Письмо Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
от 8 декабря 1997 г. N 05-01-11
Государственные налоговые инспекции
по районам и городам
В связи с поступающими запросами о порядке применения письма ГНИ по РТ от 24.12.96 N 05-01-11 по вопросу об источнике уплаты лицензионных сборов на осуществление отдельных видов деятельности, сообщаем следующее.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.96 N 98 "О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Татарстан" с 15 февраля 1996 года на территории Республики Татарстан введена обязательная система лицензирования отдельных видов деятельности, предусматривающая получение специальных лицензий на 28 видов деятельности.
В данный перечень включены в частности реализация продовольственных и непроводольственных товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами (по каждой группе подакцизных товаров), к числу которых относятся и вино-водочные изделия; производство, розлив, хранение на предприятиях и оптовая реализация этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья; производство, розлив и хранение на предприятиях и оптовая реализация готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции.
Выдача лицензии на платной основе в соответствии с Положением о порядке ведения лицензионной деятельности, осуществляемой Госкомитетом РТ по защите прав потребителей, утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 09.02.96 N 98 не должна рассматриваться для перечисленных видов деятельности, как налоговый платеж, установленный подпунктом "л" статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" либо пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.10.92 N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие вино-водочные изделия населению, в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, физических лиц - 25 в год. Данный сбор является местным налогом в соответствии с пунктом 4 этой же статьи и может устанавливаться решением органа местного самоуправления.
С учетом особенностей, на территории Республики Татарстан сбор за реализацию алкогольной продукции установлен в размере 100 минимальных месячных оплат труда.
Указом Президента Российской Федерации от 29.10.92 N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", было введено с 1 декабря 1992 года лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, к числу которых относятся и вино-водочные изделия. В соответствии с Указом было принято постановление Кабинета Министров РТ от 15.03.93 N 119 о лицензировании на территории республики торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми акцизами (утратило силу в связи с постановлением Кабмина РТ от 26.04.96 N 339).
Размер платы за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, устанавливался местными органами власти в соответствии с объявленным доходом от их реализации.
Лицензионные сборы за торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в установленном порядке акцизами, уплачивались организациями за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль, а физическими лицами за счет собственных средств, аналогично порядку уплаты, предусмотренному статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" для других лицензионных сборов, устанавливаемых органами местного самоуправления (сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями и т.п.), то есть относились на счет 81 "Использование прибыли".
Лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности представляют собой право на занятие данными видами деятельности в течение длительного периода времени и получение дохода, то есть относятся к нематериальным активам.
Нематериальные активы, используемые в процессе осуществления деятельности, переносят свою стоимость на себестоимость продукции через износ. В соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 1 ноября 1993 года N 119/НП-4-04/172Н расходы по лицензированию на право осуществления уставной деятельности сроком свыше года подлежат отражению на счете 04 "Нематериальные активы" (со списанием ежемесячно равными долями на затраты производства в зависимости от срока) и на счете 31 "Расходы будущих периодов" (при сроке лицензии или патента на 1 год). Исключение составляют лицензионные сборы за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Согласно утвержденному Минфином Республики Татарстан, Госкомитетом по защите прав потребителей РТ, Государственной налоговой инспекцией по РТ "Порядку внесения в бюджет и перечисления лицензионных сборов за право производства, розлива и хранения алкогольной продукции и оптовой продажи алкогольной продукции" от 14.02.96 N 05-08/01-08/04-01-01 с изменениями от 21.03.96 N 14-02/01-80/04-01-01, при отражении в бухгалтерском учете операций РТ по лицензионным сборам за производство, розлив и хранение алкогольной продукции дебетуется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", субсчет "Лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции", а по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции дебетуется счет 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 67 субсчет "Лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции".
Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по лицензированию торговли товарами, облагаемыми в установленном порядке акцизами (розничная торговля алкогольными напитками, табачными изделиями, легковыми автомобилями, бензином) аналогичен порядку отражения затрат по лицензированию оптовой торговли алкогольной продукцией, т.е. за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Разъяснения, изложенные в данном письме, не вступают в противоречие с письмом ГНИ по РТ от 24.12.96 N 05-01-11 и вносят в него дополнительные разъяснения. В связи с этим вышеуказанным письмо следует руководствоваться в соответствии с настоящими разъяснениями.
В связи с этим, Государственным налоговым инспекциям по районам и городам при необходимости внести изменения по указанному вопросу.
Заместитель начальника Государственной налоговой
инспекции по Республике Татарстан |
Е.Н.Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной налоговой инспекции по РТ от 8 декабря 1996 г. N 05-01-11
Текст письма официально опубликован не был