Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 11 апреля 2003 г. N 199
"Об утверждении Концепции эффективного использования ресурсов
в Республике Татарстан"
В целях повышения эффективности использования всех видов ресурсов в Республике Татарстан и формирования единой государственной политики в области ресурсоэффективности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемую Концепцию эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Концепция
эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 11 апреля 2003 г. N 199)
Содержание
Перечень основных терминов, используемых в концепции
2. Цели, задачи и принципы политики в области ресурсоэффективности
3. Основные направления политики в области ресурсоэффективности
3.1. Эффективное использование материальных и природных ресурсов
3.2. Эффективное использование трудовых ресурсов
3.3. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов
3.4. Эффективное использование информационных ресурсов
3.5. Эффективное использование административных ресурсов
3.6.Эффективное использование финансовых ресурсов
4. Пути и средства реализации государственной политики в области ресурсоэффективности
4.1. Нормативное правовое обеспечение
4.2. Экономические и финансовые механизмы
4.3. Организация управления в области ресурсоэффективности и его информационное обеспечение
4.5. Образование и просвещение в области ресурсоэффективности и экологии
4.6. Основные механизмы реализации концепции ресурсоэффективности на уровне хозяйствующих субъектов
5. Основные этапы реализации концепции
Перечень основных терминов, используемых в концепции
Ресурсы | Ценности, запасы, возможности, источники дохода в государственном бюджете. В общем виде ресурсы де- лятся на экономические (материальные, трудовые, финансовые и др.) и природные. Примечание. Можно выделить ресурсы следующих ви- дов: природные (сырьевые и энергетические), потре- бительские, производственные, воспроизводимые (например, продукция, кадры определенной квалифи- кации, которые обучаются в течение анализируемого периода и т.д.), невоспроизводимые (например, раз- рабатываемые запасы полезных ископаемых), трудовые (могут быть разделены на квалификационно-професси- ональные группы, среди которых необходимо выделить интеллектуальные ресурсы), информационные (отдель- ные документы и отдельные массивы документов, до- кументы и массивы документов в информационных сис- темах (библиотеках, архивах, фондах, банках дан- ных, других информационных системах), финансовые (ресурсы капитальных вложений, кредитные и т.д.), первичные (трудовые ресурсы, природные богатства), вторичные и др. |
Ресурсоиспользование | Естественное или целенаправленное использование (расход) ресурсов различных видов (материальных, энергетических, интеллектуальных, трудовых, инфор- мационных, финансовых, временных и других - пер- вичных и вторичных, традиционных и нетрадиционных) на стадиях жизненного цикла объекта (изделия, про- дукции, процесса) и при оказании услуг на данном уровне развития общества. Примечание. Расход ресурсов разделяют на полезные (необходимые) затраты и издержки (потери) разного рода |
Ресурсосбережение | Деятельность (организационная, экономическая, тех- ническая, научная, практическая, информационная), методы, процессы, комплекс организационно-техни- ческих мер и мероприятий, сопровождающих все ста- дии жизненного цикла объектов и направленных на рациональное использование и экономное расходова- ние ресурсов |
Рациональное исполь- зование ресурсов |
Достижение максимальной эффективности использова- ния ресурсов в хозяйстве при существующем уровне развития техники и технологии с одновременным сни- жением техногенного воздействия на окружающую сре- ду |
Экономное расходова- ние ресурсов |
Относительное сокращение расходования ресурсов, выражающееся в снижении их удельных расходов на производство единицы конкретной продукции, выпол- нение работ и оказание услуг установленного ка- чества с учетом социальных, экологических и прочих ограничений |
Ресурсосодержание продукции, процес- сов, работ и услуг |
Совокупность системно-структурных свойств, харак- теризующих состав и содержание сосредоточенных в продукции, процессах, работах и услугах ресурсов определенного вида при данном уровне развития об- щества |
Ресурсоемкость про- цессов, продукции, работ и услуг |
Совокупность структурно-технических свойств, опре- деляющих возможность изготовления продукции, хра- нения, транспортировки, эксплуатации, ремонта и утилизации, выполнения работ и оказания услуг с установленными затратами и потерями ресурсов в технологических циклах, а также показателей ресур- соиспользования и ресурсоэффективности |
Ресурсоэкономичность продукции, работ и услуг |
Совокупность эксплуатационных свойств, характери- зующих техническое совершенство продукции, работ и услуг по степени расходования и использования раз- личных ресурсов с достижением определенного полез- ного эффекта в заданных условиях функционирования, а также показателей ресурсоиспользования и ресур- соэффективности |
Экономическая оценка ресурсоэффективности |
Совокупность технико-экономических методов опреде- ления уровня экономии ресурсов в результате внед- рения, осуществления ресурсосберегающих мероприя- тий в натуральном и стоимостном выражении, исчис- ляемых на уровне предприятия показателем прибыли, на уровне хозяйства страны - снижением материало-, металло- и энергоемкости национального дохода |
Утилизация | Виды работ по обеспечению ресурсоэффективности (с учетом требований ресурсоэффективности и безопас- ности), при которых осуществляются с заданной ин- тенсивностью переработка и/или вторичное использо- вание отслуживших установленный срок и/или отбра- кованных изделий, материалов, упаковки, технологи- ческих отходов, вторичных материалов, а также из- делий, пришедших в негодность в результате наруше- ний по различным причинам условий их функциониро- вания |
Введение
Концепция эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан определяет цели, направления, задачи и принципы проведения единой политики в области ресурсоэффективности.
