Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 15 апреля 2003 г. N Зп-1-2/03
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 11-Г03-16 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Президента Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Б-ва,
при секретаре У-ой,
с участием прокурора С-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан", Верховный Суд Республики Татарстан установил:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий п.п.1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан", указав в обосновании своих требований, что пунктом 1 Указа утверждается перечень органов исполнительной власти Республики Татарстан - министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, иных органов государственной власти и управления. В соответствии с пунктом 2 Указа предусмотрено, что в районах и городах республиканского значения Республики Татарстан могут быть образованы территориальные органы министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Территориальные органы республиканских органов исполнительной власти обеспечивают реализацию их полномочий на уровне административно-территориальных единиц Республики Татарстан и отраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с законодательством. Руководство деятельностью территориальных органов министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан возлагается на руководителей соответствующих республиканских органов исполнительной власти и глав администраций районов и городов республиканского значения Республики Татарстан.
По утверждению и.о.прокурора Республики Татарстан пунктами 1 и 2 Указа, а также Приложением к Указу установлена схема управления объектом Российской Федерации, обозначены структура, общий план построения и организация органов исполнительной власти в Республике Татарстан, как на республиканском уровне, так и на уровне районов и городов республиканского подчинения - на уровне административно-территориальных единиц.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Подпунктом "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждается, а структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 июля 2002 года признан противоречащим федеральному законодательству Указ Президента Республики Татарстан N УП-611 от 16 июля 2001 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан", содержащий аналогичные положения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2002 года решение оставлено без изменения.
10 октября 2002 года прокурором Республики Татарстан был принесен протест об отмене отдельных положений Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года. В установленный законом срок протест не был рассмотрен.
Представитель Президента Республики Татарстан С-ов и представитель Кабинета Министров Республики Татарстан У-на с заявлением и.о.прокурора Республики Татарстан не согласились, пояснив, что оспариваемый Указ Президента Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречит, данным Указом установлена система органов исполнительной власти республики, что не равнозначно понятию схемы управления субъектом Российской Федерации, которая в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Схема управления в Республике Татарстан в общих чертах определена Конституцией Республики Татарстан, содержащей весь перечень высших органов власти, предусматривающей создание иных государственных органов и определяющей принципы их взаимодействия. Рассматриваемый Указ не изменяет задачи, полномочия и функции системы органов исполнительной власти республики, Указ направлен лишь на совершенствование деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан в пределах их полномочий, установленных Конституцией и законами Республики Татарстан.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан С-ой, представителей Президента Республики Татарстан С-ва, Кабинета Министров Республики Татарстан У-ой, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление и.о.прокурора Республики Татарстан является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как видно из материалов дела, пунктом 2 оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан обозначены структура, общий план построения и организация органов исполнительной власти в Республике Татарстан, пунктом 1 Указа утвержден прилагаемый Перечень органов исполнительной власти Республики Татарстан, то есть установлена схема управления субъектом Российской Федерации.
В частности, пунктом 2 Указа установлено, что Кабинет Министров Республики Татарстан в установленном порядке утверждает положения о министерствах, государственных комитетах, иных органах исполнительной власти Республики Татарстан, а также структуру, численность их аппаратов и фонд оплаты труда в пределах средств, установленных на содержание органов исполнительной власти бюджетом Республики Татарстан.
В случае необходимости по решению Кабинета Министров Республики Татарстан в структуре министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Татарстан могут быть образованы их территориальные органы (отделы, управления, департаменты и т.д.) в районах и городах республиканского значения Республики Татарстан, которые организуют свою работу в соответствии с положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан в установленном порядке.
Территориальные органы республиканских органов исполнительной власти обеспечивают реализацию их полномочий на уровне административно-территориальных единиц Республики Татарстан и отраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с законодательством.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов осуществляется руководителями соответствующих министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан по согласованию с соответствующими главами администраций районов, городов республиканского значения Республики Татарстан, либо по их представлению в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Руководство деятельностью территориальных органов министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан возлагается на руководителей соответствующих республиканских органов исполнительной власти и глав администраций районов и городов республиканского значения Республики Татарстан.
Таким образом, из содержания оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан следует, что им устанавливается система органов исполнительной власти Республики Татарстан, а также приводится перечень республиканских органов исполнительной власти. Тем самым данным Указом устанавливается структура органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Между тем, в соответствии с подпунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ) законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъектов Российской Федерации отнесено к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Исходя из этого, система органов управления республики, определяющая их функциональное построение и организацию, должна устанавливаться законом, а не указом Президента Республики Татарстан. Решение правоприменительным органом, в данном случае Президентом Республики Татарстан, вопросов, составляющих предмет исключительно законодательного регулирования, противоречит требованиям статей 10, 11, 66 и 77 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
Преамбулой Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются также Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Указ Президента Республики Татарстан, устанавливающий схему управления республикой, систему органов исполнительной власти республики, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня издания, поскольку указ издан с превышением предоставленной Президенту Республики Татарстан компетенции.
Доводы представителей Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что данным Указом установлена лишь система органов исполнительной власти республики, а не схема управления, которая определена в общих чертах в Конституции Республики Татарстан, являются неубедительными. Система органов исполнительной власти является составной частью понятия схемы управления и должна утверждаться в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства законом субъекта Российской Федерации.
Довод о том, что схема управления республикой установлена в Конституции Республики Татарстан также подлежит отклонению. Система органов исполнительной власти республики в Конституции Республики Татарстан не определена и она должна быть утверждена законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункты 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано, а участвующим по делу прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 15 апреля 2003 г. N ЗП-1-2/03
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 10 июля 2003 г. N 137-138
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 11-Г03-16 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Президента Республики Татарстан - без удовлетворения