Заключение Комитета Конституционного надзора Республики Татарстан
от 21 октября 1996 г.
"О соответствии Конституции Республики Татарстан и действующему
законодательству постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от 02.09.96 г. N 754 "Об организации перевозок городским
пассажирским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом
общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения"
Постановлением Комитета Конституционного надзора РТ от 25 марта 1997 г. подтверждено настоящее заключение Комитета Конституционного надзора Республики Татарстан
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, рассмотрев на основании части 2 статьи 11 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", а также по предложению Председателя Государственного Совета Республики Татарстан В.Н.Лихачева вопрос о соответствии Конституции Республики Татарстан и действующему законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 "Об организации перевозок городским пассажирским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения", установил:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 "Об организации перевозок городским пассажирским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения" издано в целях создания условий финансово-экономической стабилизации деятельности предприятий пассажирского транспорта, укрепления их материально-технической базы.
В связи с этим пунктом 1 данного постановления установлено, что с 1 ноября 1996 года проезд пассажиров, за исключением категорий граждан, указанных в приложении к постановлению, а также в пункте 4 постановления, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) производится по проездному билету, абонементному талону с оплатой по действующему тарифу.
В приложении к постановлению изложен перечень категорий граждан, пользующихся с 01.11.96 г. на территории Республики Татарстан правом бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильного транспорта общего пользования в сельской местности и автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения. К их числу отнесены:
1. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, Трудовой славы, За службу Родине в Вооруженных силах;
2. Участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите бывшего Союза ССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывшие партизаны;
3. Инвалиды Великой Отечественной войны;
4. Инвалиды по зрению;
5. Лица из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавшие участие в боевых действиях в Республике Афганистан и на территории других стран, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
6. Дети-инвалиды по зрению, дети-инвалиды, не имеющие конечностей или с параличом двух конечностей, а также инвалиды I и II группы по перечисленным причинам;
7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
8. Граждане, получившие и перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы, аварии на ПО "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, участники ликвидации вышеперечисленных аварий, а также граждане из подразделений особого риска;
9. Реабилитированные лица и пострадавшие от политических репрессий, являющиеся пенсионерами или инвалидами;
10. Лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", знаком "Житель блокадного Ленинграда";
11. Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." или медалью "За победу над Японией";
12. Лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
13. Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны;
14. Члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств;
15. Члены семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств;
16. Пенсионеры по старости, инвалидности, за выслугу лет, не вошедшие в категории 1-15;
17. Лица, сопровождающие инвалидов Отечественной войны I группы, инвалидов слепых I группы, детей-инвалидов по зрению, детей инвалидов, не имеющих конечностей или с параличом двух конечностей.
При этом пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 установлено, что документом, удостоверяющим право бесплатного проезда для категорий граждан, указанных в приложении, является: в городском пассажирском транспорте (кроме такси) - пенсионное удостоверение, а на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения - пенсионное удостоверение с вкладышем. Кроме того, пунктом 3 постановления на Министерство социального обеспечения Республики Татарстан, Министерство внутренних дел Республики, Комитет государственной безопасности Республики Татарстан возлагается обязанность в срок до 1 ноября 1996 г. обеспечить соответствующие категории граждан именными вкладышами, а лиц, обозначенных в пункте 17 приложения, - штампами в пенсионном удостоверении на право бесплатного проезда сопровождающего лица.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан отмечает, что согласно статье 116, а также пунктам 2 и 5 статьи 119 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров, являясь исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан, вправе организовывать управление предприятиями транспорта, а также осуществлять меры по защите интересов государства, охране всех форм собственности, по обеспечению и защите прав и свобод граждан. В соответствии со статьей 120 Конституции Республики Татарстан он правомочен издавать нормативные постановления и распоряжения, но - на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, решений Государственного Совета Республики Татарстан и указов Президента Республики Татарстан. Это означает, что нормативные акты Кабинета Министров по вопросам отмены социальных гарантий и льгот граждан, равно как и об условиях их осуществления могут издаваться либо во исполнение предусмотренных статьей 120 Конституции Республики Татарстан законов и подзаконных актов, либо в отношении тех социальных гарантий и льгот, которые были установлены нормативными актами самого Кабинета Министров или подведомственных ему, согласно статье 121 Конституции Республики Татарстан, органов государственной власти.
