Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 30 мая 2003 г. N 9-П
"По делу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91
Конституции Республики Татарстан"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,
с участием представителя группы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, направившей запрос в Конституционный суд Республики Татарстан, - депутата Государственного Совета Республики Татарстан М.Г.Галеева, представителя Президента Республики Татарстан - заведующего сектором государственно-правового управления Президента Республики Татарстан С.Н.Столярова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - председателя постоянной Комиссии по вопросам законодательства, законности и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан М.М.Курманова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - главного референта правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Медвежовой, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, представителя прокурора Республики Татарстан - первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Г.Вагизова, экспертов - доцентов кафедры конституционного и международного права Казанского государственного университета, кандидата юридических наук Г.Р.Хабибуллиной и кандидата юридических наук Е.Б.Султанова,
руководствуясь частью второй статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 39, статьями 55, 68, 93 и 94 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании содержания нормы части первой статьи 5 Конституции Республики Татарстан, согласно которой территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна; содержания положения о гражданстве Республики Татарстан, установленного статьей 21 Конституции Республики Татарстан; содержания положения части первой статьи 91 Конституции Республики Татарстан, согласно которому Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, владеющий государственными языками Республики Татарстан.
Заслушав сообщения судей-докладчиков Д.А.Алкаевой, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, объяснения представителя группы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, обратившейся с запросом в Конституционный суд Республики Татарстан, М.Г.Галеева, заключения экспертов Г.Р.Хабибуллиной и Е.Б.Султанова, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан М.М.Курманова, представителя Президента Республики Татарстан С.Н.Столярова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Медвежовой, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, представителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Г.Вагизова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Часть первая статьи 5 Конституции Республики Татарстан устанавливает, что территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна. По мнению депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, обратившихся с запросом в Конституционный суд Республики Татарстан, данная конституционная норма исходит из признания неприкосновенности границ субъектов Российской Федерации, закрепленной частью третьей статьи 67 Конституции Российской Федерации, и не затрагивает ни суверенитет Российской Федерации, ни целостность и неприкосновенность ее территории.
Статья 21 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что Республика Татарстан имеет свое гражданство; гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан; гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации. Заявители полагают, что установление Конституцией Республики Татарстан гражданства Республики Татарстан предопределено содержанием части второй статьи 5 Конституции Российской Федерации, определяющей республику как государство, а гражданство, по мнению заявителей, является неотъемлемым атрибутом государства.
Часть первая статьи 91 Конституции Республики Татарстан устанавливает, что Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан. По мнению заявителей, данная конституционная норма в части, определяющей, что Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, владеющий государственными языками Республики Татарстан, исходит из права Республики Татарстан самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (часть первая статьи 77 Конституции Российской Федерации) и согласуется с частью второй статьи 68 Конституции Российской Федерации, согласно которой республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики.
Исходя из изложенного предметом толкования в данном деле являются: положение части первой статьи 5 Конституции Республики Татарстан, согласно которому территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна; положение о гражданстве Республики Татарстан, установленное статьей 21 Конституции Республики Татарстан; положение части первой статьи 91 Конституции Республики Татарстан, согласно которому Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, владеющий государственными языками Республики Татарстан.
2. В соответствии с частью второй статьи 109 Конституции Республики Татарстан Конституционный суд Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан по запросам, в том числе одной пятой депутатов Государственного Совета Республики Татарстан. Поскольку настоящий запрос внесен группой депутатов Государственного Совета Республики Татарстан в составе 29 человек, что составляет одну пятую от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, он является поданным надлежащим заявителем и подведомственным Конституционному суду Республики Татарстан.
3. Исходя из природы конституционного контроля и смысла статьи 1 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" задачей Конституционного суда Республики Татарстан является защита конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина.
Как следует из части второй статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение, оценивая как буквальный смысл конституционных положений, подлежащих толкованию, так и смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе нормативных правовых актов.
В силу этого конституционные положения, подлежащие толкованию, Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает во взаимосвязи с другими нормами Конституции Республики Татарстан, нормами Конституции Российской Федерации, положениями Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", иными нормативными правовыми актами и общепризнанными принципами и нормами международного права, имеющими отношение к предмету толкования в данном деле.
