Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 10 декабря 2001 г. N 652
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 16 апреля 2007 г. N 405 настоящий приказ признан утратившим силу
Согласно письму Минюста РТ от 21 декабря 2001 г. N 09-02-09 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
В целях упорядочения системы нормирования природопользования, ведения государственного учета и контроля в области охраны окружающей природной среды приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Временные рекомендации по делению на категории опасности предприятий".
2. Управлению государственной экспертизы и нормирования природопользования (Данилов А.С.), территориальным органам и структурным подразделениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан принять к руководству "Временные рекомендации по делению на категории опасности предприятий" и довести их до сведения заинтересованных организаций.
3. Отделу нормативно-правового регулирования (Фаткуллина Ф.Г.) обеспечить регистрацию Временных рекомендаций... в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Хайрутдинова Ф.Ю.
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан |
Б.Г.Петров |
Временные рекомендации
по делению предприятий на категории опасности
(утв. приказом Минэкологии РТ от 10 декабря 2001 г. N 652)
1. Общие положения
Настоящие "Временные рекомендации по делению предприятий на категории опасности" (далее - Временные рекомендации) разработаны в соответствии с:
- Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 г. N 2060-1.
- Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" 12.02.1997 г. N 1040.
- "Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433.
Настоящие Временные рекомендации устанавливают порядок и критерии определения категории опасности предприятий в зависимости от объемов загрязнения окружающей природной среды, количества и видового состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых на рельеф местности или в водные объекты, а так же размещаемых отходов.
В зависимости от категории опасности устанавливается объем и содержание проектов нормирования природопользования, периодичность проведения проверок при осуществлении госконтроля за соблюдением природоохранного законодательства, установленных нормативов (лимитов).
Настоящие Временные рекомендации разработаны для применения структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), организациями, занимающимися разработкой проектов нормирования природопользования, а так же природопользователями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Татарстан.
2. Определение категории опасности предприятий,
осуществляющих выбросы в атмосферу
2.1. Расчет категории опасности предприятий, осуществляющих выбросы в атмосферу, а так же определение периодичности их отчетности, проверок при осуществлении госконтроля в зависимости от категорий опасности предприятий производится согласно "Рекомендациям по делению предприятий в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ", 1987 г.
2.2. Объем и содержание проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в зависимости от категории предприятия определяется согласно таблице:
N п/п |
Наименование раздела проекта ПДВ | Категория предприятия |
|||
I | II | III | IV | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Титульный лист | + | + | + | + |
2. | Список исполнителей | + | + | + | - |
3. | Аннотация | + | + | + | - |
4. | Содержание | + | + | + | - |
5. | Введение | + | + | + | - |
6. | Сведения о предприятии: | ||||
6.1. | Карта-схема предприятия | + | + | + | - |
6.2. | Ситуационная карта-схема района размещения предприятия |
+ | + | - | - |
7. | Краткая характеристика предприятия как источ- ника загрязнения атмосферы: |
||||
7.1. | Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования с точки зрения загрязнения атмосферы |
+ | + | + | - |
7.2. | Краткая характеристика установок очистки га- зов, укрупненный анализ их технологического состояния, эффективности работы |
+ | + | + | - |
7.3. | Оценка степени соответствия применяемой техно- логии, технологии очистки газов, технологичес- кого и пылегазоочистного оборудования передо- вому научно-техническому уровню в стране и за рубежом |
+ | + | - | - |
7.4. | Перспектива развития | + | + | + | - |
7.5. | Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу |
+ | + | + | + |
7.6. | Сведения о залповых выбросах | + | + | - | - |
7.7. | Параметры выбросов загрязняющих веществ в ат- мосферу для расчета ПДВ |
+ | + | + | + |
7.8. | Обоснование полноты и достоверности исходных данных (г/с, т/год), принятых для расчетов нормативов ПДВ |
+ | + | + | + |
7.9. | Сведения об ущербе, причиняемом выбросами предприятия: - здоровью населения - окружающей среде |
+ + |
- + |
- - |
- - |
8. | Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ: |
||||
8.1. | Расчеты и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение: |
+ | + | - | - |
8.1.1. | Метеорологические характеристики и коэффициен- ты, определяющие условия рассеивания загрязня- ющих веществ в атмосфере города |
+ | + | - | - |
8.1.2. | Ситуационные карты-схемы города (района горо- да) с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций с учетом фона |
+ | + | - | - |
8.1.3 | Максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и в селитебной зоне, перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы |
+ | + | - | - |
8.2. | Предложения по нормативам ПДВ | + | + | + | + |
