Положение
"Об аудиторской деятельности в Республике Татарстан"
(утв. постановлением коллегии Госкомитета РТ по управлению
госимуществом от 8 мая 1992 г.)
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 12 марта 2004 г. N 365-р настоящее положение признано утратившим силу
См. Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 15 марта 1999 г. N 98 "Об утверждении нормативных документов о регулировании деятельности аудиторских организаций в Республике Татарстан"
1. Общие положения
1.1. Аудит (аудиторство) представляет собой независимую хозрасчетную контрольно-ревизионную деятельность.
1.2. Целью аудиторской деятельности является, прежде всего:
а) Оценка достоверности бухгалтерской отчетности акционерных, арендных, кооперативных, совместных предприятий, бирж, коммерческих банков и других хозяйственных структур, не являющихся собственностью государства.
б) Оценка стоимости имущества приватизируемых хозяйственных структур.
в) Представление владельцам, сотрудникам и руководителям предприятий, государственным органам, банкам, биржам, другим заказчикам информации об аутентичности учетно-экономической информации.
г) Диагностика управленческих проблем хозяйственных структур, консультирование по вопросам выработки стратегии и тактики бизнеса, правильной организации и методологии бухгалтерского учета, экономического анализа, ревизии и контроля.
1.3. Объектом аудиторства является финансово-хозяйственная деятельность всех предприятий, организаций и учреждений, действующих на территории Республики Татарстан.
2. Аудиторская палата
2.1. В целях управления аудиторской деятельностью в Республике Татарстан решением коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по управлению госимуществом создается Аудиторская палата, финансируемая за счет отчислений аудиторских фирм.
2.2. Организационно-экономической и правовой основой деятельности Аудиторской палаты является Устав Аудиторской палаты.
2.3. Основными задачами Аудиторской палаты являются:
а) Планирование, учет, анализ и регулирование аудиторской деятельности на территории Республики Татарстан.
б) Издание методической литературы по аудиторскому контролю.
в) Определение квалификационных требований к аудиторам и разработка порядка допуска к аудиторским экзаменам.
г) Разработка программ аудиторских экзаменов, организация проведения экзаменов на допуск к аудиторской деятельности, представление в Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом информации о результатах экзаменов с целью принятия решений Коллегией поименованного Комитета о выдаче лицензий претендентам на аудиторство (см. приложение N 1).
д) Наложение взысканий на аудиторство и подача в Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом представлений на лишение их лицензий.
е) Контроль за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм, рассмотрение претензий, поступивших в их адрес, решение споров между аудиторами и их клиентами, если для этого не установлен иной порядок.
ж) Решение других вопросов аудиторской деятельности, входящих в компетенцию Аудиторской палаты.
3. Аудиторы
3.1. Аудитором Республики Татарстан вправе работать лицо, имеющее диплом о высшем образовании по специальностям "Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности" или "Финансы и кредит", стаж работы по специальности не менее пяти лет, сдавшие экзамены по аудиту и имеющие лицензию на аудит.
3.2. Гражданин, ходатайствующий о получении лицензии, представляет в Аудиторскую палату поисьменное заявление о допуске к экзамену. После успешной сдачи экзамена гражданину выдается квалификационное удостоверение, дающее право на работу в качестве аудитора.
Порядок выдачи аудиторских квалификационных удостоверений определяется Аудиторской палатой.
3.3. Аудитор должен вести дневник своей деятельности, в котором фиксируются аудиты. Один раз в год в предусмотренные сроки аудитор представляет Аудиторской палате указанный дневник для контроля и подведения итогов. Форму и порядок ведения дневника устанавливает Аудиторская палата.
Для сохранения своей квалификации аудитор должен проводить не менее 2-х аудитов в год.
4. Порядок проведения аудита
4.1. Предприятие-клиент имеет право выбора аудиторской фирмы или отдельного аудитора для заключения договора на аудиторскую деятельность.
4.2. Аудит не может проводиться аудитором, который:
- состоит в близком родстве с лицом, входящим в руководство предприятием;
- работает на предприятии-клиенте или состоит в иных договорных отношениях с предприятием-клиентом;
- является акционером предприятия-клиента.
4.3. При проведении аудита аудитор обязан проверять состояние методологических принципов бухгалтерского учета, правильность отражения хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах, производить оценку достоверности финансовой отчетности.
4.4. В целях повышения эффективности работы предприятия-клиента и его бухгалтерского аппарата аудитор может оказать услуги по:
- проведению анализа хозяйственной деятельности;
- выработке рекомендаций по совершенствованию организационного управления;
- консультированию по вопросам финансов, денежного обращения, кредита, автоматизированным системам организационного управления и т.п.
4.5. Аудитор имеет право проверять деятельность предприятия в масштабах, определяемых договором на оказание аудиторских услуг.
