Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 января 1995 г. N 45
"Об утверждении Временного положения о защите прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг и Временного
положения о порядке внесения платежей за наем жилого
помещения, коммунальные и иные виды услуг"
В целях защиты прав потребителей в Республике Татарстан и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года N 117 "Об изменении ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Временное положение о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и Временное положение о порядке внесения платежей за найм жилого помещения, коммунальные и иные виды услуг.
2. Финансирование разницы между фактическими расходами предприятий и организаций, обслуживающих жилой фонд местных Советов и жилищно-строительных кооперативов и доходами, поступающими от населения за пользование лифтом и вывоз твердых бытовых отходов, производится за счет средств городского (районного) бюджета.
3. Главам администраций городов и районов Республики Татарстан, объединению "Татжилкомхоз" довести указанные Положения до заинтересованных организаций и населения, проживающего в жилом фонде, независимо от ведомственной принадлежности.
4. Татарскому территориальному управлению по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, главам администраций городов и районов Республики Татарстан, в месячный срок внести предложения о демонополизации деятельности предприятий, оказывающих услуги по техническому обслуживанию жилых помещений, обслуживанию лифтов и вывозу твердых бытовых отходов и жилищно-коммунальные услуги.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Временное положение
"О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"
(утв. постановлением КМ РТ от 24 января 1995 г. N 45)
Настоящее Положение разработано на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года N 117 "Об изменении ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги" и регламентирует порядок рассмотрения обоснованных претензий населения (далее - потребителей) о ненадлежащем исполнении жилищно-коммунальных услуг, техническому обслуживанию жилья, услуг по обслуживанию лифтом и вывозу твердых бытовых отходов.
1. Жилищно-коммунальные и другие организации (далее - жилищно-коммунальные организации), предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, услуги по техническому обслуживанию жилья, по обслуживанию лифтом и вывозу твердых бытовых отходов (далее - услуги), обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями в установленные настоящим Положением сроки рассматривать заявления потребителей, а также принимать необходимые меры по устранению нарушений нормативов предоставляемых услуг.
2. Жилищно-коммунальные организации, предоставляющие услуги, при рассмотрении заявлений обязаны устранить нарушения в сроки, которые определены существующими нормативными документами, установленными для каждого вида услуг.
3. Информация о нарушении сроков или качестве предоставляемых услуг поступает в жилищно-коммунальную организацию, предоставляющую услуги, в зависимости от вида нарушения в форме:
заявления (документированного) от населения;
извещения от поставщика услуг;
телефонного оповещения.
Информация о нарушениях (претензиях) регистрируется в жилищно-коммунальной организации в специальном журнале. Датой наступления нарушения является дата поступления информации о нарушении, если не установлена фактическая дата нарушения. Информация о нарушении должна содержать перечень адресатов (улиц, домов, квартир), которых коснулось нарушение.
4. Регистрации подлежит любая претензия потребителя, удовлетворяется обоснованная претензия. Обоснованной претензией считается претензия, подтвержденная работником жилищно-коммунальной организации, либо (при возникновении спорной ситуации между потребителем и жилищно-коммунальной организацией) службой, осуществляющей функции по защите прав потребителей, при местной администрации (далее - служба по защите прав потребителей). (Должностная инструкция жилищного инспектора - специалиста, выполняющего функции по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, прилагается).
Удовлетворяется претензия либо устранением ее с нужным качеством и в установленные сроки, либо невзиманием платы за соответствующую претензии услугу. (Нормативные требования к качеству предоставляемых услуг и размеры снижения платы при ненадлежащем их исполнении прилагаются).
5. Работник жилищно-коммунальной организации (при необходимости с привлечением работников коммунальных служб и подрядных организаций) в течение суток с момента заявления претензии потребителем выясняет причину претензии и фиксирует ее в журнале регистрации. Если претензия необоснована, соответствующее заключение фиксируется в журнале регистрации, о чем уведомляется потребитель (открыткой, по телефону, либо другим способом). Если претензия обоснована, причина претензии устраняется в нормативные сроки. Дата устранения претензии фиксируется в журнале регистрации.
6. В случае неустранения претензии в срок и с необходимым качеством составляется акт, подписанный работником жилищно-коммунальной организации и жильцом (один экземпляр акта передается жильцу), определяющий суточный тариф и период, за который не взимается плата.
7. При возникновении спорной ситуации между потребителем и жилищно-коммунальной организацией каждая из сторон может обратиться с заявлением в адрес службы по защите прав потребителей, в котором:
потребитель обжалует качество или сроки выполнения работ по устранению претензии;
жилищно-коммунальная организация оспаривает обоснованность претензии потребителя.