Между тем в приложении к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754, где дается перечень категорий граждан, имеющих право бесплатного пользования на территории Республики Татарстан всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), ряд категорий граждан, имеющих аналогичное право в соответствии о законодательством Республики Татарстан и Российской Федерации, вообще не обозначены.
К числу таких граждан относятся:
1. Герои Российской Федерации, которым согласно пункту 2 статьи 6 Закона РФ от 15.01.93 г. N 4302-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предоставлено право бесплатного личного пользования внутригородским транспортом (трамваем, автобусом, троллейбусом, метрополитеном, водными переправами), поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
По-видимому, в пункте 1 настоящего Заключения допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1, а не N 4302-1, как указано выше
2. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, имеющие право бесплатного пользования всеми видами транспорта, в том числе всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, на основании статьи 33 Федерального закона от 08.05.94 г. N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
3. Народные депутаты Республики Татарстан, а также лица, сопровождающие народного депутата-инвалида первой группы, пользующиеся на территории Республики Татарстан, согласно статье 26 Закона РТ от 30.05.96 г. N 611 "О статусе народного депутата Республики Татарстан", правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, воздушным, автомобильным, внутренним водным путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси;
4. Имеющие в соответствии со статьей 28 Закона РТ от 30.05.96 г. N 613 "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан" право бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением легкового такси, народные депутаты районного Совета народных депутатов - на территории района, депутаты районного в городе, городского Совета - на территории города, депутаты объединенного Совета народных депутатов - на территории района и города, а также депутаты районного, городского Совета - на транспорте пригородного сообщения;
5. Судьи, имеющие в соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона РФ от 26.06.92 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси);
6. Сотрудники милиции, имеющие на всей территории Российской Федерации согласно статье 32 Закона РСФСР от 18.04.91 г. N 1026-1 "О милиции" право бесплатного пользования всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности;
7. Сотрудники оперативных подразделений и подразделений физической защиты федеральных органов налоговой полиции, которые в соответствии со статьей 18 Закона РФ от 24.06.93 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" на всей территории Российской Федерации имеют право на бесплатное пользование всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности - на попутном транспорте;
8. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, которые в соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 03.04.95 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" на всей территории Российской Федерации пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а в сельской местности - на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения;
9. Прокуроры и следователи, научные и педагогические работники, имеющие классные чины прокурорских работников, которые согласно пункту Б статьи 44 Федерального закона от 17.11.95 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а сельской местности любым попутным транспортом;
10. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации, которые согласно части 1 статьи 435 Таможенного кодекса Российской Федерации имеют право по предъявлении служебного удостоверения бесплатно пользоваться на всей территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности - любым попутным транспортом;
11. Личный состав Государственной противопожарной службы, который согласно части 2 статьи 40 Закона РТ от 18.05.93 г. N 1866-XII "О пожарной безопасности", а также части 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности;
12. Военнослужащие, в том числе военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие право бесплатного пользования всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности согласно пункту 1 статьи 20 Закона РФ от 22.01.93 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 47 Закона РФ от 24.09.92 г. N 3534-1 "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";
13. Лица, награжденные знаками "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", имеющие право на бесплатный проезд на всех видах городского общественного транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности в пределах административного района по месту жительства согласно части 1 статьи 11 Закона РФ от 09.06.93 г. N 5142 "О донорстве крови и ее компонентов", а также в соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 655 от 18.09.95 г, "О некоторых мерах по реализации Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов";
14. Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, чья профессиональная деятельность связана с разъездами, имеющие право бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 02.08.95 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
15. Почтальоны организаций федеральной службы почтовой связи, имеющие право на бесплатный проезд при исполнении ими служебных обязанностей на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения, на основании части 3 статьи 19 Федерального закона от 09.08.95 г. N 129-ФЗ "О почтовой связи".
