Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14 ноября 2003 г. N 585
"Об утверждении Концепции государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан"
В целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти Республики Татарстан по улучшению положения семьи и детей Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.
2. Министерствам и ведомствам, главам администраций городов и районов Республики Татарстан обеспечить в пределах своей компетенции реализацию основных положений Концепции государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.
3. Рекомендовать республиканским средствам массовой информации организовать широкое освещение мероприятий по государственной социальной поддержке семьи и детей в Республике Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Руководителя Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Концепция
государственной социальной поддержки семьи и детей
в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 14 ноября 2003 г. N 585)
Введение
Семья является союзником общества в решении наиболее острых и злободневных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев, социализации детей, сохранении и развитии сложившихся в обществе жизненно важных традиций. Однако потенциал семьи сегодня реализуется недостаточно эффективно, и основная причина заключается в том, что семья не может полностью использовать свои возможности вне общества и без его активной поддержки.
Проводимые в 90-е годы реформы российского общества привели к глубоким изменениям его жизнедеятельности. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям жизни. В переходный к рыночным отношениям период произошли существенные сдвиги в составе и структуре семей. Сегодня наиболее остро в республике встает вопрос о сокращении числа детей. В Республике Татарстан с 1996 года количество детей и подростков в возрасте до 15 лет уменьшилось на 16%, в то время как численность населения старше трудоспособного возраста возросла на 0,9 процента. По данным Комитета государственной статистики Республики Татарстан, на начало 2003 года удельный вес детей в общей численности населения составил 18,6 процента.
С 1993 года естественная убыль населения в республике остается высокой. Естественный прирост не обеспечивает простого воспроизводства населения. Несмотря на то, что за последние годы в Татарстане отмечается стабильный рост рождаемости (2000 г. - 35,4 тыс. человек, 2001 г. - 35,9 тыс. человек, 2002 г. - 38,0 тыс. человек), число смертей среди жителей республики постоянно превышает число рождений. В 2003 году в республике на каждые 13 человек умерших приходится только 10 родившихся жителей.
Вместе с тем наблюдается рост числа смертей граждан трудоспособного возраста. В абсолютном значении эта величина в 1992 году составила 10,3, в 2001 - 14,3, в 2002 - 14,2 тыс. человек. На одного родившегося ребенка эта доля неуклонно возрастала и в 2002 году достигла 0,4 (в 1992 г. - 0,2). Если же провести оценку числа умерших по сравнению с числом родившихся, в 2002 году это соотношение составило уже 1,4 (в 1992 г. - 0,9). С учетом все увеличивающегося числа граждан, лишенных свободы (от 5 до 10 тыс. человек в разные годы), демографическая ситуация в республике становится все более драматичной.
В республике отмечается тенденция роста числа браков. В 2002 г. органами ЗАГС было зарегистрировано 25,1 тыс. браков, 21,0 тыс. разводов. Вместе с тем число разводов остается высоким, что означает увеличение числа неполных семей. Другой причиной их увеличения является внебрачная рождаемость. В нашей республике примерно 20% детей рождаются вне брака. Значительная часть из них - дети, рождающиеся у одиноких матерей.
По данным микропереписи населения 1994 года, примерно в 12% семей дети живут только с матерью, без отца. 60% семей в республике имеют только одного ребенка, двоих детей - лишь каждая третья семья.
По данным структурных (территориальных) подразделений Министерства социальной защиты Республики Татарстан, в 2002 году в республике насчитывалось около 470,5 тыс. семей, имеющих несовершеннолетних детей; среди них 35750 - многодетные семьи, или 7,5% общего количества семей, в которых воспитываются 115459 детей; около 20 тыс. одиноких матерей воспитывают 23087 детей (4,1%); в 6448 семьях родители-инвалиды воспитывают около 9 тыс. детей (1,3%); в 4998 семьях родители-пенсионеры воспитывают 6607 детей (1,0%).
На фоне сокращения общего числа детей в республике отмечается тенденция к уменьшению числа детей-инвалидов. Если в 2001 году более 17790 детей-инвалидов являлись получателями социальных пенсий, в 2002 году - 17416, то на начало 2003 года их стало 16870 человек. В 2002 году впервые признаны инвалидами 2249 детей в возрасте до 18 лет (в 2001 году - 2167 человек).