8.3. | План мероприятий по снижению загрязняющих ве- ществ в атмосферу с целью достижения нормати- вов ПДВ |
+ | + | - | - |
8.3.1. | Расчеты на ЭВМ с целью определения ожидаемых уровней загрязнения атмосферы в результате внедрения предлагаемых мероприятий |
+ | + | - | - |
8.3.2. | Ситуационные карты-схемы города (района горо- да) с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций с учетом мероприятий по достиже- нию нормативов ПДВ |
+ | + | - | - |
8.3.3. | Обоснование реальности принимаемых технологи- ческих мероприятий и анализ соответствия при- нятых технологических, газоочистных и других мероприятий по достижению нормативов ПДВ пере- довому научно-техническому уровню в стране и за рубежом |
+ | + | - | - |
8.3.4. | Экономическая эффективность предлагаемых ме- роприятий по достижению нормативов ПДВ |
+ | + | - | - |
8.4. | Уточнение размеров санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров |
+ | + | - | - |
9. | Мероприятия по регулированию выбросов при неб- лагоприятных метеорологических условиях |
+ | + | + | - |
10. | Контроль за соблюдением нормативов ПДВ | ||||
10.1. | На источниках выброса | + | + | + | - |
10.2. | На контрольных точках | + | - | - | - |
11. | Список использованных литературных источников | + | + | - | - |
3. Определение категории опасности для предприятий,
осуществляющих сброс сточных вод
3.1. Устанавливаются следующие категории опасности воздействия на окружающую среду для предприятий, осуществляющих сброс сточных вод (в водные объекты, рельеф местности):
1-ая ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие организованный сброс сточных вод в водные объекты без очистки (независимо от объема сброса) |
2-ая ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие организованный сброс сточных вод в водные объекты и на рельеф местности после про- хождения очистных сооружений |
3-я ка- тегория |
относятся предприятия, сбрасывающие сточные воды в выгреба, на поля фильтрации, земледельческие поля орошения и другие нако- пители сточных вод |
4-ая ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие неорганизованный сброс на рельеф местности |
3.2. Устанавливаются следующие категории опасности воздействия на окружающую среду для предприятий, осуществляющих забор воды из природных источников:
1-ая ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие забор воды из природных источников более 5 млн.куб.м/год (более 13 тыс.куб.м/сут.) |
2-ая ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие забор воды из природных источников в объеме от 1 до 5 млн.куб.м/год (2,5 тыс. куб.м/сут. - 13 тыс.куб.м./сут.) |
3-я ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие забор воды из природных источников в объеме менее 1 млн.куб.м/год (менее 2,5 тыс.куб. м/сут.) |
4-ая ка- тегория |
относятся предприятия, осуществляющие забор воды из других се- тей, но имеющие резервный источник водоснабжения из поверх- ностных или подземных водных объектов |
3.3. Объем и содержание проекта ПДС (ВСС) в зависимости от категории опасности предприятия, осуществляющего сброс сточных вод:
Про- екты ПДС (ВСС) |
N п/п |
Наименование раздела | Категория предприятия |
|||
I | II | III | IV | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | Сведения об исполнителях | + | + | + | + | |
3 | Аннотация | + | + | + | + | |
4 | Содержание | + | + | + | + | |
5 | Введение | + | + | + | + | |
6 | Общие сведения о предприятии | + | + | + | + | |
7 | Характеристика источника водоснабжения и приемника сточных вод (в случае сброса в во- доем - фоновые показатели) |
+ | + | + | - | |
8 | Результаты анализов, количественная и ка- чественная характеристика сточных вод по вы- пускам |
+ | + | - | - | |
9 | Расчет объемов сбросов загрязняющих веществ по каждому выпуску |
+ | + | - | - | |
10 | Расчет количества загрязняющих веществ, вы- носимых с территории предприятия по каждому выпуску |
+ | + | - | - | |
11 | Сведения о распределении территории в зави- симости от характера ее использования |
+ | ||||
12 | Расчет объемов поверхностных стоков, отводи- мых с территории |
+ | ||||
13 | Расчет количества загрязняющих веществ, вы- носимых с территории предприятия с поверх- ностным стоком |
+ | ||||
14 | Приложения: Акт отвода земли (договор аренды земли), утвержденный план водоохранных ме- роприятий. |
+ | + | + | + |
4. Определение категории опасности для предприятий,
на которых образуются отходы
4.1. Категория опасности предприятия определяется исходя из трех показателей: объема (массы) образующихся отходов, количества наименований в перечне образующихся отходов, класса опасности отходов.
4.2. К предприятиям 1-й категории опасности относятся предприятия, для которых выполняются одно из следующие условия:
- основной деятельностью которых является сбор, прием и (или) переработка отходов от сторонних организаций;
- в результате производственной деятельности которых образуются отходы 1 и 2 класса опасности (кроме люминесцентных ламп и отходов от автотранспорта);
- из общей массы образующихся на предприятии отходов производства и потребления, отходы 4 и 5 класса опасности составляют менее 85%;
- перечень отходов содержит более 45 наименований;
- количество образующихся отходов превышает 10 тыс.т для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности и 500 т - для прочих;
- предприятие имеет на балансе или осуществляет эксплуатацию объектов захоронения и длительного хранения отходов (полигоны, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы и т.п.).
