Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 11 мая 2004 г. N 226
"О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан"
В целях защиты населения и территории Республики Татарстан от последствий разливов нефти и нефтепродуктов, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан и представлению отчетов о проведении работ по их ликвидации;
Методические рекомендации по разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с администрациями районов и городов Республики Татарстан, Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России (по согласованию), Татарским республиканским отделением Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации (по согласованию), Верхне-Волжской инспекцией Российского речного регистра (по согласованию), федеральным государственным учреждением "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан" (по согласованию), Министерством экологии и природных ресурсов Республике Татарстан (по согласованию) в месячный срок представить на утверждение в Комиссию по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан перечень предприятий независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и график согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Установить, что до принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов:
учет загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов ведется в рамках Территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан;
разработка мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводимых в повседневной деятельности и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов, входящих в состав планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, осуществляется в соответствующих проектных, научных организациях по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Методические рекомендации
по разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов
(утв. постановлением КМ РТ от 11 мая 2004 г. N 226)
1. Основные положения
Настоящие методические рекомендации предназначены для единого методологического подхода к разработке планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов всех значений и выработке алгоритма действий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛАРН).
Количество экземпляров разрабатываемого плана ЛАРН определяет разработчик с учетом того, что по одному экземпляру должно находиться у разработчика, у всех согласующих и утверждающих организаций, кроме того, выписки из плана ЛАРН направляются всем заинтересованным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и взаимодействующим организациям.
Излагаемый в плане ЛАРН порядок выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен служить в качестве руководства по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, базироваться на существующей системе управления, инженерных расчетах, производственном опыте, природоохранной практике и использоваться должностными лицами всех уровней.
Ежегодно до 1 февраля планы ЛАРН подлежат корректировке в случаях, указанных в пункте 11 Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан и представлению отчетов о проведении работ по их ликвидации.
Изменения, вносимые в планы ЛАРН, подлежат экспертной оценке в порядке, установленном приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 мая 2002 г. N 242 "О дальнейшем совершенствовании работы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
2. Рекомендации по структуре планов ЛАРН
План ЛАРН содержит следующие разделы:
Общие положения;
Раздел 1. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов;
Раздел 2. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводимые в повседневной деятельности и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов;
Раздел 3. Организация действий сил и средств при локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
Раздел 4. Организация действий сил и средств при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
Раздел 5. Обеспечение действий органов управления сил и средств;
Раздел 6. Мероприятия по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
Раздел 7. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Приложениями к плану ЛАРН могут быть:
1. Схема управления, связи и оповещения при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов;
2. Расчет необходимого и достаточного количества сил и специальных технических средств;
3. Схемы дорог для доставки сил и специальных технических средств;
4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов;
5. План взаимодействия привлекаемых сил и средств, включая противопожарные;
6. План-график проведения работ по локализации разливов нефти и нефтепродуктов;
7. План-график проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
8. Мероприятия по защите населения и объектов от разливов нефти и нефтепродуктов;
9. Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
10. Обеспеченность работников и населения средствами защиты;
11. Договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание;
12. Договоры с организациями, обслуживающими речной транспорт.
С учетом особенностей территорий, попадающих в зону возможного разлива нефти и нефтепродуктов, помимо вышеуказанных приложений к планам ЛАРН, могут разрабатываться и другие. Кроме того, к планам могут прилагаться справочные, расчетные данные (в виде графиков, схем, таблиц) и формализованные документы, которые должны храниться в отдельной папке вместе с планами ЛАРН.
3. Краткое описание содержания разделов планов ЛАРН
В разделе "Общие положения" указываются основания разработки плана ЛАРН, его краткое содержание, определяются основные цели разработки плана ЛАРН и порядок его применения в практической деятельности.
