Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Республиканский стандарт Республики Татарстан РСТ РТ СУР 64-31/1 "Системы управления ресурсосбережением. Требования и руководство по применению" (утв. Минэкономики РТ и ФГУ "Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации" 6 сентября 2002 г.)

Введение

 

Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной эффективности производства и демонстрировать ее, контролируя свои затраты в т.ч. через политику ресурсосбережения с учетом своей политики и целевых показателей ресурсосбережения.

Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на ресурсосбережение, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами ресурсосбережения, включая устойчивое развитие.

Многие организации провели "анализ" или "аудит" ресурсосбережения, чтобы оценить свою ресурсоэффективность. Однако сами по себе эти "анализы" и "аудиты" могут быть недостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшем будет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы быть действенными, эти "анализы" и "аудиты" должны проводиться в рамках структурированной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью.

Республиканский стандарт, распространяющийся на управление ресурсосбережением, предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления ресурсосбережением, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления, с тем чтобы содействовать организациям в деле достижения экономических целей. Этот стандарт не предназначен для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

Настоящий республиканский стандарт устанавливает требования к системе управления ресурсосбережением. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и масштабов с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рис.1.

 

                                /-->
                          /--------------------\
                    /-----|Постоянное улучшение|   /-----------------\
      /-----------------\ \--------------------/   |    Политика     |
      |Анализ со стороны|                          |ресурсосбережения|
      |  руководства    |                          \-----------------/
      \-----------------/                        /------------\
          /-------------------\                  |Планирование|
          |Проведение проверок|                  \------------/
          | и корректирующее  |      /----------------\
          |     действие      |------|   Внедрение и  |
          \-------------------/      |функционирование|
                                     \----------------/

 

           Рис.1. Модель системы управления ресурсосбережением
                       согласно данному стандарту

 

 

Успех системы управления зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система управления дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем, чтобы сформулировать ее политику ресурсосбережения и целевые показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого республиканского стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по ресурсосбережению при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.

Управление ресурсосбережением охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого республиканского стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления ресурсосбережением.

Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке высшим руководством предприятия. Следует отметить, что настоящий стандарт не устанавливает абсолютных требований к эффективности ресурсосбережения помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему.

Принятие и систематическое выполнение методов управления ресурсосбережением могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с ресурсосбережением. Чтобы достичь целевых показателей, система управления ресурсосбережением должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать эффективность такой технологии с точки зрения ресурсосбережения.

К настоящему республиканскому стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления ресурсосбережением.

Требования к системе управления ресурсосбережением, содержащиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления процессами ресурсосбережения в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о существенных воздействиях на процессы ресурсосбережения. Он применим к тем аспектам ресурсосбережения, которые организация может контролировать, и на которые она может, предположительно, оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев эффективности ресурсосбережения.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:

а) внедрить, поддержать и улучшить систему управления ресурсосбережением;

б) удостовериться в своем соответствии сформулированной ею политике ресурсосбережения;

в) продемонстрировать это соответствие другим;

г) добиться сертификации/регистрации внешней организацией своей системы управления процессами ресурсосбережения;

д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему республиканскому стандарту и самой заявить об этом соответствии.

Все требования, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для включения в любую систему управления процессами ресурсосбережения. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как политика ресурсосбережения организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует. В приложении А настоящего стандарта содержится информативное руководство по использованию требований.

Область любого применения настоящего стандарта должна быть четко определена.

Примечание. Для простоты использования подпункты настоящего стандарта и приложения А имеют схожие номера. Например, в подпунктах 4.3.3 и А.3.3 рассматриваются целевые и плановые экологические показатели, а в подпунктах 4.5.4 и А.5.4 - аудит системы управления окружающей средой.

2. Нормативные ссылки

 

В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.

3. Определения

 

Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения. Для терминов "постоянное улучшение", "организация", "заинтересованная сторона" применяются определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.

3.1. Постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Примечание. Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) и заключения по результатам аудита (проверки), анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим.

3.2. Ресурсосбережение: Деятельность организации (3.12) по рациональному использованию всех ресурсов, включая электроэнергию, тепловую энергию, все виды материальных ресурсов, труд человека и их взаимодействие.

Примечание. В данном контексте понятие ресурсосбережение простирается от деятельности в пределах организации (3.12) и до глобальной системы.

3.3. Аспект ресурсосбережения: Элемент деятельности организации (3.12), ее продукции или услуг, который может влиять на ресурсоемкость производимых продукции и услуг.

Примечание. Важным аспектом ресурсосбережения является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие.

3.4. Воздействие ресурсосбережения: Любое отрицательное или положительное изменение ресурсоемкости, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации (3.12), ее продукции или услуг.

3.5. Система управления процессами ресурсосбережения: Часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания политики ресурсосбережения (3.9).

