Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 сентября 1997 г. N 731
"О неотложных мерах по укреплению платежной дисциплины, реструктуризации задолженности за энергоресурсы предприятиями Республики Татарстан"
4 сентября 2000 г.
Постановлением КМ РТ от 15 ноября 2002 г. N 646 настоящее постановление признано утратившим силу
В связи с ростом задолженности потребителей Республики Татарстан перед РАО "Газпром" за поставленный газ сложилась критическая ситуация с газоснабжением предприятий и населения республики.
Задолженность за потребленный газ по состоянию на 01.09.97 г. составила более 4300 млрд.рублей , в том числе ПЭО "Татэнерго" - 2375 млрд.руб., объединение "Татжилкомхоз" - 316 млрд.руб., возросла за 8 месяцев текущего года в 1,3 раза.
Фактические объемы и структура платежей за потребляемые энергоресурсы не позволяют сбалансировать финансовые расчеты не только с их поставщиками, но и с бюджетами всех уровней. Возникла реальная угроза отключения поставок газа предприятиям Республики Татарстан.
В целях обеспечения бесперебойных поставок природного газа, тепло- и электроэнергии предприятиям Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Признать работу предприятий и организаций Республики Татарстан по расчетам за потребленные природный газ, тепло- и электроэнергию неудовлетворительной.
Установить, что обеспечение текущих платежей и реструктуризация задолженности республиканских товаропроизводителей за потребленный природный газ, тепло- и электроэнергию является приоритетной задачей Правительства Республики Татарстан.
2. Создать Правительственную комиссию по укреплению платежной дисциплины и реструктуризации задолженности за энергоресурсы и утвердить ее состав (приложение N 1).
3. Утвердить Положение о Правительственной комиссии по укреплению платежной дисциплины и реструктуризации задолженности за энергоресурсы согласно приложению N 2.
4. Утвердить Программу погашения задолженности ПЭО "Татэнерго" в рамках реструктуризации долгов крупнейших товаропроизводителей Республики Татарстан, (приложение N 3).
5. В соответствии с протоколом от 19.09.97., подписанным Председателем Правления РАО "Газпром" Р.И.Вяхиревым и Премьер-министром Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшиным, утвердить ЗАО "Кулонгазинвест" уполномоченным оператором Правительства Республики Татарстан по обеспечению текущих платежей и реструктуризацию задолженности республиканских товаропроизводителей за поставленный природный газ.
6. Установить с 01.10.97г. для акционерных обществ "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскшина", "КАМАЗ" временный порядок оплаты за потребляемые газ, электрическую и тепловую энергию, при котором не менее 40% стоимости потребляемых энергоресурсов производится в денежной форме. При оплате за электрическую и тепловую энергию: 10% денежных средств перечисляется на счета ПЭО "Татэнерго", 30% - транзитом на счета ЗАО "Кулонгазинвест".
7. Поручить Татарскому производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства совместно с ПЭО "Татэнерго" и ЗАО "Кулонгазинвест" в срок до 10.10.97 г. внедрить систему расчетов, при которой ежемесячно не менее 15 млрд.руб. денежных средств, полученных от населения за потребленные газ, электрическую и тепловую энергию поступают непосредственно на расчетные счета ПЭО "Татэнерго" и ЗАО "Кулонгазинвест".
8. Заместителю Премьер-министра Республики Татарстан Швецову В.А. в недельный срок разработать и представить план работы Комиссии и предложения по обеспечению ее деятельности.
