Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 7 июля 2003 г. N 660
"Об утверждении "Временной методики определения размера вреда,
причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов
выброса загрязняющих веществ при эксплуатации
автотранспортных средств"
Согласно письму Минюста РТ от 18 июля 2003 г. N 13.02.09 Временная методика, утвержденная настоящим приказом, признана не нуждающейся в государственной регистрации, т.к. носит рекомендательный характер
Приказываю:
1. Утвердить "Временную методику определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств".
2. Отделу нормативно-правового регулирования обеспечить направление на регистрацию указанной выше Временной методики в Министерство юстиции Республики Татарстан.
3. Признать утратившими силу приказы Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 15.08.01 г. N 93 и от 21.03.2003 г. N 262, приказ Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан от 28.08.98 г. N 585а.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра - руководителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Щеповских А.И.
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан |
Б.Г.Петров |
Решением Приволжского районного суда г.Казани от 9 декабря 2005 г. N 2-1167\05 настоящая Временная методика признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 26 января 2006 года.
Временная методика
определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением
установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации
автотранспортных средств
(утв. приказом Минэкологии РТ от 7 июля 2003 г. N 660)
Временная методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств (далее - Временная методика) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 04.05.99 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Законом Республики Татарстан от 12.02.97 г. N 1040 "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан";
- Законом Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2442 "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха".
1. Общие положения
1.1. Временная методика предназначена для определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением предельно допустимых нормативов содержания вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств (передвижных источников загрязнения атмосферы), приводимых в движение двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и других условий, установленных государственными стандартами.
1.2. Вред, исчисленный в соответствии с настоящей Временной методикой, подлежит возмещению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы.
1.3. Временная методика предназначена для использования структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), природопользователями, другими органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды и эксплуатации автотранспортных средств.
1.4. Взыскание сумм в возмещение вреда, наносимого сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ, поступающими в атмосферный воздух с отработавшими газами транспортных средств, производится в соответствии с действующим законодательством.
1.5. В случае несоответствия действующим стандартам токсических характеристик нового или отремонтированного транспортного средства или ДВС (в пределах гарантийного срока), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предъявляются претензии и иски заводу-изготовителю (авторемонтному заводу, станции техобслуживания) в порядке, определенном действующим законодательством.
1.6. Возмещение вреда не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
2. Порядок определения размера вреда, причиненного окружающей среде
превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ
в отработавших газах транспортных средств
2.1. Факт превышения нормативов содержания загрязняющих веществ, установленных действующими ГОСТами по соответствующим группам автотранспортных средств, определяется инструментальным путем в ходе осуществления государственного контроля.
Количество автомобилей, подвергаемых инструментальному контролю из числа принадлежащих организациям, предприятиям, учреждениям, индивидуальным предпринимателям (далее - предприятиям) должно составлять не менее:
50% - от количества выпущенных на линию в день (период) проверки автомашин при общем числе их на предприятии до 100 единиц включительно;
30% - от количества выпущенных на линию в день (период) проверки автомашин при общем числе их на предприятии до 500 единиц включительно;
20% - от количества выпущенных на линию в день (период) проверки автомашин при общем числе их на предприятии свыше 500 единиц.
2.1.1. В случае невозможности выполнения требований п.2.1 по вине предприятия, выявленная доля автотранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах распространяется на всю численность автопарка предприятия.
2.2. При обнаружении превышения предельно допустимых нормативов содержания вредных веществ в отработавших газах период, за который производится расчет размера вреда, устанавливается:
- при предоставлении документов, подтверждающих дату последнего инструментального замера, произведенного в установленном порядке на Контрольно-регулировочных постах предприятия (или специализированного предприятия, осуществляющего проверку транспорта по договору с проверяемым предприятием) или специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды, равным периоду со дня последнего инструментального замера до даты оформления протокола по факту превышения;
- при отсутствии сведений, подтверждающих дату последнего контрольного замера, равным году.
2.3. Сумма вреда, предъявляемая к возмещению за превышение установленных нормативов содержания вредных веществ в отработавших газах, зависит также от кратности превышения.
3. Определение размера вреда, причиненного окружающей среде
превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ
при эксплуатации транспортных средств
3.1. Размер вреда, причиненного окружающей среде превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автотранспортных средств предприятия, выявленных при проведении инструментального контроля установленного, в соответствии с п.2.1, количества автотранспорта, определяется по формуле:
P -2
S = сумма Yj х Nj х Кпр х Кэ х 10 , (1)
j=1
где
S - размер вреда, причиненного окружающей среде выпуском на линию автотранспортных средств из проверенной партии с превышением предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах;
j - автотранспортное средство j = 1,......P;
Nj - пробег транспортного средства (км) за расчетный период.