В 2002 г. в республике выявлены 1703 ребенка, оставшихся без попечения родителей, их них 51,6% - дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения их родительских прав. Следует также отметить, что число детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы не уменьшается. Ежегодно на полное государственное обеспечение передаются около 500 детей и более 1,5 тыс. детей - под опеку и попечительство.
По итогам 2002 года сотрудниками органов внутренних дел за уклонение от родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение поставлены на учет в милицию 3560 семей, 5764 человека привлечены к административной ответственности, 610 - лишены родительских прав, по ст.156 Уголовного кодекса Российской Федерации за жестокое обращение с несовершеннолетними возбуждены уголовные дела в отношении 50 лиц, 45 из них привлечены к уголовной ответственности.
В 2002 г. в республике несовершеннолетними гражданами совершены 3504 преступления, что на 16,7% меньше по сравнению с 2001 годом. Несмотря на снижение в 2002 году количества правонарушений среди несовершеннолетних, удельный вес подростковой преступности возрос на 1,4% и остается достаточно высоким, составляя 9,9% общего количества зарегистрированных преступлений.
На начало 2003 года на учете в структурных (территориальных) подразделениях Министерства социальной защиты Республики Татарстан состоят 23685 семей, находящихся в социально опасном положении. В данных семьях проживают 50282 ребенка.
В целях преодоления негативных тенденций в жизни татарстанских семей, выделения государственной социальной поддержки семье заинтересованными министерствами, ведомствами, учеными в качестве важнейшего стратегического направления социальной политики республики была разработана Концепция государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан (далее - Концепция).
Характерной особенностью Концепции является то, что она определяет не только формы и методы социальной защиты семей, находящихся в особо сложных жизненных ситуациях, но и систему взаимоотношений семьи и государства.
Раскрывая приоритеты целенаправленной национальной политики в отношении семей в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях, Концепция в перспективе должна являться конструктивной основой деятельности органов государственной власти, администраций городов и районов республики при разработке эффективных социально-экономических мер, краткосрочных и среднесрочных программ стабилизации, укрепления, развития семьи и общества в целом.
1. Общие положения
Семья как первичный социальный институт представляет собой основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной заботой и ответственностью родителей и детей.
Семья выполняет свои системообразующие функции - экономическую, репродуктивную, воспитательную, психологическую, жизнеохранительную - и является одним из основных социализирующих институтов, охватывающих практически все население республики. Многофункциональность семьи свидетельствует как об уникальности ее социальной природы, так и о многообразии ее взаимоотношений с обществом и государством. Так, семья взаимодействует с другими социальными институтами, в том числе институтами экономики и финансов, труда и занятости, производства и потребления, здравоохранения, образования и воспитания, социальной защиты и социального обеспечения, охраны правопорядка и воинской службы, морали и религии, средств массовой информации, культуры и искусства.
Ценность семьи как важнейшей социальной структуры, выступающей посредником между личностью и обществом, определяется ее ролью в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и укреплении физического и психического здоровья людей, обеспечении их адаптации к новым общественным условиям, упрочении общественной стабильности. В связи с этим семья является одним из основных объектов государственной заботы и поддержки. Государство разделяет с семьей всю полноту ответственности за ее социальное благополучие.
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан представляет собой систему мер социального, экономического, правового, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, направленную на сохранение семьи, укрепление ее основ, улучшение жизнедеятельности, и является одним из важнейших и самостоятельных направлений социальной политики.
В современных условиях осуществление государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан требует комплексности в ее реализации, а также обеспечения приоритета семьи как объекта социальной политики и приоритета личности как психологической и биосоциальной основы семьи.
Концепция является единой системой взглядов, подходов, намерений, направленных на разработку и реализацию стратегии и программ укрепления и развития социального института семьи, защиту интересов, стимуляцию активности семьи как субъекта социальной деятельности и обеспечение ее суверенитета и благополучия.
Настоящая Концепция определяет цели и задачи, объекты и субъекты, принципы, основные направления, а также механизмы реализации государственной социальной поддержки семьи и детей. Она разработана на основе международных правовых актов, определяющих принципы социального взаимодействия: Всеобщей декларации прав человека, Декларации о правах ребенка, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Семейным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, регламентирующими отношения между государством и семьей, с учетом данных статистики, демографии, социологических исследований, мониторингов положения семьи в России и Татарстане.
