Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 ноября 1996 г. N 1007
"Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги"
3 марта 1997 г.
Постановлением КМ РТ от 17 ноября 2003 г. N 588 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.95г. N 343 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и в целях обеспечения единой методологии по формированию и применению свободных цен на товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения и тарифов на услуги, оказываемые населению, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
2. Считать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.92 г. N 289-р.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Инструкция
"О порядке формирования и применения свободных цен и тарифов на
продукцию, товары и услуги"
(утв. постановлением КМ РТ от 30 ноября 1996 г. N 1007)
3 марта 1997 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана в целях оказания помощи предприятиям, организациям и другим юридическим лицам при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
1.2. Инструкция распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, изготавливающие (оказывающие) и реализующие на территории Республики Татарстан продукцию, товары и услуги.
1.3. Инструкция предусматривает порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно действующим нормативным актам осуществляется регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной продукции (товаров).
1.4. Предусмотренный настоящей Инструкцией принцип формирования и применения свободных цен и тарифов применяется также при определении закупочных цен на сельско-хозяйственную продукцию с учетом специфики данной отрасли и действующего законодательства.
II. Формирование свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию
производственно-технического назначения, свободных отпускных цен
на товары народного потребления и тарифов на услуги
2.1. Свободные оптовые (отпускные) цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг). Свободная отпускная цена (тариф) включает в себя свободную оптовую цену (тариф) предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, по алкогольной продукции - сумму лицензионного сбора, по товарам народного потребления, облагаемым акцизами - сумму акцизов.
2.2. Свободные оптовые (отпускные) цены и тарифы определяются на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления или франко-транспортные средства на складе предприятия-поставщика.
По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции (товаров, услуг).
2.3. Учитываемая в свободных оптовых (отпускных) ценах и тарифах на продукцию (товары, услуги) себестоимость рассчитывается в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552), изменениями и дополнениями к нему (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661), а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и другими отраслевыми указаниями по вопросам особенностей затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и товаров.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и товаров по свободным оптовым (отпускным) ценам (тарифам) без налога на добавленную стоимость, акцизов, по алкогольной продукции - лицензионного сбора и затратами на их производство и реализацию.
2.4. Уровень цен на возвратную тару под продукцией, а также порядок расчетов за нее, порядок оплаты расходов по возврату предусматриваются в договорах на поставку продукции (товаров), исходя из качества и оборачиваемости тары, а также спроса и предложения на нее.
III. Формирование свободных цен (тарифов) на продукцию (товары,
услуги), реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие
посреднические предприятия и организации
Постановлением КМ РТ от 3 марта 1997 г. N 191 пункт 3.1 настоящей Инструкции изложен в новой редакции
3.1. Снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия и организации, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия и организации оптовой торговли и другие юридические лица, осуществляющие в соответствии с утвержденным уставом функции по закупке, хранению и продаже продукции (товаров), кроме продукции (товаров), по которой в соответствии с действующим законодательством применяются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки, реализуют ее по свободным ценам, устанавливаемым указанными предприятиями и организациями по согласованию с потребителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции (товаров). При этом в свободной цене продукции (товара) учитываются свободная (отпускная) цена предприятия-изготовителя, увеличенная на суммы налога на добавленную стоимость, или цена другого поставщика (цена закупки), а также снабженческо-сбытовая надбавка указанных организаций (предприятий). В свободной цене алкогольной продукции кроме того учитывается сумма лицензионного сбора, а подакцизных товаров - сумма акцизов.
В снабженческо-сбытовой надбавке учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товаров), а также прибыль, необходимая для нормальной хозрасчетной деятельности.
IV. Формирование и применение свободных розничных цен и тарифов
на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению
4.1. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной оптовой (отпускной) цены предприятия-изготовителя или цены посредника (цены закупки) и торговой надбавки.
Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа, налога на добавленную стоимость. При исчислении облагаемого оборота по товарам, которые облагаются акцизами, в них включается сумма акцизов.
При получении товаров от поставщиков, находящихся в странах, не входящих в Содружество Независимых Государств, и при уплате в случаях, установленных законодательством, таможенным службам России таможенных пошлин, сборов (платежей) за таможенные процедуры, формирование свободных розничных цен производится путем добавления торговых надбавок к свободным ценам закупки, увеличенным на указанные таможенные пошлины, сборы (платежи).
4.2. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующими нормативными актами. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в оптовой (отпускной) цене или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения, прибыль, налог на добавленную стоимость.
