Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 апреля 1996 г. N 291
"Об утверждении Основных направлений Программы информатизации
Республики Татарстан на период 1996-2000 годы"
В целях повышения уровня информационной поддержки органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, информационного обслуживания населения и создания на территории республики единого информационного пространства Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить представленные Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 годы (прилагается).
Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в двухнедельный срок представить на утверждение план мероприятий по реализации Основных направлений Программы информатизации Республики Татарстан на 1996-1997 годы.
Вышеназванный план мероприятий по реализации Основных направлений был утвержден Постановлением КМ РТ от 29 июля 1996 г. N 607
2. Определить Государственный комитет Республики Татарстан по экономике и прогнозированию государственным заказчиком информационных систем, разрабатываемых в рамках программы. В качестве первоочередных задач предусмотреть создание корпоративной информационной системы органов государственной власти и управления Республики Татарстан, Центрального банка данных Республики Татарстан, информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений, развитие телекоммуникационных систем и локальных сетей вычислительной техники.
3. Научно-методическое руководство по выполнению Программы информатизации Республики Татарстан возложить на Республиканский координационный совет по региональной информатизации, созданный при Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в соответствии с постановлением Правительства Республики Татарстан от 27.06.95 г. N 422 "О координации работ в области информатики, вычислительной техники и связи в Республике Татарстан".
4. Министерству финансов Республики Татарстан изыскать средства для финансирования мероприятий по реализации программы информатизации Республики Татарстан на 1996 год.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Государственный комитет РТ
по экономике и прогнозированию
Основные направления Программы информатизации Республики
Татарстан на период 1996-2000 гг.
(утв. постановлением КМ РТ от 16 апреля 1996 г. N 291)
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. подготовлены Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.95 г. N 422 "О координации работ в области информатики, вычислительной техники и связи в Республике Татарстан".
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. рассмотрены и одобрены Координационным советом по региональной информатизации при Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию от 26 января 1996 г.
При подготовке Основных направлений Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. использованы материалы:
1. Концепция информатизации Республики Татарстан (1991 г.).
2. Государственные инновационные программы информатизации Республики Татарстан. Первый этап. (Утверждены Премьер-министром Республики Татарстан, 1992-1993 гг.).
3. Проект Федеральной целевой программы "Информатизация России", (1995 г.).
4. Материалы совещания в Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию по проблемам информатизации Республики Татарстан (июнь, 1995 г.).
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. разработаны в развитие ныне действующих целевых программ и концепций, охватывающих период 1991-1996 гг.
Паспорт Программы
1. Наименование Программы
Программа информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг.
2. Основания для разработки
Основные направления Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 гг. разработаны во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.95 г. N 422 "О координации работ в области информатики, вычислительной техники и связи в Республике Татарстан" и Плана действий Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.95 г. N 590.
3. Заказчики и разработчики Программы
Государственным заказчиком Программы является Кабинет Министров Республики Татарстан в лице Государственного комитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию (далее - Госкомэкономики Республики Татарстан).
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления городов и районов, предприятия, организации и учреждения Республики Татарстан являются заказчиками конкретных проектов информатизации и пользователями информационных ресурсов.
Разработчики проектов информатизации - научно-исследовательские, проектные и другие предприятия и организации независимо от форм собственности, специализирующиеся в области информатики.
4. Цели Программы. Важнейшие целевые показатели
Конечной целью Программы является обеспечение обусловленного целями социально-экономического развития республики уровня информационной поддержки органов государственной власти и управления; предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности; развития науки, техники, образования, культуры, здравоохранения; обслуживания населения с использованием информационных технологий.
Основными составляющими конечной цели являются:
- информационно-аналитическая поддержка процессов государственного управления - создание к 2000 году основных баз данных и сетей вычислительной техники, обеспечивающих принятие адекватных решений органами государственной власти и управления с учетом объективных данных;
- информационно-вычислительное обеспечение экономических и социальных процессов;
- формирование, развитие и удовлетворение информационных потребностей населения;
- формирование инфраструктуры и поддержка условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации в республике.
Основными целевыми показателями Программы являются:
- сокращение сроков подготовки и повышение качества принимаемых управленческими структурами решений;
- сокращение сроков и повышение качества разработки и реализации инновационных проектов;
- повышение наукоемкости производственной сферы и конкурентоспособности промышленной продукции;
- повышение культуры и производительности труда во всех сферах человеческой деятельности;
- обеспечение всеобщего компьютерного образования во всех видах учебных заведений, создание условий для овладения компьютерной грамотностью;
- создание условий, обеспечивающих выполнение законодательства Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" в части компьютерной поддержки функционирования татарского языка как государственного;
- формирование и развитие рынка информационных продуктов и услуг;
- развитие систем телекоммуникаций и связи до уровня, обеспечивающего потребности органов государственной власти и управления, финансовых организаций и важнейших коммерческих структур, составляющих инфраструктуру экономики Республики Татарстан, в устойчивом функционировании систем управления;
- совместимость информационных сетей Республики Татарстан с российскими и международными информационными сетями, обеспечение доступа к международным информационным ресурсам;
- развитие правовой, организационно-методической, инструментальной и технологической базы информатизации.
5. Приоритетные направления Программы
Программа включает работы по приоритетным направлениям информатизации, выполнение которых влияет в первую очередь на эффективность создания, внедрения и использования современных информационных технологий в различных сферах жизни Республики Татарстан.
Программой предусматривается разработка и реализация проектов информатизации, а также создание и использование информационных ресурсов по следующим направлениям:
- развитие производства технических средств и систем обработки информации;
- развитие региональной индустрии программных средств обработки данных;
- создание и развитие систем телекоммуникаций и связи;
- разработка и развитие новых информационных технологий;
- создание банков данных с организацией доступа к ним территориально-удаленных пользователей;
- развитие региональной инфраструктуры информатизации;
- подготовка и переподготовка пользователей информационных ресурсов;
- разработка правовых и хозяйственных механизмов информатизации;
- кооперация и межрегиональное сотрудничество в области информатизации.
6. Сроки и этапы реализации Программы
В соответствии с Основными направлениями на первом этапе реализации Программы (1996-1997 гг.) осуществляются:
- разработка технических заданий и системных проектов, проектной документации и внедрение ряда предметно-ориентированных систем в интересах органов законодательной и исполнительной власти республики, городов и районов;
- создание системного проекта и отдельных пилотных компонентов первой очереди территориальной информационной системы республики в интересах широкого круга пользователей;
- уточнение состава информационных ресурсов и их формирование;
- переход на единую систему ведения республиканских кадастров, регистров и реестров;
- формирование нормативно-технической базы информатизации.
На втором этапе (1998-2000 гг.) производится разработка и внедрение в деятельность органов государственной власти и управления республики, городов и районов информационной системы в полном объеме и осуществление мероприятий, способствующих дальнейшему развитию информатизации в республике.
7. Основные проекты и программные мероприятия на 1996-1997 годы
Основными проектами и программными мероприятиями на 1996-1997 годы являются:
7.1. Разработка и внедрение информационных технологий в соответствии с целевыми инновационными программами, ранее утвержденными органами государственной власти и управления Республики Татарстан:
- "Телекоммуникационные системы и средства связи";
- "Информатизация здравоохранения";
- "Внедрение информационных технологий в работе правоохранительных органов";
- "Информатизация органов государственной власти и управления";
- "Информатизация образования и науки";
- "Компьютерное обеспечение функционирования татарского языка как государственного".
