Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 октября 2003 г. N 524
"О разработке производственных, отраслевых, ведомственных
и территориальных (по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ ресурсоэффективности
в Республике Татарстан"
В целях реализации Концепции эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан, повышения эффективности использования всех видов ресурсов в Республике Татарстан, а также совершенствования системы подготовки инвестиционных проектов и программ в сфере ресурсоэффективности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о разработке производственных, отраслевых, ведомственных и территориальных (по административно-территориальным единицам Республики Татарстан) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан.
1. Министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям Республики Татарстан при разработке производственных, отраслевых и ведомственных программ ресурсоэффективности руководствоваться указанным Положением.
2. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан при разработке территориальных программ ресурсоэффективности руководствоваться указанным Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан А.М.Пахомова.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Положение
"О разработке производственных, отраслевых, ведомственных
и территориальных (по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ ресурсоэффективности
в Республике Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 9 октября 2003 г. N 524)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Концепции эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан".
Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и организации выполнения производственных, ведомственных и территориальных программ ресурсоэффективности (далее - Программ).
К территориальным Программам относятся программы городов, населенных пунктов, районов, к производственным - программы министерств, ведомств, промышленных предприятий и организаций.
Территориальные Программы не могут включать в себя вопросы ресурсоэффективности промышленных предприятий, не являющихся муниципальной собственностью.
1. Общие положения
Программы разрабатываются в целях проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования материальных, топливно-энергетических, административно-управленческих и трудовых ресурсов, решения наиболее значимых организационных, научно-технических, технологических, экономических и нормативно-правовых проблем приоритетных направлений ресурсоэффективности.
Основной целью разработки Программ является обеспечение перехода экономики Республики Татарстан в целом, ее отраслей и административно-территориальных образований к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социальных, экономических и экологических задач, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений населения республики.
Программа - документ, содержащий комплекс организационных, технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение задач повышения ресурсоэффективности, уменьшения отходов и загрязнения окружающей среды на предприятиях, в организациях, министерствах и ведомствах, административно-территориальных образованиях Республики Татарстан. Программы определяют приоритетные направления реализации государственной политики в области ресурсоэффективности и охраны окружающей среды, а также пути максимального использования имеющихся резервов повышения эффективности использования всех видов ресурсов в республике, административно-территориальном образовании, ведомстве, на отдельных предприятиях и в организациях.
Главными задачами разработки и реализации Программ являются обеспечение в планируемый период достижения целевых значений показателей, характеризующих уровень потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов (на единицу конечной продукции), повышение эффективности использования трудовых и административных ресурсов на предприятиях, в организациях, министерствах и ведомствах, административно-территориальных образованиях. В состав целевых показателей необходимо включать экологические характеристики - показатели качества атмосферы, вод и почвы.
Целевые показатели потребления ресурсов определяются в соответствии с основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития республики на соответствующий период.
Основными задачами при разработке программы предприятия, организации, административно-территориального образования, министерства и ведомства являются:
снижение удельного потребления материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции или оказанных услуг на предприятиях, в быту, сельском хозяйстве и т.д.;
сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно- коммунальном хозяйстве;
повышение степени переработки сырьевых ресурсов;
ускорение разработки и организация производства конкурентоспособной продукции нового поколения, имеющей улучшенные характеристики удельного потребления ресурсов и максимально длительный срок использования;
снижение потерь ресурсов при их хранении и транспортировке;
увеличение степени использования вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ и энергии;
создание производств по переработке промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов;
уменьшение зависимости производителей республики от поставки ресурсов из-за ее пределов;
повышение научно-технического потенциала отрасли или территории;
совершенствование организации учета, контроля и статистического наблюдения за использованием ресурсов;
совершенствование организационно-экономических механизмов управления;
повышение производительности труда;
создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров;
формирование общественного сознания и поведения населения в пользу ресурсосбережения;
сокращение выброса и сброса вредных веществ в окружающую среду;
приведение качества воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам;
повышение эффективности использования недр.
2. Мероприятия по ресурсоэффективности и механизмы их финансирования
К мероприятиям по ресурсоэффективности относятся мероприятия, внедряемые на действующих объектах (оборудовании), при реализации которых снижается доля затрат на материальные и энергетические ресурсы в себестоимости выпускаемой продукции (достигается суммарная экономия ресурсов на производство единицы продукции по сравнению с базовой), повышается производительность труда, снижается количество отходов производства при условии соблюдения санитарных требований.
Не относятся к ресурсоэффективным:
мероприятия, выполняющиеся в соответствии с регламентом обслуживания оборудования (капитальный, средний, текущий ремонты);
мероприятия по доведению оборудования до проектных (паспортных) показателей;
мероприятия по замене оборудования, отслужившего свой амортизационный срок без улучшения показателей ресурсоэффективности.
