Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 1 августа 1997 г. N 505
"О мерах по развитию первичной медико-санитарной помощи
в Республике Татарстан"
В целях совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан.
2. Утвердить План первоочередных мероприятий по совершенствованию организаций первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан.
3. Начальнику отдела организации лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Р.У.Бурнашов), начальнику отдела охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Д.Г.Галеева), директору Республиканского центра медико-социальных исследований и экономики здравоохранения (А.А.Гильманов) в срок до 1 декабря 1997 года разработать и представить на утверждение Министерства здравоохранения Программу внедрения института врача общей (семейной) практики.
4. Республиканскому центру медико-социальных исследований и экономики здравоохранения в срок до 1 ноября 1997 года разработать и представить на утверждение Министерства здравоохранения Республики Татарстан Положение о порядке финансирования амбулаторно-поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра здравоохранения Республики Татарстан И.В.Манченко, Н.С.Садыкова и Л.А.Никольскую.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан |
К.Ш.Зыятдинов |
Концепция
развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан
(утв. приказом Минздрава РТ от 1 августа 1997 г. N 505)
Действующая модель организации амбулаторно-поликлинической помощи не может быть признана оптимальной. Не внедрены экономические методы управления амбулаторно-поликлиническими учреждениями, не созданы экономические мотивации развития современных видов медицинской помощи, а оплата труда в этих учреждениях не зависит от объемов, качества и эффективности предоставляемой медицинской помощи.
Основные направления развития первичной медико-санитарной помощи.
I. Формирование оптимальной организационной модели амбулаторно-поликлинической помощи для городского и сельского населения. В сельском здравоохранении необходимо ввести организационные уровни амбулаторно-поликлинической помощи. I - уровень - ФАП, ФП, врачебные амбулатории, участковые больницы. II-ой уровень - поликлиники центральных районных больниц и межрайонных центров. III-й уровень - поликлиники республиканских учреждений, республиканские специализированные учреждения, центры и диспансеры. На каждом этапе должен быть отработан единый алгоритм и стандарты обследования, лечения, реабилитации. Установлены обязательные объемы профилактической и диспансерной работы. Является рациональным создание на базе поликлиник II и III уровня консультативных центров со специализированными лабораториями и диагностическим оборудованием, использование в этих целях базы стационарных учреждений.
В сложившихся условиях для сельского и городского здравоохранения приобретает важное значение реструктуризация медицинских учреждений, направленная на сокращение объемов стационарной помощи, в том числе коечного фонда. Такая цель может быть достигнута на основе снижения необоснованной госпитализации, сокращения длительности стационарного лечения, улучшения преемственности между стационаром и амбулаторно-поликлиническим учреждением.
Развитие сети и объемов оказания медицинской помощи в дневных стационарах. Внедрение центров амбулаторной хирургии и службы долечивания на дому.
Развитие первичной медико-санитарной помощи на базе врачебной практики. Особая роль отводится развитию института врача общей практики, в котором заложен идеальный механизм защиты прав пациента на жизнь и здоровье в условиях рыночных отношений. Процесс становления новой формы первичной медико-санитарной помощи будет долговременным (10-15 лет). Его основой должна стать экономическая мотивация субъектов медико-санитарной помощи. Формирование общих практик должно происходить на основе добровольного желания специалистов организовать свое дело. Первый этап Программы должен быть направлен на создание нормативно-правовой базы, разработку организационных основ и комплексной системы профессиональной подготовки кадров, материально-технического и информационного обеспечения общей врачебной практики. Требуется организация научного обеспечения внедрения общей врачебной практики. Мы должны активно формировать общественное мнение среди медицинских работников и населения о преимуществах внедрения врача общей практики.
На втором этапе предполагается внедрение системы общеврачебной практики в базовых районах и отработка схем взаимодействия врача общей практики с амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями.
Третий этап - переход системы здравоохранения на общеврачебную практику. При этом должно происходить постепенное расширение диапазона обслуживаемых категорий населения, особенно это относится к детскому населению.
Наша внеочередная задача состоит в том, чтобы сконцентрировать усилия органов и учреждений здравоохранения, научно-медицинских учреждений, местных администраций и общественных организаций на решении проблемы реформирования первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. Внедрение общей врачебной практики позволит более полно реализовать гарантии государства в доступности медицинской помощи всем слоям населения, в непрерывности лечебно-профилактической работы, возможности выбора врача.
Такая организация должна способствовать повышению качества медицинской помощи. В конечном итоге будет построена модель, наиболее полно отвечающая потребности населения и требованиям медицинской и экономической эффективности.