7.2. Разработка системного проекта и отдельных пилотных компонентов территориальной информационной системы Республики Татарстан, включающей в себя:
- интегрированный Центральный банк данных (ЦБД) Республики Татарстан на основе архитектуры "клиент-сервер";
- корпоративную информационную систему органов государственной власти и управления Республики Татарстан;
- локальные вычислительные центры аппаратов Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Госкомэкономики Республики Татарстан, Государственного комитета по статистике, Государственного комитета Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом и других органов государственной власти и управления республики;
- подсистему ведения единого Государственного Реестра предприятий и организаций всех форм собственности на территории республики;
- подсистему ведения реестра налогоплательщиков на территории республики;
- подсистему ведения регионального кадастра недвижимости;
- подсистему ведения регионального кадастра природных ресурсов;
- информационно-справочную систему ведения паспортов Республики Татарстан, городов и районов республики для обеспечения органов государственной власти и управления оперативной и достоверной информацией о социально-экономическом положении в городах и районах республики;
- информационно-аналитическую систему для проведения сравнительного анализа различных показателей, характеризующих социально-экономическое положение в городах и районах республики, выявления тенденций и закономерностей, приоритетных проблем, информационного обеспечения процессов принятия решений;
- геоинформационную систему мониторинга территории республики, городов и районов для обеспечения органов государственной власти и управления республики оперативной и достоверной информацией о состоянии земельных, природных, сырьевых, энергетических, людских, продовольственных, производственных, и финансовых ресурсов;
- автоматизированную информационно-управляющую систему для Госкомитета Республики Татарстан по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих комиссий администраций городов и районов республики;
- информационную систему учета, контроля движения и эффективности использования республиканского и коммунального имущества и собственности;
- информационную систему формирования и контроля исполнения республиканского и местных бюджетов Республики Татарстан;
- информационную систему анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики Республики Татарстан;
- информационную систему наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг.
7.3. Создание и развитие инфраструктуры информатизации на республиканском, городском и районном уровнях.
7.4. Формирование и реализация первоочередных мероприятий научнотехнической, финансово-экономической политики и правового обеспечения процессов информатизации.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
До 2000 года предусмотрено создание единого информационного пространства республики, формирование на основе Центрального банка данных Республики Татарстан комплекса подсистем ведения региональных и территориальных кадастров, регистров, реестров, разработка и реализация около 40 проектов информатизации социальной сферы, органов управления и реализации экономических реформ, городов и районов республики.
В результате реализации Программы должны быть обеспечены:
- техническая и математическая база информатизации органов государственного управления, субъектов экономики Республики Татарстан;
- повышение обоснованности решений, принимаемых органами государственного управления, исполнительной власти, производственной и социальной сферы;
- формирование рынка информационных продуктов и услуг для юридических лиц и населения республики;
- совместимость с международными информационными сетями и доступ к мировым информационным ресурсам;
- формирование нормативно-правовой, организационно-методической, инструментальной и технологической базы информатизации.
9. Объемы и источники финансирования
За счет республиканского бюджета должна полностью финансироваться только информатизация деятельности государственных органов, частично - информатизация социальной сферы, региональная информатизация, создание и развитие новых информационных технологий и современной информационной инфраструктуры.
К реализации проектов двойного (государственного и коммерческого) использования наряду с бюджетными источниками привлекаются средства субъектов экономики Республики Татарстан, а также средства внебюджетных фондов и федеральные источники.
Потребности бюджетного финансирования первоочередных проектов и мероприятий Программы на 1996 год, кроме затрат по ранее утвержденным целевым инвестиционным программа, составляют ориентировочно 10-12 млрд.рублей (в ценах на 1 января 1996 года).
10. Система контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственный комитет Республики Татарстан по экономике и прогнозированию и Координационный совет Республики Татарстан по проблемам региональной информатизации.
1. Характеристика проблемы
1.1. Общая характеристика проблемы информатизации республики
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий (ИТ) и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
Республика Татарстан является одной из опорных зон информатизации Российской Федерации. Имея огромный научный, промышленный, практический потенциал в области создания и использования новейших информационных технологий, Татарстан накопил значительный положительный опыт региональной информатизации.
Основными сферами информатизации в республике являются социальная сфера, сфера управления и реализации реформ, материальное производство. В каждой из этих сфер выделяются отдельные программы информатизации и проекты по видам деятельности.
Кабинет Министров Республики Татарстан утвердил в 1992-1993 годах первоочередные проекты информатизации и по ряду из них открыл финансирование. В состав первоочередных вошли проекты, предусматривающие выпуск в республике современных систем обработки данных, развитие систем связи и телекоммуникаций, подготовку и повышение квалификации специалистов в области информатики, а также программы информатизации агропромышленного комплекса, здравоохранения, образования, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления и др.
Опыт Татарстана нашел отражение в проекте федеральной целевой программы "Информатизация России", где отдельные наработки республики рекомендованы к использованию в других регионах России.
В республике активно стали использоваться информационные технологии в государственных и коммерческих банках, налоговых службах, крупных промышленных предприятиях, предприятиях топливно-энергетического комплекса и т.д.
В настоящее время общее состояние уровня информатизации в Республике Татарстан характеризуется следующим образом:
- большинство информационных систем функционирует на базе локальных вычислительных сетей;
- используются разнородные аппаратно-программные средства, часто не совместимые между собой, не прошедшие сертификацию на соответствие стандартам по совместимости и качеству;
- интеграция локальных сетей через системы телекоммуникаций носит, в основном, экспериментальный характер;
- слабо используются мировые стандарты в области открытых систем;
- нормативно-правовая база информатизации не получила должного развития;
- также не получила должного развития подготовка пользователей к внедрению современных информационных технологий;
- в районах республики сервисное обслуживание средств вычислительной техники не отвечает необходимым требованиям по качеству и квалификации.
В 1993 г. Правительством Татарстана на цели информатизации было выделено из различных источников несколько миллиардов рублей. В 19941995 гг. финансирование программ носило эпизодический характер и не отвечало потребностям региональной информатизации. Это привело к резкому снижению темпов информатизации республики, технического перевооружения объектов внедрения информационных технологий, тяжелому финансовому состоянию организаций, участвующих в выполнении государственных программ информатизации.
Программой предусмотрено в период 1996-2000 гг. придать новый импульс внедрению перспективных информационных технологий в Республике Татарстан.
Для эффективного дальнейшего проведения экономических реформ и обеспечения устойчивого развития экономики республики, управления фондами и ресурсами территории, развития региональной инфраструктуры и решение хозяйственных задач предусматривается обеспечить многоаспектную информацию, включающую информацию о хозяйствующих субъектах, земельных и природных ресурсах, характеристики недвижимости, региональной инфраструктуры, экологическую, социально-демографическую информацию. Этот комплекс проблем решается путем создания интегрированного Центрального банка данных Республики Татарстан.
В Программе предусмотрены разработка концептуальных положений научно-технической политики в области информатизации, разработка концепции и технических решений по развитию существующих и внедрению перспективных сетей связи и передачи данных на основе единого нормативно-технического обеспечения.