4. Часть первая статьи 5 Конституции Республики Татарстан, согласно которой территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна, относится к основам конституционного строя. Данная конституционная норма определяет содержание одного из существенных элементов статуса Республики Татарстан как демократического правового государства, объединенного с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющегося субъектом Российской Федерации (часть первая статьи 1 Конституции Республики Татарстан). Провозглашая территорию Республики Татарстан единой и неприкосновенной, толкуемое конституционное положение по своему месту в системе норм Конституции Республики Татарстан представляет собой конституционный принцип, которым закреплены в обобщенной форме существенные признаки правового статуса территории Республики Татарстан. Исходя из этого толкование части первой статьи 5 Конституции Республики Татарстан может быть осуществлено лишь с учетом системной взаимосвязи толкуемой конституционной нормы с соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и указанного Договора.
Конституционно-правовой статус Республики Татарстан как республики (государства), являющейся субъектом Российской Федерации, характеризуется, в частности, тем, что Республика Татарстан имеет собственную территорию, которая, в свою очередь, является составной частью территории Российской Федерации (часть вторая статьи 5, часть первая статьи 65, часть первая статьи 67 Конституции Российской Федерации). Пределы территории Республики Татарстан определены ее границами, имеющими статус административных. Этот вывод следует из содержания и смысла части первой статьи 27 Конституции Российской Федерации, закрепляющей свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, части первой статьи 8 Конституции Российской Федерации, провозглашающей единство экономического пространства, и части первой статьи 74 Конституции Российской Федерации, запрещающей установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Данные нормы Конституции Российской Федерации нашли свою конкретизацию в пункте 13 статьи III указанного выше Договора, которым к совместным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан отнесено обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного движения транспорта, грузов и продукции.
Обладание собственной территорией, обозначенной административными границами и в то же время являющейся составной частью территории Российской Федерации, представляет собой, как это определено постановлением Конституционного суда Республики Татарстан от 7 февраля 2003 года по делу о толковании положения части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан, существенный элемент государственно-правового статуса Республики Татарстан, поскольку территория республики определяет пространственные пределы, в которых Республика Татарстан осуществляет всю полноту государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан (часть первая статьи 1 Конституции Республики Татарстан в ее взаимосвязи со статьей 73 Конституции Российской Федерации).
Толкуемое конституционное положение, согласно которому территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна, исходит из признания и уважения принципа неприкосновенности границ субъектов Российской Федерации, установленного частью третьей статьи 67 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. В развитие данного конституционного принципа Конституцией Республики Татарстан закреплены положения о том, что границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия (часть третья статьи 1) и что границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (часть вторая статьи 5). Указанные положения Конституции Республики Татарстан находятся в системной взаимосвязи с толкуемой конституционной нормой, которая в силу этого по своему содержанию и смыслу означает прежде всего недопустимость одностороннего, то есть без согласия Республики Татарстан и взаимного согласия Республики Татарстан и граничащих с нею субъектов Российской Федерации, изменения границы Республики Татарстан (часть третья статьи 1, часть вторая статьи 5 Конституции Республики Татарстан в их взаимосвязи с частью третьей статьи 67 Конституции Российской Федерации). Решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан отнесено к ведению Государственного Совета Республики Татарстан (пункт двадцать шестой статьи 75 Конституции Республики Татарстан), который в силу конституционно-правовой значимости данных вопросов вправе решать их только путем принятия соответствующих законов Республики Татарстан.
Толкуемое конституционное положение находится в смысловом единстве с нормами части третьей статьи 1 Конституции Республики Татарстан и части пятой статьи 66 Конституции Российской Федерации, согласно которым статус Республики Татарстан не может быть изменен без взаимного согласия Республики Татарстан и Российской Федерации и в соответствии с федеральным конституционным законом. В силу этого единство и неприкосновенность территории Республики Татарстан означает недопустимость одностороннего изменения ее границ также и посредством изменения государственно-правового статуса Республики Татарстан в порядке, не предусмотренном конституционным и законодательным регулированием Российской Федерации и Республики Татарстан.