II. Совершенствование системы финансирования первичной медико-санитарной помощи.
Она должна основываться на использовании финансовых ресурсов не только как средства платежа за те или иные медицинские услуги, но и в качестве экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения ее социальной, медицинской и экономической эффективности путем реализации принципа "деньги следуют за пациентом". Реализация механизма экономической заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинской помощи на всех ее этапах, рациональном использовании дорогостоящих видов медицинской помощи, развитие стационарозаменяющих технологий. Предполагается поэтапное выделение в самостоятельно хозяйствующие субъекты отдельных звеньев первичной медико-санитарной помощи. Необходимо использовать внутри учреждений хозрасчет как экономический инструмент повышения уровня организации и качества медицинской помощи. Среди различных форм финансирования амбулаторно-поликлинической помощи (по смете расходов, подушевое финансирование на амбулаторную помощь, подушевое финансирование всех видов помощи, финансирование по законченному случаю) наиболее предпочтительным, при внедрении института врачей общей практики, является подушевое финансирование. Из форм оплаты труда - гонорар за услуги, фондосодержание и другие - наиболее приемлемой для наших условий является контрактная система, в которой указывается численность и состав пациентов, виды и объемы оказываемой помощи, а также дополнительные услуги, как прием на дому, участие в реализации различных программ и т.д.
Необходимо поэтапное доведение доли средств, направляемых на финансирование амбулаторно-поликлинической помощи, до 60% в объеме финансовых ресурсов здравоохранения.
III. Реализация прав граждан на выбор медицинского учреждения и врача.
Право граждан на выбор медицинского учреждения может быть реализовано только выбором амбулаторно-поликлинического учреждения по территориальному признаку в рамках одного административного района. В поликлинике гражданин имеет право один раз в год прикрепиться к одному из практикующих участковых врачей или к врачу общей практики, к стоматологу. Женщины - дополнительно к акушеру-гинекологу. Наиболее предпочтительным является вариант, когда к врачам специалистам, работающим в поликлиниках и стационарах, пациент может обратиться только по направлению своего участкового врача или врача общей практики, акушера-гинеколога.
IV. Внедрение системы контроля качества медицинской помощи.
Наиболее прогрессивным методом оценки и обеспечения качества медицинской помощи является статистический мониторинг основных показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи. Центральной фигурой здесь становится врач-статистик и управленец, привлекающие к сотрудничеству врачей-специалистов. Более практичным методом измерения качества медицинской помощи представляется оценка его промежуточных показателей. Научная обоснованность промежуточных показателей гарантирует их связь с конечными результатами. Эти показатели должны достоверно отражать ход лечения и максимально исключить колебания в зависимости от особенностей пациентов. Например, обследования в процессе лечения пациентов с сахарным диабетом путем анализа содержания сахара в крови в течение определенного периода. Показателем в данном случае может быть среднее процентное изменение содержания сахара в крови у обследованного контингента диабетиков. Для хронических заболеваний, таких, как ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, гипертония, астма, хронический бронхит, измеряемым показателем служит процент больных, которые были госпитализированы в течение определенного периода времени. Предполагается, что повышение качества амбулаторно-поликлинической помощи уменьшит необходимость в госпитализации за счет улучшения качества наблюдения за ходом болезни.
Вместе с тем, должны находить применение показатели, характеризующие единичные ситуации. Такие показатели высвечивают ситуации, которые требуют дополнительного расследования. Например, нежелательная реакция на переливание крови или неожиданная смерть больного.
Таким образом, деятельность по обеспечению гарантий качества в здравоохранении сегодня должна учитывать мнение пациента, строиться на основе концепции тотального управления с целью непрерывного улучшения качества, основываться на современных информационных технологиях и объективно подтверждать данные об эффективности (медицинской и экономической) лечебно-диагностических мероприятий.
V. Создание условий для многоукладности здравоохранения.
Развитие системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи будет осуществляться в условиях расширения производителей медицинских услуг всех форм собственности с сохранением основных позиций за государственной системой здравоохранения. Необходимо развитие частных индивидуальных и групповых общих практик, иных частных медицинских предприятий. Участие медицинских предприятий различных форм собственности, врачебных практик в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
Предполагается оказать всемерную поддержку негосударственным медицинским предприятиям. Должна начаться приватизация необеспеченных объемами работ амбулаторно-поликлинических учреждений с преимущественной передачей в негосударственный сектор.
Развитие системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи будет осуществляться в условиях расширения производителей медицинских услуг всех форм собственности с сохранением основных позиций за государственной системой здравоохранения. Необходимо развитие частных индивидуальных и групповых общих практик, иных частных медицинских предприятий. Участие медицинских предприятий различных форм собственности, врачебных практик в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
Предполагается оказать всемерную поддержку негосударственным медицинским предприятиям. Должна начаться приватизация необеспеченных объемами работ амбулаторно-поликлинических учреждений с преимущественной передачей в негосударственный сектор.
VI. Совершенствование организации лекарственного обеспечения.
Упорядочение льгот отдельным категориям граждан и государственный контроль за льготным лекарственным обеспечением с адекватным его финансированием. Формирование и утверждение в рамках государственных и муниципальных заказов потребности в лекарственном обеспечении граждан (в том числе по льготной стоимости) с приоритетным и максимальным финансовым наполнением по группам жизненно важных средств и для лечения социально-значимых заболеваний.
