Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 21 июля 2003 г. N Зп-1-46/2003
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва,
с участием прокурора Х-ва,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 августа 1999 года N 517, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 августа 1999 года N 517.
В обоснование заявления указано на то, что отдельные положения оспариваемого нормативного правового акта Республики Татарстан противоречат гражданскому законодательству Российской Федерации, находящемуся, в силу подпункта "о" пункта 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации, Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В судебном заседании участвующий по доверенности прокурор из прокуратуры Республики Татарстан Х-ов заявление прокурора Республики Татарстан поддержал в полном объеме.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан М-ов заявление прокурора Республики Татарстан признал и пояснил, что подготовлен проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования в Республике Татарстан". Указанный проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан учитывает замечания прокурора Республики Татарстан, изложенные в его заявлении. Данный проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан находится на стадии принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство.
Из материалов дела следует, что Кабинетом Министров Республики Татарстан 11 августа 1999 года принято постановление N 517 "Об утверждении правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан", пунктом первым которого утвержден# прилагаемые Правила установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан (далее по тексту Правила).
Отдельные положения указанных Правил противоречат федеральному законодательству.
Так, подпункт "г" пункта 21 и подпункт "г" пункта 23 Правил содержат нормы, которые предусматривают возможность Государственной дорожной службе при Кабинете Министров Республики Татарстан и Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан выдачи предписаний органу, выдавшему лицензию на тот или иной вид деятельности, о приостановлении или аннулировании лицензии.
Эти положения Правил противоречат Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", который устанавливает единый порядок лицензирования в Российской Федерации, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование, полномочия лицензирующих органов, а также порядок предоставления, приостановления и аннулирования лицензий.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок, составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, выносить предупреждение лицензиату.
Из содержания указанных норм федерального законодательства следует, что Государственная дорожная служба при Кабинете Министров Республики Татарстан и Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан не вправе осуществлять выдачу предписаний органу, выдавшему лицензию, поскольку контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, осуществляется лицензирующими органами.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Татарстан, решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня издания подпункта "г" пункта 21 и подпункта "г" пункта 23 Правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 августа 1999 года N 517, в части предусматривающие возможность выдачи предписаний органу, выдавшему лицензию на тот или иной вид деятельности, о приостановлении или аннулировании лицензии.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление, в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 21 июля 2003 г. N Зп-1-46/2003
Решение вступило в законную силу 4 августа 2003 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 26 августа 2003 г.