Важнейшим аспектом в процессе информатизации всех видов и сфер деятельности в республике является интеграция существующих и вновь разрабатываемых информационных систем, а также информационных ресурсов на базе стандартов (профилей) открытых систем в рамках единой территориальной информационно-телекоммуникационной системы Республики Татарстан, содержащей данные и знания, необходимые при выработке стратегически важных для республики решений в сфере внутренней и внешней политики, а также экономики.
1.2. Информатизация различных сфер деятельности общества
Программа информатизации Республики Татарстан определяет ряд важнейших сфер информатизации, к которым относятся:
- управление регионом на всех уровнях (аппарат Президента Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомэкономики Республики Татарстан, министерства и ведомства, главы городских и районных администраций);
- социальная сфера;
- материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, финансово-кредитная деятельность транспорт, энергетика).
Основу информатизации этих сфер составляют информационные технологии, реализующие качественно новые и более эффективные процедуры сбора, обработки, хранения, передачи и предоставления информации. Работы по созданию и применению новых информационных технологий и систем, поддерживаемые государством, осуществляются в рамках ведомственных, отраслевых, республиканских и федеральных программ информатизации.
В условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации важно обеспечить оперативное информационно-аналитическое обслуживание органов государственной власти и управления. Одной из основных проблем в процессе информатизации их деятельности является обеспечение взаимодействия и комплексного использования существующих межведомственных и ведомственных автоматизированных информационных систем и их информационных ресурсов, проблемы информатизации сферы управления финансами, денежного обращения и системы налогообложения.
Для успешного решения комплексной задачи информатизации сферы управления в республике сложились объективные предпосылки:
- созданы и функционируют локальные вычислительные комплексы и сети ряда основных управленческих структур Республики Татарстан (Государственный Совет, Кабинет Министров, отдельные министерства и ведомства, администрации городов и районов республики);
- имеется начальная инфраструктура для развития телекоммуникаций, в т.ч. для реализации глобальной республиканской сети передачи данных;
- сохранены многие государственные предприятия и организации, работающие в сфере информатизации, создан также ряд новых структур;
- Кабинетом Министров Республики Татарстан в 1994 году утверждено техническое задание на разработку проекта информационной системы для органов государственной власти и управления республики.
Территориальные и республиканские кадастры, регистры и реестры, содержащие основную информацию об объектах инфраструктуры, природных объектах, хозяйствующих субъектах, сведения о народонаселении должны стать одним из центральных звеньев единого информационного пространства Республики Татарстан, функционируя в составе Центрального банка данных республики и обеспечивая эффективное управление территориями и республикой в целом.
Изменения экономической ситуации в существенной степени затрагивают социальные и гуманитарные аспекты жизни общества, выдвигая на первый план вопросы социальной защиты населения, связанные с угрозой роста безработицы, непрерывным ростом стоимости жизни, а также значительными изменениями в организации системы образования и здравоохранения. Регулирование перечисленных процессов требует массового использования информационных технологий, обеспечивающих социальный и экономический мониторинг.
Особенностью информатизации сферы материального производства является создание многоуровневых информационных систем, обслуживающих отраслевые и территориальные органы, а также входящие в сферу их деятельности предприятия (как государственные, так и негосударственные).
Внедрение информационных технологий в сферу производства, финансов, распределения и сбыта продукции и услуг служит мощным катализатором экономического и социального развития.
В негосударственном секторе экономики информационные технологии широко используются в сфере распределения товарно-сырьевыми, фондовыми, посредническими, сбытовыми и закупочными организациями, коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п., информационное обслуживание которых базируется на общедоступных телекоммуникационных сетях передачи данных.
Программа предусматривает взаимодействие государственных и коммерческих (негосударственных) предприятий, занятых в сфере создания и обслуживания информационных систем и технологий. Намечены меры по сохранению и развитию внутреннего промышленного потенциала республики в области вычислительной и телекоммуникационной техники, в т.ч. экономическое стимулирование прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, производства и использования перспективных средств информатизации, информационных систем и информационных технологий, дифференциация налогового и таможенного режима в сферах производства средств информатизации и предоставления информационных услуг, льготное кредитование в сфере информатизации и т.п.
1.3. Состояние и проблемы развития инфраструктуры информатизации
Состояние инфраструктуры информатизации определяется наличием и уровнем развития:
- технических и программных средств вычислительной техники (СВТ), средств связи и передачи данных, обеспечивающих построение вычислительных комплексов, информационно-вычислительных сетей, систем телекоммуникаций, автоматизированных рабочих мест пользователей;
- информационных ресурсов (баз данных и баз знаний), необходимых для содержательного наполнения оказываемых пользователям информационно-вычислительных услуг;
- информационных центров, оказывающих широкий спектр информационновычислительных и телекоммуникационных услуг предприятиям, организациям и населению.
Средства вычислительной техники и телекоммуникаций
Технический уровень большинства средств обработки данных в республике в настоящее время в основном не соответствует современным требованиям.
С начала 90-х годов происходило свертывание собственного производства средств вычислительной техники третьего поколения и массовый наплыв в республику персональных ЭВМ невысокого качества различных зарубежных и отечественных фирм. Отсутствие развитой системы сервисного обслуживания вскоре привело к выходу из строя огромного парка ПЭВМ и периферийной техники и в ряде случаев к снижению темпов внедрения прикладных программных продуктов.
Одновременно в Татарстане действуют акционерные общества (АО), совместные предприятия (СП) и фирмы, поставляющие надежные современные аппаратные платформы, создавшие развитую сеть сервисного обслуживания и завоевавшие значительную часть рынка республики. Среди таких фирм можно назвать СП "ФОРТ-диалог", АО "ICL-КПОВС" и др. В Казани (впервые в СНГ) освоено производство мощных UNIX-серверов на основе RISCSPARC-технологии.
Состояние средств связи и телекоммуникаций в республике также не отвечает современным требованиям к созданию информационно-вычислительной базы всех структур и механизмов хозяйствования и управления. Усилиями ряда организаций (преимущественно коммерческих) создаются ограниченные по масштабам сети передачи данных с коммутацией пакетов, которые, как правило, базируются на телефонной сети общего пользования.
Что касается территории районов республики, и особенно сельской местности, то следует прежде всего отметить неразвитость местных первичных сетей связи. Ограниченная номенклатура и высокая стоимость телекоммуникационных услуг является серьезным препятствием к созданию территориальных информационно-вычислительных сетей, разработке и широкому использованию современных информационных технологий.
Вместе с тем, в настоящее время в области телекоммуникаций активно действуют Министерство связи Республики Татарстан, ряд специализированных организаций: АО "Татинком", Казанский телеграф, АО "Комтат" и др. Эти организации предоставляют своим пользователям возможность выхода на российские сети "Иаснет", "Роснет", "Роспак", "Инфотел", международные сети "Спринт", "Internet" и оказывают услуги по проведению телеконференций, передаче данных по системе "электронной почты".
Сделан первый шаг по пути отработки модели информационной сети органов государственной власти и управления Татарстана: удаленный доступ к базам данных Государственного Совета Республики Татарстан предоставлен Министерству юстиции республики, Госкомэкономики Республики Татарстан, Национальной библиотеке республики, администрации г.Казани.
В целом в Татарстане сложилась огромная потребность в передаче компьютерной информации между городами и районами республики. Органы государственной власти и управления, налоговые службы, правоохранительные органы, межведомственные структуры, учреждения здравоохранения, государственные и коммерческие банки и т.д. не могут эффективно вести свою деятельность без развитой республиканской инфраструктуры телекоммуникаций.
