Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 24 ноября 2003 г. N 11-П
"По делу о проверке по жалобе гражданки Н.М.Мельниковой
конституционности отдельных положений постановлений
Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующих оплату
жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,
с участием гражданки Н.М.Мельниковой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, - начальника отдела Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан В.Ф.Каримова, начальника управления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Т.С.Галиуллиной, и.о.начальника отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Е.В.Кузьминой, представителя Президента Республики Татарстан - главного референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заведующей сектором правового управления аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.В.Шакирьянова, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника отдела прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью первой статьи 24, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке по жалобе гражданки Н.М.Мельниковой конституционности отдельных положений постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующих оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан.
Поводом к рассмотрению дела стало обращение в Конституционный суд Республики Татарстан гражданки Н.М.Мельниковой с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод отдельными положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", включая утвержденные им Положение о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, а также Предельные тарифы жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению в их взаимосвязи с положениями Социальных стандартов и натуральных норм для расчета бюджетной потребности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2000 года N 470 "О развитии социальных стандартов и натуральных норм в Республике Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 763 "О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Казани".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли обжалуемые нормы указанных выше постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан статье 51 в ее взаимосвязи со статьями 13, 27 и 30 Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Косорукова, объяснения сторон - гражданки Н.М.Мельниковой и представителей Кабинета Министров Республики Татарстан В.Ф.Каримова, Т.С.Галиуллиной, Е.В.Кузьминой, министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан М.Ш.Хуснуллина, специалистов Е.Г.Волкова и Н.А. Назаровой, выступления приглашенных в заседание представителя Президента Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.В.Шакирьянова, представителя прокурора Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Гражданка Н.М.Мельникова обратилась в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", включая утвержденные им Положение о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, а также Предельные тарифы жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению в их взаимосвязи с положениями Социальных стандартов и натуральных норм для расчета бюджетной потребности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2000 года N 470 "О развитии социальных стандартов и натуральных норм в Республике Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 763 "О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Казани".
В заявлении, внесенном дополнительно к жалобе в период подготовки дела к слушанию, а также в выступлении в судебном заседании, гражданка Н.М.Мельникова уточнила предмет своего обращения в Конституционный суд Республики Татарстан и просила проверить конституционность следующих норм:
пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан" в части принятия предложения Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан об установлении с 12 января 2003 года тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению (городскому и сельскому), в размере 73 копеек за 1 кВт.ч;
утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением в части:
- определения структуры платежей за жилищно-коммунальные услуги в противоречии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (подпункт 1.2 пункта 1);
- выделения в платежах за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, а также установления оснований и порядка расчета в качестве самостоятельных платежей платы за управление жилищным фондом (подпункты 1.2 и 1.8 пункта 1, подпункт 2.2 пункта 2) и платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий (подпункт 1.2 пункта 1, подпункты 2.3.1 и 2.3.2 подпункта 2.3 пункта 2), что, по мнению заявительницы, означает по существу возложение на потребителей обязанности оплачивать постоянно услуги, которые либо не предоставляются реально (управление жилищным фондом), либо предоставляются эпизодически, в виде отдельных разовых работ (в частности, работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования - внутридомовых сетей водопровода, канализации, горячего водоснабжения и отопления);
- установления нормы, согласно которой платежи за управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий определяются исходя только из размеров общей площади жилых помещений (подпункт 1.4 пункта 1), что, как считает заявительница, является несправедливым, поскольку данные виды услуг означают, в основном, выполнение разовых работ, не связанных с размером жилплощади, занимаемой потребителем;
- предусмотренного порядка выяснения потребителем обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и рассмотрения обоснованных претензий потребителей, а также порядка признания таких претензий обоснованными, особенно с учетом того, что названное выше Положение не содержит требование об указании в счете-фактуре фактического объема потребленных услуг по электроснабжению и водоснабжению, по причине чего, как утверждает заявительница, обосновать претензию практически невозможно (подпункт 1.10 пункта 1 и подпункт 5.5 пункта 5);
- возложения на потребителей обязанности установки за свой счет квартирных приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды в квартирах, не имеющих таких приборов по проектным решениям, а также неурегулированности вопроса о порядке принятия исполнителем оплаты услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета (пункт 3);
- утвержденных норм потребления населением услуг по водоснабжению для домов с горячим водоснабжением (87,6 куб.м в год) и по электроснабжению (300 кВт.ч на человека в год), которые, по мнению заявительницы, исходят из Социальных стандартов и натуральных норм для расчета бюджетной потребности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2000 года N 470, являются завышенными и принуждают ее при существующей методике расчета оплаты оплачивать данные виды коммунальных услуг несоразмерно действительным объемам потребления;
пункта 2 и входящих в него подпунктов Предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761, которые предусматривают применение в качестве предельных тарифов платежей за набор жилищных услуг по обслуживанию оплату по экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное возмещение расходов, но, как считает заявительница, не определяют критерии экономической обоснованности такой оплаты, что создает основу для произвольного решения данного вопроса местными органами власти, в частности, администрацией г.Казани;
пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 763 "О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Казани", разрешающего администрации г.Казани устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги в рамках утверждаемых постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению.