9. Руководителям министерств, госкомитетов, ведомств, главам администраций городов и районов Республики Татарстан под личную ответственность принять исчерпывающие меры по обеспечению текущих платежей за энергоресурсы и реализации настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - председателя Правительственной комиссии по укреплению платежной дисциплины и реструктуризации задолженности за энергоресурсы В.А.Швецова.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Заместитель Руководителя Аппарата
Кабинета Министров Республики Татарстан |
Р.Н.Абзалов |
Положение
"О Правительственной комиссии по укреплению платежной дисциплины
и реструктуризации задолженности за энергоресурсы"
(утв. постановлением КМ РТ от 25 сентября 1997 г. N 731)
I. Общие положения
1. Правительственная комиссия по укреплению платежной дисциплины и реструктуризации задолженности за энергоресурсы (далее - Комиссия) является рабочим органом Кабинета Министров Республики Татарстан, обеспечивающим государственное регулирование расчетов за поставляемые энергоресурсы, реализацию программ реструктуризации задолженности республиканских товаропроизводителей, в том числе обязательств перед бюджетами всех уровней.
2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Республики Татарстан, Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Татарстан и Российской Федерации, а также настоящим Положением.
II. Основные задачи
3. Основными задачами Комиссии являются:
осуществление мер, обеспечивающих в полном объеме текущие платежи за поставляемый газ и другие энергоресурсы;
разработка и реализация программ реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней и поставщиками энергоресурсов;
внедрение механизма государственного заказа и регулирования издержек и цен на продукцию, поставляемую в порядке зачета обязательств между бюджетами всех уровней и предприятиями, организациями;
внедрение эффективных инструментов расчетов и платежей, обеспечивающих использование ликвидных средств и ограничивающих товарообменные (бартерные) операции в расчетах между предприятиями;
разработка мер по повышению эффективности деятельности налоговых органов, других органов финансового контроля в части своевременного и полного выполнения предприятиями обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей;
обеспечение контроля за своевременным целевым использованием средств республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов в части реструктуризации задолженности за топливно-энергетические ресурсы предприятий и организаций Республики Татарстан;
подготовка и реализация мер по обеспечению гарантированных поставок газа, электро- и теплоэнергии, ресурсосбережению, финансовому оздоровлению предприятий Республики Татарстан.
III. Функции Комиссии
4. Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
контроль за оперативными мероприятиями по обеспечению текущих расчетов за газ и другие энергоресурсы предприятиями и организациями Республики Татарстан;
рассматривает и утверждает программы финансового оздоровления и реструктуризации задолженности предприятий за поставленные газ и другие энергоресурсы, осуществляет контроль за ходом выполнения указанных программ;
вносит предложения в соответствующие государственные и налоговые органы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, целевого аудита, соблюдения юридическими и физическими лицами налогового, таможенного и банковского законодательства;
утверждает подготовленные Агентством по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан предложения по государственным контрактам на поставку продукции в порядке зачета обязательств предприятий по оплате потребляемых энергоресурсов;
заслушивает отчеты руководителей республиканских и местных органов государственного управления, руководителей государственных предприятий и учреждений, а также представителей государства в органах управления акционерных обществ;
разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, в том числе о расторжении трудовых контрактов с должностными лицами, допустившими нарушения финансового, налогового, таможенного и банковского законодательства.
IV. Права Комиссии
5. При выполнении возложенных на нее задач Комиссия имеет право:
в установленном порядке вносить предложения в соответствующие органы о привлечении должностных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушение налоговой и платежной дисциплины, нецелевое использование бюджетных средств, иные нарушения финансового законодательства.
6. Создавать из числа своих членов рабочие группы по основным направлениям своей деятельности или по отдельным проблемам, требующим специального изучения.
7. В соответствии с законодательством требовать от республиканских и местных органов государственного управления, их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности предоставления любой информации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Комиссии.
Требования Комиссии о предоставлении информации подлежат незамедлительному выполнению.
V. Порядок работы Комиссии
7. Заседания Комиссии созываются председателем Комиссии либо одним из его заместителей по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Председатель Комиссии или по его поручению один из его заместителей председательствует на заседании Комиссии.
Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях только лично.
Решения на заседаниях Комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов, при равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.
Решения Комиссии оформляются протоколами и подписываются председательствующим на заседании.