Республика Татарстан обладает природными ресурсами, производственным, интеллектуальным, трудовым потенциалом, которые при рациональном использовании позволят, опираясь в значительной степени на собственные силы, обеспечить устойчивое развитие экономики республики и повышение ее эффективности.
Однако экономическое развитие республики сдерживает ряд факторов:
преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики республики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов;
недостаточная степень переработки основного сырьевого ресурса (нефти) на предприятиях республики, что определяет зависимость экономики Республики Татарстан от мировой конъюнктуры на нефть;
невысокий технологический и организационный уровень отраслей, изношенность основных фондов;
недостаточные организация и производительность труда;
низкий уровень инвестиций и инноваций.
Эти факторы, замедляя темпы экономического развития, приводят к ухудшению экологии и снижению ресурсного потенциала будущих поколений жителей республики.
На состояние экономики республики также влияют низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, невысокий уровень ресурсосберегающего сознания и ресурсосберегающей культуры населения.
Преодоление этих негативных тенденций возможно только при проведении в Республике Татарстан последовательной комплексной ресурсоэффективной политики на всех уровнях государственной власти.
Концепция эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан базируется на следующих документах:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конституция Республики Татарстан.
3. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении".
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
6. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
7. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. N 236 "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
8. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
9. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации".
10. Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816 "Об энергосбережении".
11. Закон Республики Татарстан от 12 февраля 1997 г. N 1040 "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан".
12. Закон Республики Татарстан от 2 июля 1997 г. N 1243 "Об отходах производства и потребления".
См. Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ
13. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 апреля 2000 г. N 232 "О Концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан".
14. ГОСТ Р ИСО 9001-01 "Системы менеджмента качества. Требования".
15. ГОСТ Р ИСО 9004-01 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".
16. ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".
17. ГОСТ Р ИСО 14004-98 "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам, средствам обеспечения функционирования".
18. ГОСТ 30166-95 "Ресурсосбережение. Основные положения".
19. ГОСТ 30167-95 "Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию".
20. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения".
21. ГОСТ 30775-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения".
22. ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения".
23. ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами. Основные положения".
24. ГОСТ Р 51768-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования".
25. ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования".
26. Республиканский стандарт Республики Татарстан РСТ РТ СУР 64-31/1"Системы управления ресурсосбережением".
1. Общие положения
В основе построения настоящей Концепции положены следующие основные принципы:
Принцип согласованности. Реализация данного принципа связана с разработкой Республиканской программы обеспечения качества продукции, концепции устойчивого развития республики, отраслей экономики, экономических районов, построения необходимой инфраструктуры организации и управления процессами реализации, создания систем обеспечения, государственного и хозяйственного управления качеством, ресурсоэффективностью и экологической безопасностью.
Блочный (модульный) принцип построения. Концепция содержит подпрограммы, блоки, модули, сформированные под конкретные виды ресурсов.
Принцип декомпозиции. В основу разделения настоящей Концепции на подпрограммы, блоки, модули положен принцип деления по отраслям, направлениям деятельности, видам продукции.
Принцип открытости. Поэтапная разработка и расширение (дополнение) настоящей Концепции по мере развития.
Принцип необходимости. Построение и функционирование основ систем инфраструктуры организации и управления, в т.ч. информационного обеспечения, лицензирования деятельности, сертификации продукции, информационной, налоговой и ценовой политики, опережающей подготовки и переподготовки кадров и др. - необходимое условие сопровождения, сбалансированности и корректировки процесса реализации настоящей Концепции.
Комплекс организационных, нормативных и технологических мер по ресурсоэффективности призван обеспечить рациональное использование всех видов ресурсов на всех этапах циклов производства и потребления в Республике Татарстан. Ресурсоэффективность базируется на совершенствовании структуры потребления ресурсов, более глубокой переработке материальных ресурсов, увеличении доли эффективных ресурсоэффективных технологий во всех отраслях экономики республики.
Процесс ресурсоэффективности базируется на комплексе следующих нормирующих и определяющих требований, информационных технологий поддержки жизненного цикла изделий:
количество и состав использованных материальных и нематериальных ресурсов в конечной продукции и услугах;
затраты ресурсов на изготовление и эксплуатацию продукции;
затраты ресурсов на утилизацию выведенной из эксплуатации продукции и отходов.