К мероприятиям по эффективному использованию ресурсов относятся также мероприятия по повторному использованию отходов на самом предприятии и за его пределами, мероприятия по экологически безопасному захоронению промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов.
К мероприятиям по повышению эффективности использования управленческих ресурсов относятся мероприятия по совершенствованию организационно-экономических механизмов управления. Важным направлением повышения эффективности использования управленческих ресурсов является внедрение на предприятиях и в организациях систем управления качеством продукции и систем управления окружающей средой и проведение сертификации на их соответствие отечественным государственным (серия ГОСТ Р 9000 и ГОСТ Р 14000) и международным стандартам (ISO 9000 и ISO 14000).
Финансируются только те мероприятия по эффективному использованию ресурсов, которые обеспечивают экономию материальных затрат на единицу выпускаемой продукции, уменьшение загрязнения окружающей среды и повышение производительности труда за счет внедрения на действующих объектах новых технологий, оборудования, новых схемных решений, модернизации существующего оборудования, оптимизации параметров технологических процессов, использования вторичных ресурсов, а также мероприятия, стимулирующие ресурсосбережение и научно-исследовательские работы по этим направлениям.
Объем средств, направляемых на цели ресурсоэффективности путем замены морально и физически устаревшего оборудования на новое, с улучшенными показателями ресурсоиспользования, определяется разностью между стоимостью нового (с учетом монтажа) и первоначальной стоимостью заменяемого оборудования.
Финансирование разработки и выполнения Программ осуществляется за счет средств заказчика, а также средств, предусмотренных законодательством Республики Татарстан для реализации мероприятий по ресурсоэффективности.
3. Организация разработки Программ
Организационное и методическое обеспечение разработки территориальных и отраслевых Программ осуществляет Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, отраслевые министерства Республики Татарстан и Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Территориальные Программы утверждаются Советами народных депутатов, органами местного самоуправления и представляются на согласование в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан. Отраслевые Программы после утверждения также представляются на согласование в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан. Программы предприятий и организаций должны быть утверждены соответствующим отраслевым министерством или ведомством и представлены на согласование в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.
Экспертиза Программ и проектов производится согласно Положению о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. N 284.
Разработка территориальных и отраслевых Программ осуществляется начиная с 2004 года и на каждые последующие 5 лет.
4. Основные этапы разработки Программ
Основными этапами разработки Программ являются:
определение приоритетов в ресурсоэффективности и наиболее важных технических, экономических и организационных проблем, оказывающих влияние на эффективность использования ресурсов;
формирование пакета мероприятий и проектов по ресурсоэффективности предприятий, организаций и учреждений, отбор этих мероприятий и проектов в соответствии с определенными приоритетами для включения их в Программы. При этом предложения предприятий, организаций и учреждений включаются в производственные и территориальные Программы при наличии согласования с соответствующими министерствами, госкомитетами, ведомствами;
анализ технико-экономических обоснований мероприятий и проектов в соответствии с требованиями настоящего Положения и других нормативных документов;
взаимоувязка республиканских, отраслевых и региональных Программ по основным индикаторам эффективности использования ресурсов, источникам и объемам их финансирования;
определение экономического, экологического и социального эффекта, ожидаемого от реализации Программ, их доработка;
согласование и утверждение Программ.
Административно-территориальные и производственные Программы должны включать:
анализ состояния и определение перспектив развития производственного комплекса;
анализ экологической обстановки на предприятии, в отрасли или на территории;
перспективный прогноз потребления важнейших материально-сырьевых и использования трудовых ресурсов;
анализ достижений научно-технического прогресса в решении задач эффективного использования ресурсов;
определение резервов экономии потребления материально-сырьевых и повышения эффективности использования трудовых и управленческих ресурсов по отношению к их уровню в предшествовавшем разработке Программы году;
обоснование наиболее важных проектов (мероприятий) с указанием исполнителей, сроков и этапов их реализации;
оценку финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, требующихся для достижения целей Программы, с определением источников их обеспечения;
механизмы реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения;
ожидаемые конечные результаты, оценку их экономической, экологической и социальной эффективности;
мероприятия по ресурсоэффективности, актуальные для региона (ведомства) в перспективе.
При отборе мероприятий следует руководствоваться критериями, указанными в пункте 5 настоящего Положения.
Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан при необходимости проводит экспертизу Программы, для реализации которой привлекаются организации, имеющие сертификат на данный вид деятельности. Целью экспертизы проектов является оценка технического уровня, экологической направленности, экономической обоснованности и целесообразности выполнения предлагаемых мероприятий.