Базы и банки данных и знаний
Решение первоочередных задач информатизации в Республике Татарстан невозможно без использования и интеграции информационных ресурсов, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных, ведение которых осуществляется организациями различных ведомств, региональными и коммерческими структурами. В 90-х годах в республике осуществлялись интенсивные работы в этом направлении.
Государственным Советом Республики Татарстан сформированы базы данных по нормативно-правовым вопросам законодательных и исполнительных органов, социально-экономическим данным России и Татарстана, информационно-справочным сведениям, создана база знаний по вопросам местного самоуправления, проблемам федерализма, рыночной экономики, созданы условия для вхождения в единое информационное поле деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти России, организован обмен информацией с международными банками данных и информационными ресурсами российских сетей.
В Министерстве внутренних дел (МВД) Республики Татарстан создан интегрированный банк данных, содержащий более четырех миллионов электронных документов, и организован электронный обмен информацией по федеральным розыскным учетам с главным информационным Центром МВД России. Только в течение 1995 г. Информационный центр МВД республики обработал в интересах оперативных служб республики более 1 млн.запросов к ведомственному банку данных, причем свыше 50 тыс. запросов были сделаны непосредственно с автоматизированных рабочих мест сотрудников органов внутренних дел.
За счет средств бюджетов разных уровней создано множество других баз и банков данных, содержащих сведения о предприятиях, организациях, населении, кадастрах земли, имущества и т.п. Нередко они дублируют друг друга, не поддерживаются в актуальном состоянии и не соответствуют международным стандартам. Ввиду несовместимости форматов данных затруднена их интеграция и использование в режиме теледоступа.
Поэтому Программой предусмотрено создание и поддержка интегрированного Центрального банка данных (ЦБД) Республики Татарстан, функционирующего в составе корпоративной сети органов государственной власти и управления Татарстана, доступ к которому в рамках архитектуры "клиент-сервис" осуществляется со всей территории республики в соответствии с предоставленными удаленным пользователям полномочиями. ЦБД представляет собой логически взаимоувязанный распределенный комплекс предметно-ориентированных баз данных, физически связанных системой высокоскоростных телекоммуникационных каналов передачи данных.
В республике формируется рынок информационных продуктов и услуг в области банков данных, Организовано несколько специализированных фирм по продаже баз данных и предоставлению информационных услуг.
Наблюдается тенденция роста числа баз данных, содержащих информацию, связанную с коммерческой деятельностью организаций на внутреннем рынке, а также с внешнеэкономической деятельностью российских и татарстанских фирм.
Программой предусмотрена разработка нормативных документов по закреплению прав собственности на информацию и разработка механизма приватизации информационных ресурсов, включая оценку стоимости баз данных и баз знаний.
Информационно-вычислительные центры
В Республике Татарстан создана достаточно мощная инфраструктура информационно-вычислительных центров (ИВЦ), оказывающих определенный спектр услуг предприятиям, организациям и населению республики.
Ведомственные ИВЦ обслуживают потребности отраслевых предприятий по принадлежности, а также государственные органы управления этими структурами. Крупные республиканские центры с сосредоточенными в них мощными вычислительными ресурсами имеются в МВД, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Государственном комитете Республики Татарстан по статистике и некоторых других органах государственной власти и управления республики.
Другим важным компонентом республиканской инфраструктуры информатизации являются вычислительные центры промышленных предприятий. Такие ИВЦ имеют обширные предметные базы и банки данных, хорошо отлаженное прикладное программное обеспечение, квалифицированный обслуживающий персонал. По своим возможностям, по степени технического оснащения самым современным оборудованием, по значимости решаемых задач, вычислительные центры таких предприятий как АО "КАМАЗ", АО "Оргсинтез", АО "Вертолетный завод" и некоторых других сравнимы и даже превосходят многие ИВЦ государственных органов не только в республике, но и на федеральном уровне.
Особое значение имеют вычислительные центры учебных заведений Республики Татарстан. Они не только обеспечивают подготовку и переподготовку специалистов в области информационных технологий, но и образуют своеобразные полигоны по освоению и внедрению самых передовых программно-аппаратных средств вычислительной техники. К таким центрамтехнопаркам можно отнести Центр информатики и вычислительной техники Казанского государственного университета, Центр новых информационных технологий на базе Казанского государственного технического университета им.А.Н.Туполева и ИВЦ ряда других вузов республики.
1.4. Организационные и правовые проблемы информатизации
Широкое распространение информационных технологий обусловило необходимость законодательного решения проблем обеспечения безопасности компьютерной информации, ее целостности и сохранности.
Решение организационно-правовых проблем информатизации в республике должно опираться на:
- Закон Российской Федерации "Об информации, Информатизации и защите информации";
- Указ Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.94 г. N 170;
- Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21.02.95 г. N 361.
Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации требует также разработки ряда республиканских нормативных актов, регламентирующих:
- порядок предоставления в органы государственной власти информации, необходимой для принятия управленческих решений;
- порядок доступа юридических и физических лиц к необходимой информации;
- права граждан в условиях информатизации общества (права, связанные с содержащейся в базах данных информацией, имеющей личный характер);
- права на интеллектуальную собственность;
и ряда других.
1.5. Стандартизация и сертификация
Объективная ориентация на концепцию открытых систем в информатизации республики диктует необходимость строго придерживаться совокупности стандартов и протоколов в виде государственного профиля взаимодействия открытых систем на базе международных стандартов. Это обеспечит наряду с системами сертификации и лицензирования формирование парка средств вычислительной техники и связи, отвечающего мировому уровню.
Предусмотрено производить увязку отечественных стандартов с международными в части требований по совместимости и унификации средств вычислительной техники, программных средств, средств передачи данных, локальных вычислительных сетей, баз и банков данных и т.п., а также требований по надежности, безопасности, охране здоровья, экологии.
При реализации Программы будут развиваться и совершенствоваться комплексы стандартов и других нормативно-технических документов в соответствии с международной практикой по всем основным направлениям инфраструктуры информатизации.
В целях повышения качества и конкурентоспособности отечественных информационных технологий, продуктов и услуг необходима работа по их сертификации.
Система сертификации аппаратных и программных средств вычислительной техники развивается по двум основным направлениям - обязательная сертификация (в части электрической, механической и экологической безопасности использования средств и продуктов) и добровольная (по более широкому кругу параметров).
2. Цели, этапы и принципы реализации Программы
Конечной целью Программы является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов государственной власти и управления всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения Республики Татарстан.
Достижение этой цели предполагает решение первоочередных проблем создания в республике современной информационно-технологической среды, обеспечивающей реализацию проектов информатизации основных сфер и объектов деятельности.
Программа в качестве важнейшей задачи предусматривает создание единого информационного пространства на территории Республики Татарстан.
Программа предусматривает следующие направления развития информатизации в Республике Татарстан до 2000 года:
- развитие информационных технологий и их широкое применение во всех сферах деятельности общества и человека;
- создание развитой инфраструктуры информатизации;
- сохранение и развитие научно-технического потенциала республики в области информационных систем и технологий;
- развитие перспективных систем телекоммуникаций и связи;
- формирование научно-технических, правовых, организационно-экономических условий развития информатизации и цивилизованного рынка информационных продуктов и услуг;
- подготовка и переподготовка пользователей информационных ресурсов и новых информационных технологий.
