом утвержденных федеральных стандартов (социальной нормы площади жилья; предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья; максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг).
Правительство Республики Татарстан вправе устанавливать иные размеры стандартов, не ухудшающие положения граждан Республики Татарстан.
2.3. Величина субсидии рассчитывается как сумма субсидии-дотации, субсидии-льготы и субсидии малообеспеченным. При недопоставке ЖКУ платеж населения и субсидия снижаются пропорционально недопоставленным услугам.
2.4. Величина субсидии-дотации рассчитывается следующим образом:
n
Д = сумма (ЭОТi - Рчi) х Vнi,
i=1
где:
Д - величина субсидии-дотации;
n - количество ЖКУ;
ЭОТi - экономически обоснованный тариф за каждую ЖКУ;
РЧi - регулируемый платеж, устанавливаемый дифференцированно в разрезе районов и городов Республики Татарстан за каждую ЖКУ;
Vнi - объем потребления по каждой ЖКУ согласно социальному нормативу потребления; в случае потребления ЖКУ ниже нормативного уровня в расчете учитывается фактический объем потребления.
2.5. Размер субсидии-льготы рассчитывается следующим образом:
n
Л = сумма (ЭОТi х (V3i - Vнi) + РЧi х Vнi) х Ci,
i=1
где:
Л - размер субсидии-льготы отдельным категориям граждан;
Сi - процент скидки по оплате каждой ЖКУ или пользования радио, коллективной антенной;
V3i - объем потребления по каждой ЖКУ или за пользование радио, коллективной антенной (в данном случае он будет равен 1), предусмотренный действующим законодательством для предоставления льгот.
2.6. Субсидия малообеспеченным рассчитывается следующим образом:
n
СМ = сумма (РЧi х Vнi) - ДД : 12 х УД,
i=1
где:
СМ - величина субсидии малообеспеченным;
ДД - величина совокупного дохода домохозяйства за предыдущий год;
УД - устанавливаемая Правительством Республики Татарстан максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ.
Если величина субсидии малообеспеченным имеет отрицательное значение, в расчетах она принимается равной нулю.
2.7. Платеж населения, осуществляемый населением за счет собственных средств, рассчитывается следующим образом:
n
П = сумма (ЭОТi х Vфi) - Д - Л - СМ,
i=1
где:
П - платеж населения за ЖКУ;
Уф, - фактический объем потребления по каждой ЖКУ.
Если П < Д + Л + СМ, то П = 0.
2.8. Социальная норма площади жилья для выплаты субсидий эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений и установлена в размере:
18 кв.метров общей площади на каждого члена домохозяйства, состоящего из трех человек и более;
42 кв.метра общей площади на домохозяйство из двух человек;
33 кв.метра общей площади на одиноко проживающих граждан.
2.9. Для отдельных категорий граждан, имеющих право в соответствии с действующим федеральным законодательством на дополнительную жилую площадь, назначение субсидии-дотации и субсидии малообеспеченным производится с включением данной площади в состав социальной нормы площади жилья.
2.10. Жилье, занимаемое членами домохозяйства сверх социальной нормы, оплачивается по экономически обоснованным тарифам без предоставления субсидии, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
2.11. Величина предоставляемой субсидии определяется в установленном порядке за фактически предоставленные ЖКУ и указывается в соответствующем едином платежном документе.
2.12. Субсидии-дотации назначаются всем собственникам (родственникам собственника, нанимателям) жилья только по месту регистрации независимо от форм собственности и типов жилья через управляющие компании.
Если член (члены) домохозяйства трудоспособного возраста в течение года не был занят в общественном производстве 3 месяца и более, не имея на то уважительных причин незанятости, указанных в пункте 3.8 Порядка исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 сентября 1998 года N 574 (с последующими изменениями и дополнениями), сумма субсидии-дотации данному домохозяйству уменьшается в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг пропорционально его доле, которая будет оплачиваться по экономически обоснованным тарифам.
2.13. Субсидия малообеспеченным назначается на заявительной основе со следующего месяца после обращения и по 31 декабря текущего года.