Адресность и приоритетность в предоставлении лекарственных средств путем обеспечения в первую очередь социально-независимых слоев населения в рамках сформированных декретированных контингентов и групп. Доступность по времени, месту и стоимости. Формирование и утверждение перечней (списков) лекарственных средств, выбираемых в соответствии с критерием "эффективность - стоимость" для поэтапного перехода к доступному обеспечению населения лекарственными средствами, входящими в списки, на льготных условиях.
VII. Преобразование в области кадровой политики.
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо усовершенствовать системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.
При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов организации медицинской помощи.
Одним из условий более точного определения профессиональной подготовки специалистов в условиях единого образовательного пространства должно стать совершенствование системы итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических учреждений, а также сертификация специалистов отрасли, введение трехуровневой системы подготовки. Необходимо расширить объемы подготовки врачей общей практики.
Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач/медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних, с передачей медицинскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Следует перейти к практике формирования органами здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих контрактов с учебными заведениями и абитуриентами.
VIII. Формирование адекватных систем оплаты труда в амбулаторно-поликлинических звеньях здравоохранения.
Система оплаты труда работников здравоохранения должна быть реформирована с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к повышению эффективности медицинского труда и рационального использования ресурсов, используемых при производстве медицинских услуг. Этому должно способствовать повышение гарантий социальной защиты медицинских и фармацевтических работников, создание для них благоприятных условий труда и быта.
IX. Расширение социальной базы здравоохранения и привлечение к решению вопросов охраны здоровья самих граждан и медико-социальной помощи непрофессиональных медицинских организаций и отдельных лиц.
В социальную базу здравоохранения могут входить:
- специализированные (немедицинские) федеральные и муниципальные службы милиции, пожарной охраны, отряды спасения и пр.;
- общественные объединения, благотворительные организации и религиозные конфессии;
- средства массовой информации;
- общества пациентов.
Скоординированная работа органов здравоохранения с участниками социальной базы здравоохранения принесет повышение эффективности информационно-профилактической работы, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи незащищенным слоям населения, облегчит реабилитационную работу с группами пациентов, разовьет принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
План
первоочередных мероприятий по совершенствованию организации
первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан
(утв. приказом Минздрава РТ от 1 августа 1997 г. N 505)
Содержание мероприятий |
Наименование документа |
Сроки представ- ления или подготов- ки |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
Разработка опти- мальной модели ор- ганизации амбула- торно-поликлиниче- ской помощи |
Программа внедрения института врача общей (семейной) практики в Республике Татарстан |
декабрь 1997 г. |
Отделы организации лечебно-профилакти- ческой помощи и ох- раны здоровья матери и ребенка Минздрава РТ РЦ "МедСоцЭконом" |
Реализация прав граждан на выбор медицинского уч- реждения и врача |
Положение о порядке прикрепления граждан Республики Татарстан для получения амбула- торно-медицинской по- мощи |
август 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" |
Выбор эффективной формы финансирова- ния амбулаторно- поликлинической помощи |
Положение о порядке финансирования амбу- латорно-поликлиничес- кой помощи |
ноябрь 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" |
Выбор рациональной формы оплаты труда в учреждениях здравоохранения |
Положение об оплате труда в амбулаторно- поликлинических уч- реждениях |
декабрь 1997 г. |
Планово-экономичес- кий отдел Минздрава РТ РЦ "МедСоцЭконом" |
Развитие внутриве- домственного конт- роля качества ме- дицинской помощи |
Положение об экспер- тизе временной нетру- доспособности и уп- равлении качеством медицинской помощи в учреждениях здравоох- ранения |
август 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" |
Положение о комитете качества лечебно-про- филактического учреж- дения |
август 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" | |
Положение о замести- теле руководителя ле- чебно-профилактичес- кого учреждения - председателя комитета качества |
август 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" | |
Положение о межведом- ственном комитете ка- чества |
август 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" | |
Использование вну- триучрежденческого хозрасчета, как экономического ин- струмента повыше- ния уровня органи- зации и качества медицинской помощи |
Положение о внутриуч- режденческом хозрас- чете в амбулаторно- поликлинических уч- реждениях |
декабрь 1997 г. |
РЦ "МедСоцЭконом" |
Создание условий для многоукладнос- ти здравоохранения |
Программа приватиза- ции необеспеченных объемами работ амбу- латорно-поликлиничес- ких учреждений |
сентябрь 1998 г. |
Планово-экономичес- кий отдел Минздрава РТ РЦ "МедСоцЭконом" |
Преобразования в области кадровой политики |
Программа подготовки, переподготовки и ис- пользования медицинс- ких работников сред- него звена и с высшим сестринским образова- нием |
август 1997 г. |
Отдел планирования и учета кадров Мин- здрава РТ Базовый медицинский колледж |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 1 августа 1997 г. N 505 "О мерах по развитию первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан"
Текст приказа официально опубликован не был