Разработанная концепция направлена на достижение на первом этапе 1996-1997 гг. ближайших целей информатизации и создание фундамента развития процесса информатизации в последующие периоды.
На первом этапе реализации Программы предусмотрена информатизация функциональной деятельности органов государственной власти и управления республики, городов и районов. Планируется начать переход на единую систему ведения региональных и территориальных кадастров, регистров и реестров в рамках Центрального банка данных Республики Татарстан, разработка системного проекта, а также создание и внедрение отдельных пилотных подсистем первой очереди территориальной информационной системы республики.
Планируется провести проектные работы по созданию информационносправочной системы паспортов городов и районов, системы анализа и прогнозирования эффективности управленческих решений, геоинформационной системы, автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях, информационной системы учета, контроля движения и эффективности использования республиканского и муниципального имущества и собственности, информационной системы формирования и контроля исполнения республиканского и местных бюджетов, информационной системы анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, информационной системы наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг.
В основном будет сформирована нормативно-техническая и организационно-методическая база информатизации.
На втором этапе (1998-2000 гг.) будут разработаны и осуществлены мероприятия, способствующие дальнейшему развитию информатизации в Республике Татарстан, проведено полномасштабное внедрение всех разрабатываемых систем.
Программа, как и процесс информатизации республики, не является самоцелью, а служит важнейшей составляющей программ социально-экономического развития Татарстана, и только в сочетании с этими программами, способствуя всестороннему развитию региона, информатизация может быть эффективной.
Программой предусмотрено:
- отработка новых информационных технологий, методов организации информационных процессов и переход к новой идеологии их применения - информационной технологии деятельности - на объектах различных сфер деятельности;
- создание в районах республики опорных зон, определение и отработка в процессе их функционирования первоочередных информационных технологий деятельности для дальнейшего широкого распространения;
- формирование программно-технических и информационно-аналитических баз, обеспечивающих республиканские и местные органы управления информацией по всем видам жизнедеятельности республики, необходимой для обоснованного принятия решений;
- создание систем оперативного контроля за изменением социально-экономической, санитарной и экологической обстановки, прогнозирования, предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации (рынка информационных услуг, технологий и продуктов) и поддержку тех направлений, где рыночные механизмы пока не могут дать результатов, необходимых для стабилизации экономики и развития региона;
- формирование индустрии информационных ресурсов, как одной из базовых отраслей народного хозяйства, их предоставление и использование.
Для реализации первого этапа Программы должна использоваться вся совокупность действующих общегосударственных и ведомственных сетей связи, систем передачи данных и обмена данными с коммутацией пакетов (сообщений). При реализации новых сетей передачи данных приоритет должен отдаваться наиболее перспективным технологиям (Fast Ethernet, корпоративные сети с многофункциональными концентраторами - хабами для протоколов FDDI, ATM, глобальные сети типа Internet, Роснет).
При реализации проектов информатизации система связи обеспечит:
- автоматизированный обмен данными между удаленными пользователями, доступ пользователей к удаленным информационным ресурсам;
- обмен данными между вычислительными средствами различных классов и типов - вычислительными комплексами на базе мультипроцессорных систем, UNIX-серверов, мощных рабочих станций и персональных ЭВМ, локальными и глобальными вычислительными сетями;
- надежность передачи деловой корреспонденции (рукописи, печатные тексты, изображения, чертежи и т.п.) на основе факсимильной связи;
- организацию службы "электронной почты" и внедрение на ее основе бумажной технологии.
Второй этап программы информатизации должен базироваться как на развитии и совершенствовании существующих систем связи, так и на вновь разрабатываемых, включая создание единой республиканской цифровой сети связи с интегральным обслуживанием, реализующей передачу информации в режимах как коммутации каналов, так и коммутации пакетов. Особое внимание должно быть уделено цифровым методам коммуникации и передачи данных с использованием волоконно-оптических и спутниковых систем связи на основе перспективных телекоммуникационных протоколов.
Основными принципами реализации Программы являются:
- преемственность;
- координация;
- приоритетность.
Принцип преемственности означает, что Программа реализуется во взаимосвязи и в развитие ранее утвержденных инновационных программ по производству средств вычислительной техники и телекоммуникаций, создания информационно-телекоммуникационных систем, разработки и внедрения информационных систем в области здравоохранения, образования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природоохранной деятельности и экологической безопасности, развития систем научно-технической информации, совершенствования государственной статистики и др.
Важным принципом Программы является координация по целям, этапам, ресурсам и объектам работ в области информатизации, осуществляемых по отраслевым, ведомственным, региональным и другим программам по созданию, производству и применению средств и систем информатики и связи.
Программа позволит осуществлять скоординированную государственную политику разработки и широкого внедрения в практику работы соответствующих республиканских и ведомственных органов и служб современных средств и методов сбора, накопления, обработки и использования данных, необходимых для удовлетворения социальных потребностей общества и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления, путем разработки нормативных документов, типовых проектных решений, кооперации в создании крупных информационных систем и информационных технологий в условиях переходного периода к рыночной экономике.
Принцип приоритетности предполагает, что Программа в первую очередь включает крупные проекты и работы по приоритетным направлениям и сферам деятельности, частично или полностью финансируемые из республиканского бюджета, в том числе выполняемые в рамках ранее утвержденных целевых программ.
Приоритеты развития и применения информационных технологий на первый этап определяется как:
- информатизация деятельности органов государственной власти и управления республиканского и муниципального уровня;
- поддержка развития процесса информатизации в городах и районах республики, активная поддержка развития информационной инфраструктуры в них;
- стимулирование создания и развития новых информационных технологий, соответствующим мировым стандартам;
- создание условий максимального сохранения научно-технического и производственного потенциала, обеспечивающего реализацию процессов информатизации;
- информатизация науки, культуры, образования, здравоохранения.
3. Приоритетные сферы деятельности
3.1. Информатизация сферы управления
3.1.1. Информатизация управления и реализации экономических реформ
Динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на республиканском уровне, доведению этих решений до исполнителей местных уровней управления, контроля полноты, точности и своевременности их исполнения.
Информатизация управления и реализации экономических реформ предусматривает осуществление проектов информатизации на республиканском и местном уровнях, связанных с деятельностью:
- органов государственной власти и управления, включая аппарат Президента Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомэкономики Республики Татарстан, администраций городов и районов, правоохранительных органов;
- финансовых и банковских структур, налогов, таможенных органов и служб;
- отраслевых комплексов народного хозяйства;
- статистической информационной системы.
Особенностями проектов этой сферы является сложность их реализации, связанная, во-первых, с большим объемом многоаспектной информации от значительного количества источников, во-вторых, с повышенными требованиями к оперативности, достоверности, актуальности и виду предоставления информации пользователям.
Выполнение этих требований возможно за счет интеграции существующих и создаваемых систем ведомственного, республиканского и местного уровней, создания аналитических ситуационных центров для обобщения, анализа и предоставления информации пользователям на основе применения новейших средств информационных технологий.
Самостоятельными задачами данного направления информатизации являются решение проблемы передачи и получения необходимой информации, а также разработка программно-реализуемых экономико-математических и логико-семантических моделей, описывающих происходящие или прогнозируемые процессы в реформируемой экономике. Предполагается реализация моделей в виде экспертных систем с применением методов эвристического программирования. Сложность и многомерность этой проблемы требует привлечения научного потенциала ученых-экономистов и практиков-управленцев.