Прилагаемый к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 перечень не согласуется также со статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой с 01.01.97 г. право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения предоставляется детям-инвалидам, их родителям, опекунам, попечителям и социальным работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, а также инвалидам.
Кроме того, в перечне не учтены нормы некоторых подзаконных актов. К их числу относятся, в частности, постановления и решения местных органов государственной власти, принятые во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.91 г. N 340 "О государственной налоговой службе Российской Федерации". Одним из таких актов является решение сессии Казанского городского Совета народных депутатов от 29.04.93 г. N 8-14с "О предоставлении права бесплатного проезда работникам налоговой службы г.Казани", действие которого согласно части 1 статьи 121 и статье 126 Конституции Республики Татарстан не может быть отменено или ограничено нормативным актом Кабинета Министров.
Таким образом, содержащееся в пункте 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 положение о том, что граждане, не относящиеся к категориям, обозначенным в прилагаемом к постановлению перечне, осуществляют проезд по проездному билету, абонементному талону с оплатой по действующему тарифу, означает, что подзаконным нормативным актом Правительства на территории Республики Татарстан фактически отменяется действие следующих норм законодательных актов Республики Татарстан и Российской Федерации:
а) статьи 26 Закона Республики Татарстан от 30.05.96 г. N 611 "О статусе народного депутата Республики Татарстан";
б) статьи 28 Закона Республики Татарстан от 30.05.96 г. N 613 "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан";
в) части 2 статьи 40 Закона Республики Татарстан от 18.05.93 г. N 1866-XII "О пожарной безопасности", а также части 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
г) пункта 2 статьи 6 Закона РФ от 15.01.93 г. N 4302-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в части предоставления Героям Российской Федерации права на бесплатный проезд внутригородским транспортом, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
По-видимому, в подпункте г) пункта 15 настоящего Заключения допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1, а не N 4302-1, как указано выше
д) статьи 33 Федерального закона от 08.05.94 г. N 3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
е) пункта 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.92 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";
ж) статьи 32 Закона РСФСР от 18.04.91 г. N 1026-1 "О милиции";
з) статьи 18 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции";
и) пункта 5 статьи 44 Федерального закона от 17.11.95 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации";
к) части 5 статьи 18 Федерального закона от 03.04.95 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации";
л) части 1 статьи 435 Таможенного кодекса Российской Федерации;
м) пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 22.01.93 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих";
н) части 1 статьи 47 Закона Российской Федерации от 24.09.92 г. N 3534-1 "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";
о) части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 09.06.93 г. N 5142 "О донорстве крови и ее компонентов";
п) подпункта 4 пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 02.08.95 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
р) части 3 статьи 19 Федерального закона от 09.08.95 г. N 129-ФЗ "О почтовой связи".
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что издание Кабинетом Министров Республики Татарстан такой правовой нормы нарушает требования статьи 120 Конституции Республики Татарстан, а также положения статьи 61 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан должна соблюдать обязательства, вытекающие из Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15.02.94 г. и заключенных на его основе соглашений.
Перечисленные выше нормы законов Республики Татарстан и Российской Федерации однозначно определяют, что относящиеся к отдельным категориям граждане в связи с исполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, а равно как и по другим основаниям, в рамках обеспечения государством их правовой и социальной защиты на всей территории Республики Татарстан либо на всей территории Российской Федерации, включая территорию Республики Татарстан, имеют право бесплатного проезда на всех или конкретно оговоренных законом видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. В соответствии с этими же нормами законов и по сложившейся правоприменительной практике данное право осуществляется гражданами по предъявлении ими служебных или специально выдаваемых им удостоверений. Предъявления же гражданами каких-либо иных проездных документов, тем более проездных билетов и абонементных талонов, распространяемых на платной основе по действующим тарифам, законодательством не предусмотрено.
Это означает, что вводимое пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 требование, являясь прямым нарушением норм указанных выше законов Республики Татарстан и Российской Федерации, ущемляет законодательно закрепленное и обеспечиваемое государством право гражданина, относящегося к законодательно установленной категории граждан. Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что применение данного требования приведет к нарушению закрепленной частью 1 статьи 33 Конституции Республики Татарстан, а также пунктом 1 статьи II Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15.02.94 г. обязанности всех органов государственной власти по охране и обеспечению защиты прав и свобод граждан.
