Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А (информативное)
к Республиканскому стандарту Республики Татарстан
"Системы управления ресурсосбережением"
Руководство
по использованию требований
Приложение содержит дополнительную информацию о требованиях. Оно предназначено для того, чтобы избежать неправильного толкования настоящего стандарта.
Приложение касается только требований к системе управления ресурсосбережением, содержащихся в п.4.
А.1. Общие требования
Предполагается, что внедрение системы управления ресурсосбережением, описанной в настоящем стандарте, приведет к повышению ресурсоэффективности. В основе стандарта лежит концепция, согласно которой организация должна периодически анализировать и оценивать свою систему управления ресурсосбережением, с тем чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшений и их реализации. Улучшения системы управления ресурсосбережением должны в результате привести к дополнительному повышению эффективности ресурсосбережения.
Система управления ресурсосбережением предусматривает структурированный процесс для достижения постоянного улучшения; скорость и размах этого процесса должны определяться организацией с учетом экономических и других обстоятельств.
Несмотря на то, что в результате выбора систематического подхода можно ожидать некоторого повышения эффективности ресурсосбережения, следует понять, что система управления ресурсосбережением является средством, дающим организации возможность достичь того уровня эффективности ресурсосбережения, который она сама себе установила, и систематически контролировать его. Создание и введение в действие системы управления ресурсосбережением само по себе необязательно приведет к немедленному положительному воздействию на ресурсосбережение.
Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить этот стандарт в рамках всей организации или ее отдельной функциональной единицы либо отдельных видов деятельности. Если стандарт внедряется для отдельной функциональной единицы либо отдельного вида деятельности, политика и процедуры, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований этого стандарта при условии, что они применимы к данной отдельной функциональной единице либо отдельному виду деятельности, на которые будет распространяться стандарт. Уровень детализации и сложности системы управления ресурсосбережением, объем документации и выделяемые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности. Это может быть верно, в частности, для малых и средних предприятий.
Интеграция аспектов ресурсосбережения с общей системой административного управления может внести свой вклад в эффективное внедрение системы управления ресурсосбережением, а также в результативность и четкое распределение обязанностей.
Настоящий стандарт содержит требования к системе административного управления, основанные на динамическом циклическом процессе "планирование, внедрение, контроль и анализ".
Система должна позволить организации:
а) определить политику ресурсосбережения, подходящую для нее самой;
б) идентифицировать аспекты ресурсосбережения, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить существенные воздействия на ресурсосбережение;
в) идентифицировать соответствующие законные и регламентные требования;
г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые показатели ресурсосбережения;
д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых показателей ресурсосбережения;
е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу, с тем, чтобы обеспечить как соответствие системы управления ресурсосбережением установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;
ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
А.2. Политика ресурсосбережения
Политика ресурсосбережения является двигателем в деле внедрения и улучшения системы управления ресурсосбережением для данной организации, с тем, чтобы она могла поддерживать и потенциально повышать свою ресурсоэффективность. Поэтому политика должна отражать обязательство высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления ресурсосбережением.
Политика создает основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, с тем, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.
Высшее руководство организации должно определить и документально оформить свою политику ресурсосбережения в рамках политики ресурсосбережения более крупной корпоративной организации, частью которой она является, и с одобрения этой организации, если такая имеется.
Примечание. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию.
А.3. Планирование
А.3.1. Аспекты ресурсосбережения
Подпункт 4.3.1 предназначен для того, чтобы обеспечить для организации процесс идентификации важных аспектов ресурсосбережения в качестве приоритетных для системы управления ресурсосбережением. При этом процессе следует учитывать расходы и время для проведения анализа, а также наличие надежных данных. В процессе идентификации можно использовать информацию, уже полученную для регламентирующих или других целей. Организации могут также принять во внимание степень практически осуществимого контроля рассматриваемых аспектов ресурсосбережения.
Организациям следует определить свои аспекты ресурсосбережения с учетом входной и выходной информации, связанной с их текущими и соответствующими прошлыми видами деятельности, продукцией и/или услугами.
Организации, не имеющей системы управления ресурсосбережением, следует сначала определить с помощью анализа свое истинное положение относительно ресурсосбережения.
Целью анализа должно быть рассмотрение всех аспектов ресурсосбережения организации в качестве основы для создания системы управления ресурсосбережением.
Организации, имеющие действующую систему управления ресурсосбережением, могут не проводить такой анализ.