В разделе "1. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов" указываются:
местонахождение организации, наибольшая работающая смена;
наличие аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для проведения работ по ЛАРН;
гидрогеологические особенности района расположения организации (наличие поверхностных водотоков, характеристика почв, особенности рельефа местности);
максимальный объем нефти на объекте;
расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;
тип и характеристики продукта (физико-химические свойства продукта в соответствии с п.12. РД 03-357-00);
прогнозируемая площадь разлива, направление его движения, длина, ширина и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации, влияние разлива нефти и нефтепродуктов на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду;
самые неблагоприятные гидрометеорологические условия в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
В разделе "2. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводимые в повседневной деятельности и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов" должен быть отражен комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом экономических, природных, социальных, экологических и других характеристик и особенностей территории объекта, а также его технических характеристик.
Комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов может в себя включать:
выявление возможных источников и причин разливов нефти и нефтепродуктов;
прогнозирование максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов для планирования работ по их локализации и ликвидации;
расчет потребности сил и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
организацию подготовки и поддержания в постоянной готовности аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;
экспертизу промышленной безопасности, диагностику, испытания, освидетельствование технических устройств;
организацию взаимодействия органов управления всех уровней, объектовых аварийных формирований и профессиональных аварийно-спасательных формирований регионального и федерального уровней реагирования;
организацию управления, связи и оповещения;
производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
определение порядка взаимного обмена информацией между организациями, территориями и регионами, участниками локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
планирование первоочередных действий по локализации разлива нефти и нефтепродуктов при получении сигнала о ее угрозе или разливе;
организацию контроля за выполнением мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на всех уровнях.
Также излагается порядок передачи информации об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов, ее доведение до руководства, органов управления сил и средств соответствующих уровней и порядок оповещения населения об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов.
Определяется порядок приведения в различные степени готовности (режимы функционирования) органов управления, сил и средств.
Уточняется состав органов управления сил и средств, привлекаемых для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Отражается комплекс мероприятий по повышению готовности органов управления, сил и средств к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов.
В разделе "3. Организация действий сил и средств при локализации аварийных разливов нефти нефтепродуктов" в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации о факте разлива нефти и нефтепродуктов;
оценка объемов разлива нефти и нефтепродуктов, определение границ зоны разлива и его влияния на природные и производственные объекты;
прогнозирование возможных последствий аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие решения о локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
выдвижение сил и средств в зону разлива;
мероприятия по защите населения (при необходимости);
мероприятия по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
контроль за состоянием окружающей природной среды в районе разлива нефти и обстановкой на аварийном объекте, осуществляющем добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, и на прилегающей к нему территории.
В разделе "4. Организация действий сил и средств при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
оценка объемов работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие решения о ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
выдвижение сил и средств в зону разлива;
распределение сил и специальных технических средств по участкам и объектам работ;
практические действия сил и специальных технических средств по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
В разделе "5. Обеспечение действий органов управления сил и средств" отражается комплекс мер по видам обеспечения (инженерному, противопожарному, транспортному, дорожному, гидрометеорологическому, техническому, метрологическому, материальному, медицинскому, финансовому, охраны общественного порядка и др.), осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов органами управления силами и специальными техническими средствами.
Определяются порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов и лица, ответственные за всестороннее обеспечение действий органов управления, сил и средств.
В разделе "6. Мероприятия по временному хранению и утилизации собранной нефти и отработанных расходных материалов" определяются:
лица, ответственные за проведение работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, и организации, за счет которых проводятся эти работы;
полигоны (места) временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов по согласованию с природоохранными органами и противопожарными службами;
способы утилизации нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, привлекаемые для этих работ специализированные организации, специальные технические средства и технологии;
примерные сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов.
В разделе "7. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" отражаются:
последовательность работ по реабилитации загрязненных территорий (акваторий) и объектов;
порядок привлечения организаций к проведению работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.
4. Рекомендации по разработке приложений к планам ЛАРН
Каждое приложение к плану ЛАРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.
Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстуальном виде в зависимости от характера содержащейся в них информации.
Формат документов, масштабы карт (планов) определяются руководителем и должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.
Схема управления, связи и оповещения при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д.
Расчет необходимого и достаточного количества сил и специальных технических средств разрабатывается в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ и ориентировочные возможности.