Гражданка Н.М.Мельникова считает, что указанные нормы постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан нарушают ее права и интересы как потребителя, право на защиту которых государством, согласно статье 51 Конституции Республики Татарстан, составляет одно из основных конституционных прав граждан. По мнению заявительницы, в силу статей 13, 27 и 30 Конституции Республики Татарстан это право во всей его полноте должно признаваться и гарантироваться Республикой Татарстан, а также обеспечиваться Республикой Татарстан как социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
К жалобе гражданки Н.М.Мельниковой прилагаются копии документов, свидетельствующих о том, что обжалуемые нормы постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан применяются организациями жилищно-коммунального хозяйства г.Казани в деле заявительницы. Это позволяет решить вопрос о подведомственности жалобы Конституционному суду Республики Татарстан и ее соответствии критериям допустимости согласно положениям части пятой статьи 3 и статьи 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", а также сделать вывод о том, в какой мере данные нормы затрагивают конституционные права и свободы граждан.
2. В силу части девятой статьи 3 и части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан; принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении; при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
3. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан"; от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", включая утвержденные им Положение о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением и Предельные тарифы жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению; от 28 декабря 2002 года N 763 "О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Казани" являются правовыми актами подзаконного характера, которые в своей совокупности регулируют оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых населению Республики Татарстан, изданы в рамках проводимой государством в новых социально-экономических условиях социальной и жилищной политики и относятся к сферам социальной защиты населения и жилищного законодательства.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части первой статьи 72 в их взаимосвязи с частями второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего Республика Татарстан вправе осуществлять правовое регулирование социальной и жилищной сфер в соответствии с федеральными законами и при условии, что ее законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. Данное конституционно-правовое требование распространяется в полном объеме на нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
Принимая акты, направленные на правовое обеспечение перехода Республики Татарстан на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, Кабинет Министров Республики Татарстан исходил из правомочий по правовому регулированию деятельности субъектов жилищной сферы, а также оплаты жилья и коммунальных услуг, которыми обладали органы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу положений пункта 8 статьи 3 и статьи 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ).
Осуществляя согласно пункту 11 статьи 102 в его взаимосвязи со статьей 103 Конституции Республики Татарстан полномочия, установленные в том числе федеральными законами, Кабинет Министров Республики Татарстан обязан обеспечивать исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан обжалуемых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, осуществлено во исполнение требований федерального законодательства и не противоречит действующим в настоящее время положениям статьи 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ), согласно которым оплата жилья в государственном и муниципальном жилищном фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
4. Обжалуемым заявительницей пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан" принято предложение Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан об установлении с 12 января 2003 года тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению (городскому и сельскому), в размере 73 копеек за 1 кВт.ч.
Правовой основой принятия данного решения явился Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11 февраля 1999 года N 33-ФЗ). Согласно ему органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Кабинет Министров Республики Татарстан, в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, обладали полномочиями определять вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) рынка электрической энергии (мощности) (статья 5). Принимая предложение Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан об установлении тарифа на электрическую энергию, поставляемую городскому и сельскому населению, Кабинет Министров Республики Татарстан руководствовался также теми положениями данного Федерального закона, в силу которых установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям, относилось к полномочиям региональных энергетических комиссий (статья 12).
Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, устанавливая новые тарифы, исходила из постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 67/2, которым было рекомендовано региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации при установлении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, с 1 февраля 2002 года руководствоваться предельными минимальными тарифами, средними по федеральным округам (пункт 1), а также определено, что тарифы на электрическую энергию, потребляемую населением, устанавливаются региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации исходя из полной фактической стоимости производства, передачи и распределения электрической энергии на напряжении 380/220 В (пункт 2). При этом названное постановление устанавливало рекомендуемый предельный минимальный уровень тарифа на электрическую энергию, потребляемую населением в Приволжском федеральном округе, в размере 70 коп./кВт.ч (приложение N 1) и расчетный предельный минимальный уровень тарифа на электрическую энергию, потребляемую населением Республики Татарстан, - в размере 73 коп./кВт.ч (приложение N 2).
Конституционный суд Республики Татарстан учитывает также, что вопросы изменения уровня тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением Республики Татарстан, решались одновременно с вопросами введения адресных жилищно-коммунальных субсидий и их необходимого финансового обеспечения. Так, с учетом предстоящего изменения уровня тарифов на электрическую энергию были определены основные показатели Закона Республики Татарстан от 26 декабря 2002 года N 34-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год". Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 762 "О введении адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан" была установлена на 2003 год нормативная величина максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе домохозяйства в размере 16 процентов (пункт 2). Кроме того, утвержденный данным постановлением Порядок предоставления адресных жилищно-коммунальных субсидий предусматривает, что субсидия имеет строго целевое назначение (подпункт 1.2 пункта 1) и начисляется на совокупность жилищно-коммунальных услуг, включенных в единый платежный документ (подпункт 2.2 пункта 2). Тем самым указанная субсидия частично компенсирует расходы малообеспеченных граждан, связанные в том числе с оплатой ими потребляемой электрической энергии по вновь установленным тарифам.