Указанные требования распространяются на все стадии жизненного цикла объектов от разработки продукции и планирования работ и услуг, создания продукции и инфраструктуры для выполнения работ и оказания услуг, эксплуатации продукции и выполнения работ и услуг до утилизации продукции и результатов производственной деятельности и жизнедеятельности.
В иерархии технологий эффективного использования всех видов ресурсов и предотвращения образования отходов, загрязняющих окружающую среду, наиболее предпочтительными являются технологии, позволяющие уменьшить удельный расход ресурсов и создать замкнутые производственные циклы. Поскольку при современном уровне развития технологий в ряде производственных процессов и процессов потребления исключить или предотвратить появление отходов невозможно, то важнейшими мероприятиями по обеспечению эффективного использования ресурсов являются мероприятия по утилизации и вторичному использованию отходов.
2. Цели, задачи и принципы политики в области ресурсоэффективности
Целью политики ресурсоэффективности является создание организационно-методических, нормативных и экономических основ, необходимых и достаточных для проведения государственной технической политики, направленной на снижение ресурсоемкости валового регионального продукта без ухудшения условий экономического развития республики при безусловном обеспечении высоких потребительских свойств продукции, а также сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экономической безопасности республики.
Ресурсоэффективность как генеральная линия повышения конкурентоспособности производства по существу означает экономное использование всех традиционных средств, участвующих в процессе производства и воспроизводства экономической, социальной, политической, духовной жизни общества. Не меньшее значение приобретают те меры, которые обеспечивают поиск альтернативных источников ресурсов.
Эффективное использование ресурсов на любом уровне управления должно основываться на прогнозировании абсолютных, структурных, относительных и удельных показателей ресурсоемкости продукции, а также быть ориентировано на экономию ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта и определяться организационно-техническим уровнем экономики, международными и отечественными факторами ее конкурентного преимущества.
Для этого необходимо решение следующих задач:
обеспечение разработки и реализации программ по эффективному использованию ресурсов на основе прогнозирования абсолютных и удельных показателей ресурсоемкости процессов производства и потребления;
обеспечение рационального использования ресурсов на всех стадиях жизненного цикла продукции и услуг с учетом организационно-технического уровня экономики, международных и отечественных факторов конкурентного преимущества;
создание и развитие высокоэффективных экологически чистых и малоотходных производственных комплексов (производств замкнутого цикла);
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Политика в области ресурсоэффективности базируется на следующих основных принципах:
приоритетность для общества развития технологий, позволяющих уменьшить удельный расход ресурсов и создать замкнутые производственные циклы, по отношению к прямому использованию ресурсов;
предотвращение негативных экологических последствий неэффективного использования ресурсов в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с неэффективным использованием ресурсов, или с непредсказуемостью их последствий для окружающей среды;
открытость информации в сфере эффективного использования ресурсов;
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области эффективного использования ресурсов.
3. Основные направления политики в области ресурсоэффективности
Основными направлениями в области ресурсоэффективности являются:
обоснованное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
снижение удельной ресурсоемкости продукции, работ и услуг;
снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами;
эффективное использование трудовых, интеллектуальных, информационных, административных и финансовых ресурсов.
3.1. Эффективное использование материальных и природных ресурсов
Основными направлениями государственной политики в сфере организации эффективного использования природных ресурсов являются:
обеспечение воспроизводства возобновляемых природных ресурсов;
поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет;
поддержка программ и производств по организации селективного сбора твердых бытовых отходов с их последующей переработкой;
поддержка экологически сбалансированной сельскохозяйственной и производственной деятельности;
поддержание и восстановление естественного плодородия почв;
проведение лесомелиоративных мероприятий, включающих посадку защитных лесных полос;
поддержка перехода от монокультур к поликультурам;
поддержка экологически приемлемых традиционных форм природопользования;
внедрение комплексного природопользования, в том числе экологически обоснованных методов использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;
поддержка формирования экологически обоснованной структуры землепользования;
предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов;
минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки полезных ископаемых;
обеспечение потребностей населения и экономики республики в воде необходимого качества и в необходимых количествах;
сохранение водных ресурсов как фактора формирования здоровой среды обитания человека;
обеспечение экологически безопасного развития промышленности.
Основные направления государственной ресурсосберегающей политики в области эффективного использования материальных и природных ресурсов предусматривают:
поддержку разработки и внедрения ресурсо- и энергоэффективных технологий;
приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью переработки сырья и преимущественным использованием интеллектуального труда;
формирование производственных комплексов, обеспечивающих безотходное или малоотходное использование ресурсов, поддержку применения малоотходных технологий на действующих предприятиях;
стимулирование широкого использование вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ, развитие производств по переработке отходов прошлой хозяйственной деятельности;
приоритетное развитие производства товаров, рассчитанных на долговременное использование и модернизацию во время периода эксплуатации, в процессе изготовления, применения и утилизации которых минимизируются расход энергии и материалов, а также загрязнение окружающей среды;
внедрение принципа ответственности производителя за произведенную продукцию на всех стадиях - от производства до утилизации;
последовательное использование принципа хранения и переработки при обращении с опасными отходами производства и потребления в местах их образования;
сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
В связи с вышеизложенным необходимо:
внедрение ресурсоэффективных и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, позволяющих уменьшить удельный расход ресурсов и создать замкнутые производственные циклы;
рациональное использование всех видов ресурсов и снижение их относительных затрат на душу населения;
технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;
снижение потерь энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;
развитие экологически безопасных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование и модернизацию в период эксплуатации.