Служба по защите прав потребителей проверяет доводы заявителя и готовит материалы для заключения обоснованности претензии жильца или жилищно-коммунальной организации на административную комиссию главы администрации. Потребитель или жилищно-коммунальная организация вправе обжаловать решение административной комиссии в судебном порядке.
8. Перерасчет сумм платежей потребителей за техническое обслуживание жилья, предоставление коммунальных услуг, пользование лифтом и вывоз мусора производится ежеквартально при изменении цен и тарифов, а также по итогам года по заявлениям потребителей.
9. Контроль за соблюдением настоящего положения осуществляется службами по защите прав потребителей при главах администрации городов (районов).
Приложение
к Временному положению о защите прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг
Должностная инструкция жилищного инспектора
1. Общие положения
1.1. Контроль за соблюдением нормативных сроков и качества исполнения жилищно-коммунальных услуг устанавливается с целью:
повышения ответственности организаций, обслуживающих жилищный фонд;
защиты прав потребителей.
1.2. Контроль осуществляется жилищными инспекторами при главах администрации городов (районов).
1.3. Жилищный инспектор назначается на должность и освобождается от нее распоряжением главы администрации города (района).
1.4. Рабочее место жилищного инспектора располагается в жилищно-коммунальной организации.
2. Обязанности
2.1. В функции жилищного инспектора входит:
контроль за сроками и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
оповещение соответствующих организаций о факте ненадлежащего исполнения жилищно-коммунальных услуг;
учет нарушений регламента предоставления жилищно-коммунальных услуг;
учет нарушения требований к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
контроль за ходом ликвидации нарушения;
оформление и согласование с заинтересованными сторонами документов, подтверждающих факты нарушений;
оформление и представление в жилищные организации документов, являющихся основанием для снижения размеров платы жителей дома за техническое обслуживание, коммунальные услуги, услуги по обслуживанию лифтом и вывоз твердых бытовых отходов.
2.2. При выполнении своих функций жилищный инспектор руководствуется Временным положением о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
3. Права
3.1. Жилищный инспектор имеет право запрашивать и получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
3.2. Жилищный инспектор имеет право оформить односторонний акт о ненадлежащем исполнении коммунальных услуг в случае несогласия с ним исполнителя услуг и представить его в административную комиссию главы администрации города (района).
См. также Положение "О Государственном жилищном инспекторе", утвержденное Постановлением КМ РТ от 9 августа 1995 г. N 558
Приложение
к Временному положению о защите прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг
Нормативные требования
к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и
размеры снижения платы за ненадлежащее их предоставление
См. также Положение "О порядке расчета и внесения платежей за наем жилого помещения, техническое обслуживание и ремонт жилого здания, коммунальные услуги", утвержденное постановлением КМ РТ от 14 октября 1998 г. N 611
-------------------------------------------------------------------------
Нормативные показатели качества | Применение санкций за нарушение
| параметров качества
------------------------------------+------------------------------------
1 | 2
------------------------------------+------------------------------------
Отопление |
|
Теплоснабжение должно быть беспере-|Плата (в расчете за 1 кв.м.) не взи-
бойным в течение всего отопительного|мается за каждые сутки отсутствия
сезона, начало и окончание которого|тепла в течение отопительного сезона
определяется решением главы админис-|
трации города (района) |
|
Температура внутреннего воздуха в|Плата (в расчете за 1 кв.м.) снижа-
жилых комнатах должна соответство-|ется на 10% от действующего тарифа
вать установленным параметрам (при|за каждый полный градус неподачи
выполнении жильцами мероприятий по|тепла за весь период, когда темпера-
утеплению оконных и дверных заполне-|тура воздуха в квартире ниже уста-
ний): не ниже +18 С (в угловых ком-|новленных параметров (см. также
натах не ниже +20 С) СНиП-2-08-89 |примечание 3)
|
Горячее водоснабжение |
|
Горячее водоснабжение должно функци-|Плата (в расчете за 1 человека) не
онировать в течение 350 дней в ка-|взимается за каждые сутки отсутствия
лендарном году |горячей воды (кроме планового отклю-
|чения на проведение ремонтно-профи-
|лактических работ - 15 дней)
|
Обеспечение нормативной температуры|Плата (в расчете за 1 человека) сни-
горячей воды в точке водоразбора не|жается на 25% от действующего тарифа
менее +50 С СНиП-2.04.01-85 |за каждые полные 5 градусов за весь
|период, когда температура горячей
|воды ниже установленных параметров
|
Водоснабжение и водоотведение |
|
Водоснабжение и водоотведение должно|Плата (в расчете за 1 человека) не
функционировать круглосуточно в те-|взимается за каждые сутки отсутствия
чение года без перебоев |холодной воды
|
Газоснабжение |
|
Газоснабжение должно функционировать|Плата (в расчете за 1 человека) не
круглосуточно без перебоев |взимается за каждые сутки отсутствия
|газа
|
Лифты |
|
Лифт должен работать на условиях,|Плата (в расчете за 1 человека) не
оговоренных в договоре. |взимается за каждые сутки сверхнор-
Население должно оповещаться о про-|мативного простоя лифта
ведении ремонтных работ и сроках ре-|
монта |
|
Вывоз мусора |
|
Вывоз мусора должен осуществляться|Плата (в расчете за 1 человека) не
согласно утвержденного графика |взимается за каждые сутки просрочки
|графика вывоза мусора
-------------------------------------------------------------------------
Примечание:
1. Жилищно-коммунальная организация информирует население о видах услуг, сроках их предоставления, требованиях к качеству, тарифах.