Таким образом, обжалуемая норма по порядку ее издания Кабинетом Министров Республики Татарстан не нарушает требования пункта 11 статьи 102 в его взаимосвязи со статьей 103 Конституции Республики Татарстан. При этом, учитывая, что принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан предложения Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан об установлении с 12 января 2003 года тарифа на электрическую энергию, поставляемую городскому и сельскому населению, в размере 73 копеек за 1 кВт.ч. осуществлено одновременно с решением вопроса о введении адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан, частично компенсирующих расходы малообеспеченных граждан, в том числе связанные с оплатой ими потребляемой электрической энергии по вновь установленным тарифам, следует признать пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан" не противоречащим статье 51 в ее взаимосвязи с положениями статьи 13 Конституции Республики Татарстан.
5. Предметом рассмотрения по настоящему делу являются отдельные положения подпунктов 1.2, 1.4, 1.8, 1.10 пункта 1; подпунктов 2.2 и 2.3 (подпункты 2.3.1, 2.3.2) пункта 2; пункта 3; подпункта 5.5 пункта 5 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Положения).
5.1. Подпункт 1.2 пункта 1 названного выше Положения обжалуется в части, содержащей определение структуры платежей за жилищно-коммунальные услуги как совокупности платежей за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений и платежей за коммунальные услуги, что, по мнению заявительницы, находится в противоречии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Согласно части пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан только с точки зрения их конституционности, т.е. соответствия или несоответствия нормам Конституции Республики Татарстан. Из обращения заявительницы следует, что перед Конституционным судом Республики Татарстан поставлен вопрос, разрешение которого предполагает проверку соответствия обжалуемой правовой нормы положениям подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации, что не подведомственно Конституционному суду Республики Татарстан и не может быть предметом конституционного судопроизводства по настоящему делу.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также исходя из положений статьи 68 в ее взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 43 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", производство по настоящему делу в части рассмотрения подпункта 1.2 пункта 1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", которым определена структура платежей за жилищно-коммунальные услуги как совокупность платежей за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений и платежей за коммунальные услуги, подлежит прекращению, поскольку обращение заявительницы в данной его части не подведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
5.2. Заявительница по настоящему делу просит проверить конституционность Положения в части норм, которые выделяют в платежах за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в качестве самостоятельных платежей и устанавливают основания и порядок расчета платы за управление жилищным фондом (подпункты 1.2 и 1.8 пункта 1, подпункт 2.2 пункта 2), и платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий с их дифференциацией в том числе на платежи за работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования - внутридомовых сетей водопровода, канализации, горячего водоснабжения и отопления (подпункт 1.2 пункта 1, подпункты 2.3.1 и 2.3.2 пункта 2).
5.2.1. Оценка конституционности взятых во взаимосвязи подпунктов 1.2 и 1.8 пункта 1 и подпункта 2.2 пункта 2 Положения в части установления платы за управление жилищным фондом и регулирования оснований ее расчета и порядка взимания невозможна без выявления общей правовой природы управления жилищным фондом и тех юридических особенностей, которые должны быть свойственны ему как жилищно-коммунальной услуге.
Правовая природа управления любым имуществом, включая управление жилищным фондом, проистекает из права собственности на него. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, собственник обладает как правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе жилыми помещениями (статьи 209, 288-292), так и обязанностями, обусловленными, в частности, возложенным на него бременем содержания имущества (статья 210). В силу этого любой собственник, владея, пользуясь и распоряжаясь своим имуществом, не только вправе, но и обязан нести сопряженные с этим расходы, к числу которых относятся также и расходы, возникающие в связи с его деятельностью по управлению имуществом.
Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в его ныне действующей редакции, понимая под жилищным фондом совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1), подразделяет жилищный фонд с точки зрения формы собственности на частный, государственный, муниципальный и общественный (статья 7). При этом согласно части первой статьи 1 указанного Закона управление жилищным фондом является неотъемлемой составной частью жилищной сферы, вследствие чего данная функция выступает как проявление бремени содержания имущества и одинаково распространяется на все виды жилищного фонда. В силу данного Закона определенная часть этого бремени возлагается на органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, в обязанности которых вменены, в частности, содержание и развитие объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу, правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы - нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний, а также контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере (пункты 5, 8 и 10 статьи 3). Закон также предусматривает участие населения в управлении жилищным фондом, предоставляя гражданам, неправительственным, общественным организациям и иным добровольным объединениям нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций (статья 5). По этой причине управление жилищным фондом предполагает применение таких юридических форм, которые обеспечивали бы сбалансированное соотношение прав и обязанностей, а также связанных с ними интересов собственников различных видов жилищного фонда; граждан, обладающих правом собственности на жилые помещения, расположенные в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда; граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного, муниципального или иного жилищного фонда по договору найма.