5. Содержание Программы
Программа ресурсоэффективности утверждается соответствующим отраслевым министерством, головным ведомством, представительным органом власти, органом местного самоуправления и должна содержать следующие основные части:
паспорт Программы по формам 1, 2 согласно приложению N 1;
пояснительную записку;
перечень первоочередных мероприятий Программы по форме приложения N 2;
перечень индикаторов оценки эффективности выполнения Программы по форме в соответствии с приложением N 3.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
оценку состояния дел на предприятии, в организации, ведомстве, министерстве, административно-территориальном образовании, отражающую уровень использования ресурсов, экономического, технологического, экологического и организационного состояния производства;
оценку плана развития на ближайшие 3-5 лет предприятия, организации, ведомства, министерства, административно-территориального образования со сравнительным анализом состояния дел при отсутствии реализации мероприятий по ресурсоэффективности;
краткое описание предлагаемых к реализации мероприятий;
сроки реализации разработанных предложений;
затраты на реализацию Программы (таблица 1);
экономический и экологический эффект от реализации Программы (таблица 2);
оценку окупаемости инженерных решений.
Перечень мероприятий по Программе должен содержать:
комплекс перспективных мероприятий с краткой характеристикой ресурсоэффективных проектов, предложенных предприятиями, научными учреждениями и авторскими коллективами;
комплекс первоочередных мероприятий, включающий быстроокупаемые и эффективные мероприятия, не требующие чрезмерных финансовых затрат. К их числу отнесены экологический аудит предприятия, аудит отходов, проведение мероприятий и внедрение средств по учету и контролю ресурсов, мероприятия по оптимизации технологических режимов оборудования, формированию общественного сознания по проблемам эффективного использования ресурсов, внедрение на предприятиях систем управления качеством продукции (ГОСТ Р 9000) и управления окружающей средой (ГОСТ Р 14000) и др.
В приложении к Программе могут быть указаны:
проекты законодательных и нормативных документов по совершенствованию структуры управления ресурсоэффективностью;
предложения по формированию информационного обслуживания разработки и выполнению Программы;
предложения по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области ресурсоэффективности;
предложения по совместному с другими регионами, отраслями или ведомствами выполнению работ;
предложения по привлечению инвестиций и совершенствованию банковского механизма финансового обеспечения реализации мероприятий Программы;
предложения по проведению выставок, ярмарок, показов и других массовых мероприятий Программы.
Образцы содержания территориальных (по административно-территориальным единицам Республики Татарстан) и производственных (отраслевых) Программ представлены в приложениях NN 4 и 5.
Таблица 1
Форма
Затраты на реализацию Программы
тыс.рублей
Наименование отрасли хозяйства территории или подразделения отраслевого ведомства |
Всего | В том числе по годам | |||
1-й | 2-й | 3-й | последую- щие годы |
||
Итого | |||||
Из них: | |||||
Кредит на возвратной основе | |||||
Собственные и привлеченные сред- ства |
Таблица 2
Форма
Экономический и экологический эффект от реализации Программы
тыс.рублей
Наименование мероприятия | Годовой экономический эффект |
Экологический эффект (в натуральных и денежных единицах) |
Итого: |
6. Порядок отбора проектов программ по ресурсоэффективности
для оказания государственной поддержки
Отбор проектов программ ресурсоэффективности для финансирования из бюджета Республики Татарстан осуществляется на конкурсной основе. Состав комиссии и положение о конкурсе утверждаются Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан.
Приложение N 1
к Положению о разработке производственных,
отраслевых, ведомственных и территориальных
(по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ
ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Форма 1
Паспорт
Программы ресурсоэффективности административно-территориальной
единицы Республики Татарстан на ___________ годы
Наименование программы |
Программа ресурсоэффективности территориально-админист- ративной единицы Республики Татарстан на __________ годы |
Основания для разработки программы |
Концепция эффективного использования ресурсов в Респуб- лике Татарстан, принятая постановлением Кабинета Минист- ров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 199 |
Заказчик | Администрация административно-территориальной единицы |
Разработчик | Администрация административно-территориальной единицы, Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, отраслевые структуры, учебные и научные организации, ... |
Исполнители | Администрация административно-территориальной единицы, промышленные предприятия, организации бюджетной сферы, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты сель- ского хозяйства, ... |
Цели программы | Повышение эффективности использования природно-сырьевых, топливно-энергетических, материальных, трудовых и адми- нистративно-управленческих ресурсов согласно направлени- ям, оговоренным в Концепции эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан |
Задачи про- граммы: |
Внедрение новых передовых наукоемких технологий и обору- дования, позволяющих обеспечить снижение удельных расхо- дов сырья и материалов, топлива и энергии, повысить про- изводительность труда в промышленности, жилищно-комму- нальном секторе, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в других отраслях экономики; Внедрение экологически прогрессивных агротехнологий в сельском хозяйстве; Реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от загрязнения и эрозии; Создание организационных, нормативно-правовых и экономи- ческих условий, обеспечивающих эффективное использование ресурсов; Организация использования и экологически безопасного обеззараживания и размещения промышленных, сельскохо- зяйственных и бытовых отходов; Повышение квалификации кадров и создание новых рабочих мест; Подготовка кадров в области ресурсоэффективности; Пропаганда в средствах массовой информации передового опыта ресурсоэффективности на производстве, в жилищно- коммунальном хозяйстве и быту |
