Приказ Министерства образования Республики Татарстан
от 25 сентября 2001 г. N 571
"О порядке аттестации работников образования
РТ в 2001/2002 учебном году"
В соответствии с решением коллегии Министерства образования РТ от 10 июля 2001 г. N 6-2 "Об итогах аттестации работников образования РТ в 2000/2001 учебном году и задачах по аттестации на 2001/2002 учебный год" приказываю:
1. Руководителям органов управления (учреждений) образования:
1.1. С 1 октября 2001 г. по 30 апреля 2002 г. провести аттестацию руководящих и педагогических работников РТ на основании их личных заявлений или представлений руководителей органов управления (учреждений) образования - на претендентов на первую квалификационную категорию по должности "руководитель образовательного учреждения".
1.2. Руководителям органов управления (учреждений) образования при проведении аттестации работников образования строго руководствоваться:
- Законом Республики Татарстан "Об образовании".
- Положением о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждением приказом Минобразования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908.
- Требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 14.12.95 г. N 622/1646.
- Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, утвержденными приказами Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95 г. N 463/1268; Министерства образования Республики Татарстан N 310 от 31.10.95 г.
- "Отраслевым соглашением между Министерством образования Республики Татарстан и Татарским Республиканским комитетом профсоюза работников народного образования и науки на 2001-2003 гг."
2. Считать утратившими силу Положение об аттестации работников народного образования Республики Татарстан и квалификационные характеристики, утвержденные решением коллегии МО РТ 29 июня 1993 г., и решение МО РТ N 5-2 от 29.07.1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение об аттестации работников народного образования Республики Татарстан и квалификационные характеристики, утвержденные решением коллегии МО РТ 29 июня 1993 г."
3. Считать экспертизу приоритетным направлением при проведении аттестации работников образования.
3.1. Главной аттестационной комиссии разработать комплекс мероприятий по совершенствованию экспертной оценки деятельности аттестуемых.
3.2. Поручить экспертизу профессиональной компетентности претендентов на высшую категорию:
- Институту повышения квалификации работников образования РТ (Исламшин Р.А.) - руководящих и педагогических работников общеобразовательных, коррекционных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, среднего профессионального образования РТ (кроме учителей и преподавателей технологии).
- Набережночелнинскому Институту непрерывного педагогического образования (Самигуллин Г.Х.) - учителей школ, педагогических работников ДОУ г.Набережных Челнов и близлежащих территорий (по выбору аттестуемых).
- Межрегиональному институту повышения квалификации специалистов начального профессионального образования (Шайдуллин Э.Я.) - руководящих и педагогических работников начального профессионального образования, учителей (преподавателей) технологии школ, педагогических училищ (педколледжей) РТ.
- Республиканскому Центру внешкольной работы МО РТ (Рыбаков С.А.) - руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования РТ.
3.3. Возложить ответственность на Главную и районные (городские) аттестационные комиссии за организацию внешней экспертизы результативности деятельности претендентов на первую и высшую квалификационные категории.
4. Руководителям отделов (учреждений) образования довести содержание данного приказа до сведения педагогических коллективов в месячный срок со дня издания приказа.
5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на первого заместителя министра Хадиуллина И.Г.
Министр образования
Республики Татарстан |
Ф.Ф.Харисов |
Из "Отраслевого соглашения между Министерством
образования Республики Татарстан и Татарским
Рескомом профсоюза работников народного
образования и науки на 2001-2003 гг."
Права и льготы, предоставляемые работникам
образования РТ при подготовке и проведении аттестации
I. Продление срока действия квалификационных категорий
1. Имеют право на продление срока действия имеющихся квалификационных категорий:
На 5 лет:
- руководящие и педагогические работники, которые в течение последних пяти лет, т.е. со времени предыдущей аттестации, получили правительственные награды (орден, медаль, Почетная Грамота Республики Татарстан, Российской Федерации), были удостоены Почетного звания, награждены соросовским грантом, нагрудными знаками, другими отраслевыми наградами по профилю деятельности;
- педагогические работники, получившие в этот же период времени ученую степень кандидата или доктора наук по профилю их практической деятельности;
- призеры (1-3 м.) районных, городских, республиканских профессиональных конкурсов (смотров) в течение последних 5-ти лет.
Примечание:
Наличие правительственных наград, почетных званий по профилю деятельности, Почетных Грамот Республики Татарстан, Российской Федерации, а также республиканский уровень признания на профессиональных конкурсах (смотрах), защита диссертации в течение последних 5-ти лет дают право на продление срока любой, в том числе высшей квалификационной категории.