В порядке исключения, в 2003 году назначение субсидии малообеспеченным производится с 1 января 2003 года при условии обращения заявителя до 1 июля 2003 года.
Если в течение I квартала домохозяйство обновляет информацию о своем составе и доходах, то субсидии малообеспеченным назначаются с 1 января текущего года. В иных случаях собственники (наниматели) должны вновь заявить о своем праве, при этом субсидии малообеспеченным назначаются начиная со следующего месяца.
2.14. Для определения права получения субсидии малообеспеченным собственник (наниматель) жилья должен ежегодно обращаться с заявлением в территориальный орган Министерства социальной защиты Республики Татарстан (далее - орган социальной защиты) по месту жительства, предъявив при этом паспорт или документ, его заменяющий. К заявлению прилагаются:
копии документов, подтверждающих право на льготы членов домохозяйства;
справки о доходах всех членов домохозяйства за предыдущий год;
копии трудовых книжек для неработающих пенсионеров и граждан трудоспособного возраста, не занятых в общественном производстве;
копии документов, подтверждающих наличие уважительных причин незанятости;
справки из общеобразовательных учреждений на детей старше 16 лет;
справки из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - для членов домохозяйств, являющихся учащимися, студентами, аспирантами соответствующих образовательных учреждений, обучающимися по очной форме обучения;
сообщение органов внутренних дел о том, что сведений о месте нахождения отсутствующего по неизвестным причинам члена домохозяйства не имеется (при возбуждении дела о розыске указанных лиц органами внутренних дел - соответствующая справка);
справка соответствующего учреждения о месте нахождения у них члена домохозяйства и отсутствия у него заработка в случаях, когда тот отбывает наказание, находится под арестом, проходит лечение от алкоголизма или наркомании, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы.
При необходимости дополнительно могут быть затребованы иные документы.
2.15. Для определения права и получения субсидий малообеспеченным и субсидий-льгот для граждан, ранее зарегистрированных в органах социальной защиты, используется в том числе и информационная база системы адресной социальной защиты при условии подачи собственником (нанимателем) жилья заявления и недостающих документов.
2.16. Не допускается отказ в назначении субсидии малообеспеченным домохозяйствам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, если они согласны погасить ее в сроки, согласованные с управляющей компанией.
2.17. При изменении состава домохозяйства, его совокупного дохода, других составляющих, влияющих на величину субсидии, может быть произведен их перерасчет как на основании заявления собственника (нанимателя) жилых помещений, так и органа социальной защиты.
2.18. При изменении ставок и тарифов на ЖКУ, нормативной величины максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе домохозяйства производится перерасчет начисленных субсидий.
2.19. Субсидия малообеспеченным не начисляется, если в течение 3 календарных месяцев ее получатель не оплатил предоставленные ЖКУ.
2.20. Совокупный доход домохозяйства определяется в соответствии с разделом III указанного в п.2.12 Порядка.
3. Заключительные положения
3.1. Обязанности получателей субсидий
3.1.1. Собственник (наниматель) жилья - получатель субсидии вносит оплату за ЖКУ по единому платежному документу в пункт приема платежа за ЖКУ в сроки, указанные в договоре с управляющей компанией.
3.1.2. Оплата собственником (нанимателем) жилья предоставленных ЖКУ в срок, указанный в едином платежном документе, является основанием для перечисления с его персонифицированного социального счета субсидии поставщикам ЖКУ.
3.1.3. При неоплате собственником (нанимателем) жилья предоставленных ЖКУ в срок, указанный в едином платежном документе, возникает право безакцептного списания субсидий с его персонифицированного социального счета.
3.1.4. Собственник (наниматель) жилья - получатель субсидий обязан в течение месяца известить управляющую компанию и орган социальной защиты об изменении условий, влияющих на их размер (изменения в составе домохозяйства, доходов его членов и т.д.).
В случае предоставления заведомо недостоверных сведений и подложных документов, при несвоевременном извещении управляющей компании и органа социальной защиты об изменении условий, влияющих на размер субсидий, а также при непредставлении запрашиваемых документов может быть отказано в назначении того или иного типа субсидий или приостановлено их начисление.
