Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы администрации г.Казани
от 30 января 1995 г. N 143
Программа
поддержки и развития предпринимательства в г.Казани
на 1995 год
Общие положения
Государственная поддержка предпринимательства является одним из важнейших рычагов дальнейшего развития экономической реформы, служащим ограничению монополизма и развитию конкуренции во всех видах хозяйственной деятельности, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
Под предпринимательством подразумевается деятельность, осуществляемая хозяйствующим субъектом "за свой счет и на свой риск", и, таким образом, из поля зрения городской программы поддержки и развития предпринимательства выводятся все предприятия бюджетной сферы, а также приватизированные предприятия, принадлежащие государству более чем на 25%. Такое определение предпринимательства связано с необходимостью первоочередного развития малых предприятий в полной мере снимающих с государства предпринимательский риск за счет использования собственного - негосударственного капитала.
Городская программа поддержки и развития предпринимательства определяет: основные направления, цели и приоритеты поддержки предпринимательства, льготы, предоставляемые его субъектам в соответствии с действующим законодательством, а также дополнительные льготы по налогам, предоставляемые местными органами власти, в части, зачисляемой в местные бюджеты; комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будет осуществляться на городском уровне.
Городской программой предусмотрены меры по поддержке предпринимательства с учетом его специфики. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого и среднего бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных политических, юридических, экономических и других условий. Малые предприятия более маневрены, гибки, легче перепрофилируются, имеют небольшой управленческий персонал.
В программе учитывается тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована, главным образом, на местный потребительский рынок, на решение городских проблем.
Главной целью осуществляемых мер по поддержке предпринимательства является создание на городском уровне правовых, экономических и организационных условий для формирования в городе развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей рост производства и расширение воспроизводства в приоритетных отраслях. Реализация этой цели должна значительно увеличить долю малого и среднего бизнеса в городском хозяйстве, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики, занятости населения, значительному росту числа малых негосударственных предприятий, усилению конкуренции на местном рынке и увеличению поступлений в городской бюджет, в основном, за счет роста объемов производимой продукции и ускорения оборачиваемости денежных средств.
Программой предусматривается выделение основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства, осуществляемых на городском уровне, независимо от отраслевой принадлежности и сфер деятельности:
- формирование нормативно-правовой базы, способствующей развитию и поддержке малого предпринимательства;
- разработка и создание системы финансовой поддержки;
- информационное обеспечение;
- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- производственно-технологическая поддержка малых предприятий;
- мероприятия по поддержке предпринимательства с участием городского Фонда содействия предпринимательству.
Меры государственной поддержки предпринимательства, в том числе, льготы и преимущества используются, прежде всего, в приоритетных областях, которые разрабатываются администрацией города с учетом предусмотренных в Указе Президента Республики Татарстан от 14.09.93 г. N УП-530 "О государственной поддержке предпринимательства в Республике Татарстан".
К ним относятся:
- производство товаров народного потребления, медицинского оборудования, инструментов и лекарственных препаратов, технических средств реабилитации инвалидности и оказание услуг инвалидам;
- производство товаров для детей;
- разработка программно-технических комплексов и внедрение информационных технологий в экономику города;
- производство строительных материалов для жилищного строительства;
- жилищное строительство и реконструкция по программе ликвидации ветхого жилья, строительство индивидуального жилья;
- строительство объектов социального назначения;
- производство продукции, комплектующих изделий взамен завозимых из-за пределов Татарстана;
- развитие телекоммуникаций, транспорта;
- производство машин и оборудования для развития коммунального хозяйства;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- инновационная деятельность;
- реконструкция исторического центра Казани;
- создание и внедрение новых технологий в сфере экологии и защиты окружающей среды.
Эти приоритеты могут в дальнейшем уточняться.
Кроме указанных приоритетных направлений будет оказана также поддержка организациям, которые формируют инфраструктуру рынка, и, в первую очередь, развивающим банковское дело, страхование, лизинг.
Государственная поддержка, в том числе льготы и преимущества, будет предоставляться предпринимателям, вкладывающим свои средства в развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, а также выступающим спонсорами организаций и предприятий инвалидов.
Во всех разделах настоящей Программы предприятие считается действующим в приоритетной сфере, если 65% его выручки в отчетном периоде составляет выручка от реализации продукции или услуг в приоритетной сфере.
Нормативно-правовая база
Важной задачей поддержки предпринимательства является установление правовых гарантий, обеспечивающих свободу и защиту предпринимателей от вымогательства, краж имущества и иных форм покушений на их собственность всеми имеющимися у государства средствами, приведение отношений предпринимателей между собой и с государственными органами к цивилизованным нормам правового государства.
Администрация города заинтересована в принятии и внесет необходимые предложения к проектам законов Республики Татарстан "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О концессиях", "О налоговой системе", "Об антимонопольной деятельности", а также законов, регулирующих отдельные виды деятельности (банковская, страховая, инвестиционная, биржевая и т.д.) и отношения между предприятиями (об арбитраже, о банкротстве).