Учитывая это, федеральное законодательство специально регламентирует соответствующие правомочия домовладельцев, к которым согласно части второй статьи 1 Федерального закона от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" относятся собственники помещений и одновременно участники долевой собственности на общее имущество в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиуме), включающего земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, предназначенные для жилых и иных целей.
В силу положений частей первой и второй статьи 20 указанного выше Федерального закона домовладельцы вправе самостоятельно избирать способ управления недвижимым имуществом, который может осуществляться путем непосредственного управления домовладельцами при незначительных размерах кондоминиума и ограниченном числе домовладельцев; путем передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумами уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги; путем образования домовладельцами товарищества собственников жилья для самостоятельного управления кондоминиумом либо для последующей передачи по договору части или всех функций по управлению уполномоченному физическому лицу - индивидуальному предпринимателю либо уполномоченной организации любой формы собственности (управляющему), а также иным способом, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Это означает, что для домовладельцев, избравших формы управления недвижимым имуществом, связанные с передачей соответствующих функций уполномоченной службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги либо управляющему - уполномоченному физическому лицу или уполномоченной организации любой формы собственности, само управление приобретает значение услуги, которая носит возмездный характер, осуществляется исполнителем и оплачивается потребителем согласно договору сторон.
Управление недвижимым имуществом, включая управление жилищным фондом, может быть оказано в качестве возмездной услуги и гражданам, занимающим жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда по договору найма. Правомерность этого проистекает из положений статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым на наймодателе, т.е. собственнике жилого помещения или управомоченном им лице, лежит обязанность осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в доме. Поскольку указанная норма устанавливает платное предоставление или обеспечение предоставления коммунальных услуг, постольку наймодатель вправе претендовать на возмещение расходов, которые он несет, путем взимания с нанимателей соответствующей платы за выполняемые им или уполномоченными им лицами работы, связанные с предоставлением или обеспечением предоставления коммунальных услуг. В области жилищных правоотношений выполнение указанных работ по смыслу части первой статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в его ныне действующей редакции является содержанием управления жилищным фондом, которое выступает в качестве отдельной услуги и, соответственно, предполагает установление самостоятельного отдельного платежа за ее оказание. Именно такой правомерный подход к регулированию жилищно-коммунальных услуг реализован в нормах, обжалованных заявительницей.
Признавая управление жилищным фондом в качестве самостоятельной жилищно-коммунальной услуги, обжалуемые нормы учитывают различия в объеме и содержании прав и обязанностей граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда по договору найма, а также граждан, относящихся к домовладельцам, в том числе тех, которые обладают правом собственности только на жилые помещения и являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования в домах государственного жилищного фонда в силу статьи 4 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года N 1936-ХII "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан". Обжалуемыми нормами установлено, в частности, что основанием оказания данной услуги, равно как и взимания платы за нее, являются договоры найма - для граждан, проживающих в жилых помещениях на условиях найма; договоры обслуживания, заключаемые между балансодержателями жилого здания и собственником жилого помещения, - для граждан, приватизировавших жилые помещения; договоры о выполнении конкретного вида работ (услуг) - для проживающих в частном жилищном фонде (подпункт 2.2 пункта 2 в его взаимосвязи с подпунктом 1.3 пункта 1).
Тем самым управление жилищным фондом признается в качестве жилищно-коммунальной услуги, условия и порядок оказания которой, а также права и обязанности ее потребителей и исполнителей, должны быть определены договором сторон. В то же время из содержания и смысла обжалуемых норм вытекает, что при заключении соответствующих договоров их сторонам, в том числе уполномоченным службам заказчика на жилищно-коммунальные услуги и управляющим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, следует руководствоваться обязательными для них требованиями, которые должны быть установлены в соответствующем нормативном правовом акте в силу регулируемого характера данной услуги.
Правовое закрепление и регулирование платы за управление жилищным фондом как одной из жилищно-коммунальных услуг, а также оснований и порядка ее расчета и внесения населением призваны обеспечивать сбалансированность прав и обязанностей, а также связанных с ними интересов потребителей и исполнителей данной услуги. Это в полной мере соответствует конституционно-правовому смыслу государственного регулирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, обусловленному, в частности, требованиями Конституции Республики Татарстан, согласно которым экономические отношения должны строиться на социальном партнерстве, в том числе между гражданином и государством, потребителем и производителем (часть вторая статьи 17), с соблюдением конституционной обязанности государства защищать интересы потребителей (статья 51).
Таким образом, подпункты 1.2 и 1.8 пункта 1, подпункт 2.2 пункта 2 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" в части установления и регулирования платы за управление жилищным фондом как одной из жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению Республики Татарстан, а также оснований и порядка ее расчета и внесения населением, по своему конституционно-правовому смыслу не противоречат Конституции Республики Татарстан.
