Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Татарстан от 10 декабря 1997 года N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1997 N 12; 2001, N 3) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Татарстан
"Об охране труда в Республике Татарстан"
Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и состоит из федеральных законов, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
Действие настоящего Закона распространяется на:
работодателей;
граждан, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, принимающих личное трудовое участие в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива;
студентов, учащихся всех форм обучения, типов и видов образовательных учреждений, направляемых на работу в организации, а также в период прохождения ими производственной практики;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в организациях.
На территории Республики Татарстан правила, установленные настоящим Законом, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в законодательстве об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных целевых, отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан об охране труда, республиканской, отраслевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
защита прав работников на безопасные и здоровые условия труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
развитие института общественного контроля в области охраны труда;
экономическое стимулирование деятельности по созданию благоприятных и безопасных условий труда, разработке и внедрению безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в области охраны труда
К полномочиям органов государственной власти Республики Татарстан в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда в Республике Татарстан;
принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан об охране труда;
государственное управление охраной труда в Республике Татарстан;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение республиканских программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их исполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Республики Татарстан;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях;
передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Татарстан в установленном порядке.
Раздел II. Право и гарантии права работника на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены
Статья 6. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
Работник имеет право на:
аттестованное в установленном порядке рабочее место, отвечающее требованиям охраны труда;
получение полной достоверной информации от работодателя или соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, полагающихся средствах индивидуальной и коллективной защиты, льготах и компенсациях за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
информацию о профессиональной пригодности по результатам предварительного (при поступлении на работу) и последующих периодических медицинских осмотров (обследований);
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями законодательства об охране труда за счет средств работодателя;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
обращение в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
обращение в органы государственного надзора и контроля при отказе работодателя в составлении акта о несчастном случае на производстве или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами и причинами несчастного случая;
обучение безопасным методам и приемам работы за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
оказание первой помощи в случае заболевания, причиненного ему трудового увечья или иных повреждений здоровья на рабочем месте, в том числе и на перевозку в лечебные учреждения транспортным средством за счет средств работодателя;
возмещение вреда, причиненного ему трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
прохождение внеочередного медицинского осмотра (обследования) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 7. Гарантии права работника на охрану труда
Государство гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору с работодателем, защиту прав работников в судебном порядке.
Гарантии права работников на охрану труда, виды компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также порядок и условия их предоставления определяются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, трудовыми договорами.
Условия труда должны соответствовать требованиям законодательства об охране труда. В трудовом договоре, заключаемом на выполнение тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, указываются характеристики условий труда, соответствующие компенсации и льготы.
На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля в области охраны труда вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок или должна быть предоставлена с его согласия другая работа с оплатой не ниже среднего заработка на прежней работе.
При приостановлении работодателем производственной деятельности организации или ее структурных подразделений по предписанию органов государственного надзора и контроля в области охраны труда в случаях, когда производственная деятельность организации или ее структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и (или) населения, работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации с оплатой в соответствии с законодательством.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также при необеспечении его средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
Статья 8. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда
На тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также тех лиц, которым эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.
На территории Республики Татарстан применяется действующий в Российской Федерации перечень тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных и (или) опасных условий труда работодатель на основании медицинского заключения обязан перевести работника с его согласия на другую работу в установленном порядке.
Раздел III. Обеспечение охраны труда
Статья 9. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда заключается в реализации государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны труда в пределах их полномочий.
Нормативные правовые акты по охране труда, утверждаемые органами, осуществляющими государственное управление охраной труда, обязательны для исполнения на территории Республики Татарстан исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и работодателями.
Статья 10. Обеспечение охраны труда исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан
В целях организации работы по охране труда исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан:
определяют основные направления деятельности и принимают меры по реализации государственной политики и законодательства в области охраны труда в подведомственных им организациях;
принимают участие в разработке отраслевых норм, правил, типовых инструкций, содействуют проведению государственной экспертизы условий труда на рабочих местах при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, производстве и внедрении новой техники, внедрении новых технологий и оборудования;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11 вступает в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан
Статья 11. Обеспечение охраны труда органами местного самоуправления
В целях обеспечения охраны труда органы местного самоуправления:
разрабатывают и утверждают территориальные программы по охране труда на соответствующей территории;
создают в своей структуре службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда;
создают координационные советы по охране труда;
участвуют в разработке экономического механизма обеспечения охраны труда;
заслушивают отчеты работодателей по обеспечению охраны труда в организациях;
осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организациях с численностью 100 и менее работников, а также в организациях, осуществляющих непроизводственную деятельность, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
Специалисты службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению недостатков, получать от них необходимые сведения и информацию, документацию, объяснения (в том числе в письменном виде) по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр (обследование), обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеют допуска к соответствующим работам, не применяют средств индивидуальной защиты или не выполняют требований охраны труда.
