Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 23 января 2003 г. N ЗП-1-6/03
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. настоящее решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании не действующими статьи 3 и пункта 1 статьи 11 Закона РТ "О мировых судьях Республики Татарстан" отменено и вынесено новое решение о признании не действующими с момента вынесения настоящего определения статьи 3 полностью и пункта 1 статьи 11 Закона РТ "О мировых судьях Республики Татарстан". В остальной части решение суда оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Б-ва,
при секретаре У-ой.
с участием прокурора Г-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" от 25.12.1999 года N 2440 (в редакции от 28.02.2001 года N 677), установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" от 25.12.1999 г. N 2440 (в редакции от 28.02.2001 г. N 677).
В обоснование требований прокурор указал, что 25 декабря 1999 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан", отдельные положения которого противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации судоустройство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Правовое регулирование осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации: по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" определены предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
В частности пунктом 1 статьи 1 Федерального закона определено, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей.
В противоречие указанным положениям, пункт 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" устанавливает, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом. Тем самым исключается из правовой основы, регулирующей вопросы в рассматриваемой сфере федеральное законодательство.
Более того, Закон Республики Татарстан регулирует вопросы, которые подлежат регулированию исключительно на уровне федеральном, например, порядок создания должностей мировых судей.
Аналогичное замечание, относится к статье 3, в соответствии с которой определена компетенция мирового судьи. Например, подпунктом 1 пункта 1 к компетенции мирового судьи отнесено рассмотрение в первой инстанции уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
Однако, в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно процессуальное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. В силу чего, подсудность уголовных дел мировому судье может определяться только Федеральным законом. Федеральный закон "О мировых судьях в российской Федерации" определил компетенцию мирового судьи по данной категории дел аналогично республиканскому закону.
Вместе с тем, с 1 июля 2002 года введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, статьей 31 подсудность уголовных дел мировому судье определена иным образом.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" определен порядок применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
Более того, частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия, порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается Федеральным законом. Субъектом Российской Федерации может регулироваться порядок осуществления правосудия мировым судьей, но только в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 11 республиканского закона, в зале судебных заседаний мировых судей устанавливается Государственный флаг Республики Татарстан и помещается изображение Государственного герба Республики Татарстан. Данное положение не учитывает требование статьи 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", в соответствии с которой предусмотрена возможность установления государственных символов субъектов Российской Федерации в зале судебных заседаний мирового судьи наряду с обязательным установлением Государственного флага и Государственного герба Российской Федерации.
Прокурор Республики Татарстан просит признать противоречащими федеральному законодательству недействующими и не подлежащими применению второе предложение пункта 1 статьи 1, статью 3, за исключением положений устанавливающих полномочие мирового судьи по рассмотрению дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи законами Республики Татарстан, пункт 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" со дня вступления решения в законную силу.
Участвующая по делу представитель прокурора Республики Татарстан Г-на заявление прокурора Республики Татарстан поддержала в части, а именно: просила оставить в заявлении Прокурора Республики Татарстан из статьи 3 подпункт 1 части 1, считая, что пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 этой статьи, федеральному законодательству не противоречат. В остальной части участвующий по делу прокурор заявление прокурора Республики Татарстан поддержала.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан требования прокурора Республики Татарстан признал только в отношении пункта 1 статьи 1 оспариваемого Закона, считая, что в Федеральном законе в статье 3 содержатся положения, аналогичные положениям статьи 3 Закона Республики Татарстан.
Соглашаясь, что в связи с введением в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, компетенция мирового судьи в Республике Татарстан, по рассмотрению уголовных дел должна определяться иным образом, представитель Государственного Совета Республики Татарстан указал, что до настоящего времени в Федеральный закон в подпункт 1 части 1 статьи 3 изменения не внесены.
Пункт 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях в Республике Татарстан" закрепляет право субъекта Российской Федерации, делегированное ему Федеральным законом, наряду с символами государственной власти Российской Федерации помещать в зале судебного заседания мирового судьи Республики Татарстан символы государственной власти Республики Татарстан.
Выслушав объяснения прокурора Прокуратуры Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации судоустройство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Правовое регулирование осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации: по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" определены предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
В частности пунктом 1 статьи 1 Федерального закона определено, что полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей.
В противоречие указанным положениям Федерального закона пункт 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" устанавливает, что полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом.
Тем самым исключается из правовой основы, регулирующей вопросы в рассматриваемой сфере федеральное законодательство. Более того, Закон Республики Татарстан регулирует вопросы, которые подлежат регулированию исключительно на федеральном уровне - это порядок создания должностей мировых судей.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" относит к компетенции мирового судьи рассмотрение в первой инстанции уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
Вместе с тем, с 1 июля 2002 года введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, статьей 31 которого подсудность уголовных дел мирового судьи определена иным образом. Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" определен порядок применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд считает доводы прокурора Республики Татарстан о противоречии положений второго предложения пункта 1 статьи 1, подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" федеральному законодательству обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования прокурора Республики Татарстан в части признания противоречащими федеральному законодательству положений пункта 1 статьи 11 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" суд исходит из следующего.
Статья 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" обязывает в зале судебных заседаний мировых судей помещать Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также предоставляет субъекту Российской Федерации право помещения в зале судебного заседания мирового судьи символы государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению суда, внесение в Закон Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" положений Федерального Закона, касающихся помещения в зале судебного заседания мировых судей символов государственной власти Российской Федерации, свидетельствовало бы о присвоении субъектом Российской Федерации полномочий установления нормы права, находящихся в исключительной компетенции Российской Федерации.
По изложенным выше мотивам, суд считает доводы прокурора Республики Татарстан, в этой части, неубедительными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан о законности подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" противоречат федеральному законодательству с момента вступления в законную силу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" изложены в правовом акте изданном уполномоченным лицом, опубликован для всеобщего сведения и зарегистрирован в предусмотренном порядке.
Поэтому суд считает возможным признать отдельные нормы этого закона противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.191-197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению второе предложение пункта 1 статьи 1, подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" от 25.12.1999 г. N 2440 (в редакции от 28.02.2001 г. N 677) со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 23 января 2003 г. N ЗП-1-6/03
Решение вступило в законную силу 8 апреля 2003 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. настоящее решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании не действующими статьи 3 и пункта 1 статьи 11 Закона РТ "О мировых судьях Республики Татарстан" отменено и вынесено новое решение о признании не действующими с момента вынесения настоящего определения статьи 3 полностью и пункта 1 статьи 11 Закона РТ "О мировых судьях Республики Татарстан". В остальной части решение суда оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 13 мая 2003 г. N 95