Решение
Президентского совета Республики Татарстан
"Об исполнении Указа Президента Республики Татарстан от 5 марта
1996 года "О дополнительных мерах по мобилизации финансовых
ресурсов для нормализации расчетов и обеспечения выплаты заработной
платы" и задачах по дальнейшему совершенствованию контроля за
исполнением указов Президента Республики Татарстан"
30 мая 1997 г. |
г.Казань |
Реализация организационных и практических мер, направленных на обеспечение конституционного права граждан на оплату труда в соответствии с указами Президента Республики Татарстан, в значительной степени способствовали устранениям нарушений законности в этой сфере и нормализации расчетов по заработной плате и платежам в бюджет. Усиление государственного контроля за поступлением платежей в бюджет позволило в основном ликвидировать задолженность в учреждениях здравоохранения, образования и в целом в бюджетной сфере.
По состоянию на 27 января 1997 г. 4935 предприятий и учреждений республики имели просроченную задолженность по заработной плате. В результате принятых мер к 19 мая она в 1712 - полностью погашена, на ряде предприятий значительно сокращена.
Однако, желаемые результаты не достигнуты, напряженность в трудовых коллективах в связи с несвоевременной выплатой заработной платы сохраняется. Не все руководители принимают необходимые меры по изысканию средств по погашению задолженности. Средства фонда оплаты труда расходуются на другие цели. Задолженность по заработной плате нередко является следствием злоупотребления служебными полномочиями руководителей и других ответственных работников. Не принимаются меры к погашению взаимных неплатежей, сумм дебиторской задолженности.
На фоне хронической задолженности по заработной плате, снижения объемов производства, кризиса неплатежей значительные средства отвлекаются на всевозможные излишества, удовлетворение корыстных интересов руководителей, проведение мероприятий, не имеющих положительного эффекта для хозяйствующих субъектов.
Имеют место многочисленные факты создания на базе государственных предприятий и акционерных обществ коммерческих структур в ущерб коллективным интересам, где их учредители - руководители получают личные доходы. Такие факты установлены в ПО "Завод им.Серго", АО "Нижнекамскнефтехим" и других, где задержка заработной платы носит длительный и устойчивый характер.
Нарушаются гарантированные Конституцией Республики Татарстан и предусмотренные трудовым законодательством права работников.
Однако Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом право увольнения работников, ответственных за невыплату заработной платы, за неисполнение требований законов, не использует.
Отрицательное влияние на нормализацию положения оказывают нарушения указов Президента Республики Татарстан об усилении ответственности за нарушения порядка налично-денежного обращения и борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств. Налоговые инспекции и органы налоговой полиции не приняли должных мер к ужесточению контроля за наличным денежным оборотом и усилению ответственности виновных за уклонение от инкассирования вырученных денег.
Требует дальнейшего улучшения деятельность органов прокуратуры по надзору и координации работы правоохранительных и контролирующих органов по организации проверок исполнения законов об оплате труда, повышению их эффективности, привлечению виновных к ответственности.
Заслушав и обсудив информацию Прокурора Республики Татарстан Нафиева С.X. о ходе выполнения Указа Президента Республики Татарстан от 5 марта 1996 года "О дополнительных мерах по мобилизации финансовых ресурсов для нормализации расчетов и обеспечения выплаты заработной платы", Президентский совет решил:
1. Принять к сведению информацию Прокурора Республики Татарстан Нафиева С.X. о ходе выполнения Указа Президента Республики Татарстан N УП-121 от 5 марта 1996 года "О дополнительных мерах по мобилизации финансовых ресурсов для нормализации расчетов и обеспечения выплаты заработной платы".
2. Признать необходимым принятие всеми органами власти и управления, министерствами, ведомствами, руководителями предприятий и хозяйственных обществ дополнительных мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и выполнению требований указов Президента Республики Татарстан о ликвидации просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетными социальными фондами и трудовыми коллективами по оплате труда.
