Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению сессии горсовета
от 18 марта 1994 г. N 10-17с
Уважаемые народные депутаты!
Разработка генерального плана г.Казани, в период после январской 1993 года сессии Горсовета, в целом соответствовала одобренной ранее модели. В ее основе лежало согласованное ведение работ по ТерКСОПу, городскому кадастру и градостроительству при параллельной схеме проектирования, позволяющей сократить сроки разработки документации.
Необходимость новых подходов к разработке градостроительной документации подтвердил предварительный анализ реализации действующего генплана.
Последний генеральный план был разработан для Казани институтом Ленгипрогор и официально утвержден в 1969 году со сроком реализации 20-25 лет. Развиваясь в соответствии с этим документом, город избежал значительных градостроительных ошибок. В основном оправдался прогноз роста численности населения. Но чем ближе подходит город к отметке установленного срока действия генплана, тем очевиднее его недостатки, тем чаще сказывается отсутствие современной комплексной документации.
Развитие города на основании утвержденного генплана 1969 года шло преимущественно за счет освоения свободных территорий, игнорируя реконструктивные мероприятия в центральной части, также предусмотренные генпланом. Застройка новых жилых массивов велась, как правило, без комплексной инженерной подготовки и социальной инфраструктуры. Так в жилых кварталах Северо-восточного Заречья отсутствует система дренажа, что привело к значительному повышению эксплуатационных затрат; отсутствуют подземные переходы, транспортные развязки и т.д. Стремление к увеличению вводимого жилого фонда при минимальных единовременных затратах оборачивалось некомплексностью застройки, расползанием города и, в конечном итоге, значительным ростом эксплуатационных затрат.
Таким образом, даже в условиях жесткого долгосрочного планирования развития народного хозяйства при централизованном финансировании, реализация мероприятий, предусмотренных генеральным планом, оказалась невозможной. И это скорее не вина, а беда основного чертежа генплана. Ведь старая методика и не предусматривала механизма реализации, а лишь устанавливала плановые показатели. Она была лишена возможности гибкого реагирования на процессы, происходящие в обществе.
Стремительные изменения в политической, социально-экономической жизни общества, в сфере градостроительства и экологии сделали сегодня необходимость разработки нового генерального плана города абсолютно очевидной. При этом, острота проблем и новизна возникающих вопросов не позволяет принять за основу ни традиционный объем генплана, ни нормативные сроки его разработки. В условиях формирующегося рынка, экономической самостоятельности города и новых инвесторов стала неприемлема прежняя методика разработки генплана, основанная на расчетных показателях централизованного планирования. Таким образом возникла необходимость подготовки соответствующей программы проектной деятельности, обеспечивающей эффективность нового генерального плана столицы Республики Татарстан - города Казани в условиях рыночной экономики.
За прошедший период формирование карт и топооснов выполнено на 80%; на 70 процентов выполнен сводный план проектных разработок, осуществленных в развитие генплана 1969 года, ведется анализ материалов.
Использование приобретенной вычислительной техники позволило управлению архитектуры и градостроительства начать работы по закреплению красных линий улиц по ранее разработанным проектам детальной планировки. На этих территориях ведется работа по инвентаризации и юридическому оформлению землепользования.
Генподрядчиком - институтом Казгражданпроект к работе над новым генпланом подключены субподрядные организации: институт Гипронииавиапром, специализирующийся на разделе развития промышленных и коммунальных зон; Казанский университет - по разделу охраны окружающей среды, связывающему ТерКСОП и генплан. Над сбором исходных данных работает КазТИСИЗ, службы инженерного обеспечения городского хозяйства. Ведется также работа со специалистами инженерно-строительного института и Академии Наук Республики Татарстан. Непосредственное участие в работе принимает Госкомархстрой Республики. Привлечены специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Их методические разработки по теории современного градостроительства, культурологии, городскому кадастру оказались весьма полезны.
Наряду с весьма трудоемкой работой по подготовке исходных данных, планово-картографических материалов в созданном Центре по разработке генерального плана института Казгражданпроект, а также корректуре действующего генплана, Главказархитектурой совместно с институтом велась наработка требуемых методических материалов.