3.2. Эффективное использование трудовых ресурсов
В сложившихся условиях для повышения эффективности использования трудовых ресурсов необходима реализация следующих положений:
Планирование трудовых ресурсов, что включает в себя:
изучение и прогнозирование спроса на рабочую силу;
повышение гибкости и мобильности рынка труда;
достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
реализацию отраслевых и региональных инвестиционных приоритетов занятости;
разработку критериев и механизма определения скрытой безработицы;
проведение профилактики длительной безработицы;
сокращение периода поиска работы;
расширение исследований нерегистрируемого сектора экономики и рынка рабочей силы;
повышение производительности труда, совершенствование его нормирования;
сведение к минимуму деформаций на рынке труда (скрытой безработицы, теневой занятости);
повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда (вакансиях, актуальных профессиях, гибких формах занятости, оплате и условиях труда) и государственных гарантиях обеспечения занятости населения;
Создание и сохранение рабочих мест, что включает в себя:
научно-обоснованную потребность экономики в развитии и сохранении перспективных рабочих мест;
включение показателей создания и сохранения рабочих мест в планы социально-экономического развития и бюджетов городов и районов;
государственную поддержку в целях создания и сохранения рабочих мест;
повышение эффективности использования производственных мощностей;
развитие профессиональной территориальной мобильности рабочей силы;
усиление социальной направленности разрабатываемых и реализуемых инвестиционных программ;
Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, что включает в себя:
обеспечение правовых, экономических и организационных условий для развития кадрового потенциала с учетом отраслевых особенностей и региональной специфики;
создание экономических условий для роста реальной заработной платы и легализации всех видов трудовых доходов;
повышение у работников мотивации к высокопроизводительному труду;
Создание необходимых условий, обеспечивающих закрепление кадров на производстве, что включает в себя:
повышение удельного веса заработной платы в структуре валового регионального продукта и денежных доходов населения;
увеличение уровня минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума человека в трудоспособном возрасте;
ликвидацию образовавшейся задолженности по заработной плате и обеспечение ее текущих выплат;
устранение необоснованной дифференциации в оплате труда между отраслями, предприятиями, категориями работников;
повышение эффективности нормирования труда на предприятиях;
повышение социальной защиты неконкурентоспособных групп населения на рынке труда;
создание благоприятных условий труда и охрану здоровья работников;
привлечение молодежи на предприятия производственной сферы и их трудовую адаптацию;
повышение престижа рабочих профессий;
Подготовка кадров, что включает в себя:
последовательное восстановление внутрипроизводственной системы обучения и повышения квалификации кадров;
регулирование профессионально-квалификационной структуры выпускников общеобразовательных учреждений в соответствии с перспективными потребностями отраслей экономики;
Временная занятость и общественные работы, что включает в себя обеспечение приоритетности активной формы занятости населения путем развития временных работ, создания эффективной системы общественных работ с использованием различных источников финансирования;
Развитие предпринимательства, что включает в себя оказание поддержки развитию малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот в части поступлений в консолидированный бюджет Республики Татарстан, а также возможности под выделенные кредиты приобретения на льготных условиях оборудования, техники и материалов;
Совершенствование системы социального партнерства, что включает в себя:
принятие обязательств работодателей и профсоюзных комитетов по защите прав работников по вопросам эффективного использования трудовых ресурсов, организации и оплаты труда, регулирования занятости и социальных гарантий в рамках действующих законодательств Российской Федерации и Республики Татарстан;
организацию постоянного мониторинга по проблемам изменения жизненного уровня населения, его экономической активности, эффективного использования трудовых ресурсов;
повышение ответственности социальных партнеров за выполнение соглашений и договоров, заключаемых на всех уровнях;
ликвидацию неэффективных производств в государственном секторе экономики, оптимизацию количества государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственной долей собственности, а также реализацию или передачу неэффективно используемого имущества в сферу деятельности малого бизнеса.
3.3. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов
Главным условием эффективного использования интеллектуальных ресурсов следует считать переход к приоритетному развитию в Республике Татарстан высокотехнологичных производств, государственную поддержку наукоемких отраслей промышленности, развитие перспективных направлений науки и совершенствование системы образования, проведение целенаправленной кадровой политики по выявлению и поддержке талантливых специалистов во всех областях, повышение роли профессионализма и развитие творческих способностей.