3. В связи с этим рекомендовать:
Внести дополнения и изменения в действующие указы Президента Республики Татарстан, предусмотрев следующее:
- при наличии просроченной задолженности по заработной плате запретить предприятиям, учреждениям и организациям независимо от организационно-правовых форм выдачу беспроцентных ссуд, принять срочные меры к возврату выданных ссуд и направлению их на погашение задолженности по заработной плате;
- обязать руководителей государственных предприятий и акционерных обществ, в которых имеются доли, находящиеся в государственной собственности, заключать контракты с главными специалистами и руководителями структурных подразделений, предусмотрев в них положение о запрещении участия в любой форме в деятельности коммерческих структур, создаваемых на базе этих предприятий и акционерных обществ.
Кабинету Министров Республики Татарстан в целях улучшения расчетов по заработной плате и платежам в бюджет:
- рассмотреть вопрос о снижении действующих нормативов товарообменных (бартерных) операций. Определить перечень производимой на предприятиях республики ликвидной продукции, реализацию которой по бартерным сделкам ограничить;
- при принятии решений об очередности платежей с расчетных счетов предприятий, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, предусмотреть использование поступающих средств исключительно на заработную плату, не освобождая от уплаты пени по недоимкам в бюджеты и внебюджетные фонды;
- принять меры по обеспечению денежного погашения векселей предприятий, имеющих просроченную задолженность по заработной плате.
Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом:
- разработать нормативные документы, устанавливающие через систему контрактов зависимость размеров оплаты труда руководителей предприятий от результатов хозяйственной деятельности и эффективности работы этих предприятий, а также упорядочить оплату труда работников предприятий на основе применения на них тарифных ставок и окладов при условии выполнения государственных заказов;
- в соответствии с Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)", Указом Президента Республики Татарстан от 26.03.93 г. N УП-152 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" повысить роль представителей государства в органах управления хозяйственных обществ (товариществ) и контроль за выполнением их руководителями обязанностей согласно законодательству и коллективным договорам;
- при неспособности предприятий обеспечить выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами, трудовыми коллективами принять меры к признанию его несостоятельным (банкротом) в соответствии с действующим законодательством.
Министерству финансов, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, главам администраций городов и районов обеспечить:
- своевременное перечисление и доведение до непосредственных товаропроизводителей дотаций за проданную сельскохозяйственную продукцию;
- целевое, рациональное использование средств из бюджета и внебюджетных фондов на развитие сельскохозяйственного производства, погашение задолженности по заработной плате и другие социальные выплаты;
- своевременные расчеты заготовительных и перерабатывающих предприятий с сельскими товаропроизводителями и расходованием поступивших средств на оплату труда.
Прокуратуре, другим правоохранительным, контролирующим и государственным органам управления Республики Татарстан:
- продолжить совместные проверки исполнения законов о труде и указов Президента Республики, направленных на нормализацию расчетов и обеспечение выплаты заработной платы, обратив особое внимание на полное применение правовых средств в борьбе с нарушениями законов и прав граждан;
- активнее использовать средства массовой информации в освещении результатов проверок и принимаемых мер.
Высшему арбитражному суду Республики Татарстан при рассмотрении хозяйственных споров, вытекающих из договорных отношений, с учетом финансового состояния предприятий, задолженности перед бюджетом, по заработной плате и других обстоятельств, практиковать применение положения Закона РФ "О государственной пошлине" об отсрочке и рассрочке уплаты госпошлины.
Профсоюзным организациям республики активизировать контрольные функции за деятельностью администраций предприятий, учреждений и организаций по вопросам выплаты заработной платы через соответствующие профсоюзные комитеты, с использованием предоставленных законом средств, принять меры к возобновлению работы комиссий по трудовым спорам как органов, разрешающих трудовые споры.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Контрольное управление Президента Республики Татарстан.
Президент Республики Татарстан |
М.Ш.Шаймиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президентского совета РТ от 30 мая 1997 г. "Об исполнении Указа Президента Республики Татарстан от 5 марта 1996 года "О дополнительных мерах по мобилизации финансовых ресурсов для нормализации расчетов и обеспечения выплаты заработной платы" и задачах по дальнейшему совершенствованию контроля за исполнением указов Президента Республики Татарстан"
Текст решения официально опубликован не был