Разрабатываются схемы дорог для доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов, а при их отсутствии - наиболее приемлемые пути с учетом рельефа местности.
Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов разрабатывается в табличном и графическом видах. В нем указываются наименование сил и средств, выделяемые для доставки транспортные средства, организации, предоставляющие транспортные средства, и порядок связи с ними, маршруты движения, время поставки транспорта.
План взаимодействия привлекаемых сил и средств разрабатывается в текстуальном и графическом виде. В нем указываются участники взаимодействия и способ связи с ними, перечень вопросов, по которым организуется взаимодействие, порядок организации взаимодействия.
План-график проведения работ по локализации разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в виде таблицы. В нем отображаются в хронологическом порядке перечень мероприятий и работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также график движения личного состава и техники по времени и этапам работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.
План-график проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в виде таблицы. В нем отображается в хронологическом порядке перечень мероприятий и работ по ликвидации разлива нефти с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также график движения личного состава и техники по времени и этапам работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.
Приложение "Мероприятия по защите населения и объектов от разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в текстуальном виде с указанием всех необходимых мероприятий по защите населения и объектов, привлекаемых для их выполнения сил и средств, сроков их выполнения и ответственных за их проведение.
Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и отработанных расходных материалов разрабатывается графически на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других данных.
Обеспеченность работников и населения средствами индивидуальной защиты отображается в форме таблицы с указанием вида средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи.
Договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание разрабатываются заблаговременно в двух экземплярах, хранятся в отдельной папке вместе с планами ЛАРН.
Договоры с организациями, обслуживающими речной транспорт, составляются по установленной форме в двух экземплярах, хранятся в папке вместе с планами ЛАРН.
Требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики
Татарстан и представлению отчетов о проведении работ
по их ликвидации
(утв. постановлением КМ РТ от 11 мая 2004 г. N 226)
1. Настоящие Требования разработаны на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и определяют требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Татарстан.
2. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы) разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивной причал - 1500 тонн;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки - 1500 тонн;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;
автоцистерна - 100 процентов объема;
резервуар - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти и нефтепродуктов между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 г. N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации".
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы города (района) либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы республики либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы города (района);
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы республики либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы республики;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планы разрабатываются в организациях независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
Разработка планов может выполняться как самой организацией, так и с привлечением специализированных организаций, имеющих опыт разработки планов.
5. Организация, имеющая несколько объектов, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, разрабатывает планы для каждого объекта в отдельности и для предприятия в целом.
6. Планы до их согласования и утверждения подлежат экспертной оценке (экспертизе) экспертным органом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
7. Планы согласовываются и утверждаются при наличии положительного заключения экспертизы, указанной в пункте 6 настоящих Требований.
7.1. Планы организаций, в которых максимально возможный объем разлившейся нефти и нефтепродуктов может составить до 100 тонн, согласовываются с администрациями районов и городов, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России, федеральным государственным учреждением "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан".
Планы организаций, использующих автоцистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов по территории Республики Татарстан, дополнительно согласовываются с Татарским отделением Российской транспортной инспекции.
Планы утверждаются территориальными органами Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
7.2. Планы организаций, в которых максимально возможный объем разлившейся нефти и нефтепродуктов может составить от 100 до 500 тонн),# согласовываются с Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, федеральным государственным учреждением "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан", Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Планы утверждаются территориальными органами Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
7.3. Планы организаций, в которых максимально возможный объем разлившейся нефти и нефтепродуктов может составить от 500 до 1000 тонн, согласовываются с администрациями районов и городов, Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, федеральным государственным учреждением "Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан", Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Планы судоходных компаний, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, дополнительно согласовываются с государственным учреждением "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", а планы объектов (нефтеналивных судов, барж и нефтеналивных причалов), разрабатываемые судоходными компаниями, согласовываются с Верхне-Волжской инспекцией Российского речного регистра.