8. Решения Комиссии в части обеспечения текущих платежей за поставляемые энергоресурсы и реструктуризации задолженности предприятий являются обязательными для всех юридических и физических лиц на территории Республики Татарстан и могут быть оспорены только в судебном порядке.
9. Состав Комиссии утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
10. Члены Комиссии несут персональную ответственность за неразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, которые были получены ими при выполнении своих должностных обязанностей.
Программа
погашения задолженности ПЭО "Татэнерго" в рамках реструктуризации
долгов крупнейших товаропроизводителей Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 25 сентября 1997 г. N 731)
Анализ финансового состояния ПЭО "Татэнерго" позволяет констатировать, что в ситуации, когда предприятие имеет большие размеры дебиторской и кредиторской задолженности (4308,2 млрд.руб. и 5337,9 млрд.руб. соответственно), процесс акционирования представляется преждевременным. Предварительно ПЭО "Татэнерго" необходимо произвести в 1997 г. зачет встречных требований предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса и потребителей топливно-энергетических ресурсов, в том числе финансируемых из федерального бюджета (п.3 Постановления Правительства РФ от 24.06.97 N 928 "О мерах по погашению задолженности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса по налоговым платежам в федеральный бюджет и задолженности потребителей, финансируемых из федерального бюджета, за поставленные топливно-энергетические ресурсы"). В отношении оставшейся части долга необходимо предпринять срочные меры по ее погашению, включая инструменты фондового рынка, выпуск которых предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации N 254 от 05.03.97 г. "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", и использование механизма государственного регулирования цен и тарифов на продукцию предприятий должников (госзаказ).
В целях формирования условий обеспечивающих нормализацию платежной дисциплины потребителей энергии, своевременность расчетов ПЭО "Татэнерго" с бюджетами разных уровней и надежное функционирование энергосистемы необходимо:
- создание системы расчетов, обеспечивающей режим покрытия затрат, в том числе: заработная плата, расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами, поставщиками топлива, материалов и оборудования, подрядными организациями. Данная система расчетов должна предусматривать поэтапный переход на денежную форму;
- разработку механизма реструктуризации задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами, поставщиками топлива и подрядными организациями;
- создание системы взаимодействия с государством и потребителями, обеспечивающей условия самофинансирования и самоокупаемости энергосистемы, стимулирующей потребителей энергии и обеспечивающей им с позиции энергопотребления аналогичные условия, в сравнении с близлежащими регионами и конкурирующими фирмами.
Для создания действующей системы и принятия решения по погашению долгов:
1. Обеспечить сбор и систематизацию необходимой информации от предприятий-должников.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, ПЭО "Татэнерго", ПП "Таттрансгаз".
Срок: с 01.09.97
2. Провести инвентаризацию и сверку дебиторской и кредиторской задолженности по всем должникам ПЭО "Татэнерго".
Ответственные: Министерство экономики РТ, ПЭО "Татэнерго", Государственный комитет по управлению имуществом РТ.
Срок: 25.09.97
3. Разделить всех дебиторов на 3 группы по признаку уровня задолженности и платежной дисциплины:
I группа: не имеющие долгов и регулярно оплачивающие потребление в установленном порядке;
II группа: не имеющие долгов, или имеющие задолженность в пределах норматива абонентской задолженности , но регулярно оплачивающие текущее потребление взаимозачетом, бартером или другими способами;
III группа: имеющие дебиторскую задолженность - нерегулярно рассчитывающиеся (совсем не рассчитывающиеся) за текущее потребление.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, ПЭО "Татэнерго".
Срок: 25.09.97
4. В отношении предприятий I группы сохранить действующий порядок взаимодействия.
В отношении II группы начать переход к вексельной (залоговой) системе расчетов с постепенным восстановлением функций сбыта предприятий потребителей.