В качестве основных направлений эффективного использования интеллектуальных ресурсов в республике можно выделить:
исследование рынка труда, изучение и обобщение потребности в подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов по отраслевому и территориальному признаку;
создание механизма сбалансированности рынков труда и образовательных услуг;
развитие и инвестиционная поддержка научно-исследовательской, инновационной, консалтинговой деятельности;
интеграция образования с реальным сектором экономики, развитие сети научно-производственных организаций;
инвестиционная поддержка управленческих проектов, а также проектов реформирования предприятий и внедрения новых технологий;
кадровая политика предприятий и организаций в части формирования интеллектуальной элиты;
укрепление научно-педагогического состава образовательных учреждений, научно-исследовательского и управленческого корпуса предприятий;
учет и вовлечение в хозяйственный оборот государственных нематериальных активов;
концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития научно-технической сферы с целью повышения спроса промышленного производства на научно-технические достижения и привлечения капитала к финансированию проектов технологического перевооружения промышленности;
развитие информационной инфраструктуры, поддержание сети научно-технических библиотек, оказание содействия предприятиям и организациям в доступе к информационным сетям и базам данных (статистическим, маркетинговым и т.д.);
подготовка на уровне международных квалификационных требований специалистов, научных и педагогических кадров в области коммерциализации технологий и управления проектами.
Главной задачей современной образовательной политики в республике должно стать повышение качества образования. В переходный период назревшие социально-экономические проблемы нужно решать с учетом опережающего развития образования на всех его уровнях, которое следует рассматривать как вложение средств в будущее региона, формирование его интеллектуального потенциала. При этом государственное регулирование этого процесса должно сочетаться с активным участием в нем работодателей (предприятий, организаций), всех граждан, заинтересованных в качественном образовании.
Модернизация образования на всех его уровнях в конечном счете должна привести к созданию механизма стабильного формирования интеллектуальных ресурсов, отвечающего потребностям рынка труда и задачам социально-экономического развития региона.
Рациональному использованию интеллектуальных ресурсов должна способствовать реализация Программы развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 430 (далее - Программа), целью которой является укрепление и развитие кадрового потенциала, повышение профессионализма и профессиональной мобильности кадров. На уровне дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) непосредственно происходит интеграция образовательных учреждений с реальным сектором экономики, открываются широкие возможности для развития научно-производственной деятельности. Реализация Программы позволит обеспечить условия для непрерывного повышения профессиональных знаний и интеллектуального уровня работниками всех категорий отраслей народного хозяйства республики, соответствие структуры и объемов услуг системы ДПО потребностям регионального рынка труда.
Перспективным направлением использования интеллектуальных ресурсов в Республике Татарстан является постпрограммная работа в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, которая заключается главным образом в содействии молодым менеджерам-выпускникам Федеральной программы во внедрении разрабатываемых ими проектов реформирования предприятий республики, а также в их трудоустройстве в соответствии со специализацией, интеллектуальным уровнем и профессиональным опытом.
С этой целью необходимо разработать:
государственную программу реальной поддержки научных работников и специалистов, занятых в приоритетных областях фундаментальных и прикладных исследований, и создать материальную базу этих исследований;
систему мер по адресной социальной защищенности молодых специалистов, отнесенных к так называемой интеллектуальной элите;
комплекс мер для привлечения средств массовой информации к повышению престижа интеллектуального труда.
3.4. Эффективное использование информационных ресурсов
Развитие общества невозможно без достоверной информации о процессах и явлениях в экономике и социальной сфере. Экономическая информация является важным средством проведения эффективной государственной политики, главным фактором воспроизводства, обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения. Кроме того, информатизация рассматривается как процесс широкомасштабного использования информационных, компьютерных и коммуникационных технологий и ресурсов во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.
Целями формирования и развития информационной системы являются:
более полное обеспечение органов власти и управления социально-экономической информацией для проведения эффективной экономической политики;
предоставление гражданам республики возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, достоверное информирование общественности о социально значимых событиях, происходящих в республике, развитие индустрии и инфраструктуры информационно-телекоммуникационных услуг для населения;
создание и поддержка необходимого для устойчивого развития экономики уровня информационного потенциала;
обеспечение согласованности решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
интеграция в общероссийское информационное пространство.
Реализация этих стратегических региональных интересов предполагает решение следующих задач:
создание условий для качественного и эффективного удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;
установление порядка формирования, защиты и использования информационных ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений;
интеграция информационных ресурсов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
создание и развитие региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России на базе современных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации;
обязательное применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в статистической информационной системе, в том числе при разработке методологии и инструментария;
повышение уровня экономической и информационной грамотности руководителей и специалистов;
расширение и укрепление информационных связей между общественными структурами, укрепление доверия, общественного согласия и повышение заинтересованности в коллективных действиях;
обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации организациям и гражданам независимо от их территориального размещения и применение эффективных средств и методов защиты информации;
развитие единой информационной системы учета и управления государственным имуществом;
организация новых и поддержка существующих систем экологического мониторинга;
создание геоинформационных систем на базе многомерных геофизических моделей и объектно-ориентированных баз данных.
