Постановление Министерства земельных и имущественных
отношений Республики Татарстан
от 5 декабря 2001 г. N 123
"Об утверждении Положения о ликвидации государственных
унитарных предприятий"
В целях усиления эффективности управления государственным имуществом Республики Татарстан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о ликвидации государственных унитарных предприятий.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра Хайруллова И.С.
Министр земельных и имущественных
отношений Республики Татарстан |
В.П.Васильев |
Зарегистрирован в Минюсте РТ 9 января 2002 г.
Регистрационный N 66
Положение
"О ликвидации государственных унитарных предприятий"
(утв. постановлением МЗИО РТ от 5 декабря 2001 г. N 123)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными правовыми актами и устанавливает порядок (процедуру) ликвидации государственных унитарных предприятий (далее - Предприятий), учредителем которых выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство).
1.2. Решение о ликвидации Предприятия принимается Министерством. Согласия трудового коллектива предприятия на ликвидацию предприятия не требуется.
1.3. Предложения о ликвидации Предприятий могут направляться в Министерство территориальными органами Министерства, руководителями Предприятий и органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование деятельности Предприятий (далее государственный орган).
1.4. Предложения о ликвидации Предприятия должны содержать следующие сведения:
- причина ликвидации Предприятия;
- направления использования имущества ликвидируемого Предприятия.
1.5. Для принятия решения о ликвидации Предприятия руководитель Предприятия обязан представить в Министерство анализ финансового состояния Предприятия, содержащий вывод о недостаточности либо достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов. На основании представленных документов управление экономики и развития имущественных отношений Министерства готовит соответствующее заключение, которое является основанием для принятия управленческого решения в отношении предприятия.
1.6. При наличии у Предприятия средств и имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, его ликвидация осуществляется в соответствии со ст.61-64 ГК РФ.
1.7. При недостаточности у ликвидируемого Предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов, предприятие ликвидируется исключительно в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
II. Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия,
стоимость имущества которого достаточна для удовлетворения
требований кредиторов
2.1. В случае, если стоимость имущества Предприятия достаточна для удовлетворения требований кредиторов, на основании заключения, указанного в п.1.5 настоящего Положения, управление приватизации и регулирования деятельности акционерных обществ Министерства подготавливает решение о ликвидации Предприятия и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). В решении о ликвидации Предприятия должны быть установлены порядок и сроки ликвидации.
2.2. В состав ликвидационной комиссии могут быть включены представители Министерства, государственного органа, представитель Государственного архива документов по личному составу Республики Татарстан, работники Предприятия или вышестоящей организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами государственного унитарного предприятия.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.
2.3. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) незамедлительно обеспечивает направление в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Республики Татарстан (далее - ГРП при МЮ РТ) оформленного решения Министерства о ликвидации Предприятия для согласования состава ликвидационной комиссии (кандидатуры ликвидатора) и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении Предприятия в процессе ликвидации.
2.4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор):
- в недельный срок с момента назначения помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц по месту их нахождения, информацию о ликвидации Предприятия, о порядке и сроке заявления требований кредиторов. Указанный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия;
- принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации Предприятия. В целях взыскания дебиторской задолженности предъявляются претензии должникам, а при необходимости - иски в суд;
- проводит инвентаризацию имущества, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ.
2.5. Инвентаризация имущества ликвидируемого Предприятия проводится в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 г. N 49.
Под имуществом Предприятия понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество Предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие Предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению при обязательном присутствии материально ответственного лица.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
До начала проверки фактического наличия имущества ликвидационной комиссии сдаются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств с расписками материально ответственных лиц и лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи (акты инвентаризации), составляемые в двух экземплярах.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера при непосредственном участии материально ответственных лиц и указывают в описях по номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете.
Описи подписывают все члены ликвидационной комиссии и материально ответственные лица.
По окончании инвентаризации в случаях выявления отклонений (излишков и недостач товарно-материальных ценностей) от учетных данных составляются сличительные ведомости по имуществу.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
2.6. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет в банк, в котором находятся счета ликвидируемого Предприятия, заявление о прекращении списания средств со счетов без согласия ликвидационной комиссии (ликвидатора).
2.7. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, к которому прилагаются сведения о составе имущества ликвидируемого Предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Форма промежуточного ликвидационного баланса совпадает с установленной формой бухгалтерского баланса, утвержденной в соответствии с приказом министерства финансов Республики Татарстан, на соответствующий отчетный период.
Вместе с промежуточным ликвидационным балансом ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство заключение о достаточности либо недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Министерством по согласованию с ГРП при МЮ РТ.
При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о недостаточности стоимости имущества Предприятия для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
2.8. При недостаточности имеющихся у Предприятия денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества Предприятия с публичных торгов. В первую очередь реализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное); во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.
2.9. При проведении процедуры ликвидации Предприятия сделки по отчуждению либо обременению обязательствами недвижимого имущества осуществляются только после предварительного согласования с Министерством.
2.10. Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого Предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
2.11. Выплата денежных сумм кредиторам осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми Предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в т.ч. по контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого Предприятия;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Выплаты первых четырех очередей производятся, начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
2.12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, утверждаемый Министерством по согласованию с ГРП при МЮ РТ. Вместе с ликвидационным балансом ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство отчет о завершении ликвидации Предприятия.
2.13. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Предприятия передается Министерству или по его указанию другим юридическим лицам, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами предприятия.
2.14. Объекты социальной сферы, как правило, должны передаваться в ведение специализированных организаций в установленном порядке.
2.15. Ликвидация Предприятия считается завершенной, а предприятие - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц в ГРП при МЮ РТ.
2.16. Ликвидированное Предприятие исключается из Реестра государственной собственности Республики Татарстан.
III. Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия
при недостаточности имущества для удовлетворения требований
кредиторов (банкротство)
3.1. В случае, если стоимость имущества Предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется в порядке, установленном настоящим Положением и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
3.2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных п.3.1. настоящего Положения, на основании заключения, указанного в п.1.5, управление экономики и развития имущественных отношений Министерства подготавливает решение о ликвидации Предприятия.
3.3. Правовое управление либо руководитель Предприятия обеспечивают направление в суд заявления о признании Предприятия банкротом.
3.4. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства, и назначает конкурсного управляющего.
Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.
3.5. Порядок проведения конкурсного производства определяется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
3.6. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия.
3.7. Ликвидированное Предприятие исключается из Реестра государственной собственности Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 5 декабря 2001 г. N 123 "Об утверждении Положения о ликвидации государственных унитарных предприятий"
Зарегистрирован в Минюсте РТ 9 января 2002 г.
Регистрационный N 66
Текст постановления опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан" за февраль 2002 г. N 4, в газете "Республика Татарстан" за апрель 2002 г. N 65
Постановлением Минземимущества РТ от 22 сентября 2003 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Минземимущества РТ от 14 февраля 2003 г. N 15