2. Цели и задачи государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан
Основной целью государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан является благополучие семьи. В семье должны быть удовлетворены интересы и потребности всех - мужчины и женщины, взрослого и ребенка.
Из этой основной цели вытекают другие цели государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан:
создание условий для выполнения семьей ее системообразующих функций;
обеспечение экономической стабильности в жизнедеятельности семьи;
утверждение таких семейных ценностей, как уважение детей к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи; любовь к детям и забота о них; взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи; посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи; полноценное внутрисемейное общение; совместное проведение досуга; самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка;
утверждение общечеловеческих ценностей, в числе которых здоровье, активная трудовая и общественная деятельность, познание, развитие и творчество, передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода, культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, родной язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Для достижения обозначенных целей предусматривается решение следующих задач:
1. Обеспечение правовой защиты семьи в процессе ее жизнедеятельности.
2. Создание необходимых условий для саморазвития семьи, стимулирования ее жизненного потенциала, экономической самостоятельности с целью сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей.
3. Создание системы государственной поддержки молодых семей.
4. Обеспечение благоприятных условий для охраны здоровья семьи, материнства, отцовства и детства.
5. Формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на повышение уровня и качества семейной жизни.
6. Обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, социального развития в условиях семьи.
7. Предупреждение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
8. Сокращение смертности граждан трудоспособного возраста, прежде всего от неестественных причин смерти (несчастных случаев, отравлений и травм).
9. Обеспечение стабильного межведомственного взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти Республики Татарстан всех уровней, практических, научных и учебных организаций, ассоциаций, предприятий, учреждений и других организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в решении проблем семьи.
10. Обеспечение информационной безопасности семьи и личности, повышение культуры семейных взаимоотношений.
3. Объекты и субъекты государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан
Основным объектом государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан в широком смысле является семья как социальный институт, включенный в систему иных социальных институтов общества, а также семья как общность людей, объединенных кровнородственной связью, взаимной моральной ответственностью и совместным ведением хозяйства.
Объектами государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан выступают отдельные семьи различных типов и моделей: бездетные, малодетные и многодетные, благополучные и проблемные, родительские и опекунские, полные и неполные, нуклеарные и многопоколенные, молодые и старые, городские и сельские, гражданские независимо от социально-экономического статуса, конфессиональной и национальной принадлежности, уровня культуры и образования.
Особым объектом заботы государства выступают дети как отдельные члены семьи. Государство окружает заботой детей, воспитывающихся в семьях после развода, в опекунских и приемных семьях, в семьях с родителями-инвалидами, в асоциальных семьях, входящих в группу риска, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов; одаренных детей и подростков, детей, оказавшихся под угрозой или ставших жертвами насилия.
Субъектами, оказывающими государственную социальную поддержку семье и детям в Республике Татарстан, выступают органы государственной власти всех уровней, а также учреждения, предприятия, организации, общественные объединения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, деятельность которых направлена на решение проблем семьи.
В то же время в Концепции субъектом является как отдельная семья, так и ее члены, в чьи интересы входит активное взаимодействие с государственными и общественными структурами для реализации своих социальных функций и достижения собственных целей.
Полномочные представители общественных объединений в качестве субъектов государственной социальной поддержки семьи и детей участвуют в принятии специальных мер по оказанию помощи семье и детям, подготовке и принятию решений, затрагивающих их интересы.
4. Принципы государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан является приоритетной областью деятельности органов государственной власти на всех уровнях - республики, районов и городов и основывается на следующих принципах:
4.1. Социальная активность и ответственность семьи
Семья является не только объектом государственной социальной поддержки, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. Семья активно участвует в формировании и осуществлении мер государственной социальной поддержки семьи и детей. Каждый дееспособный член семьи несет ответственность перед обществом за состояние семьи в целом, а также за здоровье и судьбу каждого из ее членов.
Семья обязана способствовать реализации прав и интересов своих членов, на нее возлагается ответственность за обучение и воспитание детей, содержание престарелых людей, уход за нетрудоспособными и защиту их прав и интересов. Использование семьей своих прав не должно причинять ущерб правам других граждан, интересам общества.