Информатизация указанных процессов на основе единой научно-технической политики разработки и создания современных автоматизированных информационно-управленческих систем, аналитических центров и банков данных обеспечит деятельность органов власти при решении проблем реформирования общества. С этой целью в Программе предусматривается проведение научно-исследовательских и поисковых работ, научно-технических семинаров в целях разработки концепции информатизации соответствующих органов и структур.
Информатизация процессов приватизации обеспечит учет и контроль движения государственного имущества и государственной собственности, содействие реализации программы приватизации, создание и развитие информационной системы Государственного комитета Республики Татарстан по промышленной политике и управлению государственным имуществом.
В результате выполнения проектов получат дальнейшее развитие компъютеризация и информатизация процессов управления, создания высокоэффективных автоматизированных информационно-управляющих систем, включающих в свой состав ситуационно-аналитические центры, банки данных и базы знаний, автоматизированные рабочие места, оснащаемые программнологическими средствами интеллектуальной поддержки пользователей регионального и местного уровней, занятых анализом и решением проблем, стоящих перед государством и обществом в сфере управления и проведения экономических реформ.
В рамках данного направления в качестве основных шагов первого этапа предусматривается разработка проектов и внедрение корпоративной сети органов государственной власти и управления республики, а также ее компонентов - информационных систем аппаратов Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, министерств и ведомств республики на базе локальных вычислительных сетей, создание и внедрение компонентов Центрального республиканского банка данных.
На следующем этапе осуществляется тиражирование прошедших апробацию проектных решений на местных уровнях управления, подключение территориально-удаленных пользователей к корпоративной сети органов государственной власти и управления, расширение функциональных возможностей Центрального банка данных республики, обеспечение доступа к нему всех заинтересованных пользователей в соответствии с присвоенными полномочиями.
3.1.2. Информатизация сферы управления городов и районов
Проекты и программные мероприятия этого направления работ по Программе обеспечивают информационную поддержку процессов социально-экономического развития городов и районов на основе разработки и широкого тиражирования типовых проектных решений по информатизации базовых объектов и процессов социальной сферы, сферы управления и реализации экономических реформ, создания инфраструктуры информатизации территориальных опорных зон.
В качестве основного подхода к информатизации в городах и районах в Программе принят принцип выделения территориальных "опорных зон", которые выбираются по согласованию с администрацией, исходя из уровня развития информатизации конкретной территории, готовности объектов территориальных органов управления и кадрового состава специалистовразработчиков и пользователей к дальнейшему развитию информатизации.
Работы будут проводиться на основе представлений Кабинета Министров Республики Татарстан, органов государственной власти и управления городов и районов и соглашений с негосударственными формированиями.
В процессе информатизации городов, районов республики существенное значение имеет создание пилотных проектов, подлежащих тиражированию после опытной эксплуатации в одном из городов или районов республики. Примером являются работы по информатизации муниципальных органов, проводимые в г.Казани. Так, в городской мерии внедрена первая очередь автоматизированной системы "Приватизация жилья", в районных администрациях города установлены UNIX-серверы, сформированы необходимые банки данных, внедрено различное прикладное программное обеспечение, районные системы связаны с городской по выделенным телефонным каналам через центры коммуникации пакетов. Предусмотрено развитие системы в целях автоматизации различных функций городского и районного самоуправления.
Первоочередные комплексные проекты информатизации и типовые информационные системы разрабатываются на основе совместного целевого финансирования из республиканского бюджета и местных бюджетов.
Разработка и использование комплекса общих для республики методических, организационных, нормативных и других материалов позволит создать единую организационно-методическую базу всех работ по информатизации, проводимых в регионе, обеспечить рациональное расходование республиканских госбюджетных ассигнований и средств местных бюджетов, выделяемых на информатизацию, ввести в практику новые формы организации и финансирования работ по информатизации республики.
Разработка и реализация проектов информатизации сферы управления и реализации экономических реформ на местном уровне позволят скоординировать действия областных и местных органов управления по информатизации, обеспечат повышение уровня управляемости за счет повышения оперативности и достоверности информации, оперативное и адекватное реагирование в чрезвычайных ситуациях, проведение единой налоговой и финансовой политики.
Создание современной территориальной инфраструктуры информатизации позволит реализовать современные информационные технологии в деятельности местных органов власти и управления, социальной сфере, экологии, во всех областях производства, науки, культуры; повысит оперативность, обоснованность, комплексность управленческих решений.
3.2. Информатизация социальной сферы
Эффективный контроль общества над социальными процессами невозможен без решения проблем информатизации управления социальным обеспечением граждан, трудом и занятостью, образованием, здравоохранением, защитой окружающей среды и природных ресурсов.
Разработка и реализация проектов информатизации социальной сферы позволят обеспечить эффективность работ по созданию информационных систем и баз данных в социальной сфере, повысить социальную защищенность населения, повысить уровень обеспечения населения и организаций информационными услугами, обеспечить учет общественного мнения при проведении социально-экономической политики в городах и районах.
В Республике Татарстан наибольшие достижения в создании и внедрении новых информационных технологий, касающихся социальной сферы, достигнуты в области здравоохранения и образования.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан утвердило ряд внутриотраслевых программ информатизации, в соответствии с которыми осуществляется разработка и внедрение информационных систем в учреждениях здравоохранения. Ведутся работы по информатизации Республиканской клинической больницы, Казанской станции скорой и неотложной медицинской помощи, Казанской станции переливания крови и других ведомственных организаций.
Разработана республиканская программа информатизации образования, которая предусматривает внедрение информационных технологий в дошкольных учреждениях, школах и лицеях, профтехучилищах и техникумах, колледжах, вузах и академических институтах.
Дальнейшая информатизация системы образования в республике создаст условия для укрепления учебно-методической и информационной базы образования, компьютерных баз и сетей знаний, расширения технических возможностей использования современных коммуникаций в интересах информатизации высшего и других ступеней образования.
В 1994 году в республике принята Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан. В этой программе выделен раздел внедрения информационных технологий с целью обеспечения функционирования татарского языка как государственного. Программой предусматривается подготовка населения к использованию информационных технологий, компьютерное изучение книг, учебных пособий, энциклопедий и так далее.
В рамках Программы информатизации на период 1996-2000 гг. информатизация сферы социальной защиты обеспечит ведение оперативного учета изменений в законодательстве и в составе обслуживаемого контингента, пересчет и выплату пенсий в календарные сроки без задержек.
Программа предусматривает мероприятия по созданию информационной системы мониторинга и учет динамики занятости населения. Затраты на ее создание могут быстро окупаться за счет более быстрого вовлечения в процесс производства незанятой рабочей силы, сокращения выплат пособий по безработице и предотвращения социального напряжения в обществе.
Загрязнение окружающей среды является одной из наиболее острых проблем, грозящей негативными последствиями не только в экологическом, но и в экономическом, демографическом и других важных аспектах развития республики. В сложившейся ситуации проблема защиты окружающей среды и управления природопользованием не может быть решена без интеграции всех информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении органов природоохраны в центре и на местах, в других министерствах и ведомствах.
Работы по обеспечению интеграции экологической информации позволят обеспечить объективной, оперативной информацией органы государственной власти и управления в центре и на местах, регулировать пользование природными ресурсами, качественно осуществлять экспертизу проектов и оценивать их воздействие на окружающую среду, выявлять зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций, разрабатывать сценарии развития экологической обстановки для принятия управленческих решений, управлять силами и средствами срочной экологической помощи.