2. При наличии в домах или квартирах измерительных приборов оплата измеряемых услуг производится по счетчику.
3. Понижение температуры воздуха в квартире на 10 градусов и более, и температуры горячей воды на 30 градусов и ниже нормативного показателя считается отсутствием услуги.
4. Если холодная или горячая вода отсутствует свыше 8 часов в сутки в течение времени более 3-х суток, или если, при наличии водонагревателя, напор воды не соответствует нормативным характеристикам (СНиП 2.04.01-85) при тех же условиях, услуга считается неполной. Плата в этом случае взимается в размере 0,5 тарифа.
5. Сумма снижения платы за отсутствие услуги округляется до рубля по существующим правилам.
Временное положение
"О порядке внесения платежей за наем жилого
помещения, коммунальные и иные виды услуг"
(утв. постановлением КМ РТ от 24 января 1995 г. N 45)
Общие положения
1. Настоящее Временное положение определяет порядок внесения платежей за наем и техническое обслуживание жилого помещения, коммунальные и иные предоставляемые населению виды услуг (вывоз бытовых отходов, пользование лифтом).
2. Срок внесения потребителем платежей за наем и техническое обслуживание жилого помещения, пользование лифтом, вывоз твердых бытовых отходов, коммунальные услуги (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, газ) устанавливается не позднее 10 числа следующего за прошлым месяца. Оплата вышеуказанных платежей производится одновременно. За несвоевременный взнос платежей взимается пеня в размере 0,1% за каждый просроченный день организацией, осуществляющей прием платежей от населения.
3. В случае выезда потребителя с места постоянного жительства на срок свыше месяца платежи за коммунальные услуги (кроме оплаты за отопление и наем жилого помещения), пользование лифтом, вывоз твердых бытовых отходов не взимаются (на основании его заявления и подтверждающего документа).
Потребитель, оплачивающий жилищно-коммунальные услуги по сниженным ставкам, пользуется этими льготами по месту временного проживания. Одновременное пользование льготами по месту постоянного и временного проживания не допускается.
4. Перерасчет сумм платежей населения при изменении стоимости жилищно-коммунальных услуг производится ежеквартально, а также по итогам года по заявлению потребителя.
5. Предельные ставки оплаты за наем и техническое обслуживание жилого помещения, тарифы за коммунальные и иные, предоставляемые населению виды услуг, утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Жилищно-коммунальные организации своевременно информируют население об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
6. Установленные ранее отдельным категориям лиц льготы по оплате коммунальных услуг и квартирной плате за пользование жилыми помещениями в государственном, коммунальном, общественном жилом фондах всех форм собственности сохраняются в пределах социальной нормы площади жилого помещения, т.е. 16,2 кв.м общей площади на одного человека в изолированных квартирах, и 12 кв.м общей площади на одного человека в коммунальных квартирах, в домах гостиничного типа, и распространяются только на оплату найма жилого помещения и коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, отопление, газоснабжение, электроэнергия).
1. Оплата за жилое помещение, предоставляемое в наем
1.1. Оплата за наем жилого помещения включает в себя платежи населения, проживающего в государственном, коммунальном, общественном жилищном фондах, на восстановление жилищного фонда из расчета амортизации единицы жилой площади, учета территориального расположения и качества жилого помещения.