Необходимо определить в качестве одной из основных целей данного направления работ создание единого информационного пространства Республики Татарстан с задачей его интеграции в мировое информационное поле посредством Интернет-технологий.
Эффективное использование информационных ресурсов заключается прежде всего в том, что на основе накопленной информации должны быть разработаны прикладные математические модели и методы их анализа, предназначенные для поддержки принимаемых на государственном уровне решений. К таким первоочередным прикладным задачам относятся следующие:
анализ и диагностирование социально-экономической ситуации;
формирование гипотез развития, прогнозирование, планирование и эффективное управление социально-экономическими процессами;
моделирование процессов техногенного влияния на среду.
Создание информационной системы региона необходимо в связи с тем, что на региональные органы власти и управления возлагается все больше ответственности за состояние и развитие экономики, повышение уровня жизни населения. Однако эффективных рычагов управления рыночным хозяйством пока создано мало. Информационная составляющая управления хозяйством несовершенна, разрозненна и не обеспечивает комплексного отражения действительности, жизнедеятельности предприятий и организаций.
3.5. Эффективное использование административных ресурсов
Предметная сфера государственной службы - это сфера отношений управляющего института и общества, осуществляемых как профессиональная деятельность и функционирующих в правовом отношении в рамках полномочий того или иного государственного органа. Целью данной деятельности является развитие общества.
Государственная служба глубоко социальна, поскольку она включена в структуру общественного разделения труда и должна основываться на следующих обязательных знаниях и навыках:
глубокое понимание государственными служащими общественных процессов во всех их аспектах, включая и психологические;
историчность мышления, знание истории развития государства, потенциального развития общества с учетом альтернативных вариантов;
изучение динамики своего окружения, общественных кругов и общественных институтов, развития глобальных процессов;
знание проблем научно-технического прогресса и его социальных последствий;
знание актуальных вопросов политики и механизмов ее реализации;
умение принимать решения на уровне отдельных лиц, организаций, правительств, обществ и глобальных структур;
владение методами формулирования политики, ее анализа;
знание современной политической философии, социальной психологии, теории организации;
знание государственных финансов и планирования отдельных отраслей (экономики, здравоохранения и т.д.).
От качественного состава и профессионализма государственных служащих зависит формирование и развитие будущего общества, а также направление, по которому пойдет это развитие.
Эффективность функционирования государственной службы неразрывно связана с развитием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации ее персонала.
Потребность органов власти и управления Республики Татарстан в специалистах с профильной профессиональной подготовкой обуславливает необходимость расширения деятельности вузов республики по подготовке высококвалифицированных кадров для органов государственной службы и управления.
Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:
подготовка и переподготовка специалистов по программам высшего профессионального образования для работы в органах государственной власти и управления;
повышение квалификации государственных служащих путем непрерывного обновления их знаний с целью максимальной реализации творческих возможностей и служебного роста.
Дальнейшая интенсификация процесса совершенствования обучения государственных служащих требует наличия всех форм профессионального образования, довузовской подготовки и дополнительного профессионального обучения.
3.6. Эффективное использование финансовых ресурсов
В основе настоящей Концепции по данной теме заложено главное положение, что имеющиеся финансовые средства должны быть направлены на внедрение в производство новейших мировых технологий, приобретение лицензий, патентов, оборудования и техники. Эффективность использования финансовых ресурсов оценивается показателями финансовой устойчивости и отдачи капитала.
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов необходимо:
управлять банковской системой по льготному налогообложению при инвестициях в передовые технологии;
использовать финансовые накопления населения - разработки механизма гарантий сохранности и достаточного процента накопления или распределения акций перспективных предприятий;
заложить основу взаимоотношений между государством и муниципальными предприятиями в части передачи последним реализации государственных функций концессионального договора;
разработать процедуру бюджетного планирования в организациях, занимающихся реализацией федеральных целевых программ, проводить анализ их эффективности, а также прекратить реализацию неэффективных программ;
принять меры по совершенствованию системы социальных стандартов и социальных натуральных норм на содержание учреждений по отраслям социальной сферы в Республике Татарстан;
для достижения эффекта от реализации федеральных и республиканских программ объектами государственной поддержки должны стать проекты, ориентированные на максимальное использование научно-технического потенциала, способствующие оздоровлению экономики;
развитие системы синдицированных кредитов (с участием нескольких банков) для крупномасштабных инвестиционных проектов, позволяющих распределить риски, а также страхование инвестиционных и кредитных рисков;
развитие банковского толлинга (кредитование предприятий через управляющие компании банков, которые закупают для производства сырье и комплектующие изделия);
привлечение банковских кредитов для реализации инвестиционных проектов под гарантии Правительства Республики Татарстан;
передача в доверительное управление или в залог акций предприятий под банковские кредиты;
развитие ипотечного кредитования жилищного строительства под залог собственности частных инвесторов.
Основными целями дальнейшего развития банковской системы Республики Татарстан, как и России в целом, являются укрепление ее устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их преобразования в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов и т.д.