Сроки реализа- ции программы |
Определяются постановлением главы администрации админис- тративно-территориальной единицы с разбивкой по этапам |
Перечень ос- новных меро- приятий и под- программ |
Реализация конкретных технологических, экологических, информационных, образовательных и других направлений в области ресурсоэффективности (указать конкретные меро- приятия по укрупненной схеме) Подпрограммы: Ресурсоэффективность на промышленных предприятиях терри- ториально-административной единицы; Ресурсоэффективность в бюджетной сфере административно- территориальной единицы; Ресурсоэффективность в жилищно-коммунальном секторе ад- министративно-территориальной единицы; Ресурсоэффективность в агропромышленном секторе адми- нистративно-территориальной единицы; Ресурсоэффективность в строительной индустрии админист- ративно-территориальной единицы; Ресурсоэффективность на транспорте административно-тер- риториальной единицы; Использование, обезвреживание и размещение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов |
Источники и объемы финан- сирования про- граммы |
Собственные и заемные средства предприятий, реализующих мероприятия и программы ресурсоэффективности; Средства бюджета Республики Татарстан, выделенные на реализацию проектов и программ по ресурсоэффективности; (том числе средства Экологического фонда Республики Та- тарстан); Средства федеральных внебюджетных фондов и федерального бюджета |
Ожидаемые ре- зультаты реа- лизации про- граммы |
Ожидаемая экономия материальных ресурсов и экологический эффект в натуральном и финансовом выражении поэтапно и за весь срок реализации программы, а также сроки окупае- мости мероприятий программы ресурсоэффективности (табли- ца 2 Положения) |
Система орга- низации конт- роля за реали- зацией про- граммы |
Министерство экономики и промышленности Республики Та- тарстан, отраслевые министерства и ведомства, админист- рации городов и районов |
Форма 2
Паспорт
Программы ресурсоэффективности предприятия, организации,
ведомства на __________ годы
Наименование про- граммы |
Программа ресурсоэффективности (указать предприя- тие, организацию, ведомство) на ______________ годы |
Основания для раз- работки программы |
Концепция эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан, принятая постановлением Каби- нета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 199 |
Заказчик | Отраслевое министерство или ведомство |
Разработчик | Отраслевое министерство или ведомство, предприятия и организации, учебные и научные организации, ... |
Исполнители | Отраслевое министерство или ведомство, промышленные предприятия, организации бюджетной сферы |
Цели программы | Повышение эффективности использования природно- сырьевых, материальных, трудовых и административно- управленческих ресурсов согласно направлениям, ого- воренным в Концепции эффективного использования ре- сурсов в Республике Татарстан |
Задачи программы | Внедрение новых передовых наукоемких технологий и оборудования, позволяющих обеспечить снижение удельных расходов сырья и материалов, топлива и энергии, повысить производительность труда; Модернизация существующего оборудования и оптимиза- ция параметров технологических процессов; Создание организационных, нормативных и экономичес- ких условий, обеспечивающих эффективное использова- ние ресурсов; Использование вторичных ресурсов; Повышение эффективности управления производством; Повышение квалификации кадров и создание новых ра- бочих мест; Подготовка кадров в области ресурсоэффективности; Пропаганда в средствах массовой информации передо- вого опыта ресурсоэффективности на производстве |
Сроки реализации программы |
Определяются отраслевым министерством или ведомс- твом с разбивкой по этапам |
Перечень основных мероприятий и под- программ |
Реализация конкретных технологических, экологичес- ких, информационных, образовательных и других нап- равлений в области ресурсоэффективности (указать конкретные мероприятия по укрупненной схеме) |
Источники и объемы финансирования |
Собственные и заемные средства предприятий, реали- зующих мероприятия и программы ресурсоэффективнос- ти; на реализацию проектов и программ по ресурсоэффек- тивности (в том числе средства Экологического фонда Республики Татарстан); Средства федеральных внебюджетных фондов и феде- рального бюджета |
Ожидаемые результа- ты реализации про- граммы |
Экономия материальных ресурсов и экологический эф- фект в натуральном и финансовом выражении поэтапно и за весь срок реализации программы, а также сроки окупаемости мероприятий Программы (таблица 2 Поло- жения) |
Система организации контроля за реали- зацией программы |
Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства |
Приложение N 2
к Положению о разработке производственных,
отраслевых, ведомственных и территориальных
(по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ
ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Форма
Примерный перечень первоочередных мероприятий
по Программе ресурсоэффективности на _________ годы
N п/п |
Наимено- вание меро- приятия |
Заказ- чик |
Испо- лни- тель |
Срок вы- пол- не- ния |
Объем финансиро- рования, млн. рублей |
Ожидаемый результат (ресурсо- сберегаю- щий и эко- логический эффект) |
Годовой эконо- мичес- кий эф- фект (млн. рублей) |
Срок оку- пае- мос- ти, лет |
||
1-й год |