4.2. Равенство прав и возможностей семей
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан предполагает равенство прав и возможностей семей и их членов в реализации своих общественных функций, а также прав на государственную поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений, возможности выбора форм поддержки. Государство обязано предоставить реальные права не только отдельной личности, но и всей семье в целом. Правовое регулирование отношений семей разных типов, учет интересов семьи в процессе осуществления социально-экономических реформ и культурно-исторического развития общества необходимы как при разработке различных республиканских и региональных социальных программ, так и при их реализации.
4.3. Равноправие мужчины и женщины в семье
Мужчина и женщина в семье имеют равные права в распределении семейных обязанностей, принятии решений, качающихся всех сфер жизнедеятельности семьи - и материальных, и духовных. Они равны перед возможностью сочетания своих семейных и профессиональных интересов и потребностей и в равной степени могут рассчитывать на поддержку общества и государства в решении проблемы самореализации.
4.4. Приоритетность интересов ребенка
Интересы ребенка в реализации мер государственной социальной поддержки семьи и детей являются приоритетными независимо от пола ребенка, очередности его рождения и типа семьи, в которой он воспитывается.
4.5. Самостоятельность и автономность семьи
Меры помощи, защиты и поддержки принимаются семьей только на добровольных началах с опорой на собственные силы. Защита семьи не должна превращать ее в иждивенца. Исключается какое-либо вмешательство во внутренний мир семьи, за исключением случаев административно или уголовно наказуемого поведения семьи либо отдельных ее членов. Главным регулятором внутрисемейных взаимоотношений должны являться нормы морали.
4.6. Реализация национальных интересов семей
Государственная социальная поддержка национальных интересов семьи и детей состоит в обеспечении гражданского мира и национального согласия, нейтрализации причин и условий для возникновения социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, сохранении и укреплении духовных и культурных ценностей семей, принадлежащих к различным национальным группам, продолжении традиций патриотизма, коллективизма и гуманизма.
4.7. Социальная защищенность семьи
Социальная защищенность семьи предполагает гарантированный, стандартный для каждого типа семьи минимальный уровень доходов, обеспеченность жилой площадью, правовую защиту и другие условия социальной поддержки. Меры помощи семьям, проживающим в Республике Татарстан, разрабатываются с учетом максимально возможной доступности ее получения. Дополнительная государственная помощь оказывается семьям, которые в ней нуждаются, с учетом их реального социально-экономического положения. Дифференциация позволяет гарантировать поддержание социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически благоприятных условий активным ее членам с целью повышения семейного благосостояния.
4.8. Комплексность в осуществлении мер государственной социальной поддержки семьи и детей
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан реализуется на основе интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения различных проблем жизнедеятельности семьи.
4.9. Научная обоснованность государственной социальной поддержки семьи и детей
Эффективность решения сложных практических задач общества по укреплению и развитию института семьи, формированию государственной стратегии и конкретных программ действий в области социальной поддержки семьи и детей определяется ее научной разработкой.
Научная экспертиза разрабатываемой стратегии, а также направлений, форм и методов проведения государственной социальной поддержки семьи и детей является условием ее результативности и обоснованности, средством защиты от ошибок и искажений в процессе реализации.
5. Основные направления государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан
В целях укрепления, развития семьи и общества в целом настоящая Концепция определяет следующие основные направления государственной социальной поддержки семьи и детей:
5.1. Социально-экономическое развитие семьи:
повышение уровня оплаты труда на основе эффективного управления экономикой и реализации Концепции (основных направлений) реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.98 г. N 36 "О Концепции (основных направлениях) реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан";
повышение доходов пенсионеров путем увеличения пенсионного обеспечения и социальной поддержки на основе реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан;
поддержка семейного предпринимательства, фермерства, подростковых и студенческих программ труда и занятости;
обеспечение гарантий занятости на рынке труда для родителей в неполных и многодетных семьях, семьях с детьми-инвалидами, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для обеспечения занятости осужденных в системе УИН;
усиление социальной защиты работников, имеющих семьи с детьми и другими иждивенцами;
развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, включая лиц преклонного возраста, на платной и бесплатной основах;
развитие рынка жилья и системы жилищно-коммунальных услуг;
государственная поддержка семей в строительстве и приобретении жилья;
формирование системы кредитования семей;
создание условий для обустройства на территории республики семей мигрантов, беженцев и временных переселенцев.