4.3. Реализация товаров (продукции) предприятиями розничной торговли внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания населения осуществляется также по свободным розничным ценам, кроме товаров (продукции), по которым применяются регулируемые торговые надбавки.
4.4. Предприятия бытового обслуживания населения формируют свободные розничные цены на сырье, материалы, запасные части, применяемые при выполнении заказов населения по изготовлению и ремонту изделий или при оказании услуг, в порядке, предусмотренном пп.4.1, 4.2 настоящей Инструкции.
При закупке товаров и комплектующих изделий предприятиями бытового обслуживания через розничные торговые предприятия по свободным розничным ценам реализация их населению (с расчетами через кассу предприятия) в качестве сопутствующих оказываемым услугам или при оказании услуг производится по розничным ценам, формируемым исходя из цены закупки и торговой надбавки, устанавливаемой в порядке, предусмотренном в п.4.2 настоящих рекомендаций.
4.5. Реализация предприятиями-изготовителями продукции и товаров собственного производства населению через кассу предприятия осуществляется по свободным розничным ценам, определяемым предприятиями самостоятельно, исходя из свободных оптовых (отпускных) цен, с добавлением торговой надбавки, возмещающей расходы по реализации.
В случае, если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия применяют торговую надбавку не выше установленных размеров.
При реализации населению предприятиями сферы услуг товаров собственного производства свободная розничная цена формируется исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения).
4.6. В предприятиях общественного питания цены на реализуемые продукцию и товары формируются исходя из свободных оптовых (отпускных) цен или цен закупки на эту продукцию (товары) и торговой надбавки и наценки.
Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога)*, и обеспечения рентабельной работы этих предприятий.
* Продукция собственного производства студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из госбюджета.
V. Оформление документов
5.1. Свободные оптовые (отпускные) цены (тарифы), формируемые предприятиями-изготовителями, фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями (владельцами) предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении N 1. Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) в договорах на поставку продукции (товаров), в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (тарифов) (телефонограмма, телекс, телефакс и т.п.). Свободные отпускные цены предприятия-посредника оформляются согласно протоколу, предусмотренному в приложении N 2, с обязательным указанием применяемого размера снабженческо-сбытовой надбавки.
5.2. Свободные оптовые (отпускные) цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги) указываются в установленном порядке поставщиками в товарно-платежных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).
В расчетных платежных документах суммы акциза, налога на добавленную стоимость, по алкогольной продукции - лицензионного сбора указываются отдельной строкой.
5.3. Предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров по свободным розничным ценам, фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах по форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
5.4. Обозначение свободных розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги или выписках из них, в меню), выставляемых в указанных предприятиях.
На товарных и упаковочных ярлыках, а также в технических паспортах предприятия-изготовителя по договоренности с торговыми предприятиями и другими покупателями могут указываться реквизиты: "оптовая (отпускная) цена" и "розничная цена". При этом свободные отпускные цены на соответствующие товары при необходимости указываются предприятиями-изготовителями.
Обозначение свободных розничных цен непосредственно на изделиях товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах (по товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения, выпускаемых с техническими паспортами), а также на контрольных лентах для предприятий-изготовителей является необязательным. Свободные розничные цены могут обозначаться предприятиями-изготовителями только по договоренности с предприятиями торговли.
VI. Изменение свободных цен и тарифов
6.1. С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые (отпускные) цены (тарифы) на них могут быть изменены предприятием-изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.
6.2. Изменение свободных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями и организациями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями, предприятиями и организациями оптовой торговли может осуществляться по согласованию с потребителями в зависимости от конъюнктуры рынка без изменения оптовой (отпускной) цены (тарифа) предприятия-изготовителя (цены поставщика). Изменение свободной цены указанные предприятиями осуществляется в пределах установленного размера снабженческо-сбытовых надбавок.
6.3. Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничным торговым предприятием в зависимости от конъюнктуры рынка за счет корректировки торговых надбавок (при применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен продавцом производится в пределах этих размеров).
Новые цены регистрируются указанными предприятиями и организациями в реестрах.
6.4. Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также изменением расходов на оказание услуг.
При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемых сверх цен на услуги, может производиться перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при оформлении заказов. Остатки готовых изделий, изготовленных предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы-модели могут переоцениваться на дату введения новых цен как, в части материалов, так и работ по их изготовлению.
Расчеты с населением по новым тарифам проката по изделиям, выданным напрокат до даты введения новых тарифов, производятся по истечении оплаченного срока проката.