Специалисты службы охраны труда имеют право приостанавливать работу производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства, внутризаводских транспортных средств в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью работников, направлять работодателю представления о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования по охране труда.
Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению здоровых и безопасных условий труда
Обязанности по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организации возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также применение и эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
контроль за соблюдением работниками требований нормативных правовых актов об охране труда;
приобретение и бесплатную выдачу сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
хранение, стирку, сушку, чистку, ремонт, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание выдаваемой работнику специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты за счет собственных средств;
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и (или) опасных условий труда на здоровье работников;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими заключениями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) согласно действующему законодательству;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
стажировку, обучение, инструктаж работников и проверку знаний норм, правил и инструкций по охране труда, а также переподготовку и повышение квалификации ответственных лиц по правилам устройства и безопасной эксплуатации оборудования и объектов повышенной опасности;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний норм, правил и инструкций по охране труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и льготах, а также средствах индивидуальной защиты;
беспрепятственный допуск представителей органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
расследование и учет в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами сроки;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение иных мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, предусмотренных законодательством.
Статья 15. Обязанности работника по охране труда
Работник обязан:
владеть навыками безопасного выполнения работ, исключающих причинение ущерба своему здоровью и здоровью других работников, знать правила оказания первой помощи пострадавшим;
соблюдать требования охраны труда;
проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
работать в специальной одежде, специальной обуви, пользоваться средствами индивидуальной, коллективной защиты, если это предусмотрено правилами и инструкциями;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
в случаях, предусмотренных законодательством, проходить медицинские осмотры (обследования);
выполнять другие законные требования работодателя и лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Статья 16. Обучение по охране труда
Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
См. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29
Для лиц, поступающих на работу, а также переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Статья 17. Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям охраны труда
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.
Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.
Статья 18. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ и материалов
Запрещается применение в производстве вредных и (или) опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых, не применяемых в организации ранее вредных и (или) опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
В организациях, деятельность которых связана с производством, применением, хранением, упаковкой и транспортировкой вредных, взрывоопасных веществ, разрабатывается нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.
Статья 19. Экономический механизм обеспечения охраны труда
Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;
обеспечение экономической ответственности работодателя за вредные и (или) опасные условия труда в организации, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда;
возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда в соответствии с федеральным законом.
Статья 20. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, см. постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507
добровольных взносов организаций и физических лиц.
В отраслях экономики, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
Бюджетные организации, включая исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, ежегодно предусматривают в смете затрат расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Статья 21. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства
Организациям, создающим новые, более безопасные технологии и средства производства, выпускающим и реализующим средства индивидуальной и коллективной защиты работников, приборы контроля производственной среды, оказывающим услуги в области охраны труда, могут предоставляться налоговые и иные льготы в порядке, установленном законодательством.
Раздел IV. Надзор и контроль за соблюдением законодательства
об охране труда
Статья 22. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов по условиям, охране, безопасности и гигиене труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы по направлениям деятельности, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями об этих органах и в порядке, установленном законодательством.
Решения органов государственного надзора и контроля в области охраны труда, их должностных лиц, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения организациями, работодателями и должностными лицами организаций.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля в области охраны труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством.
Статья 23. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти Республики Татарстан, ведающими вопросами охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно, при наличии удостоверений установленного образца, посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
Статья 24. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и их объединениями.
Для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояний условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании подзаконных нормативных правовых актов по охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Раздел V. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Статья 25. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также представителей общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 26. Ответственность организаций за разработку проектов средств производства, внедрение технологий, выпуск и поставку продукции производственно-технического назначения, не отвечающих нормативным требованиям охраны труда
Организации, разработавшие проекты средств производства, внедрившие новые технологии, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающие нормативным требованиям охраны труда, обязаны принять меры по устранению недостатков и возместить потребителям причиненный вред в соответствии с законодательством.
Статья 27. Приостановление производственной деятельности организации или ее структурных подразделений
В случаях, когда производственная деятельность организации или ее структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и (или) населения, эта деятельность приостанавливается работодателем по предписанию органов государственного надзора и контроля в области охраны труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
Предписания органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области охраны труда, о приостановлении производственной деятельности организации или ее структурных подразделений могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 28. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти Республики Татарстан, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда, государственной инспекции труда в Республике Татарстан при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.".
Президент Республики Татарстан |
М.Ш.Шаймиев |
г.Казань, 10 декабря 1997 года, N 1417
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон РТ от 6 августа 2003 г. N 30-ЗРТ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об охране труда в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.