5.2.2. Правовой основой закрепления в Положении платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий (подпункт 1.2 пункта 1, подпункты 2.3.1 и 2.3.2 пункта 2) служит постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", пунктом 3 которого плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда включена в структуру платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
Воспроизводя указанное положение федерального законодательства, обжалуемые нормы предусматривают разделение платы за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий на несколько самостоятельных платежей, включая оплату расходов по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования (внутридомовых сетей водопровода, канализации, горячего водоснабжения и отопления, проверки и ремонта приборов учета потребления тепла, воды, газа, внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования) (подпункт 2.3.1 пункта 2), конституционность которой также подвергается сомнению заявительницей.
Такое разделение единого платежа на образующие его составные части правомерно постольку, поскольку техническое обслуживание и ремонт внутридомового инженерного оборудования осуществляются посредством комплекса работ, которые различаются между собой по содержанию и могут осуществляться различными исполнителями независимо от их формы собственности. В момент принятия обжалуемых норм возможность дифференциации данных работ допускалась, в частности, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 января 1989 года N 8 (раздел 5. "Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования"; имевшие рекомендательный характер приложение 9 "Перечень работ по техническому обслуживанию жилых домов" и приложение 14 "Перечень работ текущего ремонта жилых зданий"), и Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятым постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года N 158-ст. В настоящее время это предусматривается Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (раздел V. "Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования"; приложение N 4 "Перечень работ по содержанию жилых домов"; приложение N 6 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту").
Обжалуемые нормы предусматривают применение платежей за техническое обслуживание и ремонт исчерпывающего перечня внутридомового инженерного оборудования. К нему относятся внутридомовые сети водопровода, канализации, горячего водоснабжения, приборы учета потребления тепла, воды и газа, внутридомовые газовые сети и внутридомовое газовое оборудование. Тем самым обжалуемые нормы определяют пределы государственного и иного регулирования соответствующих коммунальных услуг и не могут служить основанием установления и применения регулируемых платежей за техническое обслуживание и ремонт иных видов внутридомового инженерного оборудования, если это не будет предусмотрено другими нормативными правовыми актами либо договором, заключенным потребителем согласно гражданскому законодательству.
Установление и регулирование платежей за конкретные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования правомерны при обязательном соблюдении требования, согласно которому стоимость этих работ должна рассматриваться как составная часть стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, и подлежит исключению из стоимости услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации, оказываемых исполнителями независимо от их форм собственности в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099. Тем самым не допускается двойное начисление и взимание с потребителей оплаты соответствующих услуг.
Оценивая конституционность обжалуемых норм, следует учитывать, что действующее законодательство предоставляет потребителям возможность контролировать соблюдение данного требования. Согласно части четвертой статьи 15.2 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" по запросам нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, собственников жилых помещений, их общественных объединений, объединений потребителей товаров и услуг органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен и тарифов на продукцию организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги (в том числе энергосберегающих организаций), обязаны предоставлять информацию о полном составе затрат, относимых на себестоимость указанной продукции, цены и тарифы на которую подлежат регулированию. Это представляет собой дополнительную гарантию осуществления потребителями контроля за правильностью расчета соответствующих платежей в целях защиты своих прав и интересов, в том числе гарантируемых статьей 51 Конституции Республики Татарстан, в порядке и по основаниям, установленным законодательством.
Таким образом, установление взятыми во взаимосвязи подпунктом 1.2 пункта 1, подпунктами 2.3.1 и 2.3.2 пункта 2 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, в том числе выделение из них и применение платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования, не противоречат статье 51 Конституции Республики Татарстан, поскольку данные платежи означают оплату потребителями реально выполняемых для них работ, а стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования является составной частью стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий и подлежит исключению из стоимости услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации, что может быть проверено и оспорено потребителями в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства.
5.3. Заявительница считает неконституционной норму, согласно которой платежи за управление жилищным фондом, а также за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий определяются исходя из размера общей площади жилых помещений (подпункт 1.4 пункта 1).
Определение критериев оплаты является обязательным элементом регулирования любой предоставляемой жилищно-коммунальной услуги, включая управление жилищным фондом и работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий. Иное означало бы неурегулированность данных услуг.
Размер общей площади жилых помещений представляет собой утвердившийся в правоприменительной практике критерий расчета размера платежей за такие виды жилищно-коммунальных услуг, которые не могут быть измерены натуральными либо иными количественными показателями. По этой причине применение данного критерия оправдано и при расчете платежей за управление жилищным фондом и работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий при условии, что данные услуги обладают необходимыми потребительскими свойствами и режимом предоставления. В настоящее время возможность использования этого критерия допускается статьей 15.1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ), которая предусматривает, что размер платы за содержание жилья и размер платы за ремонт жилья в жилищном фонде устанавливается в зависимости от общей площади жилого помещения и комплекса оказываемых услуг.
Тем самым определение критериев оплаты регулируемых услуг, в том числе управления жилищным фондом и работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, выступает в качестве правообязанности органов, наделенных полномочиями осуществлять такое регулирование. В связи с этим Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно определил критерии взимания платы за предоставление жилищно-коммунальных услуг, установив в том числе для некоторых из них критерий, связанный с размером общей площади жилых помещений.