Толкуемая конституционная норма находится во взаимосвязи с положениями части третьей статьи 4 и пункта "б" статьи 71 Конституции Российской Федерации, поскольку из федеративной природы государственности России в том виде, как она определена Конституцией Российской Федерации, следует, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; в ведении Российской Федерации находятся федеративное устройство и территория Российской Федерации, а в ведении республик в составе Российской Федерации - их территориальное устройство, что подтверждено, в частности, в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". Учитывая, что территориальное устройство образует предмет исключительного ведения Республики Татарстан, установление ее административно-территориального устройства и порядка его изменения отнесено к ведению Государственного Совета Республики Татарстан и определяется законом Республики Татарстан, также как и установление и изменение границ и наименований муниципальных образований (статья 66, пункт двадцать пятый статьи 75 Конституции Республики Татарстан в их взаимосвязи со статьями 71, 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации, а также с пунктом одиннадцатым статьи 5, статьей 13 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Исходя из этого толкуемая конституционная норма, согласно которой территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна, устанавливает целостность и нераздельность территории Республики Татарстан, означающие, что ни одна из определенных статьей 65 Конституции Республики Татарстан административно-территориальных единиц, равно как и отдельные части их территорий, не могут быть выделены из состава территории Республики Татарстан и отнесены к территории другого субъекта Российской Федерации иначе как с согласия Республики Татарстан, выражение которого находится в ведении Государственного Совета Республики Татарстан (пункт двадцать шестой статьи 75 Конституции Республики Татарстан). В соответствии с этим толкуемое положение одновременно выступает и в качестве конституционной гарантии обладания Республикой Татарстан собственной территорией - единой и неприкосновенной - как неотъемлемым и существенным элементом ее государственно-правового статуса.
Таким образом, толкуемое конституционное положение, исходя из его места в системе норм Конституции Республики Татарстан, содержания и смысла, выявленного настоящим толкованием с учетом взаимосвязи данного положения с частью третьей статьи 1, частью второй статьи 5, статьей 65 Конституции Республики Татарстан, а также частью пятой статьи 66, частями первой и третьей статьи 67 Конституции Российской Федерации, выражает конституционный принцип, устанавливающий целостность и нераздельность территории Республики Татарстан, означающие, что ни одна из определенных статьей 65 Конституции Республики Татарстан административно-территориальных единиц, равно как и отдельные части их территорий, не могут быть выделены из состава территории Республики Татарстан и отнесены к территории другого субъекта Российской Федерации иначе как с согласия Республики Татарстан, а также закрепляющий недопустимость одностороннего изменения границ Республики Татарстан, в том числе посредством изменения ее статуса в порядке, не предусмотренном конституционным и законодательным регулированием Российской Федерации и Республики Татарстан, и являющийся конституционной гарантией обладания Республикой Татарстан собственной территорией как неотъемлемым и существенным элементом ее государственно-правового статуса.
5. Часть четвертая статьи 15 во взаимосвязи с частью первой статьи 17 Конституции Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы. Положения статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, пункта 3 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года закрепляют, что каждый человек имеет право на гражданство. Нормы названных международно-правовых актов рассматривают гражданство в качестве устойчивой правовой связи государства и гражданина, в силу которой обладание гражданством служит условием и основанием осуществления человеком всей полноты признаваемых данным государством прав и свобод человека и гражданина, а равно и возложенных на него обязанностей.
Статья 21 Конституции Республики Татарстан, в которой закреплено конституционное положение о гражданстве Республики Татарстан, исходит из общепризнанных принципов и норм международного права, определяющих правовую природу и содержание права человека на гражданство, и учитывает особенности государственно-правового статуса Республики Татарстан как республики (государства), объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом, закрепленного частью первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан в ее взаимосвязи с положениями статьи 5 Конституции Российской Федерации. В силу этого толкуемое положение о гражданстве Республики Татарстан представляет собой конституционное закрепление одного из неотъемлемых и существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как государства.