3.1.5. За достоверность предоставляемых сведений, необходимых для назначения субсидии, собственник (наниматель) жилья несет персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.6. Излишне начисленные суммы субсидий в связи с неправильным определением состава домохозяйства, неверным исчислением размера совокупного дохода домохозяйства удерживаются с получателя субсидии только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями о доходах, составе семьи, сокрытие доходов, данных, влияющих на право назначения субсидии).
Удержания производятся в форме недоначисления соответствующей суммы субсидий в последующие периоды.
При прекращении начисления субсидии оставшаяся задолженность по ней взыскивается с получателя в судебном порядке.
Сумма субсидии, излишне начисленная получателю по вине органа, организации, учреждения, удержанию с получателя не подлежит. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.1.7. Споры по вопросам назначения субсидии и исчисления ее размеров разрешаются комиссиями по назначению компенсационных выплат и пособий, созданными при администрациях городов (районов) по месту регистрации домохозяйства.
3.2. Обязанности органов, организаций и учреждений по начислению субсидий
3.2.1. Орган социальной защиты определяет право и обеспечивает проведение расчета субсидий малообеспеченным и субсидий-льгот, готовит ежемесячно реестры получателей субсидий в сроки, установленные договорными отношениями, после чего он передает их в уполномоченный финансовый орган (казначейство) и в управляющую компанию, которая совместно с другими управляющими компаниями и поставщиками ЖКУ может выступать учредителем информационно-расчетного центра для формирования единых платежных документов с указанием размеров субсидий.
3.2.2. Орган социальной защиты имеет право проверить достоверность представляемых документов, необходимых для назначения субсидии. При обнаружении заведомо ложной информации или непредставлении заявителем запрашиваемых документов субсидия не назначается либо ее начисление приостанавливается.
3.2.3. Управляющая компания в установленный срок направляет единый платежный документ собственнику (нанимателю) жилья или совершеннолетнему члену домохозяйства.
3.2.4. В случае подтверждения претензии на недопоставку ЖКУ стоимостная величина недопоставленных услуг пропорционально снимается с субсидии и непосредственного платежа собственника (нанимателя) жилья, что отражается в едином платежном документе.
3.2.5. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями не может служить основанием для отказа либо задержки в предоставлении субсидии.
Постановлением КМ РТ от 11 марта 2003 г. N 133 раздел 4 настоящего Положения изложен в новой редакции
4. Источники финансирования
В качестве средств, направляемых на субсидии, используются:
в домах муниципального жилищного фонда, индивидуальных жилых домах, жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья и их объединениях - средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, а также Фонда компенсаций и Фонда софинансирования социальных расходов, поступающие в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
в домах государственного жилищного фонда, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций (ведомственный фонд, включая общежития), общественного жилищного фонда, а также в домах, находящихся в собственности или на ином правовом основании хозяйственных обществ, - средства этих организаций (кроме субсидий малообеспеченным и субсидий-льгот).
В качестве средств, направляемых на субсидии малообеспеченным и субсидии-льготы, используются средства бюджета Республики Татарстан, Фонда компенсаций и Фонда софинансирования социальных расходов, поступающие в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Размеры субсидии малообеспеченным и субсидии-льготы на жилищные услуги рассчитываются по экономически обоснованным тарифам, утверждаемым Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, на коммунальные услуги - по тарифам, утверждаемым Правительством Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден Порядок предоставления адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан. Порядок вводится в действие в течение I квартала 2003 года по мере готовности районов и городов республики к назначению и выплате адресных жилищно-коммунальных субсидий. На 2003 год установлена нормативная величина максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе домохозяйства в размере 16 процентов.
Постановление КМ РТ от 28 декабря 2002 г. N 762 "О введении адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 4 января 2003 г. N 2, Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 2, январь 2003 г.
Постановлением КМ РТ от 3 сентября 2003 г. N 470 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 сентября 2003 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 8 мая 2003 г. N 249
Постановление КМ РТ от 11 марта 2003 г. N 133
Постановление КМ РТ от 25 февраля 2003 г. N 114