2-й год |
после- дующие годы |
||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Итого |
Приложение N 3
к Положению о разработке производственных,
отраслевых, ведомственных и территориальных
(по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ
ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Форма
Перечень
индикаторов оценки выполнения Программы ресурсоэффективности
на ____________ годы
N п/п |
Наименование индикаторов |
Единицы измерения |
Значения индикаторов по годам | |||||
база 2003 |
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1. | Стоимость сэкономленных материальных ресурсов |
млн.рублей | ||||||
2. | Экономия материальных ре- сурсов, в том числе: (указать наиболее значи- мые виды ресурсов) |
тыс.тонн | ||||||
3. | Сокращение потребления воды |
млн.куб. метров |
||||||
4. | Удельное потребление ма- териальных ресурсов (на единицу валового продук- та) |
тонна/рубль | ||||||
5. | Годовая выработка на од- ного среднесписочного ра- ботника |
рублей | ||||||
6. | Рентабельность продукции | % | ||||||
7. | Доля физического немеха- низированного труда |
% | ||||||
8. | Отходы производства | % | ||||||
9. | Фондоотдача | |||||||
10. | Коэффициент использования парка оборудования |
|||||||
11. | Степень переработки: а) первичных ресурсов б) вторичных ресурсов |
% | ||||||
12. | Вторичное использование промышленных и бытовых отходов |
% | ||||||
13. | Естественные потери про- дукции при хранении, транспортировке, погру- зочно-разгрузочных рабо- тах |
% | ||||||
14. | Повышение степени утили- зации отходов |
% | ||||||
15. | Повышение надежности про- дукции (срока службы) |
% | ||||||
16. | Создание новых рабочих мест |
единиц | ||||||
17. | Количество предприятий, сертифицированных по ГОСТ Р 9001 |
|||||||
18. | Количество предприятий, сертифицированных по ГОСТ Р 14001 |
|||||||
19. | Уменьшение выбросов в ат- мосферу |
тыс.тонн | ||||||
20. | Уменьшение сбросов в во- доемы |
тыс.тонн | ||||||
21. | Уменьшение количества от- ходов - всего, В том числе: промышленных, сельскохозяйственных, бытовых |
тыс.тонн | ||||||
22. | Количество обезвреженных отходов - всего В том числе: промышленных, сельскохозяйственных, бытовых |
тыс.тонн | ||||||
23. | Количество отходов, ис- пользованных для получе- ния товаров и услуг - всего, В том числе: промышленных, сельскохозяйственных, бытовых |
тыс.тонн |
Приложение N 4
к Положению о разработке производственных,
отраслевых, ведомственных и территориальных
(по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ
ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Форма
Содержание
территориальных (по административно-территориальным единицам Республики
Татарстан) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Паспорт программы
Паспорт программы заполняется согласно приложению 1 настоящего Положения.
Перечень основных терминов, используемых в программе
Указываются основные термины, использующиеся в программе. Все термины должны соответствовать ГОСТ 30166-95 "Ресурсосбережение. Общие положения", ГОСТ 30167-95 "Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию", ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы".
1. Краткая характеристика города (района) Республики Татарстан
1.1. Статус города (района).
1.2. Территория и население.
1.3. Экономика города (района).
1.4. Экологическая ситуация в городе (районе).
В данном подпункте должна быть приведена информация об экологической обстановке в городе (районе) - объемах выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, объемах образования отходов, степени их утилизации.
1.5. Организации бюджетной сферы города (района).
1.6. Другие отрасли города (района).
2. Экономические и социальные предпосылки разработки программы
Данный раздел должен содержать обобщающую информацию о состоянии экономики, уровне потребления важнейших сырьевых и материально-технических ресурсов, эффективности использования трудовых ресурсов.
Также должны быть рассмотрены тенденции развития города (района) и прогноз на ближайшие годы по потреблению сырьевых и материальных ресурсов, использованию трудовых ресурсов, образованию отходов, показана степень оснащенности объектов промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, бюджетных организаций и др. современным ресурсоэффективным и природоохранным оборудованием и т.п. Такой анализ позволяет выявить основные направления реализации программы и их дальнейшее влияние на социальную сферу и экологическую обстановку города или района.
3. Основные цели и задачи программы
В данном разделе указываются основные цели и задачи программы. В качестве одной из основных целей Программы должно быть указано рациональное использование сырьевых, материальных, трудовых ресурсов, уменьшение нагрузки на окружающую среду, а в качестве основных задач - следующие:
внедрение новых передовых наукоемких технологий и оборудования, позволяющих обеспечить снижение удельных расходов сырья и материалов, топлива и энергии, повысить производительность труда в промышленности, жилищно-коммунальном секторе, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в других отраслях экономики;
внедрение экологически прогрессивных агротехнологий в сельском хозяйстве;
реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от загрязнения и эрозии;
создание организационных, нормативно-правовых и экономических условий, обеспечивающих эффективное использование ресурсов;
организация использования экологически безопасного обеззараживания и размещения промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов;
повышение квалификации кадров и создание новых рабочих мест;
подготовка кадров в области ресурсоэффективности;
пропаганда в средствах массовой информации передового опыта ресурсоэффективности на производстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве и быту.