Наличие нагрудного знака "За заслуги в образовании" и других отраслевых, аналогичных по уровню наград по профилю деятельности, соросовского гранта, присвоенных в течение последних пяти лет, районный (городской) уровень признания (1-3 места) на профессиональных конкурсах (смотрах) - на продление срока I-й и II-й квалификационных категорий.
К профессиональным конкурсам, дающим право на продление любой категории, включая высшую, относится также республиканский конкурс на лучшее образовательное учреждение. В этом случае категория продлевается руководителю (директору, заведующему, начальнику) образовательного учреждения.
Педагогические и руководящие работники, отмеченные наградами и почетными званиями в более ранние сроки или сменившие профиль деятельности в течение последних пяти лет, проходят аттестацию на общих основаниях.
2. На срок до 3-х лет (до наступления пенсионного возраста) по личному заявлению продлевается срок действия имеющейся квалификационной категории лицам предпенсионного возраста: женщинам - с 52 лет, мужчинам - с 57 лет.
Примечание:
Данная льгота распространяется на работников, которые достигли указанного предпенсионного возраста в период аттестации (с 1 октября по 30 апреля).
3. На один год продлевается срок действия квалификационной категории работникам, у которых истек срок действия квалификационной категории во время длительной нетрудоспособности (2 месяца и более) или освобождения от аттестации по медицинским показаниям, декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком, длительной командировки на работу по специальности в образовательные учреждения за рубежом, отпуска до одного года в соответствии с п.4 ст.52 Закона Республики Татарстан "Об образовании", отсутствия работы по специальности в случае увольнения в связи с сокращением численности работников учреждения или учебной нагрузки.
Примечание: Указанные льготы носят разовый характер, повторное продление категории (на срок более 1-го года) не допускается.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. До конца учебного года продлевается срок действия квалификационной категории работникам, достигшим пенсионного возраста в год очередной аттестации и выразившим желание (на основании личного заявления) уволиться в течение или по окончании учебного года, включая время проведения переводных и государственных экзаменов в образовательных учреждениях
Примечание: Работникам пенсионного и послепенсионного возраста, использовавшим право освобождения от аттестации и продления категории до конца учебного года, в случае продолжения трудовой деятельности после указанного срока устанавливается разряд оплаты труда без категории в соответствии со стажем и образованием до прохождения аттестации в установленном порядке.
6. Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с уходом на пенсию, вне зависимости от ее вида, в случае возобновления ими педагогической деятельности в первый раз, сохраняется имевшаяся квалификационная категория или (в случае истечения срока ее действия) продлевается на один календарный год со дня возобновления деятельности.
7. Педагогические работники, прошедшие аттестацию, при переходе (переводе) на работу в другие учреждения (без изменения профиля образовательной деятельности), сохраняют свои квалификационные категории в пределах срока их действия.
Примечание: В случае отсутствия документов, подтверждающих категорию, из-за экстремальных обстоятельств (вынужденная эмиграция, стихийное бедствие, авария, пожар) разрешается, в порядке исключения, сохранение заявленной работником квалификационной категории в течение 1-го года (полутора лет).
По истечении оговоренного срока работник должен пройти аттестацию.
II. Сохранение квалификационных категорий при переходе
(переводе) с должности на должность
1. Квалификационные категории, установленные работнику образования по той или иной должности (или учебному предмету), при переводе (переходе) на другую должность или специальность (преподавание другого предмета), как правило, не сохраняются.
2. В отдельных случаях допускаются исключения:
2.1. Имеют право на сохранение квалификационных категорий в пределах срока ее действия:
- работники образования, чьи должности или специальность (учебные предметы) были переименованы без значительного изменения должностных обязанностей (содержания учебных предметов);
- педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, переведенные (перешедшие) с одной должности на другую (преподавание другого предмета);
- из-за ликвидации (слияния, объединения) учреждения образования, сокращения численности работников или их учебной нагрузки;
- руководящие работники учреждений образования (директора, заведующие, начальники, их заместители, руководители структурных подразделений), перешедшие (переведенные) с одной руководящей должности на другую руководящую или педагогическую должность по профилю деятельности учреждения.
Примечание: Действие данного пункта распространяется и на методистов. Сохранение квалификационной категории при переходе (переводе) руководящего работника на педагогическую должность производится при наличии у него образования (специальности), соответствующего профилю деятельности.
- работники органов управления образованием (в случае, если они были аттестованы в соответствии с Положением о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908, образовательных учреждений повышения квалификации работников образования, учебно-методических центров (кабинетов), перешедшие на руководящую или педагогическую работу в учреждения образования, или совмещающие данные должности;
- педагоги (учителя, преподаватели, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели и др.), перешедшие (переведенные) на должность методиста по профилю педагогической деятельности или совмещающие педагогическую работу с должностью методиста по профилю педагогической деятельности;
- учителя (преподаватели), перешедшие (переведенные) на преподавание другого предмета или совмещающие преподавание двух или нескольких предметов одного цикла (перечень предметов одного цикла прилагается).