В отношении III группы начать с внедрения механизма госзаказа, предусматривающего контроль за издержками и ценами на продукцию предприятий-должников и продажи на фондовом рынке их дополнительных эмиссий акций для привлечения денежных ресурсов.
Государственный заказ с фиксацией цены и норматива рентабельности устанавливается на продукцию предприятий-должников на сумму задолженности.
Дополнительная эмиссия акций производится аналогично Постановлению Правительства Российской Федерации N 254 от 05.03.97 г. Это обеспечивает наличие у государства контрольного пакета акций с возможностью принятия необходимых организационных решений и в последующем реализацию акций на фондовом рынке.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, Агентство по государственному заказу РТ, "Ак-Барс" Банк, КБ "Интехбанк", ПЭО "Татэнерго".
Срок: 01.10.97
5. Уточнить общую сумму накопленных долгов со стороны федеральных органов власти предприятиям и организациям РТ. Определить структуру этой задолженности с выходом на задолженность предприятий РТ ПЭО "Татэнерго".
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, Государственная налоговая инспекция РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, Дирекция Комиссии по ценным бумагам РТ.
Срок: 25.09.97
6. В соответствии с пунктами 2-5 настоящей "Программы" реализовать механизм взаимозачетов в целях погашения долга ПЭО "Татэнерго" перед бюджетом РФ в рамках межправительственного соглашения. Схема: "долг на долг", "пени на пени".
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, Дирекция Комиссии по ценным бумагам РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, ПЭО "Татэнерго".
7. Погасить оставшуюся часть накопленного долга перед бюджетом РФ после осуществления взаимозачета путем выполнения мер по следующим направлениям:
- в рамках российской инвестиционной программы для ВПК предусмотреть использование части полученных средств на погашение основного долга;
Ответственные: Министерство финансов РТ, КБ "Интехбанк".
- установление государственного заказа на продукцию предприятий-должников;
- размещение на фондовом рынке дополнительных эмиссий акций предприятий должников и реализация высокоэффективных инвестиционных проектов;
- добиться реализации графика погашения задолженности перед бюджетом РФ;
- предусмотреть в случае необходимости возможность оформления оставшейся части задолженности как государственного долга с включением его в соответствующую статью республиканского бюджета, а также проработать одноканальный механизм взаимоотношений с федеральным бюджетом по образовавшейся задолженности.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, Государственная налоговая инспекция РТ, Агентство по государственному заказу РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, Дирекция Комиссии по ценным бумагам РТ, ПЭО "Татэнерго", "Ак Барс" Банк, КБ "Интехбанк".
Срок: с 15.09.97
8. В целях обеспечения текущей платежеспособности и погашения задолженности предприятию "Таттрансгаз":
- провести комплексную инвентаризацию объектов основных средств и незавершенного капитального строительства с целью выявления и реализации непосредственно неиспользуемых в производственном процессе материальных ценностей;
Ответственные: независимая аудиторская фирма.
- провести независимый целевой аудит затрат перепродавцов энергоносителей с целью выяснения обоснованности тарифов на энергоносители;
Ответственные: независимая аудиторская фирма, Антимонопольный комитет РТ, Фонд региональных исследований.
- отменить постановление КМ РТ от 18.06.97 г. N 503 в части касающейся ПЭО "Татэнерго" и покрыть дополнительные издержки ПЭО "Татэнерго", связанные с невыполнением ДП "Таттрансгаз" условий эксперимента с нефтехимическими предприятиями в 1996-1997 гг.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ, ПЭО "Татэнерго".
ПЭО "Татэнерго" добиться реализации мер, предусмотренных решением РЭК от 28.06.97 г. за N 6, п.З
Ответственные: РЭК, Государственная инспекция энергонадзора, ПЭО "Татэнерго".
