Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 января 2003 г. N ЗП-1-01/2003
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2003 г. N 11-Г03-5 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора С-ой,
при секретаре У-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" от 22 апреля 1998 года N 1569 (в редакции от 20 мая 1999 года, 17 января 2001 года), установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" от 22 апреля 1998 года N 1569 (в редакции от 20 мая 1999 года, 17 января 2001 года), ссылаясь на то, что указанный закон противоречит федеральному законодательству, а именно пункту 1 статьи 1, пункту 1 ст.5, пункту 2 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По мнению заявителя принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, регламентирующего создание свободных экономических зон является неправомерным, так как выходит за пределы компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ряд статей оспариваемого закона не соответствуют федеральному налоговому законодательству. Пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена возможность установления специального налогового режима, в соответствии с которым вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов. Однако такой режим может устанавливаться только актами законодательства Российской Федерации, под которым в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации понимается только Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
Кроме того, в настоящее время имеются судебные решения, признающие противоречащим федеральному законодательству принятие субъектом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих на территории субъектов Российской Федерации свободных экономических зон.
Прокурор Республики Татарстан просит суд признать Закон Республики Татарстан "О свободной экономической зоне "Алабуга" от 22 апреля 1998 года N 1569 (в редакции от 20 мая 1999 года и 17 января 2001 года) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Представитель прокуратуры Республики Татарстан требования поддержал.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан требования Прокурора Республики Татарстан не признал, указывая, что Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" не ущемляет и не затрагивает общероссийские интересы, направлен на защиту и привлечение инвесторов, способствует росту занятости и развитию конкурентоспособных производств в машиностроении.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 этого же закона - законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (подпункт "и"), а также координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (подпункт "о").
Согласно пункту 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
15 февраля 1994 года подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Согласно пункту 13 статьи 2 указанного Договора разграничение полномочий сторон в области внешнеэкономической деятельности осуществляется отдельным Соглашением.
Абзац 11 статьи 3 такого Соглашения от 15 февраля 1994 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан "О разграничении полномочий в области внешнеэкономической деятельности", относит к исключительному ведению Республики Татарстан создание свободных экономических зон на территории Республики Татарстан.
При таком положении позиция заявителя о том, что Государственный Совет Республики Татарстан при принятии оспариваемого закона превысил полномочия органа представительной власти субъекта Российской Федерации является необоснованной. Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" принят в рамках действующего федерального законодательства с учетом предоставленных законодательному органу Республики полномочий принятия закона о свободной экономической зоне на территории Республики Татарстан.
Довод прокурора, основанный на положениях статьи 23 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" от 13 октября 1995 года, неубедителен поскольку сама по себе данная норма закона не исключает возможность создания свободных экономических зон на территории субъекта Российской Федерации, а также правового регулирования хозяйственной деятельности свободной экономической зоны правовыми актами субъекта Российской Федерации, что в полной мере соотносится и с пунктом 5 статьи 7 названного закона, которым деятельность субъектов Российской Федерации по созданию и функционированию свободных экономических зон отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Заявителем утверждается, что специальный налоговый режим, установленный для участников Свободной экономической зоны "Алабуга", мог быть установлен лишь на основании федерального законодательного акта. При этом прокурор Республики Татарстан ссылается на пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 31 августа 1998 года, N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой Налогового кодекса применяются к отношениям, возникшим после введения ее в действие.
Кроме того, на момент принятия Закона Республики Татарстан "О свободной экономической зоне "Алабуга" субъекты Российской Федерации имели право на установление дополнительных льгот по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации (ст.5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 года N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий, ст.13 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю").
Соответствующая норма была предусмотрена и пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 января 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В настоящее время исчисление налога на прибыль производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 6 августа 2001 года, N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
В соответствии со статьей 2 данного Закона продлевается действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", определяя, что дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленных законодательными органами субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены.
Льготное налогообложение участников Свободной экономической зоны "Алабуга" как отдельной категории налогоплательщиков были предоставлены оспариваемым законом до 01.07.2001 года, и распространяются на весь период действия Свободной экономической зоны "Алабуга", установленный согласно статье 2 Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" сроком на 25 лет.
Более того, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 9 июля 1999 года, N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию" иностранным инвесторам гарантируется неизменность принципов налогообложения, действовавших в момент начала реализации инвестиционного проекта на срок его реализации.
Наличие договоров, заключенных со всеми участниками Свободной экономической зоны "Алабуга" об осуществлении инвестиционной деятельности, направленных на реализацию конкретных инвестиционных проектов, прокуратурой не оспаривается.
Таким образом, налоговый статус участников Свободной экономической зоны "Алабуга", предусматривающий освобождение от налоговых платежей и сборов в бюджет Республики Татарстан (кроме платежей по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц в соответствии с законодательством (ст.8 Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга") не противоречит налоговому законодательству.
Доказательств неуплаты на основании оспариваемого Закона федеральных, региональных и местных налогов и сборов, по которым законодательством Российской Федерации субъекты Российской Федерации не наделены правом предоставления дополнительных льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, прокуратурой Республики Татарстан суду не представлено.
Доводы заявителя о том, что отдельные нормы Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" противоречат статье 8 Конституции Российской Федерации также не находят своего подтверждения.
В этом вопросе является обоснованной позиция Государственного Совета Республики Татарстан, заключающаяся в том, что запрет постоянного проживания на территории Свободной экономической зоны "Алабуга" физических лиц, предусмотренный частью 2 статьи 16 Закона Республики Татарстан "О свободной экономической зоне "Алабуга" не противоречит пункту 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, так как согласно пункту 2.12 СНиП 11-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий" и пункту 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 размещение объектов для проживания людей в промышленных и санитарно-защитных зонах запрещается.
Свободная экономическая зона "Алабуга" не представляет собой административно-территориальное образование, а является составной частью Елабужского района Республики Татарстан.
Кроме того, оспариваемый Закон не предусматривает установление таможенных границ, каких-либо административных ограничений, контроля за перемещением товаров, услуг финансовых средств через границы Свободной экономической зоны "Алабуга".
К тому же Закон Республики Татарстан "О свободной экономической зоне "Алабуга" не устанавливает запрета на осуществление предпринимательской деятельности организациям или частным предпринимателям, не являющимися участниками Свободной экономической зоны "Алабуга".
Согласно статье 16 оспариваемого закона порядок въезда, выезда и пребывания на территории Свободной экономической зоны "Алабуга" определяется в соответствии законодательством.
Нельзя согласиться и с ссылкой в заявлении прокурора Республики Татарстан и пояснениями представителя Прокуратуры Республики Татарстан, основанных на решении Самарского областного суда и определении Верховного суда Российской Федерации по делу об оспаривании Закона Самарской области "Об особых экономических зонах на территории Самарской области", так как данный Закон и Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" имеют различный предмет регулирования. Более того, Договор от 1 августа 1997 года "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами Самарской области" не относил создание свободных экономических зон на территории Самарской области к компетенции субъекта Российской Федерации - Самарской области.
Среди прочего необходимо отметить, что Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" в полной мере соотносится с "Концепцией развития автомобильной промышленности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года, N 978-р и направлен на создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребностям населения, государства и субъектов хозяйствования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" не противоречит федеральному законодательству, поэтому оснований для удовлетворения требований прокурора Республики Татарстан не имеется.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
Прокурору Республики Татарстан в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга" от 22 апреля 1998 года N 1569 (в редакции от 20 мая 1999 года, 17 января 2001 года) отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 22 января 2003 г. N ЗП-1-01/2003
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 25 апреля 2003 г. N 85
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2003 г. N 11-Г03-5 настоящее решение отменено