Примечание: При оплате учебной нагрузки учителей надомного обучения, аттестованных в качестве учителей-предметников, имеющаяся у них категория учитывается в пределах срока ее действия:
- учителя сельских малокомплектных школ, совмещающие преподавание двух или нескольких предметов из-за производственной необходимости;
- учителя (преподаватели), перешедшие (переведенные) на должность воспитателя (независимо от места работы), освобожденного классного руководителя, педагога-организатора, социального педагога, старшего вожатого, организатора детского досуга или совмещающие преподавательскую деятельность с вышеназванными должностями;
- воспитатели по обучению татарскому языку дошкольных образовательных учреждений, перешедшие (переведенные) на должность учителя татарского языка в начальных классах, при наличии соответствующего образования - в средних и старших классах, и обратно.
2.2. Сохранение категорий в пределах срока их действия допускается при переводе (переходе, совмещении) работника с одной должности на другую по специальности, указанной в его документе об образовании (дипломе, свидетельстве и др.). Например, специалисты, имеющие профильное высшее или среднее специальное музыкальное образование, сохраняют категории при переходе (переводе) с должности концертмейстера на должности аккомпаниатора, хормейстера, педагога дополнительного образования или преподавателя школы искусств музыкального профиля, и обратно; тренеры-преподаватели - при переходе (переводе) на должность учителя физического воспитания, педагога дополнительного образования спортивного профиля, инструктора по физическому воспитанию, или совмещении этих должностей.
Примечание: При аттестации время работы аттестуемых на должностях по специальности, указанной в документе об образовании, засчитывается в стаж работы по специальности (должности).
2.3. Специалисты высших и средних профессиональных учебных заведений других образовательных учреждений и организаций, а также учреждений культуры, здравоохранения и т.д., привлекаемые к педагогической деятельности по профилю деятельности, сохраняют квалификационные категории, установленные им по основному месту работы, до конца срока их действия.
В случае отсутствия у них квалификационной категории, учитывается разряд оплаты труда по ЕТС, установленный им по основному месту работы, но в диапазоне разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для работников образовательных учреждений Республики Татарстан.
Перечень
учебных предметов по циклам, допускающим
сохранение квалификационной категории при совмещении
- История, обществоведение, основы государства и права, другие курсы истории; при наличии соответствующих курсов повышения квалификации - основы рыночной экономики.
- Физика, астрономия, математика; при наличии соответствующего образования и курсов повышения квалификации - основы информатики и вычислительной техники.
- География, природоведение, естествознание, основы рыночной экономики; при наличии соответствующего образования - химия, биология (различные курсы биологии, основы гигиены, валеология и др.), спортивно-оздоровительные часы.
- Изобразительное искусство, черчение, при наличии соответствующих курсов повышения квалификации - мировая художественная культура.
- Русский язык и литература; при наличии соответствующих курсов повышения квалификации - мировая художественная культура, история Татарстана.
- Учитель начальных классов; при наличии соответствующего образования - татарский язык и литература в начальных классах, иностранный язык в начальных классах.
- Технический труд различных профилей трудового обучения (основы животноводства, машиноведение, обслуживающий труд и др.); при наличии соответствующей курсовой подготовки и образования - черчение.
Примечание: Допускается сохранение квалификационной категории при переходе (переводе) учителя (преподавателя) технологии на должность мастера производственного обучения, инструктора по труду, и наоборот. При этом учитываются профиль обучения, уровень образования аттестуемого и наличие курсов повышения квалификации. При аттестации время работы в указанных должностях засчитывается в стаж работы по специальности.
- Физическое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности, спортивно-оздоровительные занятия.
Примечание:
При наличии соответствующего образования допускается сохранение квалификационной категории при совмещении учебных предметов (должностей), не указанных в данном перечне, например: математика и черчение, русский язык и литература, татарский язык и литература.
При переходе (переводе, совмещении) должностей учитываются квалификационные категории учителей-дефектологов (олигофренопедагогов), преподающих любой предмет в коррекционном образовательном учреждении, указанный в приложении к диплому об окончании высшего учебного заведения (факультета переподготовки) по специальности "Дефектология и олигофренопедагогика".
При наличии специальных курсов повышения квалификации и высокой оценки деятельности допускается сохранение квалификационной категории, имеющейся у педагогического работника любого профиля, преподающего спортивно-оздоровительные часы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования РТ от 25 сентября 2001 г. N 571 "О порядке аттестации работников образования РТ в 2001/2002 учебном году"
Текст приказа официально опубликован не был