Довод заявительницы о том, что управление жилищным фондом и работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий осуществляются в основном посредством разовых работ, выполнение которых не связано с размером площади жилых помещений, не может быть принят во внимание, поскольку в общепринятом значении любая жилищно-коммунальная услуга означает осуществление ее исполнителем конкретной деятельности либо совокупности или комплекса конкретных работ.
Таким образом, подпункт 1.4 пункта 1 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" в части положения, согласно которому платежи за управление жилищным фондом, а также за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, определяются исходя из размера общей площади жилых помещений, не противоречит Конституции Республики Татарстан.
5.4. Заявительница считает нарушающими ее конституционные права нормы, которыми в Положении о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", определен порядок выяснения потребителями обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и рассмотрения обоснованных претензий потребителей, а также порядок признания таких претензий обоснованными (подпункт 1.10 пункта 1 и подпункт 5.5 пункта 5).
Подпунктом 1.10 пункта 1 указанного выше Положения установлено, что потребитель для выяснения обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и рассмотрения претензий вправе обратиться в организацию, осуществляющую начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, которая обязана не более чем в 10-дневный срок рассмотреть существо заявления с привлечением исполнителя к участию в разрешении спорных вопросов и дать ответ потребителю. В свою очередь подпункт 5.5 пункта 5 Положения содержит подробную регламентацию порядка рассмотрения обоснованных претензий потребителей жилищно-коммунальных услуг о ненадлежащем исполнении функций по управлению жилищным фондом, а также о ненадлежащем выполнении работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту жилого здания и коммунальных услуг, и признает претензию обоснованной, если изложенные в ней факты документально подтверждены.
Обжалуемые нормы значимы прежде всего в части установленных в них требований к порядку, срокам и основаниям рассмотрения исполнителями жилищно-коммунальных услуг претензий потребителей. Это налагает на исполнителей услуг определенные дополнительные обязанности и тем самым обеспечивает возможность защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг во внесудебном порядке и не препятствуют им осуществлять защиту своих прав и интересов непосредственно в судебном порядке, с использованием средств доказывания, допускаемых гражданским и гражданско-процессуальным законодательством, что соответствует требованиям статьи 51 Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, взятые во взаимосвязи подпункт 1.10 пункта 1 и подпункт 5.5 пункта 5 в части определения порядка выяснения потребителями обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, рассмотрения обоснованных претензий потребителей, а также порядка признания таких претензий обоснованными, следует признать соответствующими статье 51 Конституции Республики Татарстан, поскольку они образуют дополнительные гарантии защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг во внесудебном порядке и не препятствуют им осуществлять защиту своих прав и интересов непосредственно в судебном порядке, с использованием средств доказывания, допускаемых гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.
5.5. По мнению заявительницы, ее конституционные права нарушаются нормой, согласно которой установка квартирных приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды в квартирах, не имеющих таких приборов по проектным решениям, осуществляется потребителем за свой счет, а также неурегулированностью порядка принятия исполнителем оплаты услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета (пункт 3).
При оценке конституционности нормы, предусматривающей установку квартирных приборов учета потребителями за свой счет, следует учитывать, что она распространяется только на потребителей, проживающих в квартирах, которые не имеют приборов учета в силу своих проектных особенностей. При этом данная норма не ограничивает права потребителей коммунальных услуг, поскольку взаимосвязана с положением, согласно которому платежи за коммунальные услуги устанавливаются с учетом их фактического потребления (при наличии приборов учета) либо нормативов потребления (первый абзац пункта 3).
Вместе с тем обжалуемой норме не может придаваться обязывающее значение. Применение положения о том, что установка квартирных приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды в квартирах, не имеющих таких приборов по проектным решениям, осуществляется потребителем за свой счет, должно учитывать различие правомочий собственников жилых помещений и граждан, занимающих жилые помещения по договору найма. Из этого вытекает, в частности, правомерность возложения обязанности нести расходы, связанные с установкой квартирных приборов учета, на собственников жилых помещений в домах жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Не может быть признан обоснованным довод заявительницы о том, что установка квартирных приборов учета должна осуществляться за счет средств государства, поскольку это было предусмотрено Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 1998 года N 188. Подпункты 3.3.2 и 3.3.3 пункта 3 в их взаимосвязи с пунктом 9 данной Программы рассматривали в качестве одного из направлений деятельности по снижению стоимости и повышению качества услуг внедрение в жилом фонде в 1998-2003 годах лишь приборов учета воды и тепловой энергии и не связывали осуществление мероприятий в данной сфере только с бюджетным финансированием.