Формы и методы проведения аудита определяются аудитором самостоятельно.
4.6. Руководство ревизируемого предприятия обязано представлять аудитору для проведения аудита все необходимые документы и учетные данные, давать необходимые объяснения, предоставлять возможность для проверок кассового остатка наличных денег, инвентаризации ценных бумаг, других оборотных и основных средств, а также обеспечить возможность для совершения иных процедур, необходимых для подготовки материалов аудиторских проверок и оценок.
5. Выводы по результатам аудита
5.1. Аудитор оформляет результаты контрольно-ревизионной работы в форме акта или заключения, которые представляются им всем заинтересованным сторонам. В акте (заключении) аудитор даст заключение о стоимости имущества предприятия, оценку состоянию бухгалтерского учета и отчетности и т.п.
5.2. В соответствии с целью аудита в случае оценки достоверности финансовой отчетности аудитор выносит на основании оформленного акта (заключения) окончательное решение об утверждении, либо отказе об утверждении представленного предприятием годового бухгалтерского отчета и производит на отчете соответствующую запись.
5.3. Аудитор не правомочен утверждать отчет предприятия при обнаружении в результате аудита серьезных недостатков, оказания административного и иного давления на аудитора в ходе контроля и в иных случаях, если он не уверен в достоверности отчетности.
5.4. В случае неутверждения отчета аудитором владельцы предприятия и его руководство обязаны в месячный срок со дня оформления акта (заключения) аудитора устранить выявленные недостатки, а также другие обстоятельства, являющиеся препятствием для утверждения отчета, и представить исправленный отчет на утверждение аудитору.
5.5. В случае обнаружения аудитором менее существенных недостатков, не причинивших значительного ущерба интересам владельца предприятия или государства, он может утвердить отчет, однако обязан разъяснить в заключении характер и размеры недостатков.
5.6. В случаях, которые могут сопровождаться требованием о возмещении ущерба, аудитор обязан указать в заключении конкретных лиц, в результате действия или бездействия которых причинен ущерб, а при невозможности этого - обратить внимание на необходимость дальнейшего расследования. Приведенные в заключении данные и выводы аудитора должны быть документально подтверждены.
6. Контроль за аудиторской деятельностью
и ответственность аудитора
6.1. Контроль за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм осуществляет Аудиторская палата в соответствии с Уставом.
6.2. Аудиторы несут ответственность в установленном настоящим Положением порядке.
6.3. В случае нарушения установленных для аудиторов требований Аудиторская палата имеет право объявить аудитору замечание или выговор.
6.4. Аудитор может быть лишен квалификационного удостоверения в следующих случаях:
а) Если проведенные им аудиты неоднократно оказывались некачественными.
б) Если аудитором не проведено предусмотренное в п.3.3 настоящего Положения количество аудитов.
в) В иных случаях, когда аудитор неоднократно или грубо нарушает в своей деятельности законодательство Республики Татарстан или требования, установленные для аудитора настоящим Положением.
6.5. Решение о лишении квалификационного удостоверения (лицензии) принимается Коллегией Госкомитета по управлению госимуществом по представлении соответствующих материалов Аудиторской палате после рассмотрения всех обстоятельств и заслушивания объяснения аудитора. Решение Коллегии является окончательным.
6.6. Лицо, лишенное права работы аудитором, может в общем порядке вновь ходатайствовать о получении прав аудитора не ранее трех лет со дня лишения прав аудитора.
6.7. Ответственность аудитора за проведение аудита может быть уточнена договором, заключенным с предприятием, и правилами, действующими на аудиторском предприятии.
6.8. В случае привлечения для участия в своей работе других аудиторов или специалистов, ответственность за выполненную работу и принятие решения перед предприятием - клиентом несет аудитор или аудиторская фирма, с которыми был заключен договор на оказание аудиторских услуг.
6.9. Независимо от проведения аудита ответственность за организацию и достоверность данных бухгалтерского учета на предприятии несет руководство предприятия.
6.10. Аудитор не имеет права оглашать выявленные им в ходе работы или сообщенные ему рабочие и личные тайны, а также выдавать с предприятия деловую или иную информацию, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством.
6.11. В случае нарушения аудитором положений пункта 6.10 настоящего Положения, предприятие - клиент вправе требовать от него возмещения причиненного ущерба в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение ГКИ РТ "Об аудиторской деятельности в РТ", утверждено Постановлением коллегии Госкомитета РТ по управлению госимуществом от 8 мая 1992 г.
Текст положения опубликован в Сборнике Госкомимущества РТ "Основные законы и положения по приватизации в Республике Татарстан", 1992 г., Выпуск 2
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 12 марта 2004 г. N 365-р настоящее положение признано утратившим силу