Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 21 апреля 2003 г. N ЗП-1-9/03
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Б-ва,
при секретаре У-ой,
с участием прокурора Г-на,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству не действующими и не влекущими правовых последствий отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 667 от 28 ноября 2002 года "Вопросы эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" Верховный Суд Республики Татарстан установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не влекущими правовых последствий части 1 и 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" от 28 ноября 2002 года N 667.
В обосновании своих требований прокурор указал, что часть 1 оспариваемого постановления устанавливает, что структурное (территориальное) подразделение министерства Республики Татарстан в городе республиканского значения (в том числе в г.Казани), районе Республики Татарстан является составной частью аппарата министерства Республики Татарстан, располагается вне его места нахождения и финансирование его осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Часть 2 предусматривает утверждение новых редакций положений о собственных структурных (территориальных) подразделениях министерств в городах республиканского значения (в том числе в г.Казани), районах Республики Татарстан, сохранив при этом организационную и функциональную преемственность с ранее утвержденными положениями.
По мнению прокурора Республики Татарстан, указанные нормы постановления Кабинета Министров Республики Татарстан утверждают схему управления городом республиканского значения, районом Республики Татарстан, то есть обозначают общий план построения и организации органов исполнительной власти в Республике Татарстан, что противоречит пункту 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с которым, схема управления субъектом Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
Данные положения также закреплены пунктом 9 статьи 75 Конституции Республики Татарстан, согласно которому установление порядка организации и деятельности республиканских органов власти относится к ведению Государственного Совета Республики Татарстан. Исходя из этого, система органов управления республики, определяющая их функциональное построение и организацию, должна устанавливаться законом. Государственным Советом Республики Татарстан закон, устанавливающий порядок организации и деятельности республиканских органов государственной власти, не принят.
Кроме того, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2001 года N 638, от 3 августа 2001 года N 507, также предусматривающие образование и организацию территориальных органов республиканского органа государственного управления в районах и городах республиканского подчинения, решением Верховного Суда Республики Татарстан от 5 ноября 2002 года и от 29 ноября 2002 года признаны противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не влекущими правовых последствий.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан У-на с заявлением прокурора Республики Татарстан не согласилась, пояснив, что оспариваемое постановление N 667 регулирует вопросы формирования аппарата (рабочего органа) министерств Республики Татарстан, то есть вопросы их структуры, структурных подразделений, в том числе расположенных территориально вне места официальной дислокации, и никаким образом не устанавливает положений: ни об образовании территориальных (местных) органов исполнительной власти в районах и городах республиканского значения, то есть ни о системе органов государственного управления; ни о схеме управления субъектом Российской Федерации. По мнению представителя Кабинета Министров, в указанном постановлении речь идет об отделе министерства на соответствующей административно-территориальной единице Республики Татарстан, как структурном подразделении аппарата министерства, а не об органе, представляющем собой звено системы исполнительной власти.
Выслушав представителя прокурора Республики Татарстан Г-на, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан У-ой, исследовав материалы дела, а также заключение участвующего по делу прокурора, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как видно из материалов дела, Кабинетом Министров Республики Татарстан 28 ноября 2002 года принято постановление "Вопросы эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" N 667.
Часть 1 данного постановления устанавливает, что структурное (территориальное) подразделение министерства Республики Татарстан в городе республиканского значения (в том числе в городе Казани), районе Республики Татарстан, располагается вне его места нахождения и финансирование его осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Часть 2 предусматривает утверждение новых редакций положений о собственных структурных (территориальных) подразделениях министерств в городах республиканского значения (в том числе в городе Казани), районах Республики Татарстан сохранив при этом организационную и функциональную преемственность с ранее утвержденными положениями.
Таким образом, из содержания частей 1 и 2 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан следует, что ими предусматривается создание территориальных подразделений министерств Республики Татарстан, устанавливается общий план построения и организации работы министерств в отдельном административно-территориальном образовании Республики Татарстан, то есть органов исполнительной власти на соответствующей территории. Тем самым данным постановлением устанавливается (изменяется) схема управления субъектом федерации на соответствующей территории.
Между тем, в соответствии с подпунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2002 года), законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъектов Российской Федерации отнесено к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации. Исходя из этого, система органов управления республики, определяющая их функциональное построение и организацию, должна устанавливаться законом, а не постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Решение правоприменительным органом, в данном случае Кабинетом Министров Республики Татарстан, вопросов, составляющих предмет исключительно законодательного регулирования, противоречит требованиям статей 10, 11, 66 и 77 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункта "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", схема управления субъектом Российской Федерации и структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 75 Конституции Республики Татарстан установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти относится к ведению Государственного Совета Республики Татарстан. Исходя из этого, система органов управления республики, определяющая их функциональное построение и организацию, должна устанавливаться законом. Государственным Советом Республики Татарстан закон, устанавливающий порядок организации и деятельности республиканских органов государственной власти, не принят.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, устанавливающее схему управления республикой в отдельном административно-территориальном образовании, порядок образования структурных (территориальных) подразделений (управлений, отделов) министерств Республики Татарстан, положения на соответствующем отраслевом уровне, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию не действующим со дня издания, поскольку постановление издано с превышением предоставленной Кабинету Министров Республики Татарстан компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или часть его противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что в данном постановлении речь идет об образовании структурных подразделений министерств, о структуре аппаратов министерств, которые не являются самостоятельными территориальными органами власти и не входят в систему органов исполнительной власти республики, являются неубедительными.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан созданы структурные (территориальные) подразделения министерств на базе министерств Республики Татарстан, тем самым была изменена схема управления республикой.
Система органов исполнительной власти, в том числе и ее территориальных подразделений, является составной частью понятия схемы управления и должна утверждаться в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства, Конституции Республики Татарстан - законом субъекта Российской Федерации.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" от 28 ноября 2002 года было опубликовано в журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" за 2003 год N 8, который является официальным изданием нормативных актов Кабинета Министров Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 11 января 2003 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Признать части 1 и 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы эффективности деятельности министерств Республики Татарстан" от 28 ноября 2002 года N 667, противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не влекущими правовых последствий со дня их издания.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано, а участвующим по делу прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 21 апреля 2003 г. N ЗП-1-9/03
Решение вступило в законную силу 3 июня 2003 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 10 июля 2003 г. N 137-138