5.2. Социально-правовое обеспечение семьи:
проведение анализа современного состояния нормативного правового обеспечения государственной социальной поддержки семьи и детей и правоприменительной практики;
совершенствование правовых норм, направленных на обеспечение реализации государственной социальной поддержки семьи и детей;
создание и поддержание в актуальном состоянии информационно-справочной базы данных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственной социальной поддержки семьи и детей;
формирование нормативной базы для комплексного решения проблем усиления ответственности родителей за воспитание детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;
установление правовых норм государственного и общественного контроля за реализацией государственной социальной поддержки семьи и детей;
усиление правовой защищенности работающих членов семьи на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;
обеспечение своевременной и полной реализации республиканских целевых программ, направленных на улучшение положения различных категорий семей, включая пожилых людей, оставшихся на попечении государства, и детей;
разработка и внедрение программ правового просвещения семьи;
усиление государственного контроля за соблюдением законодательства в вопросах реализации социальных гарантий и льгот различным категориям семей;
обеспечение содержания осужденных в системе УИН на нормативном уровне.
5.3. Охрана жизни и здоровья семьи:
формирование здорового образа жизни, повышение медицинской грамотности семей;
доступность медицинской помощи;
развитие и совершенствование службы планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья;
формирование стереотипа поведения семьи в целях охраны здоровья детей;
совершенствование медико-генетической, геронтологической и других служб;
осуществление профилактики и комплексной реабилитации инвалидности, в том числе и детской;
обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности семей путем усиления государственного контроля за качеством продовольствия, питьевой воды, состоянием окружающей природной среды;
развитие сети детских молочных кухонь и учреждений детского питания;
развитие семейного оздоровления и отдыха;
совершенствование просветительской работы по профилактике и лечению алкоголизма, наркомании, токсикомании как по месту работы, учебы и жительства членов семьи, так и в средствах массовой информации;
развитие сферы производства и реализации высококачественных товаров и продуктов питания для детей;
обеспечение защиты от всех форм насилия в семье.
5.4. Духовно-нравственное развитие семьи:
возрождение и сохранение прогрессивных национальных устоев, обрядов и традиций семейного воспитания;
содействие этнических, культурных центров и общин в формировании национального самосознания семьи;
развитие и совершенствование системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществление социального патронажа семей "группы риска";
организация отдыха, трудовой и досуговой занятости, общественно-полезной деятельности несовершеннолетних;
поддержка и развитие системы дополнительного образования и внешкольного воспитания детей (предпочтительно на бесплатной основе);
постепенный переход от государственного воспитания детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, к семейному путем развития в республике институтов усыновления, опеки (попечительства), приемных семей, других форм семейного воспитания;
развитие сети производства и продажи нравственно развивающих игр и игрушек для детей, прошедших психолого-педагогическую экспертизу, обеспечение их доступности для всех категорий семей;
разработка и внедрение в социальную практику программ обучения детей и родителей основам ведения семейного хозяйства, семейного воспитания, психологии детско-родительских взаимоотношений, культуры семейных отношений с опорой как на научную, так и на народную педагогику и психологию;
обеспечение нравственно-психологической, психолого-педагогической, а также медико-социальной подготовки молодежи к семейной жизни в системе учреждений образования, воспитания, здравоохранения, охраны правопорядка и социальной работы;
совершенствование системы нравственного просвещения детей и молодежи, молодых семей;
содействие сохранению и развитию семейного народного творчества.
5.5. Социально-психологическая помощь семье:
формирование и развитие системы социально-психологической помощи населению;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации;
обеспечение медико-психологической помощи семье по проблемам, возникающим в связи с пограничными нервно-психическими состояниями, суицидальным поведением, алкогольной и наркотической зависимостью, психосексуальными дисгармониями, медико-психологическими последствиями насилия, чрезвычайных ситуаций, террористических акций и т.п.;
осуществление социально-психологической реабилитации лиц, направленной на восстановление, реадаптацию, коррекцию или компенсацию нарушенных психологических функций и состояний человека в результате изменения социальных отношений, условий жизни и т.д.;
развитие служб семейного консультирования, направленных на гармонизацию межнациональных семейных отношений;
обеспечение экстренной психологической помощи членам семей для предотвращения острых психических и психологических состояний, представляющих опасность для личности и ее окружения;
обеспечение профессиональной ориентации и психологической поддержки различных категорий граждан;
совершенствование социально-психологической профилактики и просвещения, предупреждающих возникновение социально-психологических проблем в семьях, повышающих психологическую культуру населения республики.