В случае отсутствия или непредставления сведений, подтверждающих пробег транспортного средства, применяется величина среднесуточного пробега равная 100 км. Среднее количество рабочих дней в году принимается равным 250;
Кпр - коэффициент превышения содержания загрязняющих веществ. Рассчитывается как соотношение фактического содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобиля к предельно допустимому нормативу, установленному государственным стандартом для соответствующего транспортного средства. В том случае, если превышение нормативов, установленных действующими ГОСТами, отмечается на обоих режимах работы двигателя и по разным показателям (веществам), для расчета берется коэффициент большей кратности;
Кэ - коэффициент экологической ситуации, в Республике Татарстан для атмосферного воздуха равен 1,9;
Yj - величина экономического ущерба, соответственно на 100 км пробега автомобиля, определяется согласно Таблице 1.
Таблица 1
/-----------------------------------------------------------------------\
| Группа автомобилей |Удельный экономический ущерб|
| | на 100 км пробега, руб. |
|------------------------------------------+----------------------------|
|Легковой служебный и специальный автомо-| 10,8 |
|биль | |
|------------------------------------------+----------------------------|
|Грузовой (специальный) автомобиль и авто-| 16 |
|бус с бензиновым ДВС, а также работающие| |
|на сжиженном нефтяном газе | |
|------------------------------------------+----------------------------|
|Грузовой (специальный) автомобиль и авто-| 10 |
|бус с дизельным ДВС | |
|------------------------------------------+----------------------------|
|Автомобили, работающие на сжатом природном| 5,6 |
|газе, в т.ч. газодизельные | |
\-----------------------------------------------------------------------/
3.2. В случае не предоставления предприятием установленного количества автотранспортных средств, подвергаемых инструментальному контролю, согласно п.2.1, размер вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах, определяется по каждой группе автотранспортных средств по формуле:
P -2
S1' [2, 3, 4] = сумма Yj х Nj х Кпр х Кэ х 10 / R, (2)
j=1
где
S1', S2', S3', S4' - размеры вреда, причиненного окружающей среде превышением предельно допустимых норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автотранспортных средств предприятия каждой группой (распределение на группы в соответствии с таб.1).
j - автотранспортное средство соответствующей группы j = 1,.......P [1, 2, 3, 4];
R - доля автотранспортных средств, подвергшихся инструментальному замеру. Рассчитывается как соотношение количества автотранспортных средств соответствующей группы, подвергнутых инструментальному контролю к общему количеству автотранспортных средств данной группы на предприятии.
Общий размер вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах при эксплуатации транспортных средств предприятия по всем группам автотранспортным средствам, определяется:
S общ = S1' + S2' + S3' + S4'
Пример расчета размера взыскания за вред, причиненный окружающей среде
превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ
при эксплуатации автотранспортных средств
Пример 1. Для случая, предусмотренного пунктом 3.1 настоящего Порядка.
При проведении 03.05.2003 г. государственного экологического контроля эксплуатации автотранспортных средств предприятия ОАО "Кояш", было выявлено следующее:
/-----------------------------------------------------------------------\
| Показатели |Легковой|Грузовой |Грузовой|Автомоби-|
| |служеб- |(специаль- |(специа-|ли, ра-|
| |ный и |ный) автомо-|льный) |тающие на|
| |специа- |биль и авто-|автомо- |сжатом |
| |льный |бус с бензи-|биль и|природном|
| |автомо- |новым ДВС, а|автобус |газе, в|
| |биль |также рабо-|с дизе-|т.ч. га-|
| | |тающие на|льным |зодизель-|
| | |сжиженном |ДВС |ные |
| | |нефтяном га-| | |
| | |зе | | |
|------------------------------+----------------------------------------|
|Количе- |Всего | 271 |
|ство |---------------------+----------------------------------------|
|транспо-|Вышли на линию в день| 259 |
|ртных |проверки | |
|средств,|---------------------+----------------------------------------|
|шт. |Произведен инструмен-| 82 (>30%) |
| |тальный замер (в про-| |
| |центах) | |
| |---------------------+----------------------------------------|
| |Выявлено превышение| 2 | 3 | 1 | 2 |
| |нормативов | | | | |
|------------------------------+--------+------------+--------+---------|
|Выявленная кратность превыше-| 1,17 | 1,25 | 1,3 | 1,6 |
|ния нормативов (Кпр) | 1,5 | 1,4 | | 1,3 |
| | | 1,12 | | |
|------------------------------+--------+------------+--------+---------|
|Пробег проверенных тран.сред-| 5600 | 3200 | 4160 | 5400 |
|ств за установленный период| 6200 | 2130 | | 7100 |
|(Nj) | | 3600 | | |
|------------------------------+--------+------------+--------+---------|
|Удельный экономический ущерб| 10,8 | 16 | 10 | 5,6 |
|ОС на 100 км пробега транспор-| | | | |
|тного средства (Yj) | | | | |
|------------------------------+----------------------------------------|
|Коэффициент экологической си-| 1,9 |
|туации, в Республике Татарстан| |
|для атмосферного воздуха (Кэ) | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Расчет вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств, производим по формуле 1:
P -2
S = сумма Yj х Nj х Кпр х Кэ х 10 , (1)
j=1
Сумма причиненного вреда равна:
-2 -2
S = (10,8 х 5600 х 1,25 х 1,9 х 10 ) + (10,8 х 6200 х 1,5 х 1,9 х 10 ) +
-2 -2
+ (16 х 3200 х 1,17 х 1,9 х 10 ) + (16 х 2130 х 1,4 х 1,9 х 10 ) +
-2 -2
+ (16 х 3600 х 1,12 х 1,9 х 10 ) + (10 х 4160 х 1,3 х 1,9 х 10 ) +
-2 -2
+ (5,6 х 5400 х 1,6 х 1,9 х 10 ) + (5,6 х 7100 х 1,3 х 1,9 х 10 ) = 9544 руб.