Анализ должен охватывать четыре ключевые области:
а) законные и регламентные требования;
б) идентификацию важных аспектов ресурсосбережения;
в) изучение всех существующих методов и процедур управления ресурсосбережением;
г) оценивание информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий.
Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках организации.
Уместный подход к анализу может включать в себя контрольные перечни, интервью, непосредственные проверки и измерения, результаты предшествующих аудитов или других анализов в зависимости от характера деятельности организации.
В процессе идентификации важных аспектов ресурсосбережения, связанных с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть:
а) энергоемкость;
б) затраты тепловой энергии;
в) материалоемкость;
г) трудоемкость;
д) использование сырья и природных ресурсов;
е) другие локальные проблемы.
В этом процессе следует рассматривать нормальные рабочие условия, условия останова и пуска, а также реалистические потенциально возможные значительные воздействия, связанные с обосновано прогнозируемыми или аварийными ситуациями.
Этот процесс предназначен для того, чтобы идентифицировать важные аспекты ресурсосбережения, связанные с деятельностью, продукцией или услугами, и не предназначен для того, чтобы требовать проведения оценки жизненного цикла. Организациям не надо оценивать входные данные о каждом изделии, компоненте или сырье. Они могут выбрать категории видов деятельности, продукции или услуг, с тем, чтобы идентифицировать те аспекты, которые с наибольшей вероятностью окажут существенное воздействие.
Контроль аспектов ресурсосбережения в продукции и влияние на них существенно меняются в зависимости от положения организации на рынке. Подрядчик или поставщик организации может осуществлять контроль сравнительно в небольшой степени, в то время как организация, ответственная за проектирование продукции, может существенно менять аспекты, изменив, к примеру, лишь один входной материал.
Признавая, что организации могут иметь ограниченную возможность контроля над использованием и удалением своей продукции, им все же следует предусмотреть там, где это осуществимо, надлежащие механизмы переработки продукции и ее утилизации.
Это условие не должно привести к изменению или повышению законных обязательств организации.
А.3.2. Законные и другие требования
Примерами других требований, с которыми организация может согласиться, являются:
а) своды правил, применяемые в промышленности;
б) договоренности с государственными органами власти;
в) не регламентные руководящие указания.
А.3.3. Целевые и плановые показатели ресурсосбережения
Целевые показатели должны быть конкретными, а плановые показатели - измеряемыми там, где это возможно, а там, где это уместно, следует принимать во внимание предупредительные меры.
При рассмотрении своих технологических вариантов организация может предусмотреть использование новейших технологий там, где это экономически возможно, эффективно с точки зрения стоимости и признано уместным.
Упоминание финансовых требований организации не означает, что организация обязана применять дорогостоящие ресурсосберегающие методологии.
А.3.4. Программа(ы) управления ресурсосбережением
Разработка и применение одной или нескольких программ является ключевым элементом для успешной реализации системы управления ресурсосбережением. В программе следует описать, каким образом будут достигнуты целевые и плановые показатели ресурсосбережения организации, включая сроки и персонал, ответственный за реализацию политики ресурсосбережения организации. Программу можно разделить на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Программа должна включать анализ новых видов деятельности с точки зрения ресурсосбережения.
Там, где это уместно и выполнимо, в программу можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию. Применительно к установкам или существенным модификациям процессов можно рассмотреть планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и в соответствующее время, установленное организацией, вывод из эксплуатации.
А.4. Внедрение и функционирование
А.4.1. Структура и ответственность
Успешное внедрение системы управления ресурсосбережением возможно только при участии всех сотрудников организации. Поэтому нельзя считать, что ответственность за ресурсосбережение ложится только на определенную службу. Она может ложиться и на другие подразделения организации, например на оперативное руководство или штатные службы.
Обязательство по ресурсосбережению должно начинаться с высших уровней руководства. Соответственно этому высшее руководство должно определить политику ресурсосбережения организации и обеспечить внедрение системы управления ресурсосбережением. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы управления ресурсосбережением. В больших организациях или организациях со сложной структурой может быть несколько назначенных представителей. На малых или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Высшее руководство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами в целях внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления ресурсосбережением. Важно также четко определить основные обязанности по ведению системы управления ресурсосбережением и сообщить об этом соответствующему персоналу.
А.4.2. Обучение, осведомленность и компетентность
Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Организация должна также требовать, чтобы подрядчики, работающие от ее имени, могли продемонстрировать необходимую подготовку своих служащих.