6. Механизмы реализации государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан
Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан реализуется в процессе осуществления целого комплекса мер экономического, финансового, политического, правового, социального, информационного и организационно-управленческого характера, который направлен на обеспечение согласованного взаимодействия государства, семьи и каждого ее члена и служит стабилизации института семьи в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования. Реализация государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан осуществляется на основе программно-целевого подхода с учетом региональных особенностей.
К числу основных механизмов реализации государственной социальной поддержки семьи и детей в республике относятся ее организационно-управленческое и аналитическое обеспечение, выявление необходимых материальных и кадровых ресурсов, разработка нормативно-правового, научно-методического и информационного обеспечения.
6.1. Организационно-управленческое обеспечение
Органы государственной власти Республики Татарстан играют определяющую роль в государственной социальной поддержке семьи и детей, разделяя ответственность за судьбу семей с другими социальными институтами, включая и сам институт семьи.
Кабинет Министров Республики Татарстан определяет центр ответственности за координацию межотраслевых функций по реализации государственной социальной поддержки семьи и детей. Указанная функция может быть закреплена за Республиканской межведомственной комиссией по обеспечению социальной защиты населения с целью содействия принятию своевременных и эффективных мер по реализации социальной поддержки семьи и детей, согласованности действий различных органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и негосударственных учреждений и организаций, общественных объединений, политических партий и движений, а также преодоления узковедомственного подхода к решению проблем функционирования семьи.
При комиссии могут создаваться временные рабочие группы из числа ведущих ученых и специалистов для подготовки предложений по актуальным проблемам социальной поддержки семьи и детей в республике.
Органы государственной власти на местах осуществляют деятельность по созданию необходимых экономических, социальных, психолого-педагогических и организационных условий для обеспечения жизнедеятельности семьи на основе соответствующих законодательных и иных нормативных актов и региональных программ.
6.2. Аналитическое обеспечение
Государственная социальная поддержка семьи и детей без аналитического обеспечения останется случайным набором разрозненных мер.
Аналитическое обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей осуществляется в целях:
прогнозирования позитивных и негативных тенденций в развитии семьи;
совершенствования работы с семьей на основе инновационных информационных технологий;
совершенствования законодательства в области защиты прав и интересов семьи и детей;
усиления ориентации социальной политики на семью.
Органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют последовательные меры по обеспечению жизнедеятельности семьи на основе объективной аналитической информации о положении семьи и тенденциях ее изменения под воздействием проводимых социально-экономических преобразований. Примерная структура аналитической информации о реализации государственной социальной поддержки семьи и детей приведена в приложении к настоящей Концепции.
6.3. Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан основано на выборе такой стратегии деятельности, которая способствовала бы укреплению института семьи и не являлись высокозатратной для государства в настоящих социально-экономических условиях.
В процессе разработки, принятия и реализации разноуровневых (республиканских, региональных, отраслевых и др.) долгосрочных и среднесрочных программ государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан наряду с бюджетными средствами используются поступления средств внебюджетных фондов, негосударственных предприятий, организаций, благотворительной деятельности иных субъектов государственной социальной поддержки семьи и детей и других источников, не запрещенных законодательством.
Помимо финансово-экономических и материально-технических ресурсов, государственная социальная поддержка семьи и детей предусматривает и кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение осуществляется на основе:
совершенствования системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов, занимающихся социальной работой с семьей во всех ее видах;
разработки и совершенствования государственных социальных стандартов профессиональной деятельности специалистов, а также стандартов, направленных на обеспечение эффективной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
6.4. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Совершенствование и систематизация республиканских нормативных актов Республики Татарстан по проблемам семьи, женщин и детей происходит с учетом общественно-политических, социально-экономических, территориальных, культурно-исторических, медико-социальных и социально-психологических условий жизнедеятельности семьи.
Формирование нормативной базы правового регулирования государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан включает в себя:
разработку и совершенствование законодательства о семье с учетом изменяющихся условий жизни;
совершенствование деятельности субъектов государственной социальной поддержки семьи и детей в процессе ее реализации в Республике Татарстан;
определение форм государственного контроля за реализацией социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.