Сумма вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств ОАО "Кояш", составила 9544 руб.
Пример 2. Для случая, предусмотренного пунктом 3.2 настоящего Порядка.
В рамках проведения операции "Чистый воздух" 15.04.03 г. осуществлен государственный экологический контроль эксплуатации автотранспортных средств на предприятии ООО "Полимер". Было выявлено следующее:
/-----------------------------------------------------------------------\
| Показатели |Легковой|Грузовой |Грузовой|Автомо-|
| |служеб- |(специаль- |(специа-|били, |
| |ный и|ный) авто-|льный) |работа-|
| |специа- |мобиль и|автомо- |ющие на|
| |льный |автобус с|биль и|сжатом |
| |автомо- |бензиновым |автобус |природ-|
| |биль |ДВС, а так-|с дизе-|ном га-|
| | |же работаю-|льным |зе, в|
| | |щие на сжи-|ДВС |т.ч. |
| | |женном неф-| |газоди-|
| | |тяном газе | |зельные|
|---------------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|Количе- |Всего - 100 шт., из них:| 21 | 52 | 3 | 24 |
|ство |------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|транспо-|Вышли на линию в день| 13 | 40 | 4 | 16 |
|ртных |проверки - 73 | | | | |
|средств,|------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|шт. |Произведен инструмента-| 6 | 15 | 1 | 7 |
| |льный замер - 29 (< 50%)| | | | |
| |------------------------+--------+-----------+--------+-------|
| |Выявлено превышение нор-| 1 | 1 | 1 | 2 |
| |мативов | | | | |
|---------------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|Доля кол-ва автотранспорта, под-| 0,286 | 0,288 | 0,333 | 0,292 |
|вергшегося инструментальному за-| | | | |
|меру, от всего имеющегося кол-ва,| | | | |
|(R) | | | | |
|---------------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|Выявленная кратность превышения| 1,25 | 1,17 | 1,5 | 1,5 |
|нормативов (Кпр) | | | | 1,67 |
|---------------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|Пробег проверенных тран.средств| 7400 | 2460 | 3280 | 6000 |
|за установленный период (Nj) | | | | 4200 |
|---------------------------------+--------+-----------+--------+-------|
|Удельный экономический ущерб ОС| 10,8 | 16 | 10 | 5,6 |
|на 100 км пробега транспортного| | | | |
|средства (Yj) | | | | |
|---------------------------------+-------------------------------------|
|Коэффициент экологической ситуа-| 1,9 |
|ции, в Республике Татарстан для| |
|атмосферного воздуха (Кэ) | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Расчет вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств производим по формуле 2:
P -2
S' = сумма Yj х Nj х Кпр х Кэ х 10 / R, (2)
j=1
Сумма причиненного вреда равна:
От легковых автомобилей:
-2
S1' = (10,8 х 7400 х 1,25 х 1,9 х 10 ) / 0,286 = 6590 руб.
От грузовых автомобилей и автобусов с бензиновым ДВС:
-2
S2' = (16 х 2460 х 1,17 х 1,9 х 10 ) / 0,288 = 3038 руб.
От грузовых автомобилей и автобусов с дизельным ДВС:
-2
S3' = (10 х 3280 х 1,5 х 1,9 х 10 ) / 0,333 = 2807 руб.
От автомобилей, работающих на газовом топливе:
-2
S4' = (5,6 х 6000 х 1,5 х 1,9 х 10 +
-2
+ 5,6 х 4200 х 1,67 х 1,9 х 10 ) / 0,292 = 5835 руб.
Общая сумма вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств ООО "Полимер", составит:
Sобщ = 6590 руб. + 3038 руб. + 2807 руб. + 2807 руб. + 5835 руб. = 18270 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временная методика предназначена для определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением предельно допустимых нормативов содержания вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств (передвижных источников загрязнения атмосферы), приводимых в движение двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и других условий, установленных государственными стандартами. Вред, исчисленный в соответствии с настоящей Временной методикой, подлежит возмещению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы. В методике приводится пример расчета размера взыскания за вред, причиненный окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 7 июля 2003 г. N 660 "Об утверждении "Временной методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств"
Текст приказа опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 15, август 2003 г.
Решением Приволжского районного суда г.Казани от 9 декабря 2005 г. N 2-1167\05 Временная методика, утвержденная настоящим приказом, признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 26 января 2006 года