В связи с тем, что одобренная сессией Горсовета модель не укладывалась в рамки инструкции по разработке проектной документации 1983 года, Главное управление архитектуры и градостроительства обратилось в Государственный комитет Республики Татарстан по строительству и архитектуре (Госкомархстрой РТ) за соответствующим согласованием. Своим письмом N 01-09-303 от 29.06.93 г. Госкомархстрой Республики разрешил разработку экспериментального генерального плана г.Казани без распространения на нее требований ВСН, одновременно подчеркнув необходимость разработки Рабочей программы.
На основании решения январской 1993 года сессии Казгорсовета постановлением Главы администрации города и Госкомархстроя РТ утверждено положение и создан Координационный Совет по разработке генерального плана. В него входят представители Главы администрации города, городского Совета, Госкомархстроя РТ, Главказархитектуры, генпроектировщика, Горкомзема, Городского комитета по охране природы, квалифицированные архитекторы градостроители.
Основная цель работы Совета - координация действий и контроль за ходом разработки генерального плана. Поэтому в первую очередь основное внимание Совета было обращено на подготовку Программы по разработке генерального плана. Разработанная программа рассмотрена и одобрена Координационным Советом и постоянной комиссией по градостроительству, комплексному социально-экономическому развитию и самоуправлению города. Прошел также этап ее представления городским службам, участвующим в процессе управления городским хозяйством. Настоящей сессии предлагается рассмотреть и принять программу (приложение 1#), что позволит перейти к следующим этапам разработки.
В программе сформулированы наиболее актуальные проблемы современной организации градостроительной деятельности в г.Казани.
Круг предлагаемых программой документов сводится к следующим, организационно связанным, работам.#
1. "Концепция пространственного развития города" по своей сути является градостроительной интерпретацией политики города. В отличие от заложенного ранее в модели разработки генплана это понятие подразумевает документ, представляющий поаспектный анализ состояния, формулирование проблем и возможных градостроительных сценариев их решения.
Концепция пространственного развития Казани - прогнозный, планировочный документ, определяющий основные направления развития города.
2. План использования территории города - основной (управленческий) планировочный документ, регламентирующий осуществление градостроительной деятельности, заложенной в "Концепции...".
3. План первоочередных градостроительных мероприятий.
На основании и в развитие утвержденного Плана использования территории города на период от 3-х до 5-ти лет администрация города разрабатывает Общий план первоочередных градостроительных мероприятий, имеющих обоснованный общественный интерес.
Общий план первоочередных градостроительных мероприятий состоит из Коммунального плана первоочередных градостроительных мероприятий и Плана первоочередных градостроительных предложений, осуществление которых будет стимулироваться городом внебюджетными средствами (аукционы, конкурсы, тендеры, налоговые и кредитные льготы и т.п.)
Составной частью первоочередных планов в условиях Казани является план реконструктивно-оздоровительных мероприятий.
4. Параллельно с упомянутой выше градостроительной (планировочной) документацией управления пространственным развитием города необходимо как продолжить ряд уже начатых работ: корректировку красных линий, ТерКСОП, информационные работы, так и "открыть" новые: например, работу по реорганизации промышленно-производственных территорий и т.п.
Предложенный комплекс градостроительной документации не только выполняет традиционные функции генерального плана, но и представляет собой механизм его реализации в условиях рыночной экономики.
Вместе с тем, набранные темпы работ по генплану нельзя признать удовлетворительными. И здесь, кроме задержки финансирования в 1993 году, есть и вина генпроектировщика, затянувшего организационные и методические работы, что в свою очередь не позволило открыть фронт работ субподрядным организациям. И в этом смысле свою роль должна выполнить подготовленная программа.
Если разработанная программа будет принята настоящей сессией, то уже в конце текущего года предполагается вынести на рассмотрение депутатов первую редакцию концепции пространственного развития и схемы генерального плана города.
Председатель Казанского городского
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.