6.5. Научно-методическое и информационное обеспечение
Научно-методическое и информационное обеспечение государственной социальной поддержки семьи и детей предназначено для формирования научного подхода к организации практической работы с семьей, определяющего:
использование научного потенциала ведущих научных, научно-практических и образовательных учреждений;
формирование государственного заказа на приоритетную разработку современных научно-методических основ содержания и организации работы с семьей;
необходимость проведения мониторинга положения семей Республики Татарстан;
проведение научно-исследовательской деятельности в сфере социальной поддержки семьи и детей (изучение статуса и роли семьи как социального института в системе других социальных институтов, включая институт государства; исследование культурологических, национальных, конфессиональных, языковых, социально-психологических и нравственно-этических особенностей семей, проживающих в Республике Татарстан; исследование семейного поведения, качества, уровня и образа жизни семей в условиях преодоления социально-экономического кризиса и др.);
совершенствование форм статистической отчетности в деятельности учреждений и специалистов по работе с семьей;
создание информационно-справочных баз данных об учреждениях, специалистах, оказывающих различные услуги семье и детям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, методиках и техниках, рекомендованных к использованию в практической деятельности;
разработку и издание информационно-аналитических, учебно-методических, статистических и справочных материалов по проблемам семей в Республике Татарстан для руководителей и специалистов органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций;
разработку, апробацию и внедрение эффективных форм и методов работы с семьей;
проведение экспертной работы по оценке деятельности специалистов, учреждений и организаций, участвующих в реализации Концепции;
уровень республиканских, межрегиональных конференций, семинаров (научно-практических, методических, организационных, обучающих);
необходимость научного обобщения отечественного и зарубежного опыта работы с семьей в различных направлениях;
необходимость использования средств массовой информации в целях пропаганды позитивного опыта работы с семьей, повышения культуры семейных взаимоотношений, утверждения ценностей семейного образа жизни.
Приложение
к Концепции государственной
социальной поддержки семьи
и детей в Республике Татарстан
Примерная структура
аналитической информации о реализации государственной социальной
поддержки семьи и детей в Республике Татарстан
Основные разделы | Содержание раздела | Источники информации (субъекты государствен- ной семейной политики Республики Татарстан) |
Социально-демо- графическое направление |
типы семей; специфика бракосочетаний и разводов; рождаемость и демографическое формирование семьи; планирование семьи |
Комитет государственной статистики Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Респуб- лики Татарстан, Управле- ние по делам миграции Министерства внутренних дел Республики Татарс- тан, Управление записи актов гражданского сос- тояния Кабинета Минист- ров Республики Татарстан |
Социально-эконо- мическое направ- ление |
макроэкономические индикаторы (валовый региональный про- дукт, продукция промышленнос- ти, продукция сельского хо- зяйства, ввод в действие об- щей площади жилых домов, роз- ничный товарооборот, индекс потребительских цен и др.); доходы семьи; потребительские расходы семьи; структура денежных расходов домашних хозяйств с различны- ми составами семьи; имущественная обеспеченность семьи; влияние рынка труда на эконо- мическое положение семей; масштабы занятости экономи- чески активного населения; занятость личным подсобным хозяйством, фермерством, се- мейным предпринимательством, индивидуальной трудовой дея- тельностью; занятость детей и подростков; динамика численности безра- ботных, зарегистрированных в органах службы занятости и имеющих иждивенцев; меры по поддержке занятости лиц с высокой семейной на- грузкой (родители многодетных семей, детей-инвалидов и др.); предоставление семьям креди- тов и ссуд; жилищные условия |
Министерство экономики и промышленности Республи- ки Татарстан, Центр эко- номических и социальных исследований при Кабине- те Министров Республики Татарстан, Министерство строительства, архитек- туры и жилищно-коммуна- льного хозяйства Респуб- лики Татарстан, Комитет государственной статис- тики Республики Татарс- тан, Министерство труда и занятости Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Та- тарстан, Федерация проф- союзов Республики Та- тарстан |
Медико-социаль- ное направление |
заболеваемость взрослых и де- тей по основным классам бо- лезней; заболеваемость мужчин, женщин и детей туберкулезом, онколо- гическими, психическими бо- лезнями, заболеваниями, пере- дающимися половым путем, нар- команией, токсикоманией, ал- коголизмом; структура причин детской, младенческой и материнской смертности; репродуктивное поведение и здоровье семьи; потребление основных продук- тов питания семьей; организация санаторно-курорт- ного лечения и оздоровления для различных категорий семей с детьми |