Следует учитывать также положения части пятой статьи 15.2 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в его ныне действующей редакции, согласно которым органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают муниципальные программы ресурсосбережения, установки индивидуальных приборов учета и регулирования объема потребления ресурсов, в том числе воды, газа, тепловой энергии, и осуществляют реализацию этих программ. Это означает, в частности, что решение вопросов установки, а равно сама установка индивидуальных приборов учета и регулирования объема потребления не входит в обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что вместе с тем не исключает возможность регулирования данных вопросов Кабинетом Министров Республики Татарстан при осуществлении им в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека, а также при разработке проектов программ социально-экономического развития Республики Татарстан, разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 4 статьи 102 Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, пункт 3 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", в части положения, согласно которому установка квартирных приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды в квартирах, не имеющих таких приборов по проектным решениям, осуществляется потребителем за свой счет, следует признать не противоречащим Конституции Республики Татарстан, поскольку рассмотренное положение не носит обязывающего характера в отношении потребителей и не освобождает собственников жилых помещений от обязанности нести соответствующие расходы, а установка указанных приборов не является обязанностью органов государственной власти Республики Татарстан.
Решая вопрос о конституционности обжалуемой нормы в части неурегулированности ею порядка принятия исполнителем оплаты коммунальных услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета, Конституционный суд Республики Татарстан учитывает, что Положение устанавливает общие требования к порядку расчета и внесения платежей независимо от исчисления их размера по фактическому потреблению или нормативам потребления (подпункты 1.5-1.11 пункта 1). Это означает, что, соблюдая установленные указанными выше нормами порядок и сроки, потребители вправе самостоятельно рассчитывать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги по показаниям квартирных приборов учета, отражать их в едином платежном документе и предъявлять их к оплате, а уполномоченные службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации или исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета.
С учетом изложенного, а также исходя из требований статьи 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", производство по делу в части проверки конституционности пункта 3 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", как не содержащего правовую регламентацию порядка принятия исполнителем оплаты коммунальных услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета, подлежит прекращению, поскольку вопрос, конституционность которого предлагается проверить, разрешен иными нормами указанного Положения, не обжалованными заявительницей и не составляющими предмет обращения в Конституционный суд Республики Татарстан по настоящему делу.
6. Заявительницей поставлен вопрос о конституционности закрепленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" нормативов потребления электроэнергии и услуг по водоснабжению, применяемых для расчета размера платы за данные виды коммунальных услуг.
Указанные нормативы потребления электроэнергии и услуг по водоснабжению установлены соответственно Порядком определения начисления потребленной электроэнергии в жилых многоквартирных домах без поквартирного учета расхода электрической энергии в зависимости от состава семьи, количества комнат и наличия электроплиты, прилагаемым к Положению о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, и Нормативами потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, утвержденных названным выше постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Решение вопроса о проверке обжалуемых нормативов как норм, затрагивающих конституционные права заявительницы, предполагает установление и исследование несоответствия объемов реального потребления заявительницей электроэнергии и услуг по водоснабжению применяемым в отношении нее соответствующим нормативам. В материалах настоящего дела документальное подтверждение этого отсутствует. Согласно же части девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" при осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный суд Республики Татарстан воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
Таким образом, производство по настоящему делу в части проверки конституционности нормативов потребления электроэнергии и услуг по водоснабжению, применяемых для расчета размера платы за данные виды коммунальных услуг, установленных соответственно Порядком определения начисления потребленной электроэнергии в жилых многоквартирных домах без поквартирного учета расхода электрической энергии в зависимости от состава семьи, количества комнат и наличия электроплиты, прилагаемым к Положению о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, и Нормативами потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", подлежит прекращению на основании статьи 63 в ее взаимосвязи с частью девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", поскольку жалоба заявительницы в данной ее части по своему содержанию и смыслу не подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
7. Предметом рассмотрения по данному делу являются также пункт 2 и входящие в него подпункты Предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761, в которых, по мнению заявительницы, предусматривается применение в качестве предельных тарифов платежей за набор жилищных услуг по обслуживанию их оплаты по экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное возмещение расходов.
Заявительница считает, что обжалуемые нормы не определяют критерии экономической обоснованности такой оплаты и тем самым создают основу для произвольного решения данного вопроса местными органами власти. Этот довод не может быть признан обоснованным, поскольку обжалуемая норма по своему правовому смыслу означает применение в отношении тарифов на совокупность конкретных услуг по предоставлению в пользование жилых помещений такого критерия их формирования, в соответствии с которым данные тарифы должны быть экономически обоснованными и обеспечивающими полное возмещение расходов, возникающих при исполнении услуг.
Обжалуемая норма не затрагивает конституционные права и свободы граждан, в силу чего согласно пункту 1 статьи 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы в данной части не является допустимой.
Таким образом, указанные выше обстоятельства согласно требованиям статьи 63 и пункта 1 статьи 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" являются основанием для прекращения производства по делу в части проверки конституционности пункта 2 Предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761, которым предусматривается применение в качестве предельных тарифов платежей за набор жилищных услуг по обслуживанию их оплаты по экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное возмещение расходов, поскольку жалоба заявительницы в данной части не является допустимой.
8. Заявительница считает неконституционным и нарушающим ее права пункт 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 763 "О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Казани".