В этой связи политика Национального банка Республики Татарстан направлена на выполнение Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации и Центральным банком России.
Одним из основополагающих аспектов взаимодействия банков с реальным сектором экономики указанная стратегия предусматривает содействие росту спроса на кредиты банков путем использования денежно-кредитной политики в осуществлении мер, направленных на снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение плавной динамики курса рубля, развитие системы рефинансирования банков путем предоставления кредитов, обеспеченных государственными ценными бумагами, облигациями Банка России, а также залогом векселей, прав требования по кредитным договорам финансово устойчивых предприятий и организаций, ипотечных облигаций и других высоколиквидных активов.
В целях формирования устойчивой ресурсной базы для кредитования экономики необходимо создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. Создание эффективно действующей системы гарантирования вкладов граждан будет способствовать восстановлению доверия к банковскому сектору со стороны населения, позволит расширить ресурсную базу банков, в том числе для кредитования реального сектора экономики.
4. Пути и средства реализации государственной политики
в области ресурсоэффективности
Основной задачей в сфере управления ресурсосбережением является обеспечение эффективного государственного управления использования экономических (материальных, трудовых, финансовых) и природных ресурсов.
Для этого необходимо:
развитие государственного регулирования использования всех видов ресурсов и проведение политики ресурсоэффективности с учетом различных форм их освоения;
четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;
обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного ресурсосберегающего контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;
совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной ресурсосберегающей экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ.
4.1. Нормативное правовое обеспечение
Основными задачами в этой области являются создание эффективного правового обеспечения развития республики, ее экономической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики.
Для этого необходимо:
обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов;
правовое закрепление необходимости представления ресурсоэффективного обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
развитие системы стандартов в области ресурсоэффективности, закрепление в правовой системе международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
4.2. Экономические и финансовые механизмы
Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях ресурсоэффективности, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на реализацию проектов и программ, направленных на эффективное использование всех видов ресурсов.
Регулирование инвестиционной активности в области внедрения ресурсосберегающих технологий осуществляется путем:
введения налоговых льгот в части налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Татарстан;
обеспечения государственных гарантий Республики Татарстан;
расширения практики применения лизинга ресурсоэффективного оборудования.
Для этого необходимо:
создание системы финансирования ресурсоэффективных работ на конкурсной основе за счет средств консолидированного бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников;
содействие развитию ресурсного аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере ресурсоэффективности и добровольной сертификации;
внедрение рыночных механизмов использования ресурсов, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;
введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации; создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы ("долги за природу", углеродный кредит и другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями).
4.3. Организация управления в области ресурсоэффективности
и его информационное обеспечение
Основной задачей в этой области является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о ресурсоэффективности.
Для формирования интегрированного информационного ресурса необходимо осуществить:
обследование и анализ существующих информационных ресурсов и баз данных;
создание регистра информационных ресурсов;
анализ существующих информационных потоков между информационными ресурсами различных уровней;
разработку схем интегрированных информационных потоков;
определение порядка доступа к интегрированному информационному ресурсу;
создание "эталонной" базы социально-экономических показателей;
разработку каталога системных показателей и обменного формата;
разработку структуры и функций диспетчерской службы, призванной осуществлять учет и регистрацию поступающих в систему ресурсов и обеспечение доступа к интегрированному информационному ресурсу;
выбор и разработку программно-технологического обеспечения интегрированного информационного ресурса;
информационное обеспечение учета результатов государственной ресурсосберегающей экспертизы проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной ресурсосберегающей экспертизе.
Осуществление указанных действий обеспечит:
сокращение информационной нагрузки на предприятие;
упорядочение информационных потоков между информационными ресурсами различных уровней;
обеспечение государственных органов управления интегрированной информацией, характеризующей происходящие в регионе социально-экономические процессы;
повышение оперативности принятия управленческих решений государственными организациями, органами управления и их службами. Необходимо создание единой республиканской библиотечной сети (в том числе электронной), системы библиотечного обмена, а также разработка комплекса мер республиканской поддержки различных научных изданий, получивших общественное признание.
Для этого необходимо:
развитие единой государственной системы мониторинга ресурсосбережения, включая мониторинг природной среды;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих государственный энергетический, экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;
совершенствование системы показателей, создание методологии мониторинга ресурсосбережения, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы мониторинга ресурсосбережения;
обеспечение достоверности и сопоставимости данных мониторинга ресурсосбережения по отдельным отраслям экономики и регионам страны;
инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов;
обеспечение открытости информации о состоянии ресурсоэффективности в республике и за ее пределами;
информационное обеспечение учета результатов государственной ресурсосберегающей экспертизы проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной ресурсосберегающей экспертизе.
4.4. Научное обеспечение деятельности в области ресурсоэффективности
Основными задачами научного обеспечения в сфере ресурсоэффективности являются развитие научных знаний об основах устойчивого развития республики, выявление рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.