Руководство должно определить необходимый уровень квалификации, компетентности и образования, с тем чтобы гарантировать возможности служащих, особенно тех, которые выполняют специализированные функции по управлению ресурсосбережением.
А.4.3. Связь
Организация должна внедрить процедуру получения и документирования необходимой информации и запросов от заинтересованных сторон, а также подготовки ответа на них. Эта процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. В некоторых случаях ответы на вопросы заинтересованных сторон могут включать соответствующую информацию о воздействиях на ресурсосбережение, связанных с деятельностью организации. Эти процедуры должны предусматривать необходимую связь с государственными органами власти по вопросу планирования и по другим проблемам, представляющим взаимный интерес.
А.4.4. Документация системы управления ресурсосбережением
Степень детализации документации должна быть достаточной для описания основных элементов системы управления ресурсосбережением и их взаимодействия, а также для указания пути получения более подробной информации о функционировании отдельных частей системы управления ресурсосбережением. Эта документация может быть объединена с документацией других систем данной организации. Она необязательно должна быть в виде самостоятельного руководства.
К смежной документации можно отнести:
а) информацию о процессе;
б) организационные схемы;
в) внутренние стандарты и рабочие процедуры;
г) планы на случай аварийной ситуации на месте.
А.4.5. Управление документацией
Назначение п.4.4.5 в том, чтобы обеспечить со стороны организаций разработку и актуализацию документов в той степени, которая достаточна для внедрения системы управления ресурсосбережением. Однако главное внимание организации должны уделять эффективному внедрению этой системы и ресурсоэффективности, а не комплексной системе управления документацией.
А.4.6. Управление операциями
В последующем пересмотре сюда может быть внесен текст.
А.4.7. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
В последующем пересмотре сюда может быть внесен текст.
А.5. Проведение проверок и корректирующие действия
А.5.1. Мониторинг и измерение
В последующем пересмотре сюда может быть внесен текст.
А.5.2. Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия
При разработке и поддержании в рабочем состоянии процедур изучения и корректирования несоответствия организация должна учесть следующие основные элементы:
а) идентификацию причины несоответствия;
б) идентификацию и выполнение необходимого корректирующего действия;
в) выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения несоответствия;
г) регистрацию любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия.
В зависимости от ситуации корректирующее действие можно выполнить быстро, с минимальным формальным планированием, или же оно может потребовать более сложной и длительной работы. Связанная с этим документация должна соответствовать уровню корректирующего действия.
А.5.3. Зарегистрированные данные
Процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных следует фокусировать на тех данных, которые необходимы для внедрения и функционирования системы управления ресурсосбережением и для фиксирования объема, в каком запланированные целевые и плановые показатели ресурсосбережения выполнены.
Зарегистрированные данные ресурсосбережения могут включать:
а) информацию о применяемых законах или других требованиях;
б) записи о жалобах;
в) записи об обучении;
г) информацию о процессе;
д) информацию о продукции;
е) протоколы проверок, акты технического обслуживания, протоколы поверок;
ж) информацию о подрядчике и поставщике;
з) отчеты о происшествиях.
Особое внимание следует обратить на конфиденциальную деловую информацию.
А.5.4. Аудит системы управления ресурсосбережением
Программа и процедуры аудита должны охватывать:
а) виды деятельности и участки, подлежащие аудиту;
б) частоту проведения аудита;
в) обязанности, связанные с управлением и проведением аудита;
г) передачу сведений о результатах аудита;
д) компетенцию аудитора;
е) способы проведения аудита.
Аудиты могут проводиться персоналом самой организации и/или лицами извне, выбранными организацией. В любом случае лица, проводящие аудит, должны находиться в таком положении, чтобы делать это объективно и беспристрастно.
А.6. Анализ со стороны руководства
Для того чтобы поддерживать постоянное улучшение, пригодность и эффективность системы управления ресурсосбережением, руководство организации должно анализировать и оценивать эту систему через определенные интервалы. Область распространения анализа должна быть обширной, хотя не все элементы системы управления ресурсосбережением должны анализироваться одновременно, и процесс анализа может происходить в течение какого-то периода времени.
Анализ должен включать:
а) результаты аудита;
б) объем, в каком целевые и плановые показатели ресурсосбережения выполнены;
в) постоянную пригодность системы управления ресурсосбережением с учетом изменяющихся условий и информации;
г) интересы соответствующих сторон.
Наблюдения, выводы и рекомендации должны быть документально оформлены для проведения необходимого действия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.