Планы утверждаются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
7.4. Согласование и утверждение планов организаций, в которых максимально возможный объем разлившейся нефти и нефтепродуктов может составить свыше 1000 тонн, производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
8. Планом должны предусматриваться:
8.1. Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
8.2. Состав и дислокация сил и средств, достаточных для локализации возможных разливов нефти и нефтепродуктов в любое время года (далее - силы и средства);
8.3. Обоснование количества сил и средств, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
8.4. Организация взаимодействия сил и средств;
8.5. Организация управления, связи и оповещения;
8.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в готовности;
8.7. Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
8.8. Первоочередные действия при получении сигнала об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов;
8.9. Географические, гидрологические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации. Весь картографический материал должен быть отражен на бумажных и цифровых электронных картах, которые представляются в формате shape-файлов Arc View, в формате ARC/INFO или в другом широко распространенном формате, допускающем конвертацию в указанные выше форматы;
8.10. Обеспечение безопасности населения и оказание ему медицинской помощи;
8.11. График проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
8.12. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
9. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
9.1. Максимально возможный объем разлившейся нефти и нефтепродуктов;
9.2. Площадь разлива;
9.3. Год ввода в действие и последнего капитального ремонта объекта, дата проведения последнего технического диагностирования объекта и (или) обследования технологического оборудования на соответствие требованиям технической эксплуатации и промышленной безопасности;
9.4. Максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
9.5. Физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
9.6. Влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории и водоемы;
9.7. Гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
9.8. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
9.9. Наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
9.10. Транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
9.11. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
9.12. Время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
10. Планы подлежат пересмотру в случаях:
10.1. Изменения условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
10.2. Изменения действующих требований (правил и норм) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности;
11. В случае аварийного разлива нефти и нефтепродуктов организация - виновник аварии и (или) эксплуатирующая организация в течение 1 часа с момента обнаружения аварии уведомляет о случившемся администрацию города (района), на территории которой произошла авария, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Татарстан, Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и принимает меры по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом.
Проведение рекультивации загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель осуществляется в обязательном порядке и в соответствии с действующим законодательством по согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
В план мероприятий должна быть включена обязательность очистки нефтезагрязненных почв от нефти и нефтепродуктов до утвержденных допустимых нормативов и утилизации нефтешламов.
После завершения ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов организация - виновник аварии за счет собственных средств обеспечивает экологический мониторинг водных объектов, почвы, атмосферного воздуха и представляет в месячный срок в органы власти, надзорные и контрольные органы, указанные выше, письменный отчет о проведении работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, в котором приводятся следующие данные:
дата, время разлива;
причина и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
источник разлива;
район аварии в виде картографического материала с указанием мест и площади разлива, зданий и сооружений, инфраструктуры местности, которая попала в зону разлива. Весь картографический материал должен быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате shape-файлов ArcView, в формате ARC/INFO или в другом широко распространенном формате, который допускает конвертацию в указанные выше форматы;
действия органов управления объекта и аварийно-спасательных формирований, в том числе и привлеченных;
количество разлившейся нефти и нефтепродуктов, в том числе на почве и на водной поверхности, и оценка воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье населения;
затраты на ликвидацию разлива, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов, последующую рекультивацию территории и страховые выплаты по гражданской ответственности, а также выплаты аварийно-спасательным формированиям (службам) в случае их привлечения к выполнению работ по ликвидации разливов нефти;
уровень остаточного загрязнения в почве, воде;
должность, фамилия, имя, отчество составителя отчета;
сведения о нанесенном экологическом ущербе по форме N 6-ОС, утвержденной постановлением Госкомстата России от 3 марта 1998 года N 81;
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Постановление Госкомстата России N 81 имеет дату от 3 августа 1998 г., а не от 3 марта 1998 г., как указано выше
оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организаций и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб);
состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности.
12. Расследование причин инцидента (аварии), повлекшего за собой разлив нефти и нефтепродуктов, проводится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 11 мая 2004 г. N 226 "О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 21, 26 мая 2004 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2021 г. N 144 настоящий документ признан утратившим силу с 19 марта 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 14 августа 2006 г. N 409
Постановление КМ РТ от 3 ноября 2005 г. N 528