Поскольку право бесплатного проезда предоставлено отдельным категориям граждан на всей территории Российской Федерации, введение особых условий его использования на территории Республики Татарстан будет означать ущемление прав гражданина Республики Татарстан, вытекающих из его обладания гражданством Российской Федерации. Тем самым применение пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 приведет к нарушению прав граждан Республики Татарстан, гарантированных частью 2 статьи 19 и статьей 24 Конституции Республики Татарстан.
В связи с этим не могут быть признаны юридически обоснованными пункт 2 и связанный с ним пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754, в соответствии с которыми отдельные категории пенсионеров должны иметь с 01.11.96 г. для бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения именные вкладыши в пенсионные удостоверения, а отдельные категории инвалидов - штампы в пенсионных удостоверениях и вкладыши в пенсионное удостоверение на право бесплатного проезда сопровождающего их лица.
Согласно статье 28 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.95 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" утверждены образцы бланков удостоверений для всех категорий ветеранов с внесением в них наряду с прочими сведениями и отметки о праве на льготу в виде бесплатного проезда на определенных видах транспорта.
Введение на территории Республики Татарстан иных требований к удостоверениям ветеранов и инвалидов, на основании которых они могут пользоваться установленными Федеральным законом правами и льготами, во-первых, создаст для данных лиц неудобства, связанные с необходимостью получения вкладышей и проставления штампов и, во-вторых, исключит возможность пользования правом бесплатного проезда ветеранами и инвалидами, временно пребывающими на территории Республики Татарстан. Кроме того, следует учитывать, что согласно части 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы ветеранов, являются недействительными.
Ограничивая ряд категорий граждан в праве на бесплатный проезд общественным транспортом городского, пригородного и местного сообщения, Кабинет Министров Республики Татарстан в то же время в целях создания условий финансово-экономической стабилизации работы предприятий пассажирского транспорта пунктами 7 и 8 рассматриваемого постановления обязал ряд министерств и ведомств Республики Татарстан, начальников военных образовательных учреждений, командиров воинских и войсковых частей, а также рекомендовал Верховному Суду Республики Татарстан и Прокуратуре Республики Татарстан обеспечивать проездными билетами, абонементными талонами своих сотрудников, военнослужащих, курсантов, доноров в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан для их проезда на различных видах общественного транспорта (кроме такси). При этом в постановлении ничего не сказано о тех нормативных актах, которыми следует руководствоваться, соблюдая порядок и нормы обеспечения соответствующих лиц проездными билетами и абонементными талонами, а также не установлены источники финансирования возникающих при этом расходов.
Необходимость возмещения потерь предприятий пассажирского транспорта, возникающих вследствие перевоза ими граждан, имеющих право бесплатного проезда, безусловно, требует определенного правового урегулирования. Однако при этом следует исходить из того, что в соответствии с действующим законодательством деятельность министерств и ведомств, а также подчиненных им структур имеет различные источники бюджетного и внебюджетного финансирования.
Так, статья 52 Закона РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", статья 19 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", статья 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 22 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и нормы ряда других законов Российской Федерации устанавливают, что финансирование соответствующих органов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, решение вопросов возмещения транспортным предприятиям республики расходов, связанных с бесплатным перевозом определенных категорий граждан, должно исходить из существующей правовой основы и сложившейся практики урегулирования бюджетных взаимоотношений Республики Татарстан и Российской Федерации. Статья 35 Закона РФ "О милиции", например, определяет, что финансирование милиции осуществляется из республиканского бюджета РСФСР, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, и местных бюджетов, а также из иных источников. С учетом этого Кабинет Министров Республики Татарстан вправе на основании статьи 16 Закона РТ от 26.12.91 г. N 1366-XII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", а также в соответствии с Законом РТ от 08.12.95 г. N 347 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1996 год" внести необходимые изменения по республиканским расходам на содержание милиции. Аналогично этому могут быть решены вопросы финансирования в связи с исполнением пункта 1 статьи 43 Закона РТ "О пожарной безопасности". Тем не менее в любом случае бюджетного финансирования возможность пользования гражданами предоставленным законодательством Республики Татарстан и Российской Федерации правом бесплатного проезда на общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения не может быть поставлена в зависимость от решенности или нерешенности соответствующих финансовых вопросов.