Реализация проектов информатизации социальной сферы позволит на единой методологической основе разработать и внедрить на ведомственном и региональном уровнях автоматизированные информационно-управляющие и справочно-аналитические системы, что существенно повысит эффективность работы государственных, ведомственных и местных организаций, служб и структур, занятых в сфере социальной защиты населения за счет автоматизации операций по учету, сбору, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для решения стоящих перед ними задач.
3.3. Информатизация сферы материального производства
Проблемы информатизации данной сферы в Республике Татарстан на период 1996-2000 гг. предусмотрено решать в рамках федеральных программ конверсии, внебюджетных отраслевых программ, а также самостоятельно финансируемых предприятиями и организациями собственных программ информатизации.
4. Государственная политика информатизации
Государственная политика в области информатизации в Республике Татарстан определяется законодательными актами Государственного Совета Республики Татарстан а также решениями Государственного комитета Республики Татарстан по экономике и прогнозированию в рамках полномочий, делегированных Кабинетом Министров Республики Татарстан (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.95 г. N 422 "О координации работ в области информатики, вычислительной техники и связи в Республике Татарстан").
При проведении сбалансированной государственной политики на республиканском уровне для поддержки процессов информатизации предусмотрено решить следующие задачи:
- обеспечить формирование единого информационного пространства республики путем создания территориальной информационной системы республики с вхождением в информационное пространство России;
- разработать структурную и инвестиционную политику, направленную на государственную поддержку важнейших перспективных инноваций и решение ключевых проблем развития информатизации в республике;
- создать благоприятные условия для ускоренного развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
- обеспечить координацию и поддержку работ научных и производственных коллективов, государственных и других структур по созданию новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств;
- способствовать расширению внутриреспубликанского, межрегионального сотрудничества в сфере информатики и телекоммуникаций, направленных на развитие информационного сектора экономики республики;
- обеспечить координацию разработки и реализации республиканской программы информатизации.
Эффективное решение перечисленных задач и достижение целей информатизации требует соблюдения следующих основных принципов государственной политики:
- политика в сфере информатизации республики должна формироваться с учетом политики информатизации России;
- осуществление финансовой поддержки базовых проектов по созданию инфраструктуры информатизации - территориальной информационной системы республики, информационных ресурсов республики (кадастров, реестров, регистров, баз и банков данных государственного значения), включая Центральный банк данных Республики Татарстан, глобальной республиканской телекоммуникационной сети;
- обеспечение выполнения законодательных актов, регулирующих отношения участников создания, распространения и использования информационных продуктов и услуг.
Мероприятия по реализации научно-технической политики предусматривают государственное регулирование и поддержку аналитических исследований и разработки прогнозов развития информатизации в республике, реализацию межотраслевых научно-технических программ разработки перспективных систем информатизации, прикладных средств на основе использования новых информационных технологий; разработку единых методических основ для организации информационного обеспечения органов государственной власти и населения; организацию управления научными исследованиями, разработкой, производством и использованием средств и систем информатизации.
Проблема финансирования процесса информатизации может быть решена только при условии, что государственная политика в этой области обеспечит такую этапность процесса, при которой на каждом предыдущем этапе создаются средства, необходимые для реализации последующего.
Инвестиционная политика в сфере информатизации предусматривает использование следующих источников:
- средства государственного бюджета (на определенные выше приоритеты);
- средства внебюджетных фондов;
- частный капитал, в первую очередь финансовый, участвующий в процессе информатизации на основе осуществляемой государством политики привлечения коммерческих структур;
- инвестиции организаций, работающих в сфере информационных ресурсов и телекоммуникаций;
- средства, полученные за счет использования новых финансовых инструментариев (выпуск ценных бумаг под залог информационных услуг, кредиты, и т.п.).
В рамках государственной политики предусматривается разработка комплекса экономических мер, обеспечивающих стимулирование процесса информатизации в республике.
Государственная политика в области информатизации базируется на принципе правового равенства всех участников процесса информатизации вне зависимости от их социального или экономического статуса. Она ориентируется на формирование специального законодательства в сфере информатизации республики, регулирующего взаимоотношения участников процесса информатизации и обеспечивающего доступность к информации, которая собрана (произведена, приобретена) государственными организациями за счет средств налогоплательщиков.
Для всех направлений информатизации должны быть предусмотрены проекты по разработке правовых, экономических и организационных положений ("правила игры"), на основе которых может быть обеспечено эффективное взаимодействие всех субъектов информационной деятельности (производителей и потребителей информационных технологий, продуктов и услуг) независимо от их социально-экономического статуса на рынке.
Предусматривается разработка положений, обеспечивающих согласованность информационных и технологических решений по информатизации, принимаемых федеральными и республиканскими органами в соответствии с разграничением их ответственности. К такого рода положениям могут быть отнесены нормативные акты в области производства и распространения информационных технологий, продуктов и услуг, государственные стандарты (протоколы сетей или интерфейсы, правила доступа к информации и т.д.).
Особое внимание уделяется стандартизации и сертификации как обязательным условиям повышения уровня конкурентоспособности и качества продукции. Стандартизация в области информатизации осуществляется в соответствии с Программой комплексной стандартизации в области информационных технологий, реализуемой Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации.
Проекты Программы в области создания территориальной информационной системы республики предусматривают:
- обеспечение доступа организаций и граждан к информационным ресурсам в соответствии со статусом и полномочиями;
- создание организационного и правового механизмов управления созданием, ведением, интеграцией и использованием информационных ресурсов;
- обеспечение создания и функционирования справочно-навигационной службы по информационным ресурсам;
- осуществление учета и регистрации баз и банков данных, создаваемых государственными организациями на республиканском, муниципальном уровнях и государственными предприятиями.
5. Механизм реализации программы
Заказчиком Программы информатизации Республики Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, наделенный соответствующими полномочиями в сфере информатизации.
Утверждение Программы и планов мероприятий по ее реализации осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Контроль за ходом ее выполнения, научно-методическое руководство, экспертиза работ, проведение единой государственной политики информатизации на территории республики возлагаются на Координационный совет по проблемам региональной информатизации при Государственном комитете Республики Татарстан по экономике и прогнозированию.
Заказчиками по каждому отдельному проекту, включенному в Программу, могут выступать Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, органы государственной власти и управления республики, органы местного самоуправления, министерства, ведомства, частные и коммерческие организации. Разработчиками проектов информатизации являются привлекаемые к выполнению работ научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и самостоятельные творческие коллективы, обладающие достаточным опытом, научно-технической и методической базой для реализации заданий Программы.
Приоритетными разделами Программы могут являться проекты, выполняемые в рамках ранее утвержденных высшими законодательными органами Республики Татарстан или Кабинетом Министров Республики Татарстан целевых инновационных программ информатизации по отдельным направлениям.
Программа является открытой, т.е. в нее могут быть включены дополнительно другие проекты информатизации, прошедшие конкурс. К рассмотрению на конкурс принимаются проекты по приоритетным направлениям Программы, а также инициативные проекты.
Состав проектов Программы с учетом достигнутых результатов ежегодно уточняется в сроки, предусмотренные бюджетным процессом.
