Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 17 января 2003 г. N ЗП-1-5/03
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N 11-Г03-4 настоящее решение оставлено без изменения
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2003 г. N 11-Г03-15 оставлено без изменения определение Верховного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2003 года, которым в удовлетворении заявления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об отсрочке исполнения настоящего решения отказано.
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора С-на,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных # Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 433 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (в редакции от 19 сентября 2002 года N 459), установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству подпунктов 24, 60, 69, 70 пункта 3.3 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 433 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (в редакции от 19 сентября 2002 года N 459). Прокурор просит признать данные подпункты Положения противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Татарстан уточнил требования и просил признать подпункт 24 пункта 3.3 указанного Положения не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу в части слов "лимитов размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду", в остальной части требования поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан заявление прокурора не признали.
Представители Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее Министерство) с заявлением прокурора не согласились.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 ст.72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на все территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2001 г. N 433 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" утверждено Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Согласно подпункта 24 пункта 3.3 Положения Министерство согласовывает лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду.
Между тем, в соответствии с п.п.2 и 4 ст.18 Федерального закона от 29.12.2000 года N 169-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" имеет дату 24.06.98 и N 89-ФЗ, а не 29.12.2000 г. N 169-ФЗ, как указано выше
В соответствии с п.4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.
Таким образом, федеральным законодательством четко определен круг субъектов наделенных правом устанавливать лимиты на размещение отходов, определять порядок и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Возложение дополнительных обязанностей на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц согласовывать лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено и по существу является препятствием в реализации прав хозяйствующих субъектов по осуществлению ими предпринимательской деятельности.
Утверждение представителя прокуратуры Республики Татарстан о том, что названный пункт в оспариваемой части противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не опровергнут. Не представлено каких-либо убедительных доказательств в его опровержение и представителями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Субъектам Российской Федерации в соответствии со ст.47 Лесного кодекса РФ предоставлено право участвовать в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на их территории. При этом, порядок участия субъектов РФ в осуществлении указанных полномочий определяется Лесным кодексом РФ.
Однако, при наделении полномочий Министерству, в соответствии с подпунктом 60 пункта 3.3 Положения, участвовать в проведении работ по сертификации древесины, отпускаемой на корню и второстепенных лесных ресурсов, вышеназванное положение Закона Кабинетом Министров Республики Татарстан не учтено.
Так, согласно ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы подлежат обязательной сертификации. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральными органами управления лесным хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 131 "Об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов" создание системы обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России с участием Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерства экономики Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" также не предусматривает возможность участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении работ по добровольной сертификации.
Согласно подпункту 69 пункта 3.3 Положения Министерство организует заказ и выдачу лесхозам бланков разрешительных документов на право лесопользования, обеспечивает учет, хранение, контроль за порядком заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочного билета, ордера, лесного билета установленных форм.
Анализ содержания указанного пункта Положения и объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан также свидетельствует о его несоответствии Лесному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со ст.42 Лесного кодекса Российской Федерации лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством, ордер - лесничеством, лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
К тому же, согласно Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 522 бланки лесорубочных билетов и ордеров единого образца изготавливают в организациях Госзнака по заявке федерального органа управления лесным хозяйством в централизованном порядке.
При таких обстоятельствах упомянутая норма Положения должна быть признана противоречащей федеральному законодательству.
Приведение в соответствие со ст.ст.46 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации требует и подпункт 70 пункта 3.3 Положения.
В соответствии с указанным подпунктом Министерство организует и обеспечивает проведение лесоустройства и выполнение лесхозами лесохозяйственных, лесовосстановительных, гидролесомелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства.
Однако, согласно ст.46 Лесного кодекса Российской Федерации определение порядка и организации лесоустройства отнесено к полномочиям Российской Федерации. Согласно же ст.74 этого Кодекса лесоустройство на территории лесного фонда Российской Федерации проводится государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым подпункт 24 в части слов "лимиты на размещение отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду", подпункты 60, 69 и 70 пункта 3.3 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 433 "Вопросы министерства Республики Татарстан" (в редакции постановления КМ РТ от 19 сентября 2002 года N 549) признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п.4 ст.18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст.42, 46, 71 Лесного кодекса РФ, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу подпункт 24 в части слов "лимиты на размещение отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду", подпункты 60, 69, 70 пункта 3.3 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 433 "Вопросы министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (в редакции постановления от 19 сентября 2002 года N 549).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течении 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 17 января 2003 г. N ЗП-1-5/03
Решение вступило в законную силу 28 февраля 2003 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N 11-Г03-4 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 13 мая 2003 г. N 95