4. Затраты на реализацию программы и планируемый
социально-экономический эффект
В данном разделе указываются объемы потребления важнейших сырьевых и материальных ресурсов и потенциалы сбережения по отраслям городского (районного) хозяйства: жилищно-коммунальному хозяйству с разделением жилого фонда и коммунальной энергетики, бюджетным организациям (здравоохранение, образование, культура), муниципальным или районным промышленным предприятиям, муниципальному транспорту, сельскому хозяйству и т.д., объемы отходов производства и потребления и потенциалы их утилизации, финансовые затраты на реализацию программы с разбивкой по годам, наименования основных индикаторов, по которым оценивается эффективность от реализации программы, и их значения к последнему году реализации программы.
В данном разделе целесообразно всю информацию свести в таблицы 1 и 2 Положения о разработке производственных (отраслевых) и территориальных (по административно-территориальным образованиям) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан.
5. Организационно-экономические механизмы реализации программы
В данном разделе указываются финансово-экономические и организационные механизмы реализации программы.
В параграфе "Финансово-экономические механизмы реализации программы" указываются механизмы, позволяющие финансировать ресурсоэффективные проекты:
"Использование возвратных схем финансирования, налоговые льготы, ... ". Оговариваются условия финансирования проектов и мероприятий каждого из механизмов.
В параграфе "Организационные механизмы реализации программы" указываются основные ресурсосберегающие мероприятия, ранжированные по направлениям, которые будут далее подробно рассмотрены в разделе 8 программы.
Здесь указывается потенциал ресурсосбережения, кратко дается анализ состояния дел по указанным направлениям.
Обязательным требованием является указание индикаторов эффективного использования ресурсов, экологических индикаторов и их пороговых значений по годам реализации программы.
6. Государственное управление и контроль за ходом выполнения программы
В данном разделе указывается роль Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Центра энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, различных ведомств и организаций в реализации разрабатываемой программы.
Обязательными пунктами являются следующие положения:
Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан:
организует разработку программы ресурсоэффективности;
осуществляет реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на ресурсосбережение и эффективное использование ресурсов;
осуществляет контроль за реализацией программы;
осуществляет контроль за использованием государственных финансовых средств в ходе выполнения мероприятий по ресурсоэффективности.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан:
участвует в разработке программы ресурсоэффективности;
участвует в реализации организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на ресурсосбережение и эффективное использование ресурсов;
осуществляет текущий оперативный контроль за реализацией программы ресурсоэффективности.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан осуществляет экологический контроль за ходом выполнения программных мероприятий.
Здесь также указываются механизм оценки экономического и экологического эффекта от внедрения проектов и мероприятий по ресурсоэффективности, регламент реализации программы и описывается механизм контроля и надзора за выполнением программных мероприятий.
7. Основные программные мероприятия
Модель потребления ресурсов по территориально-административным образованиям можно представить следующей схемой (рис.1).
В данном разделе приводятся мероприятия по ресурсоэффективности для реализации в городском (районном) жилищно-коммунальном хозяйстве, бюджетных организациях, на муниципальных или районных промышленных предприятиях.
Основная цель деятельности администраций - обеспечение необходимых условий жизни для населения подведомственной территории при минимальных затратах ресурсов.
Основной вид отходов - коммунальные (включая бытовые) отходы и отходы сельскохозяйственного производства.
Поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование.
Поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала (трудовых ресурсов). Чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие - расходы на социальную сферу.
Все мероприятия даются с технико-экономическим и экологическим обоснованием эффективности их реализации и разбиваются по отдельным параграфам в зависимости от укрупненной тематики мероприятий, технологического процесса или вида ресурса, на экономию которого они направлены. Здесь должны быть даны названия мероприятий, обоснована их актуальность, указаны необходимое для их реализации оборудование или материалы, финансовые затраты по годам, источники финансирования и головной исполнитель работ, экономический и экологический эффект, срок окупаемости. В технико-экономическом обосновании целесообразно использовать таблицу по форме согласно приложению 2 настоящего Положения.
В конце раздела необходимо поместить сводную таблицу по форме, согласно приложению 2 настоящего Положения, охватывающую все мероприятия и показывающую итоговые значения необходимых финансовых затрат, экономического и экологического эффекта от реализации программы.
8. Законодательные и нормативные акты, используемые
при разработке и реализации программы
В данном разделе указывается перечень юридических и правовых документов, на которые имеются ссылки по тексту программы и которые использовались при разработке программы в качестве методических.