К предприятиям 2-й категории опасности относятся предприятия, для которых выполняется следующие условия:
- в результате производственной деятельности которых образуются отходы с 3, 4 и 5 класса опасности, при этом отходы 3-го класса опасности составляют не более 15%;
- суммарное количество отходов предприятия не превышает 10-3 тыс.т для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности и 500-250 т - для прочих;
- перечень отходов содержит от 30 до 45 наименований;
К предприятиям 3-й категории опасности относятся предприятия, для которых выполняются следующие условия:
- в результате производственной деятельности которых образуются отходы 3, 4 и 5 класса опасности, при этом отходы 3-го класса опасности составляют не более 5%;
- суммарное количество отходов предприятия не превышает 3 тыс.т для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности и 250-10 т - для прочих;
- перечень отходов содержит от 5 до 30 наименований;
К предприятиям 4-й категории опасности относятся предприятия, для которых выполняются следующие условия:
- в результате производственной деятельности которых, образуются отходы 3, 4 и 5 класса опасности, при этом отходы 3-го класса опасности составляют не более 1%;
- суммарное количество отходов предприятия не превышает 10 т;
- перечень отходов содержит не более 5 наименований.
4.3. Определение категории опасности предприятия осуществляется в следующей последовательности:
- рассчитывается каждый из трех показателей;
- определяется категория опасности предприятия с учетом каждого из показателей;
- устанавливается категория опасности предприятия по показателю, показавшему более высокую категорию опасности предприятия.
4.4. Предприятия I-IV категории представляют проекты нормативов образования, лимитов размещения отходов (ПНОЛРО), структура которых в зависимости от категории опасности предприятия должна включать разделы, отмеченные знаком +:
Наименование раздела | Категория предприятия | |||
I | II | III | IV | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Титульный лист | + | + | + | + |
2. Сведения об исполнителях | + | + | + | + |
3. Аннотация | + | + | + | - |
4. Содержание | + | + | + | + |
5. Введение | + | + | - | - |
6. Общие сведения о предприятии | + | + | + | + |
7. Сведения об арендаторах | + | + | + | + |
8. Характеристика производственных процессов предприятия как источника образования отхо- дов, в том числе: |
+ | + | + | Включа- ется в "Общ. сведе- ния" |
- блок-схемы производственных процессов, сводная таблица входящих и выходящих матери- ально-сырьевых потоков |
+ | + | + (В слу- чае на- личия произ- водств. процес- сов) |
|
Характеристика систем очистки | + | + | В случае их нали- чия |
В слу- чае их наличия |
9. Расчет и обоснование объемов образования отходов |
+ | + | + | + |
10. Таблица "Материально-сырьевой баланс" | + | В случае про- ведения расче- тов исходя из материально- сырьего балан- са |
- | |
11. Определение класса опасности отходов | Согласно критерию отнесе- ния опасных отходов к классу опасности |
|||
12. Характеристика отходов, образующихся в структурных подразделениях предприятия и их мест хранения |
При наличии структурных подразделений |
|||
13. Обоснование объемов хранения (накопле- ния) отходов на территории предприятия и пе- риодичности их вывоза |
+ | + | + | + |
14. Характеристика объектов размещения отхо- дов |
+ | - | - | - |
15. Характеристика установок и технологий по переработке (обезвреживанию) отходов, сведе- ния о поставщиках/потребителях отходов |
При наличии тако- вых |
- | ||
16. Перечень, характеристика и масса отходов производства и потребления в целом по предп- риятию |
+ | + | + | + |
17. Мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды |
+ | + | Если требует- ся про- ведение таковых |
- |
18. Предложения по лимитам размещения отхо- дов |
+ | + | + | + |
19. Литература | + | + | + | + |
20. Приложения | + | + | + | + |
4.4.1. Природопользователи IV-ой категории опасности могут вместо ПНОЛРО для получения разрешения на размещение отходов предоставлять декларацию об образовании отходов по утвержденной форме.
5. Использованная литература
1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 г. N 2060-1.
2. Закон Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" 12.02.1997 г. N 1040.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 г. N 545 "Об утверждении порядка разработки и утверждении экологических выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
5. "Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433.
6. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".
7. "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации", утвержденный Минприроды РФ 15.07.1991 г.
8. "Рекомендации по делению предприятий в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ", 1987 г.
9. "Методические рекомендации по оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов", 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 10 декабря 2001 г. N 652
Согласно письму Минюста РТ от 21 декабря 2001 г. N 09-02-09 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Текст приказа опубликован в "Экологической региональной газете" от 10 июля 2002 г. N 13
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 16 апреля 2007 г. N 405 настоящий приказ признан утратившим силу