Конституционно-правовое установление гражданства Республики Татарстан подкрепляется также Договором Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", который, являясь в соответствии со статьей 25 Конституции Республики Татарстан во взаимосвязи с частью второй статьи 5, частью третьей статьи 11 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан, устанавливает, что органы государственной власти Республики Татарстан, осуществляя полномочия государственной власти, решают в том числе вопросы республиканского гражданства (пункт 8 статьи II); органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан совместно осуществляются полномочия по общим и коллизионным вопросам гражданства (пункт 4 статьи III); в ведении Российской Федерации и ее органов находится в том числе гражданство в Российской Федерации (пункт 2 статьи IV).
Для правильного понимания содержания и конституционно-правового смысла положения о гражданстве Республики Татарстан необходимо учитывать единство и взаимосвязь норм статьи 21 Конституции Республики Татарстан, которые устанавливают, что Республика Татарстан имеет свое гражданство (часть первая), гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан (часть вторая), а гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации (часть третья). Из этого следует, что положение о гражданстве Республики Татарстан исходит из признания первичности и базового характера гражданства Российской Федерации, неразрывной правовой взаимосвязи гражданства Российской Федерации и гражданства Республики Татарстан. При этом Конституция Республики Татарстан определяет, что условием для приобретения гражданства Республики Татарстан является постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Республики Татарстан.
Гражданство Республики Татарстан, являясь производным от гражданства Российской Федерации, означает признание за гражданами Республики Татарстан, являющимися одновременно гражданами Российской Федерации, единого и равного конституционно-правового статуса, в соответствии с которым в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан. Исходя из этого граждане Республики Татарстан обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав (часть первая статьи 27, статья 30 Конституции Республики Татарстан в их взаимосвязи с частью второй статьи 6 и частью первой статьи 17 Конституции Российской Федерации).
По этой причине конституционно-правовое установление гражданства Республики Татарстан не означает юридическое закрепление двойного гражданства или отрицание первичности и единства гражданства Российской Федерации, а выражает существование, в силу федеративной природы российской государственности, двух уровней устойчивых правовых связей гражданина Российской Федерации: с Российской Федерацией и Республикой Татарстан как ее субъектом.
Следовательно, по своему содержанию и смыслу положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное в статье 21 Конституции Республики Татарстан, представляет собой конституционно-правовое установление устойчивой правовой связи гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, с Республикой Татарстан. Данная устойчивая правовая связь выражает совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и Республики Татарстан, вытекающих из Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан.
Таким образом, положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное статьей 21 Конституции Республики Татарстан, в том его содержании и смысле, которые выявлены настоящим толкованием, означает устойчивую правовую связь, выражающую совокупность вытекающих из Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан взаимных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, и Республики Татарстан, что представляет собой конституционное закрепление одного из существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как республики (государства), объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом.
6. Толкуемое положение части первой статьи 91 Конституции Республики Татарстан, согласно которому Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, владеющий государственными языками Республики Татарстан, устанавливает одно из условий осуществления гражданами принадлежащих им избирательных прав при выборах Президента Республики Татарстан.
По своему содержанию и конституционно-правовому смыслу толкуемая норма находится в неразрывной взаимосвязи с закрепленными Конституцией Республики Татарстан основами конституционного строя Республики Татарстан, прежде всего с положениями о государственных языках Республики Татарстан (статья 8), а также конституционным принципом, согласно которому граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 22).
Правовой основой решения вопроса о государственных языках Республики Татарстан служат положения статьи 68 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Исходя из этого Конституция Республики Татарстан провозглашает в качестве государственных языков Республики Татарстан равноправные татарский и русский языки и устанавливает, что в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях (статья 8).