В качестве основных здесь должны быть указаны документы, представленные в разделе 7 Положения о разработке производственных (отраслевых) и территориальных (по административно-территориальным образованиям) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан.
Приложение N 5
к Положению о разработке производственных,
отраслевых, ведомственных и территориальных
(по административно-территориальным единицам
Республики Татарстан) программ
ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Форма
Содержание производственных, отраслевых, ведомственных программ
ресурсоэффективности в Республике Татарстан
Паспорт программы
Паспорт программы заполняется согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Перечень основных терминов, используемых в программе
Указываются основные термины, использующиеся в программе. Все термины должны соответствовать ГОСТ 30166-95 "Ресурсосбережение. Общие положения.", ГОСТ 30167-95 "Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию", ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы".
1. Краткая характеристика предприятия (организации, отрасли)
1.1. Форма собственности, статус.
1.2. Краткая история предприятия (организации).
1.3. Организационная структура.
1.4. Перечень основной выпускаемой продукции, услуг, среднесписочная численность работников.
1.5. Система норм и нормативов, принятая на предприятии. Состояние нормирования потребления материальных ресурсов, производительности труда, наличие экологических нормативов - технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду, норм образования отходов и лимитов на их размещение. Наличие экологического паспорта.
Установленные нормы расхода ресурсов, производительности труда, экологические нормативы, применяемые на предприятии.
2. Характеристика производственного комплекса
В данном разделе должна быть приведена краткая характеристика производственного комплекса, содержащая описание наиболее ресурсоемких технологических процессов и оборудования, используемых в отрасли (на предприятии).
Приводится структура и объемы материальных ресурсов, потребляемых оборудованием, структура, объемы отходов, выбросов и сбросов.
3. Экономические и социальные предпосылки разработки программы
Данный раздел должен содержать обобщающую информацию об экономическом состоянии предприятия (организации, отрасли), потреблении важнейших сырьевых и материально-технических ресурсов, эффективности использования трудовых ресурсов, экологической обстановке - объемах выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, объемах образования отходов, степени их утилизации.
Должны быть рассмотрены тенденции развития предприятия (организации, отрасли) и прогноз на ближайшие годы по потреблению сырьевых и материальных ресурсов, использованию трудовых ресурсов, образованию отходов, показана степень оснащенности объектов современным ресурсоэффективным и природоохранным оборудованием, степень износа основных производственных фондов и т.п. Такой анализ позволяет выявить основные направления реализации программы и их дальнейшее влияние на социальную сферу и экологическую обстановку.
4. Основные цели и задачи программы
В данном разделе указываются основные цели и задачи программы. В качестве одной из основных целей программы должно быть указано рациональное использование сырьевых, материальных, трудовых ресурсов, уменьшение нагрузки на окружающую среду, а в качестве основных задач - следующие:
внедрение новых передовых наукоемких технологий и оборудования, позволяющих обеспечить снижение удельных расходов сырья и материалов, топлива и энергии, повысить производительность труда;
модернизация существующего оборудования и оптимизация параметров технологических процессов;
снижение потерь при хранении и транспортировке ресурсов;
использование вторичных ресурсов;
повышение квалификации кадров и создание новых рабочих мест;
повышение эффективности управления производством;
пропаганда в средствах массовой информации передового опыта ресурсоэффективности на производстве.
5. Затраты на реализацию программы и планируемый
социально-экономический эффект
В данном разделе указываются объемы потребления важнейших сырьевых и материальных ресурсов и потенциалы сбережения по видам ресурсов, объемы отходов производства и потребления и потенциалы их утилизации, финансовые затраты на реализацию программы с разбивкой по годам, наименования основных индикаторов, по которым оценивается эффективность от реализации программы, и их значения к последнему году реализации программы.
В данном разделе целесообразно всю информацию свести в таблицы 1 и 2 Положения о разработке производственных (отраслевых) и территориальных (по территориально-административным единицам Республики Татарстан) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан.
6. Организационно-экономические механизмы реализации программы
В данном разделе указываются финансово-экономические и организационные механизмы реализации программы.
В параграфе "Финансово-экономические механизмы реализации программы" указываются механизмы, позволяющие финансировать ресурсоэффективные проекты:
использование возвратных схем финансирования, налоговые льготы и т.д. Оговариваются условия финансирования проектов и мероприятий каждого из механизмов.
В параграфе "Организационные механизмы реализации программы" указываются основные ресурсосберегающие мероприятия, ранжированные по направлениям, которые будут далее подробно рассмотрены в разделе 8 программы.
Здесь указывается потенциал ресурсосбережения, кратко дается анализ состояния дел по указанным направлениям.
Обязательным требованием является указание индикаторов эффективного использования ресурсов, экологических индикаторов и их пороговых значений по годам реализации программы.
7. Государственное управление и контроль за ходом выполнения программы
В данном разделе указывается роль Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Центра энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, различных ведомств и организаций в реализации разрабатываемой программы.