Для этого необходимо:
формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию республики;
разработка ресурсосберегающей составляющей стратегического прогноза развития;
исследование возможного глобального и регионального изменения климата и его последствий для природной среды;
разработка ресурсосберегающих экологически эффективных технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
разработка и развитие современных методов мониторинга ресурсосбережения, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
4.5. Образование и просвещение в области
ресурсоэффективности и экологии
Основной задачей в этих областях является повышение культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области рационального использования ресурсов.
Для этого необходимо:
создание государственных и негосударственных систем непрерывного образования и просвещения в области ресурсосбережения;
включение вопросов ресурсоэффективности и устойчивого развития в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов образования и эколого-просветительской деятельности в области рационального использования ресурсов;
включение вопросов формирования ресурсосберегающей культуры, ресурсосберегающего образования и просвещения в региональные и местные программы развития территорий;
государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения в области ресурсосбережения;
развитие системы подготовки руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления в области эффективности использования ресурсов, а также повышения квалификации специалистов ресурсосберегающих служб, правоохранительных и судебных органов;
повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития, а также обучение их методам управления с учетом ресурсосберегающего фактора;
поддержка и публикация материалов по вопросам ресурсоэффективности в средствах массовой информации;
поддержка и развитие системы непрерывного экологического образования.
4.6. Основные механизмы реализации Концепции эффективного
использования ресурсов на уровне хозяйствующих субъектов
Повышение эффективности использования всех видов ресурсов на уровне хозяйствующих субъектов возможно путем учета при осуществлении деятельности комплекса следующих организационно-технических факторов:
"Факторы ресурсоэффективности"
5. Основные этапы реализация Концепции эффективного
использования ресурсов в Республике Татарстан
Реализация настоящей Концепции - процесс длительный, требующий решения масштабных экономических, социальных и экологических задач. По мере поэтапного развития процессов ресурсоэффективности задачи и мероприятия по их решению будут уточняться, а средства и механизмы удовлетворения потребностей людей - совершенствоваться и рационализироваться.
Поэтому детальные программные и прогнозные документы целесообразно разрабатывать только для начальных этапов реализации настоящей Концепции.
Начальный этап перехода к ресурсоэффективности предполагает разработку и реализацию программ по эффективному использованию ресурсов административно-территориальными образованиями и отраслями экономики республики на основе прогнозирования абсолютных и удельных показателей ресурсоемкости процессов производства и потребления, а также рационального использования ресурсов на всех стадиях жизненного цикла продукции и услуг, с учетом организационно-технического уровня экономики, международных и отечественных факторов конкурентного преимущества.
В рамках реализации начального этапа:
дальнейшее развитие должна получить республиканская целевая программа "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 июля 2000 г. N 468. Целесообразно, основываясь на действующих нормативно-правовых документах, направить основные усилия в сферу практической деятельности, последовательного внедрения технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленной продукции, сокращения затрат на содержание объектов бюджетной сферы, сдерживание роста тарифов на энергоносители.
Необходимо разработать и начать реализацию республиканской программы развития промышленного ресурсосберегающего комплекса по переработке отходов производства и потребления в Республике Татарстан, направленной на обеспечение индустриальной утилизации промышленных и бытовых отходов, решение проблем дефицита природных и энергетических ресурсов, обеспечение благоприятной для жизни и здоровья человека окружающей природной среды. Реализация указанной программы позволит организовать систему селективного сбора отходов производства и потребления и ввести в эксплуатацию производственные мощности по выпуску из промышленных и бытовых отходов высококачественных экологически чистых материалов и продуктов для обеспечения ими рынков республики и соседних регионов. Неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота и безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых республика практически уже не располагает.
должны быть разработаны и утверждены отраслевые программы создания и развития высокоэффективных экологически чистых и малоотходных производственных комплексов (производств замкнутого цикла), включающих составным элементом высокоэффективные малоотходные производства и предприятия, обеспечивающие извлечение, переработку и полное использование вторичных материальных и энергетических ресурсов, вторичного сырья, полученных в процессе утилизации промышленных и бытовых отходов.
На последующих этапах реализации настоящей Концепции осуществляются:
реализация, развитие и корректировка программ начального этапа;
структурные преобразования, обеспечивающие повышение эффективности экономики республики;
технологическое обновление в сферах производства и потребления;
экологизация процесса социально-экономического развития республики.
На последующих этапах реализации настоящей Концепции развитие экономики республики обеспечивается прежде всего за счет оптимизации использования всех видов ресурсов и снижения их относительных затрат на душу населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях повышения эффективности использования всех видов ресурсов и формирования единой государственной политики в области ресурсоэффективности утверждена Концепция эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан. Концепция определяет цели, направления, задачи и принципы проведения единой политики в области управления природными ресурсами, производственным, интеллектуальным, трудовым потенциалом, которые при рациональном использовании позволят, опираясь в значительной степени на собственные силы, обеспечить устойчивое развитие экономики республики и повышение ее эффективности.
Постановление КМ РТ от 11 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Концепции эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 9, май 2003 г.