Конституционные нормы о государственных языках Республики Татарстан конкретизируются положениями Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-ХII "О языках народов Республики Татарстан". Гарантируя гражданам осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от знания ими какого-либо языка и предусматривая, что знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения прав граждан Республики Татарстан (статья 5), данный Закон определяет правовые условия равноправного функционирования татарского и русского языков как государственных языков, в том числе их обязательное использование в высших органах государственной власти и управления Республики Татарстан (статьи 11, 12), при подготовке и проведении референдумов и выборов в представительные и исполнительные органы в Республике Татарстан, Президента Республики Татарстан (статья 13), в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, включая их официальное делопроизводство и официальную переписку (статьи 14, 15, 16), в судопроизводстве, осуществляемом судами Республики Татарстан (статья 17). Равноправное функционирование государственных языков Республики Татарстан обеспечивается утвержденной постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года N 2186-ХII Государственной программой Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, иными республиканскими нормативными правовыми актами подзаконного характера, которые регламентируют осуществление совокупности соответствующих мероприятий за счет целевых средств республиканского бюджета и составляют единую правовую основу сложившихся в Республике Татарстан условий изучения гражданами государственных языков Республики Татарстан, их свободного и равноправного использования.
Исходя из этого толкуемое конституционное положение в силу его взаимосвязи с конституционными нормами о государственных языках Республики Татарстан означает прежде всего установление такого условия приобретения и реализации пассивного избирательного права граждан при выборах Президента Республики Татарстан, которое учитывает обязательность свободного и равноправного использования государственных языков при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан, а также в деятельности всех органов государственной власти Республики Татарстан, в том числе в деятельности Президента Республики Татарстан, являющегося в соответствии со статьей 89 Конституции Республики Татарстан главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан.
Конституционное положение о владении государственными языками Республики Татарстан как одном из условий приобретения и реализации пассивного избирательного права граждан при выборах Президента Республики Татарстан исходит также из того, что согласно Конституции Российской Федерации формирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем их выборов, осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно (часть первая статьи 77); вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республика осуществляет собственное правовое регулирование (часть четвертая статьи 76), в том числе для защиты прав и свобод человека и гражданина и правового обеспечения их реализации, соразмерных пределам полномочий Республики Татарстан и основам ее конституционного строя (пункт "б" части первой статьи 72 во взаимосвязи со статьей 73).
Образующий одну из основ конституционного строя Республики Татарстан конституционный принцип, согласно которому граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, реализуется совокупностью установленных и гарантированных Конституцией Республики Татарстан прав и свобод граждан в Республике Татарстан. К ним относятся, в частности, закрепленные статьей 45 Конституции Республики Татарстан права граждан участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. Их осуществление неразрывно связано с другими принадлежащими гражданам правами и свободами, в том числе провозглашенными Конституцией Республики Татарстан правом каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения; правом каждого обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; правом свободно получать информацию, сопряженным с возложенной на органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностных лиц обязанностью обеспечить каждому возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не предусмотрено законом (часть вторая статьи 34, статья 45, части первая и вторая статьи 48 Конституции Республики Татарстан в их взаимосвязи с частью второй статьи 24, частью второй статьи 26, частью четвертой статьи 29, статьей 33 Конституции Российской Федерации).
С учетом этого толкуемое конституционное положение, определяя непосредственно одно из условий приобретения и реализации пассивного избирательного права гражданами при выборах Президента Республики Татарстан, является также конституционной гарантией осуществления гражданами в полном объеме принадлежащего им активного избирательного права, в силу которого граждане вправе избирать Президента Республики Татарстан путем их свободного волеизъявления, основанного в том числе на информации о кандидате в Президенты Республики Татарстан и предлагаемой им программе, которую граждане вправе получать на их родных языках или языках общения, имеющих статус государственных языков Республики Татарстан, в ходе предвыборной агитации, в том числе путем личного обращения к кандидату, ознакомлением с его публичными выступлениями и иным образом.
По своему конституционно-правовому смыслу толкуемое положение, определяя владение Президентом Республики Татарстан государственными языками Республики Татарстан как одно из условий приобретения и реализации пассивного избирательного права и конституционную гарантию осуществления в полном объеме активного избирательного права гражданами при выборах Президента Республики Татарстан, исходит из закрепленного Конституцией Российской Федерации положения, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других граждан (часть третья статьи 17). При этом ему не может придаваться значение конституционной нормы ограничивающей избирательные права граждан по признакам национальной принадлежности граждан, а равно принадлежности гражданина к определенному языку как родному языку или языку общения, поскольку это означало бы прямое нарушение положений Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которыми государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от национальной принадлежности и языка (часть вторая статьи 28), а также запрещаются любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам; гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (части первая и вторая статьи 29).