Обжалуемая норма содержит в себе предписание, разрешающее администрации г.Казани устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги в рамках утверждаемых постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению. Данная норма принята на основании статей 100, 103 и части первой статьи 105 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан, являясь исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан, объединяет и направляет работу подведомственных ему органов исполнительной власти. Вместе с тем, разрешая администрации г.Казани устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги в рамках утверждаемых постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, данная норма закрепляет обязательное для администрации г.Казани требование, которое исключает возможность произвольного определения тарифов, что отвечает интересам потребителей жилищно-коммунальных услуг и обеспечивает их права в соответствии со статьей 51 Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, обжалуемая норма издана Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах его полномочий и по своему содержанию и правовому предназначению не противоречит Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 63, частями первой и второй статьи 66, статьей 67, частями первой, второй и третьей статьи 68, статьями 69, 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 760 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан" в части принятия предложения Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан об установлении с 12 января 2003 года тарифа на электрическую энергию, поставляемую городскому и сельскому населению, не противоречащим Конституции Республики Татарстан.
2. Признать соответствующими Конституции Республики Татарстан следующие нормы Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг":
- взятые во взаимосвязи подпункты 1.2 и 1.8 пункта 1, подпункт 2.2 пункта 2 в части установления и регулирования платы за управление жилищным фондом как одной из жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению Республики Татарстан, а также оснований и порядка ее расчета и внесения населением в той мере, в какой это обеспечивает сбалансированность прав и обязанностей, а также связанных с ними интересов потребителей и исполнителей данной услуги;
- взятые во взаимосвязи подпункты 1.2 пункта 1, подпункты 2.3.1 и 2.3.2 пункта 2 в части установления платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, в том числе выделения из них платежей за работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования, и регулирования оснований и порядка их расчета и внесения населением, поскольку это означает регулирование оплаты потребителями реально выполняемых для них работ, а также исходит из того, что стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования является составной частью стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий и подлежит исключению из стоимости услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации, что не допускает их двойную оплату и может быть проверено и оспорено потребителями в соответствии с законодательством;
- подпункт 1.4 пункта 1 в части положения, согласно которому платежи за управление жилищным фондом, а также за работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий определяются исходя из размера общей площади жилых помещений;
- пункт 3 в части положения, согласно которому установка квартирных приборов учета потребления электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды в квартирах, не имеющих такие приборы по проектным решениям, осуществляется потребителем за свой счет, поскольку данное положение не носит обязывающего характера в отношении потребителей и не освобождает собственников жилых помещений от обязанности нести соответствующие расходы, а установка указанных приборов не является обязанностью органов государственной власти Республики Татарстан;
- взятые во взаимосвязи подпункт 1.10 пункта 1 и подпункт 5.5 пункта 5 в части определения порядка выяснения потребителями обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, рассмотрения обоснованных претензий потребителей, а также порядка признания таких претензий обоснованными, поскольку это образует дополнительные гарантии защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг во внесудебном порядке и не препятствуют им осуществлять защиту своих прав и интересов непосредственно в судебном порядке, с использованием средств доказывания, допускаемых гражданским и гражданско-процессуальным законодательством;
3. Прекратить производство по настоящему делу в части проверки конституционности следующих норм Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 г. N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг":
- подпункта 1.2 пункта 1 в части определения структуры платежей за жилищно-коммунальные услуги как совокупности платежей за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений и платежей за коммунальные услуги, поскольку жалоба заявительницы в этой части не подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан;
- пункта 3 как не содержащего регламентацию порядка принятия исполнителем оплаты коммунальных услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета, поскольку вопрос, конституционность которого предлагается проверить, разрешен в подпунктах 1.5-1.11 пункта 1 указанного выше Положения, согласно которым, соблюдая установленные порядок и сроки, потребители вправе самостоятельно рассчитывать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги по показаниям квартирных приборов учета, отражать их в едином платежном документе и предъявлять их к оплате, а уполномоченные службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации или исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета, и которые не являются предметом обращения в Конституционный суд Республики Татарстан по настоящему делу.
4. Прекратить производство по настоящему делу в части проверки конституционности нормативов потребления электроэнергии и услуг по водоснабжению, применяемых для расчета размера платы за данные виды коммунальных услуг, установленных соответственно Порядком определения начисления потребленной электроэнергии в жилых многоквартирных домах без поквартирного учета расхода электрической энергии в зависимости от состава семьи, количества комнат и наличия электроплиты, прилагаемым к Положению о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, и Нормативами потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", поскольку жалоба заявительницы в данной ее части по своему содержанию и смыслу не подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
5. Прекратить производство по делу в части проверки конституционности пункта 2 Предельных тарифов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", которым предусматривается применение в качестве предельных тарифов платежей за набор жилищных услуг по обслуживанию их оплаты по экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное возмещение расходов, поскольку жалоба заявительницы в данной части не является допустимой.
6. Признать пункт 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 763 "О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Казани" соответствующим Конституции Республики Татарстан.
7. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
8. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда РТ от 24 ноября 2003 г. N 11-П "По делу о проверке по жалобе гражданки Н.М.Мельниковой конституционности отдельных положений постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующих оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 11 декабря 2003 г. N 247-248