Обязательными пунктами являются следующие положения:
Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан:
организует разработку программы ресурсоэффективности;
осуществляет реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на ресурсосбережение и эффективное использование ресурсов;
осуществляет контроль за реализацией программы;
осуществляет контроль за использованием государственных финансовых средств в ходе выполнения мероприятий по ресурсоэффективности.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан:
участвует в разработке программы ресурсоэффективности;
участвует в реализации организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на ресурсосбережение и эффективное использование ресурсов;
осуществляет текущий оперативный контроль за реализацией программы ресурсоэффективности.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан осуществляет экологический контроль за ходом выполнения программных мероприятий.
Здесь также указываются механизм оценки экономического и экологического эффекта от внедрения проектов и мероприятий по ресурсоэффективности, регламент реализации программы и система контроля и надзора за выполнением программных мероприятий.
8. Основные программные мероприятия
В данном разделе приводятся мероприятия по эффективности использования ресурсов, предложенные для реализации.
Хозяйственную деятельность производственной отрасли или отдельного промышленного предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из следующих взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса, готовой продукции и отходов производства.
Модель потребления ресурсов производственной отрасли можно представить следующей схемой.
Потоки внешних финансовых (бюджетных, кредитных), материально-сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов в результате производственного процесса, соединяясь, становятся готовой продукцией.
Закупки материальных ресурсов (сырья, материалов и энергии), оплата труда и капиталовложения в основные фонды (ОПФ) осуществляются за счет финансовых средств предприятия, образуемых из прибыли и внешних источников.
Побочным результатом производственной деятельности является образование производственных отходов. Часть этих отходов может быть использована в качестве вторичных ресурсов либо на самом предприятии, либо за его пределами. Оставшаяся часть отходов должна быть изолирована от внешней среды (захоронена), на что требуются дополнительные затраты на их сбор, сортировку и транспортировку.
Основная цель деятельности предприятий - обеспечение заданного выпуска продукции, услуг при минимальном расходе ресурсов.
Основные мероприятия по повышению эффективности использования ресурсов в производственной отрасли:
1) Уменьшение затрат материальных ресурсов и повышение производительности труда в отрасли (на предприятии, в организации) за счет внедрения новейших достижений научно-технического прогресса и вывода из эксплуатации устаревшего ресурсоемкого оборудования;
2) Уменьшение затрат материальных ресурсов за счет сбора и сортировки отходов для их передачи с целью переработки на другие предприятия или захоронения;
3) Повышение квалификации персонала;
4) Совершенствование системы учета и контроля за приобретением и расходованием всех видов ресурсов;
5) Внедрение мероприятий по повторному использованию (утилизации) материально-сырьевых и энергетических ресурсов на самих предприятиях отрасли.
Все мероприятия даются с кратким технико-экономическим и экологическим обоснованием эффективности их реализации и разбиваются по отдельным параграфам в зависимости от укрупненной тематики, технологического процесса или вида ресурса, на экономию которого они направлены. В этом разделе должны быть даны названия мероприятий, обоснована их актуальность, указаны необходимое для их реализации оборудование или материалы, финансовые затраты по годам, источники финансирования и головной исполнитель работ, экономический и экологический эффект, срок окупаемости. В технико-экономическом обосновании целесообразно использовать таблицу по форме согласно приложению 2 настоящего Положения.
В конце раздела необходимо поместить сводную таблицу по форме, согласно приложению 2 настоящего Положения, охватывающую все мероприятия и показывающую итоговые значения необходимых финансовых затрат, экономического и экологического эффекта от реализации Программы.
9. Законодательные и нормативные акты, используемые при разработке
и реализации программы
В данном разделе указывается перечень юридических и правовых документов, на которые имеются ссылки по тексту программы и которые использовались при разработке программы в качестве методических.
В качестве основных здесь должны быть указаны документы, представленные в разделе 7 Положения о разработке производственных (отраслевых) и территориальных (по территориально-административным единицам Республики Татарстан) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Концепцией эффективного использования ресурсов определен порядок разработки, утверждения и организации выполнения производственных, ведомственных и территориальных программ ресурсоэффективности. К территориальным Программам относятся программы городов, населенных пунктов, районов, к производственным - программы министерств, ведомств, промышленных предприятий и организаций. Определены основные этапы разработки Программ, содержание и порядок отбора проектов программ по ресурсоэффективности для оказания государственной поддержки. В приложениях приведены образцы паспортов Программ, перечень первоочередных мероприятий, перечень индикаторов оценки эффективности выполнения Программы, а также образцы содержания территориальных (по административно-территориальным единицам Республики Татарстан) и производственных (отраслевых) Программ.
Постановление КМ РТ от 9 октября 2003 г. N 524 "О разработке производственных, отраслевых, ведомственных и территориальных (по административно-территориальным единицам Республики Татарстан) программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 20-21, октябрь 2003 г.