Отбор и включение новых проектов в Программу производится в соответствии с заключениями экспертных комиссий, назначаемых Координационным советом по проблемам региональной информатизации.
Проекты, финансируемые коммерческими структурами, включаются в Программу по их заявкам.
Научно-методическое руководство и организацию экспертизы работ, выполняемых по Программе, осуществляет Координационный совет по проблемам региональной информатизации, обеспечивающий выбор приоритетных направлений работ, полноту и эффективность мероприятия, необходимых для достижения поставленных целей.
Функции постоянного рабочего органа по реализации Программы и координации разработок в сфере информатизации республики, внедрению ведомственных и иных государственных информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем и сетей, создаваемых на территории республики и финансируемых частично или полностью из государственного (федерального, республиканского, местного) бюджета и внебюджетных фондов, предусмотрено возложить на Управление (Отдел) по политике информатизации Госкомэкономики Республики Татарстан.
Основными задачами Управления (Отдела) являются:
- обеспечение проведения единой политики при реализации Программы;
- совместно с Координационным советом отбор и организация экспертизы проектов информатизации с привлечением независимых экспертов из соответствующих областей науки и техники;
- проведение конкурсов исполнителей по отдельным проектам информатизации;
- распределение бюджетных ассигнований на реализацию проектов информатизации;
- осуществление контроля за ходом реализации проектов информатизации;
- подготовка предложений по проектам информатизации на последующий финансовый год для включения в бюджетную заявку;
- организация тиражирования и внедрения в городах и районах республики разработанных типовых проектов информатизации.
Для проведения инвестиционной политики при реализации Программы может быть создан Фонд информатизации Республики Татарстан (далее - Фонд). Устав Фонда утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Основными задачами Фонда являются:
- привлечение средств негосударственного сектора экономики и иностранных фирм для реализации отдельных проектов информатизации;
- совместно с Управлением (Отделом) Госкомэкономики Республики Татарстан организация экспертизы и проведение отбора первоочередных проектов информатизации с привлечением независимых экспертов из соответствующих областей науки и техники, и их финансирование;
- совместно с Управлением (Отделом) Госкомэкономики Республики Татарстан осуществление контроля за целевым расходованием выделенных ассигнований на реализацию проектов информатизации.
Средства Фонда формируются за счет:
- государственных ассигнований, осуществляемых в установленном порядке на реализацию Программы;
- добровольных отчислений министерств, ведомств, предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
- сумм, полученных от хозяйствующих субъектов за предоставление им кредитов;
- целевых взносов заказчиков, заинтересованных в проведении исследований и разработок в сфере информатизации;
- отчислений министерств, ведомств, предприятий и организаций, временно передаваемых Фонду для решения конкретных уставных задач;
- банковских процентов за использование временно свободных средств Фонда;
- других поступлений и доходов Фонда, получаемых от собственной деятельности.
Основной разработчик проектов или генеральный подрядчик определяется государственным заказчиком. Кооперация соисполнителей по отдельным проектам Программы определяется основным разработчиком (подрядчиком) по согласованию с государственным заказчиком при заключении договоров на проведение работ.
При этом кооперация должна определяться с учетом имеющегося опыта и научно-практического задела у организаций-соисполнителей и производственных связей.
Реализация проектов информатизации в опорных зонах осуществляется администрациями регионов через специальные региональные комиссии по информатизации или другие органы, положения о которых утверждаются соответствующими органами исполнительной власти.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Управлением (Отделом) Госкомэкономики Республики Татарстан, а также путем организации заслушивания отчетов руководителей проектов на заседаниях Координационного совета.
Приемка проектов и других отчетных материалов, финансируемых из республиканского бюджета, подтверждающих выполнение работ по Программе, осуществляется комиссиями, назначаемыми Управлением (Отделом) Госкомэкономики Республики Татарстан с привлечением в их состав ведущих ученых и специалистов в соответствующих областях науки и техники. Приемка проектов, выполняемых в интересах конкретного государственного органа, министерства, ведомства или территориальных органов управления, осуществляется комиссиями соответствующих органов с участием представителей Управления (Отдела) Госкомэкономики Республики Татарстан и членов Координационного совета, специалистов по соответствующим проблемам информатизации.
6. Ресурсные показатели Программы
Финансовая политика при реализации Программы исходит из того, что в рассматриваемый период республиканский бюджет не в состоянии полностью финансировать работы по всем направлениям информатизации. Основными источниками финансирования Программы являются средства заказчика проектов информатизации, внебюджетные источники, включая кредиты.
За счет республиканского бюджета предполагается полностью финансировать только информатизацию деятельности государственных органов, частично - информатизацию социальной сферы, региональную информатизацию, создание и развитие новых информационных технологий и современной информационной инфраструктуры.
К реализации проектов Программы, связанных с созданием систем и баз данных двойного (государственного и коммерческого) использования, наряду с бюджетными источниками привлекаются средства субъектов экономики Республики Татарстан, а также средства местных бюджетов, внебюджетных фондов и федеральные источники.
Средства федерального бюджета привлекаются на долевых условиях для финансирования прежде всего начальных этапов реализации крупных проектов, концептуальных исследований, обеспечивающих комплексный подход к разработке систем и интеграцию в российское и мировое информационное пространство, проведения предпроектных конкурсов и других.
К реализации проектов Программы могут привлекаться кредиты зарубежных компаний и фирм.
По предварительным оценкам в 1996 году на реализацию первоочередных проектов Программы из средств республиканского и местных бюджетов необходимо выделить 10-12 млрд.руб. дополнительно к ранее утвержденным целевым инновационным программам.
7. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических
последствий от реализации Программы
Внедрение автоматизированных систем и новейших информационных средств и технологий позволит повысить эффективность работы государственных организаций, органов управления и их служб, занятых как в сфере социальной защиты населения за счет автоматизации операций по учету, сбору, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для решения стоящих перед ними задач, так и занятых анализом и решением проблем в сфере управления и проведения экономических реформ.
Использование информационных технологий при решении проблем приватизации, реорганизации системы пенсионного обеспечения и помощи малоимущим, проблем занятости позволит при прочих равных условиях снизить степень социальной напряженности, увеличить уровень занятости населения, замедлить темп нарастания безработицы.
Реализация проектов Программы окажет стимулирующее воздействие на рынок информационных продуктов и услуг, информатизацию сферы материального производства, создаст условия для повышения производительности труда и позволит увеличить окупаемость капитальных вложений в сферу информационных технологий.
За счет реализации проектов Программы объем информационных и телекоммуникационных услуг возрастет прежде всего в социальной сфере в области системы социального обеспечения, образования, защиты здоровья населения, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Государственная поддержка информатизации районно-городских опорных зон позволит осуществить опережающую разработку и внедрение типовых комплексных информационных систем на основе новых информационных технологий, в результате чего значительно ускорится процесс информатизации республики, будет обеспечена методологическая информационная, техническая и программная совместимость территориальных информационных систем между собой и с республиканским уровнем.
В результате реализации Программы до 2000 года подлежит разработке около 40 проектов информатизации социальной сферы, органов управления и реализации экономических реформ, информатизации республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 16 апреля 1996 г. N 291 "Об утверждении Основных направлений Программы информатизации Республики Татарстан на период 1996-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 6 июля 2004 г. N 320 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановление КМ РТ от 30 октября 1998 г. N 651
Постановление КМ РТ от 29 июля 1996 г. N 607