Министерство здравоохра- нения Республики Татарс- тан, федеральное госу- дарственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в Рес- публике Татарстан", Ко- митет государственной статистики Республики Татарстан, Министерство социальной защиты Рес- публики Татарстан, Реги- ональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан |
Образовательный уровень |
формы дошкольного и школьного воспитания, приближенные к семейному воспитанию; досуг и свободное время семьи: развитие сети учрежде- ний и объединений дополни- тельного образования и отдыха для детей (детей и взрослых), в том числе семейной ориента- ции, в системах образования, культуры, спорта: количество и качество проводимых различ- ных семейных мероприятий и услуг, численность обслужен- ных; выпуск книг, брошюр, журна- лов, газет, теле- и радиопе- редач по семейной тематике |
Министерство образования Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Рес- публики Татарстан Коми- тет государственной ста- тистики Республики Та- тарстан, средства массо- вой информации, неком- мерческие организации |
Профилактика семейного небла- гополучия |
неблагополучные семьи, состо- ящие на учете в УВД; количество зарегистрированных форм насилия в семье; количество лиц, лишенных ро- дительских прав; категории семей, из числа ко- торых дети и подростки совер- шают противоправные действия и преступления; меры по предупреждению соци- ального сиротства, детской безнадзорности, беспризорнос- ти; создание сети учреждений и служб, ориентированных на со- циальную профилактику и кор- рекционно-реабилитационную работу с семьями и детьми "группы риска" |
Министерство внутренних дел Республики Татар- стан, Министерство соци- альной защиты Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Та- тарстан, Республиканская комиссия по делам несо- вершеннолетних при Каби- нете Министров Республи- ки Татарстан, Министерс- тво труда и занятости Республики Татарстан, средства массовой инфор- мации, некоммерческие организации |
Социально-право- вое направление |
денежные пособия, компенса- ции, выплаты, льготы; помощь в натуральном виде: бесплатное питание, выдача продуктов питания и непродо- вольственных товаров; обслуживание на дому; развитие системы социального обслуживания семьи и детей: динамика развития сети учреж- дений социального обслужива- ния семьи и детей; виды услуг, предлагаемые раз- личным категориям семей; категории и их количество обслуженных; обеспечение содержания осуж- денных и следственно аресто- ванных граждан в соответствии с установленными нормами; обеспеченность профессиональ- ными кадрами по работе с семьей; организация оздоровления, от- дыха, занятости детей, нужда- ющихся в государственной под- держке; дополнительные меры социаль- ной поддержки семьи, мате- ринства и детства в городах, районах республики |
Министерство социальной защиты Республики Та- тарстан, Министерство труда и занятости Рес- публики Татарстан, Ми- нистерство образования Республики Татарстан, Министерство здравоохра- нения Республики Татарс- тан, Министерство по де- лам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, Управление по делам миг- рации Министерства внут- ренних дел Республики Татарстан, Комитет госу- дарственной статистики Республики Татарстан, Федерация профсоюзов Республики Татарстан, Региональное отделение Фонда социального стра- хования Российской Феде- рации по Республике Та- тарстан, некоммерческие организации |
Организационно- управленческое направление |
принятые или разрабатываемые нормативно-законодательные акты в сфере государственной социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; реализуемые разноуровневые программы; опыт взаимодействия исполни- тельной власти с неправитель- ственными организациями |
органы государственной власти Республики Та- тарстан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены цели и задачи государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан. К основным принципам государственной социальной поддержки семьи и детей отнесены такие, как социальная активность и ответственность семьи, равенство прав и возможностей семей, равноправие мужчины и женщины в семье, приоритетность интересов ребенка, реализация национальных интересов семей, социальная защищенность семьи. Определены основные направления государственной социальной поддержки семьи и детей в республике и механизмы ее реализации. К числу основных механизмов реализации государственной социальной поддержки семьи и детей относятся ее организационно-управленческое и аналитическое обеспечение, выявление необходимых материальных и кадровых ресурсов, разработка нормативно-правового, научно-методического и информационного обеспечения.
Постановление КМ РТ от 14 ноября 2003 г. N 585 "Об утверждении Концепции государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 23, декабрь 2003 г.