3.6. Аудит системы управления процессами ресурсосбережения: Систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных, с тем чтобы определить, соответствует ли система управления процессами ресурсосбережения (3.2), принятая в организации (3.12), критериям аудита такой системы, установленным данной организацией (3.12), а также сообщить результаты, полученные в ходе этого процесса, руководству.

3.7. Целевой показатель ресурсосбережения: Общий целевой показатель состояния ресурсосбережения, вытекающий из политики ресурсосбережения (3.9), который организация (3.12) стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

3.8. Эффективность ресурсосбережения (характеристики ресурсосбережения): Измеряемые результаты системы управления процессами ресурсосбережения, (3.5) связанные с контролированием организацией (3.12) ее аспектов ресурсосбережения (3.3), основанных на ее политике ресурсосбережения (3.9), а также на целевых и плановых показателях ресурсосбережения (3.7 и 3.10).

3.9. Политика ресурсосбережения: Заявление организации (3.12) о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей эффективностью ресурсосбережения (3.2), которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения (3.7 и 3.10).

3.10. Плановый показатель ресурсосбережения: Детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации (3.12) или ее частям, которое вытекает из целевых показателей ресурсосбережения (3.7) и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевые показатели.

3.11. Заинтересованная сторона: Лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации (3.12).

Примечание. Группа может состоять из организации, ее части или нескольких организаций.

3.12. Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.

Примечания.

1. Распределение обычно бывает упорядоченным.

2. Организация может быть государственной или частной.

3. Настоящее определение действительно применительно к настоящему стандарту и к стандартам на системы менеджмента качества. Термин "организация" определен иначе в руководстве ИСО/МЭК 2.

3.13. Предотвращение расточительного использования ресурсов: Использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать расточительного использования ресурсов, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание. Потенциальными выгодами от предотвращения расточительного использования ресурсов являются уменьшение ресурсоемкости продукции, повышение эффективности и снижение стоимости.

4. Требования к системе управления ресурсосбережением

 

4.1. Общие требования

Организация (3.12) должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления процессами ресурсосбережения (3.5), требования к которой приведены в пункте 4.

4.2. Политика ресурсосбережения

Высшее руководство должно определить политику ресурсосбережения (3.9) организации (3.12) и обеспечить, чтобы эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;

б) включала обязательство в отношении постоянного улучшения (3.1) процессов ресурсосбережения и предотвращения расточительного использования ресурсов (3.13);

в) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

г) предусматривала основу для установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения (3.7, 3.10 и 4.3.3) и их анализа;

д) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;

е) была доступна для общественности.

4.3. Планирование

4.3.1. Аспекты ресурсосбережения

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) идентификации аспектов ресурсосбережения (3.3) своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать существенные воздействия на ресурсоемкость. Организация (3.12) должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими существенными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых показателей ресурсосбережения (3.7, 4.3.3) организации.

Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.2. Законные и другие требования

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается и которые применяются к ресурсосберегающим аспектам (3.3) ее деятельности, продукции или услуг.

4.3.3. Целевые и плановые показатели ресурсосбережения

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые показатели ресурсосбережения (3.7 и 3.10) для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации.

При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать законные и другие требования, свои существенные ресурсосберегающие аспекты (3.3), свои технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также точку зрения заинтересованных сторон.

Целевые и плановые показатели ресурсосбережения (3.7, 3.10) должны быть согласованы с политикой ресурсосбережения (3.9, 4.2), включая обязательство по снижению ресурсоемкости.

4.3.4. Программа(ы) управления ресурсосбережением

Организация (3.12) должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых показателей ресурсосбережения (3.7, 3.10, 4.3.3). Такая программа должна включать:

а) распределение ответственности за достижение целевых и плановых показателей ресурсосбережения для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации;

б) средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Если проект связан с новыми разработками и новыми или модифицированными видами деятельности, продукции или услуг, то программа должна быть изменена там, где это необходимо, чтобы обеспечить применимость системы управления ресурсосбережением к такому проекту.

4.4. Внедрение и функционирование

4.4.1. Структура и ответственность

Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем, чтобы содействовать эффективному управлению ресурсосбережением.

Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления ресурсосбережением (3.5) и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, специальные знания и опыт, технологию, материальные, энергетические и финансовые ресурсы.

Высшее руководство организации должно назначать своего(их) специального(ых) представителя(лей), который(е) независимо от других обязанностей должен(жны) иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы:

а) гарантировать, что требования системы управления ресурсосбережением выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне в соответствии с настоящим стандартом;

б) представлять отчеты о функционировании системы высшему руководству для анализа и в качестве основы для совершенствования системы управления ресурсосбережением.

4.4.2. Обучение, осведомленность и компетентность

Организация (3.12) должна определять свои потребности в обучении персонала.