Таким образом, положение части первой статьи 91 Конституции Республики Татарстан, согласно которому Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, владеющий государственными языками Республики Татарстан, по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу, выявленным настоящим толкованием с учетом его взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации и иными нормами Конституции Республики Татарстан, означает условие приобретения и реализации пассивного избирательного права граждан при выборах Президента Республики Татарстан, учитывающее обязательность свободного и равноправного использования государственных языков Республики Татарстан при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан, в деятельности всех органов государственной власти Республики Татарстан, в том числе в деятельности Президента Республики Татарстан как главы государства, высшего должностного лица Республики Татарстан, и представляет собой конституционную гарантию осуществления в полном объеме активного избирательного права гражданами при выборах Президента Республики Татарстан путем их свободного волеизъявления, основанного в том числе на информации о кандидате в Президенты Республики Татарстан и предлагаемой им программе, которую граждане вправе получать на их родных языках или языках общения, имеющих статус государственных языков Республики Татарстан.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьей 67, частями первой, второй, третьей, четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 73 и статьей 94 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Положение части первой статьи 5 Конституции Республики Татарстан, согласно которому территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна, исходя из его содержания и конституционно-правового смысла, выявленного настоящим толкованием с учетом взаимосвязи данного положения с частью третьей статьи 1, частью второй статьи 5, статьей 65 Конституции Республики Татарстан, а также частью пятой статьи 66, частями первой и третьей статьи 67 Конституции Российской Федерации, выражает конституционно-правовой принцип, устанавливающий целостность и нераздельность территории Республики Татарстан, означающие, что ни одна из определенных статьей 65 Конституции Республики Татарстан административно-территориальных единиц, равно как и отдельные части их территорий, не могут быть выделены из состава территории Республики Татарстан и отнесены к территории другого субъекта Российской Федерации иначе как с согласия Республики Татарстан, а также закрепляющий недопустимость одностороннего изменения границ Республики Татарстан, в том числе посредством изменения ее статуса в порядке, не предусмотренном конституционным и законодательным регулированием Российской Федерации и Республики Татарстан, и являющийся конституционной гарантией обладания Республикой Татарстан собственной территорией как неотъемлемым и существенным элементом ее государственно-правового статуса.
2. Положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное статьей 21 Конституции Республики Татарстан, в том его содержании и смысле, которые выявлены настоящим толкованием, означает устойчивую правовую связь, выражающую совокупность вытекающих из Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан взаимных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, и Республики Татарстан, что представляет собой конституционное закрепление одного из существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как республики (государства), объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом.
3. Положение части первой статьи 91 Конституции Республики Татарстан, согласно которому Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, владеющий государственными языками Республики Татарстан, по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу, выявленным настоящим толкованием с учетом его взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации и иными нормами Конституции Республики Татарстан, означает условие приобретения и реализации пассивного избирательного права граждан при выборах Президента Республики Татарстан, учитывающее обязательность свободного и равноправного использования государственных языков Республики Татарстан при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан, в деятельности всех органов государственной власти Республики Татарстан, в том числе в деятельности Президента Республики Татарстан как главы государства, высшего должностного лица Республики Татарстан, и представляет собой конституционную гарантию осуществления в полном объеме активного избирательного права гражданами при выборах Президента Республики Татарстан путем их свободного волеизъявления, основанного в том числе на информации о кандидате в Президенты Республики Татарстан и предлагаемой им программе, которую граждане вправе получать на их родных языках или языках общения, имеющих статус государственных языков Республики Татарстан.
4. В соответствии со статьей 94 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" данное толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционый Суд
Республики Татарстан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда РТ от 30 мая 2003 г. N 9-П "По делу о толковании отдельных положений статей 5, 21, 91 Конституции Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" N 119-166 от 7 июня 2003 г.