Что касается пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754, то он возлагает на глав администраций городов и районов республики обязанность обеспечить бесплатными проездными билетами единого образца по заявкам учреждений образования следующие категории граждан:
1. Учащихся общеобразовательных учреждений, проживающих в сельской местности, и учащихся всех типов профессионально-технических учебных учреждений со сроком обучения не более 10 месяцев из многодетных семей, пользующихся для проезда в учебные заведения городским пассажирским транспортом или автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения при условии отдаленности учебного заведения от места жительства;
2. Детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях для проезда в городском пассажирском транспорте или автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения (кроме такси);
3. Детей военнослужащих, погибших либо умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, получающих пенсию по случаю потери кормильца до исполнения ими 18 лет, а учащимся до 23 лет для проезда в городском (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности в пределах административного района.
В связи с этим пунктами 5, 6, 8, 10, 11, 12 и 13 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.96 г. N 754 даются поручения соответствующим органам государственной власти по обеспечению едиными проездными билетами граждан, обозначенных в пункте 4 постановления, а также определяются условия и порядок компенсации потери доходов автотранспортных предприятий от их перевозки. Тем самым упорядочивается предоставление льгот, установленных определенным категориям граждан ранее принятыми нормативными актами Республики Татарстан.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что пункты 4, 5, 6, 9, 10, 11 и 12 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 не противоречат нормам действующего законодательства и приняты в соответствии с требованиями статьей 119 и 120 Конституции Республики Татарстан.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан особо отмечает, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 не было официально опубликовано. Тем самым Кабинет Министров Республики Татарстан нарушил требование части 2 статьи 40 Конституции Республики Татарстан, согласно которому государственные органы обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 17 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", Комитет конституционного надзора Республики Татарстан пришел к следующему ЗАКЛЮЧЕНИЮ:
1. Установить, что нормы законов Республики Татарстан и Российской Федерации, предоставляющие отдельным категориям граждан право бесплатного пользования на территории Республики Татарстан, а равно на всей территории Российской Федерации, включая территорию Республики Татарстан, всеми либо отдельными видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), действуют на территории Республики Татарстан в полном объеме и без каких-либо ограничений.
Право граждан, предоставленное законами Республики Татарстан и Российской Федерации, может быть отменено либо ограничено только законодательством Республики Татарстан или соответственно федеральным законодательством.
2. Признать пункт 1 и приложение к нему, а также пункты 2, 3, 7 и 8 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г, N 754 "Об организации перевозок городским пассажирским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения" не соответствующими статьям 61, 120 и 121 Конституции Республики Татарстан.
3. Учитывая, что применение пункта 1 и приложения к нему, а также пунктов 2, 3, 7 и 8 означенного постановления нарушает права граждан, гарантированные частью 2 статьи 19, статьей 24, частью 1 статьи 33 и частью 2 статьи 40 Конституции Республики Татарстан, руководствуясь частью 3 статьи 20 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", признать их утратившими силу с момента принятия настоящего заключения.
4. Признать пункты 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 соответствующими статьям 119 и 120 Конституции Республики Татарстан и подлежащими применению.
5. Направить настоящее заключение Президенту Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан и Кабинету Министров Республики Татарстан, а также опубликовать его в печати.
И.о. Председателя Комитета конституционного
надзора Республики Татарстан |
А.Г.Гатауллин |
г.Казань, 21 октября 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Конституционного надзора РТ от 21 октября 1996 г. "О соответствии Конституции Республики Татарстан и действующему законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96 г. N 754 "Об организации перевозок городским пассажирским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения"
Текст Заключения опубликован в газете "Республика Татарстан" N 221-222 от 31 октября 1996 г., Ведомостях Государственного Совета Татарстана N 8-9-10, 1996 г.
Постановлением Комитета Конституционного надзора РТ от 25 марта 1997 г. подтверждено настоящее заключение Комитета Конституционного надзора Республики Татарстан