Она должна требовать, чтобы весь персонал, чья работа может в значительной степени повлиять на ресурсосбережение, прошли соответствующее обучение.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие ее служащим или сотрудникам каждого соответствующего подразделения и уровня понимать:

а) важность соответствия политике ресурсосбережения (3.9, 4.2), процедурам и требованиям системы управления ресурсосбережением (3.5);

б) существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на ресурсосбережение и пользу в повышении персональной эффективности для ресурсосбережения;

в) свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия политике ресурсосбережения (3.9) и процедурам, а также требованиям системы управления ресурсосбережением (3.5), включая требования к подготовленности к спорным ситуациям и к реагированию на них;

г) потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур.

Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на ресурсосбережение, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

4.4.3. Связь

Относительно своих ресурсосберегающих аспектов (3.3, 4.3.1) и системы управления ресурсосбережением (3.5) организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:

а) внутренней связи между различными уровнями и подразделениями организации (3.12);

б) получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон (3.11), их документального оформления и ответа на них.

Организация должна предусмотреть процессы внешних сообщений о своих существенных ресурсосберегающих аспектах (3.3, 4.3.1) и регистрации своих решений.

4.4.4. Документация системы управления ресурсосбережением

Организация (3.12) должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для:

а) описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия;

б) указания связанной с ними документации.

4.4.5. Управление документацией

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:

а) их можно было найти;

б) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

в) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления ресурсосбережением;

г) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения;

или каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;

д) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны быть указаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены процедуры и определены обязанности, касающиеся разработки и актуализации документов различного вида. Процедуры должны поддерживаться в рабочем состоянии.

4.4.6. Управление операциями

Организация (3.12) должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными аспектами ресурсосбережения (3.3 и 4.3.1), согласующимися с ее политикой, целевыми и плановыми показателями ресурсосбережения (3.7, 3.10, 4.3.3).

Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем, чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:

а) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от политики ресурсосбережения (3.9, 4.2), целевых и плановых показателей ресурсосбережения (3.7, 3.10, 4.3.3);

б) обусловливания в процедурах рабочих критериев;

в) установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными аспектами ресурсосбережения товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.

4.4.7. Подготовленность к спорным ситуациям и реагирование на них

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения спорных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на ресурсозатраты, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к спорным ситуациям и реагирования на них.

Организация также должна периодически проверять такие процедуры, если это осуществимо.

4.5. Проведение проверок и корректирующие действия

4.5.1. Мониторинг и измерение

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на ресурсосбережение (3.2). Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым показателям ресурсосбережения (3.7, 3.10, 4.3.3) организации.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим законодательству и регламентам.

4.5.2. Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствия, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.

Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного и потенциального несоответствий, должно быть пропорционально важности проблем и соразмерно выявленному воздействию на ресурсосбережение (3.2).

Организация должна провести и зарегистрировать любые изменения в документированных процедурах в результате корректирующих и предупреждающих действий.

4.5.3. Зарегистрированные данные

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных о ресурсосбережении (3.2). Эти данные должны включать в себя сведения об обучении и результаты аудитов (4.5.4) и проведенных анализов (4.6).

Зарегистрированные данные о ресурсосбережении должны быть удобочитаемы, идентифицируемы и прослеживаемы по охваченным видам деятельности, продукции или услуг. Эти данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений, порчи или потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован.

Зарегистрированные данные должны актуализироваться, как это необходимо для системы и организации, с тем, чтобы продемонстрировать соответствие требованиям настоящего стандарта.

4.5.4. Аудит системы управления ресурсосбережением

Организация (3.12) должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) и процедуры периодических аудитов системы управления ресурсосбережением (3.6), проводимых для того, чтобы:

а) определить:

1) соответствует ли система управления ресурсосбережением (3.5) запланированным мероприятиям по управлению ресурсосбережением, в том числе требованиям настоящего стандарта;

2) должным ли образом система управления ресурсосбережением (3.5) реализуется и поддерживается в рабочем состоянии;

б) предоставить информацию о результатах аудита руководству.

Программа аудита для организации, включая любой график, должна быть основана на значимости, с точки зрения ресурсосбережения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Для того чтобы быть исчерпывающими, процедуры аудита должны охватывать область распространения аудита, частоту и методологию его проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрации результатов.

4.6. Анализ со стороны руководства

Высшее руководство организации должно анализировать систему управления ресурсосбережением через установленные им промежутки времени, с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценивания. Анализ должен документально оформляться. Анализ со стороны руководства должен проводиться для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления ресурсосбережением в свете результатов аудита системы (4.5.4), изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению (3.1).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Республиканский стандарт Республики Татарстан РСТ РТ СУР 64-31/1 "Системы управления ресурсосбережением. Требования и руководство по применению" (утв. Минэкономики РТ и ФГУ "Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации" 6 сентября 2002 г.)

 

Текст стандарта официально опубликован не был