- разработать программу по привлечению инвестиций на предприятие для ремонта и обновления важнейших объектов основных средств;
- пересмотреть финансирование объектов непромышленного строительства с целью:
а) быстрейшего их завершения;
б) продажи незавершенного строительства;
- предусмотреть сокращение отчислений в жилищный фонд с 5% до 2%, в части, зависящей от ПЭО "Татэнерго", снизить размеры финансирования в строительство агрофирмы ПЭО "Татэнерго" в 1997 г. по сравнению с 1996 г. в 2 раза и в 1998 г. в 4 раза по отношению к 1996 г.;
- проведение мероприятий, связанных с банкротством и санацией безнадежных должников;
Ответственные: Министерство экономики РТ, Агентство по банкротству ГКИ РТ, Департамент промышленности ГКИ РТ, ПЭО "Татэнерго".
- разработать и внедрить механизм расчетов по текущим платежам и реструктуризации задолженности с поставщиками природного газа (Оренбурггазпром и др.)
Срок 01.10.97 г.
Ответственные: Министерство экономики РТ, ПЭО Татэнерго, АО "Нижнекамскнефтехим", АО "Татнефть".
9. Поручить Агентству по государственному заказу РТ разработать конкретный механизм по включению продукции ПЭО "Татэнерго" в систему госзаказа.
Ответственные: Министерство экономики РТ, ПЭО "Татэнерго", Агентство по государственному заказу РТ.
Срок 25.09.97
10. В целях оплаты потребляемого газа предприятию "Таттрансгаз" и обеспечения текущей платежеспособности активизировать работу Нефтяного эмиссионного синдиката. До 1 января 1998 года увеличить объем выпуска векселей на АО "Нижнекамскнефтехим", приступить к выпуску векселей "Нефтяного эмиссионного синдиката" ("НЭС") на АО "Казаньоргсинтез", привлечь к работе "НЭС" АО "Нижнекамскшина", АО "КамАЗ" и т.д.
Схему обращения векселей "НЭС" можно также использовать для погашения сомнительной и безнадежной задолженности. При этом в обеспечение векселей "НЭС" могут быть заложены пакеты акций новых эмиссий, оценка которых при взносе в "НЭС" должна быть ориентирована на рыночную цену.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, ПЭО "Татэнерго", КБ "Интехбанк".
11. Отработать механизм оплаты населением и другими потребителями, получающими электрическую и тепловую энергию через перепродавцов и основных потребителей, непосредственно на счета ПЭО "Татэнерго".
Ответственные: Министерство экономики РТ, ПЭО "Татэнерго".
12. Разработать механизм взаимозачета части пени и штрафов между бюджетом Республики Татарстан, ПЭО "Татэнерго", ДП "Таттрансгаз" и потребителями электрической и тепловой энергии, а также реструктуризации оставшейся части.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Министерство финансов РТ, ПЭО "Татэнерго".
13. Обеспечить переоформление дебиторской задолженности в соответствии с Дополнением к Соглашению между Правительством Республики Татарстан и Российским Акционерным обществом РАО "Газпром" по завершению газификации районов, городов и сельских поселений Республики Татарстан на природном газе от 5 августа 1995 г.
Ответственные: Министерство экономики РТ, ПЭО "Татэнерго".
14. К потребителям, не выполнившим программу реструктуризации задолженности ПЭО "Татэнерго", применить механизм госзаказа по следующей схеме: в течении 2-х месяцев предприятие должно рассчитаться по реструктуризированному, в соответствии с п.13, долгу в размере 30% денежными средствами или 60% своей продукцией по ценам госзаказа. Если в течении 2-х месяцев не происходит расчет, то 100% долга оплачивается продукцией по ценам госзаказа или происходит эмиссия и передача контрольного пакета акций государству.
Ответственные: Министерство экономики РТ, Агентство по госзаказу РТ, Государственный комитет по управлению имуществом РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 25 сентября 1997 г. N 731 "О неотложных мерах по укреплению платежной дисциплины, реструктуризации задолженности за энергоресурсы предприятиями Республики Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 15 ноября 2002 г. N 646 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 4 сентября 2000 г. N 636