Приложение 1
к Инструкции о порядке формирования и
применения свободных цен и тарифов на
продукцию, товары (услуги)
Руководитель предприятия (объеди- Руководитель предприятия (объеди-
нения) - потребителя нения) - изготовителя
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
Подпись руководителя предприятия Подпись руководителя предприятия
(объединения) - потребителя (объединения) - изготовителя
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
"___"_____________________199__г. "___"_____________________199__г.
М.П. М.П.
Протокол
согласования свободной оптовой (отпускной)
цены (тарифа) на продукцию, товары и услуги
____________________________________________
наименование предприятия-изготовителя
и___________________________________________
наименование предприятия-потребителя
на поставку (оказание услуг)________________
____________________________________________
наименование продукции (услуг)
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование и краткая |Артикул,|Техничес-| Единица | Свободная
пп| характеристика продукции |марка, |кая доку-|измерения| оптовая
| (товара, услуг) |тип |ментация,| |(отпускная)
| | |кем, ког-| |цена (тариф)
| | |да утвер-| |предприятия-
| | |ждена | |изготовителя
--+----------------------------+--------+---------+---------+------------
1| 2 | 3 | 4 | 5 | 6
--+----------------------------+--------+---------+---------+------------
Приложение 2
к Инструкции о порядке формирования и
применения свободных цен и тарифов на
продукцию, товары (услуги)
Руководитель предприятия (объеди- Руководитель предприятия (объеди-
нения) - (заказчика) нения) - (поставщика)
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
Подпись руководителя предприятия Подпись руководителя предприятия
(объединения) - (заказчика) (объединения) - (поставщика)
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
"___"_____________________199__г. "___"_____________________199__г.
М.П. М.П.
Протокол
согласования свободной оптовой (отпускной)
цены (тарифа) на продукцию, товары и услуги
____________________________________________
наименование предприятия-поставщика
и___________________________________________
наименование предприятия-заказчика
на поставку (оказание услуг)________________
____________________________________________
наименование продукции (услуг)
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование |Артикул,|Техничес-|Едини- |Свободная|Размер |Свобод-
пп|и краткая|марка, |кая доку-|ца из-|оптовая |снабжен- |ная цена
|характеристика|тип |ментация,|мерения|(отпуск- |ческо- |посред-
|продукции (то-| |кем, ког-| |ная) цена|сбытовой |нической
|вара, услуг) | |да утвер-| |(тариф) |надбавки |органи-
| | |ждена | |предприя-|(в случае|зации
| | | | |тия-изго-|ее регу-|(предп-
| | | | |товителя |лирова- |риятия)
| | | | | |ния) |
--+--------------+--------+---------+-------+---------+---------+--------
1| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--+--------------+--------+---------+-------+---------+---------+--------
Приложение 3
к Инструкции о порядке формирования и
применения свободных цен и тарифов на
продукцию, товары (услуги)
____________________________________
наименование предприятия (продавца),
регистрирующего свободные розничные
цены
от_______________199__г. N__________
Реестр
свободных розничных цен на_________________________
наименование товара
-------------------------------------------------------------------------
NN|Наименование и краткая|Артикул,|Объем |Свободная оптовая (отпускная)
пп|характеристика товаров|марка, |партии|цена предприятия-изготовителя
| |тип | |или свободная цена поступления
| | | |(закупки)
--+----------------------+--------+------+-------------------------------
1| 2 | 3 | 4 | 5
--+----------------------+--------+------+-------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
Снабженческо-сбытовая|Свободная рознич-|Размер |Новая свободная розничная
надбавка (в случае ее|ная цена за еди-|торго- |цена в случае ее измене-
регулирования) сумма|ницу продукции|вой на-|ния за единицу продукции
или процент |(товара) |дбавки |(товара) и дата введения
| |(сумма |_________________________
| |или |новый размер торговой на-
| |про- |дбавки
| |цент) |
---------------------+-----------------+-------+-------------------------
6 | 7 | 8 | 9
---------------------+-----------------+-------+-------------------------
Руководитель (владелец) предприятия-продавца
(подпись)
"___"___________199__г.
Предприятия бытового обслуживания населения при приобретении товаров
в розничной торговле вместо граф 5, 6, 7, заполняют графу "цена закупки".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 30 ноября 1996 г. N 1007 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги"
Текст постановления опубликован в газете "Время и деньги" N 142 от 19 декабря 1996 г.
Постановлением КМ РТ от 17 ноября 2003 г. N 588 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 3 марта 1997 г. N 191