При подготовке постановлений и распоряжений городской администрации по вопросам, затрагивающим экономические интересы предпринимателей, учитываются предложения Союза предпринимателей г.Казани. Принятые постановления и распоряжения публикуются в городских средствах массовой информации.
В целях формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства имеется необходимость подготовки ряда нормативных актов, отражающих специфику регулирования малого и среднего бизнеса. В числе указанных актов - закон "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий в Республике Татарстан". В этом законе должны быть определены категории субъектов малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, выделены государственные органы, осуществляющие поддержку, охарактеризованы ее основные формы и методы. Закон должен составить правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых органами государства для обеспечения поддержки в финансово-кредитной сфере, в регулировании отношений малых предприятий с органами власти и управления.
Кроме того, необходима разработка ряда законодательных и нормативных актов, направленных на упрощение и приближение действующей системы налогообложения к системам налогообложения стран с эффективной рыночной экономикой, предоставление малым предприятиям дополнительных налоговых льгот и стимулирование инвестиционной активности этих предприятий.
Финансово-кредитная поддержка
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна включать комплекс мероприятий по совершенствованию его налогообложения, созданию условий для развития системы кредитных, финансовых, инвестиционных, страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, а также формирование системы гарантий под кредиты и страхование деятельности субъектов малого предпринимательства.
Для обеспечения финансирования мероприятий по созданию новых и развитию действующих предпринимательских структур создан Казанский городской фонд содействия предпринимательству.
Средства городского фонда предназначены для стимулирования приоритетных видов деятельности. В этих целях предполагается использовать на взаимовыгодных условиях средства предприятий и организаций всех форм собственности, которые могут стать участниками Фонда содействия предпринимательству и своими средствами принимать участие в реализации его программ.
Поддержка, оказываемая городским Фондом содействия предпринимательству, будет осуществляться, как правило, в форме льготного кредитования, размещения городских заказов на выполнение работ и предоставление услуг, направленных на развитие городского хозяйства и улучшения обслуживания населения. Поддержка будет оказываться предоставлением льготных ссуд и кредитов на открытой конкурсной основе проектов предприятий и предпринимателей, занимающихся приоритетными направлениями деятельности.
Для обеспечения финансово-кредитной поддержки предпринимательства и рационального использования временно свободных ресурсов предприятий всех форм собственности и предпринимателей создать коммунальный банк и организовать размещение и обращение коммунального целевого займа. Средства, полученные от размещения коммунального займа, направляются на финансирование городских программ по приоритетным направлениям.
Для решения вопроса недостатка оборотных средств для предприятий малого бизнеса предусмотреть факторинговые операции коммунальным банком, в особенности по видам продукции, реализуемой на потребительском рынке города. Особую роль должен сыграть городской заказ на производство конкурентоспособных товаров и услуг.
Информационное обеспечение
Создание условий для обеспечения малого предпринимательства экономической, законодательно-нормативной, правовой информацией.
Кроме того, необходимо осуществить мероприятия по упрощению системы учета и отчетности малых предприятий.
Совершенствование системы статистического учета и отчетности должно приближать ее к применяемым системам в странах с развитой рыночной экономикой.
Предусмотреть возможность формирования общедоступного информационного банка данных о производственно-технологических и инновационных проектах, новых технологиях, "ноу-хау" и оборудования для использования в сфере малого предпринимательства.
Регулирование инвестиционной деятельности
В связи со структурной перестройкой экономики проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях приобретает особую актуальность.
Использование преимуществ малых предприятий в инвестиционной сфере наталкивается на проблему их технического переоснащения. В связи с тем, что многие малые предприятия представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства, решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нерациональной затратой материально-технических, финансовых ресурсов, а также трудового и интеллектуального потенциала.
Задача заключается в том, чтобы в короткие сроки обеспечить небольшие предприятия современным оборудованием и технологиями. Малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др.
С учетом этого Программой предусматривается осуществить мероприятия по обеспечению производственно-технологической поддержки малого предпринимательства.
Речь идет не только о поставке готовых комплектов, но и о продаже лицензий на изготовление, "ноу-хау", привязанных к маломасштабным производствам. При этом значительную роль должны сыграть лизинг машин, оборудования, производственных и непроизводственных помещений. Комитету по управлению коммунальным имуществом города, совместно с Госкомимуществом Республики Татарстан предусмотреть создание лизинговой компании, осуществляющей лизинг дорогостоящего оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, производственных и непроизводственных помещений на принципе компенсации стоимости по текущему курсу рубля к избранной конвертируемой валюте.
В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии.
Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволят высвободить производственные площади для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать развитую сеть новых малых предприятий, в том числе и субподрядных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.