Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 23 января 2002 г. N ЗП-1-13-2002 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва,
с участием прокурора С-на,
при секретаре З-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 717 от 2 октября 2001 г. "Об утверждении максимальных предельных размеров стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий при изъятии земель для объектов, связанных с добычей нефти", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 717 от 2 октября 2001 г. "Об утверждении максимальных предельных размеров стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий при изъятии земель для объектов, связанных с добычей нефти".
В обоснование заявления указано на то, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан противоречит Конституции Российской Федерации, п.5 ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации, п.9 Положения "О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 77 от 28 января 1993 г. (с последующими изменениями), ст.112 Земельного кодекса Республики Татарстан.
По мнению прокурора, приняв данное постановление, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
Участвующий в судебном заседании прокурор заявление прокурора Республики Татарстан поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан заявление прокурора признали частично и указали на то, что максимальные предельные размеры стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий рассчитаны в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 54 от 12 февраля 1993 г. Максимальные предельные размеры стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий согласованы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Государственным комитетом по земельным ресурсам Республики Татарстан (Госкомзем РТ).
Верховный Суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.5 ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 717 от 2 октября 2001 г. утверждены максимальные предельные размеры стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий при изъятии земель для объектов, связанных с добычей нефти.
Между тем, пунктом 9 Положения "О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 77 от 28 января 1993 г. (с последующими изменениями) установлено, что убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли или ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) пользователям земли, понесшим эти убытки.
Таким образом, федеральное законодательство не установило максимальные предельные размеры стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий при изъятии земель для объектов, связанных с добычей нефти, а потому постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 717 от 2 октября 2001 г. противоречит федеральному законодательству, поскольку федеральное законодательство предусматривает полное возмещение пользователям земли, понесшим убытки.
Полное возмещение убытков пользователям земли предусмотрен и ст.112 Земельного кодекса Республики Татарстан.
При наличии таких обстоятельств, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 717 от 2 октября 2001 г. "Об утверждении максимальных предельных размеров стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий при изъятии земель для объектов, связанных с добычей нефти" подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст.191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 717 от 2 октября 2001 г. "Об утверждении максимальных предельных размеров стоимости убытков сельскохозяйственных предприятий при изъятии земель для объектов, связанных с добычей нефти".
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Газета Республики Татарстан, Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 23 января 2002 г. N ЗП-1-13-2002
Решение вступило в законную силу 4 февраля 2002 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 15 марта 2002 г.