1.2. Единая ставка оплаты за жилое помещение, предоставляемое в наем в государственном, коммунальном, общественном жилищном фондах, взимается с населения:
в изолированных квартирах - за 1 кв.м общей площади;
в коммунальных квартирах, в домах гостиничного типа - за 1 кв.м жилой площади, а также части общей площади, определяемой пропорционально жилой площади каждого нанимателя.
1.3. В жилом фонде, признанным решением главы администрации города (района) ветхим, плата не взимается.
2. Оплата за техническое обслуживание жилого помещения
2.1. Оплата услуг за техническое обслуживание включает плату за выполнение следующих работ:
ежедневная уборка подъездов, вестибюлей, тамбуров, кабин лифтов, лестничных маршей и площадок;
ремонт, укрепление, замена отдельных участков ограждения и оборудования хозяйственных площадок в целях установки контейнеров и бачков для мусора и пищевых отходов, для сушки белья, чистки ковров; обустройство в установленном порядке спортивных, игровых площадок для детей; оборудование площадок для выгула животных;
устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации, центрального отопления и горячего водоснабжения, электротехнических устройств, электропроводки; регулировка, наладка систем центрального отопления и систем автоматического управления инженерным оборудованием;
ремонт и укрепление входных дверей, ремонт и утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях, бойлеров, наружных водоразборных кранов и колонок, мелкий ремонт печей;
уборка и очистка придомовой территории.
2.2. Оплата услуг за техническое обслуживание жилого помещения производится по установленной единой ставке согласно договору с обслуживающей организацией независимо от форм собственности:
в изолированных квартирах - за 1 кв.м общей площади;
в коммунальных квартирах, в домах гостиничного типа - за 1 кв.м жилой площади, а также части общей площади, определяемой пропорционально жилой площади каждого нанимателя.
в ветхом жилищном фонде - за 1 кв.м жилой площади.
3. Оплата услуг за пользование лифтом
3.1. Размер платы (включая детей) за пользование лифтом устанавливается независимо от форм собственности жилищного фонда, не выше предельного тарифа, предусмотренного для населения.
3.2. Плата за пользование лифтом в благоустроенных жилых домах независимо от ведомственной принадлежности производится с лиц, проживающих на третьем этаже и выше.
3.3. В случае заблокирования лифта на третьем этаже, (предусмотренного проектно-сметной документацией), плата за пользование лифтом взимается с лиц, проживающих на четвертом этаже и выше.
3.4. Лица, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и не пользующиеся лифтом вследствие болезни, освобождаются от платы на основании заключения медицинских учреждений, предъявляемого владельцу лифтового хозяйства.
4. Оплата услуг за вывоз твердых бытовых отходов
Размер платы за вывоз твердых бытовых отходов рассчитывается по нормам накопления бытовых отходов, утверждаемым в соответствии с санитарными нормами главой администрации города (района), исходя из установленного тарифа.
5. Оплата за коммунальные услуги
5.1. Услуги по водоснабжению и водоотведению.
Плата за услуги по водоснабжению и водоотведению взимается по утвержденным тарифам.
Расчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения при отсутствии приборов учета расхода воды производится по нормам водопотребления, утверждаемым главой администрации города (района).
5.2. Услуги за горячее водоснабжение.
Плата за горячее водоснабжение взимается с каждого жителя (в месяц) согласно утвержденному тарифу.
5.3. Услуги по отоплению жилых домов.
Плата за отопление с населения взимается с 1 кв.м общей площади по утвержденному тарифу.
В коммунальных квартирах плата за отопление взимается с общей площади, приходящейся на каждого нанимателя. Размер общей площади, приходящейся на каждого нанимателя, определяется пропорционально жилой площади каждого нанимателя.
5.4. Услуги за пользование природным газом.
Плата за природный газ взимается с каждого жителя (в месяц) согласно утвержденных норм потребления и тарифов.
Тарифы за техническое обслуживание жилого помещения, пользование лифтом, вывоз твердых бытовых отходов и коммунальные услуги для населения, проживающего в жилом фонде всех форм собственности, устанавливаются с учетом налога на добавленную стоимость.
При наличии в домах или квартирах измерительных приборов учета оплата предоставленных услуг производится по показаниям счетчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 24 января 1995 г. N 45 "Об утверждении Временного положения о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и Временного положения о порядке внесения платежей за наем жилого помещения, коммунальные и иные виды услуг"
Текст постановления опубликован в Сборнике Госкомимущества РТ "Основные законы и положения по приватизации в Республике Татарстан", 1998 год, Выпуск 17
Постановлением КМ РТ от 14 октября 1998 г. N 611 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 30 июня 1997 г. N 530