Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 января 2002 г. N 3П-1-11-2002
(извлечение)
См. также Определение Верховного суда РТ от 26 февраля 2002 г. N 3П-1-11-2002 об исправлении допущенной в настоящем решении описки
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва,
с участием прокурора С-ой,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан" N 2248-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Законов РТ от 21 января 2000 г. N 37, от 21 июля 1999 г. N 2306), установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан" N 2248-12 от 30 ноября 1994 г. (в редакции Законов Республики Татарстан от 21 января 2000 г. N 37, от 21 июля 1999 г. N 2306).
В обоснование заявления указано на то, что ст.1, п.п.1 и 2 ст.2, п.2 ст.3, ч.1 ст.5, п.п.2 и 3 ст.6, ч.1 ст.9, п.1 ст.10, п.п.4 и 5 ст.11, ст.12, п.п.1 и 2 ст.14, п."б" ч.2 ст.15, п."о" ст.15, п."а" ст.16, ч.2 ст.16, ч.4 ст.16 (1), п.2 ст.17, п.п.3 и 9 ст.19, п.2 ст.20, ст.21, п.1 ст.22, п.7 ст.23, ч.2 ст.37, ч.1 ст.42 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан" противоречат федеральному законодательству. В связи с этим, по мнению прокурора, в указанной части данный Закон РТ подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Участвующий в судебном заседании прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признали частично и сослались на то, что заявление прокурора признают, за исключением указаний о признании противоречащими федеральному законодательству ст.1, п.п.1 и 2 ст.2, п.4 ст.11, абзац 6 ч.4 ст.16 (1), п.1 ст.22, ч.1 ст.42 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан".
Представитель Центральной Избирательной Комиссии Республики Татарстан заявление прокурора поддержал.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, Верховный Суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации, по которым принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти определяет Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые в соответствии с п.5 ст.1 указанного Федерального закона могут быть изменены не иначе как путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а принимаемые в Российской Федерации нормативные правовые акты о выборах не должны противоречить ему.
Закон Республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан" в оспариваемой прокурором части противоречит федеральному законодательству.
Так, положения республиканского закона, устанавливающие право избирать и быть избранным, а также гарантирующие свободное и добровольное участие в выборах только граждан Республики Татарстан (ст.1, п.п.1 и 2 ст.2, п.4 ст.11, абзац 6 части 4 ст.16 (1), п.1 ст.22, ч.1 ст.42) противоречат ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", (далее Федеральный закон) в соответствии с которой, правом избирать и быть избранным обладает гражданин Российской Федерации, достигший установленного законом возраста.
Пункт 2 ст.3 Закона Республики Татарстан предусматривает возможность переноса выборов по решению Государственного Совета Республики Татарстан на другой срок, но не более чем на четыре месяца.
Данное положение Закона РТ противоречит п.2 ст.8 Федерального закона, в соответствии с которым изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Республики Татарстан право выдвижения кандидатов в депутаты районного, городского, районного в городе Советов народных депутатов принадлежит:
собраниям избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства;
избирателям в порядке самовыдвижения;
избирательным объединениям и избирательным блокам, зарегистрированным в установленном законом порядке.
Данная норма республиканского закона не учитывает положение п.1 ст.29 Федерального закона, в соответствии с которым выдвижение кандидатов непосредственно избирателями возможно также и по инициативе одного избирателя.
Следовательно, данная норма республиканского закона противоречит федеральному законодательству.
В силу п.2 ст.6 Закона РТ, для финансирования избирательной компании кандидаты в депутаты районного, городского, районного в городе Советов народных депутатов, группы избирателей, общественные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные денежные взносы.
Однако, данное положение Закона противоречит ч.1 ст.47 Федерального закона, в соответствие с которой создание избирательного фонда, средства которого имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании, рассматривается как обязанность кандидата.
Кроме того, п.12 ст.47 Федерального закона предусмотрены последствия для кандидата в случае использования помимо средств избирательного фонда иных денежных средств для оплаты расходов, связанных с предвыборной кампанией. В этом случае, избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата, а в случае, если указанное нарушение обнаружено после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата недействительным.
Пункт 3 ст.6 Закона РТ предусматривает, что предприятия учреждения, организации, государственные и общественные органы обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, безвозмездно предоставлять им помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для выполнения возложенных на них задач.
Данная норма Закона РТ противоречит п.16 ст.21 Федерального закона, где подобная обязанность возложена лишь на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона Республики Татарстан, избирательные округа по выборам в районные, городские, районные в городе Советы народных депутатов образуются районными, городскими, районными в городе избирательными комиссиями по единой норме представительства, которые в своей совокупности должны охватывать всю территорию данной административно-территориальной единицы с допускаемым отклонением числа избирателей в них от нормы до 15 процентов. Положение, определяющее компетенцию районных, городских, районных в городе избирательных комиссий по образованию избирательных округов закреплено и в пункте "б" ч.2 ст.15 Закона Республики Татарстан.
Указанные положения Закона Республики Татарстан противоречат п.1 ст.19 Федерального закона, согласно которой схема образования избирательных округов определяется соответствующей избирательной комиссией, а полномочия по утверждению указанной схемы возложены на представительные органы государственной власти, а также п.3 ст.19 Федерального закона, устанавливающему возможность отклонения от средней нормы представительства при образовании избирательных округов не более чем на 10 процентов.
Пункт 1 ст.10 республиканского закона предусматривает, что избирательные участки образуются из расчета от 100 до 3000 избирателей.
Данная норма Закона Республики Татарстан противоречит п.2 ст.20 Федерального закона, где отсутствует нижний критерий формирования избирательных участков.
В соответствии с п."а" ст.16 республиканского закона, участковая избирательная комиссия составляет список избирателей по участку. Пункт 4 ст.11 Закона РТ предусматривает, что список избирателей составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
Указанные положения республиканского закона противоречат п.11 ст.18 Федерального закона, в соответствии с которым списки избирателей составляются соответствующей территориальной избирательной комиссией и передаются по акту участковым избирательным комиссиям.
Пунктом 5 ст.11 Закона РТ предусмотрено, что решения районного (городского) суда по жалобам на неправильности в списках избирателей окончательно.
Однако, в силу с п."о" ст.71 Конституции РФ гражданско-процессуальное законодательство находится в ведении России. Глава 23 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, регламентирующая порядок рассмотрения судами жалоб на неправильности в списках избирателей, не ограничивает участвующих в деле лиц в праве на обжалование (опротестование) судебных решений. Более того, на основании ст.282 ГПК РСФСР, решения всех судов могут быть обжалованы (опротестованы) в кассационном порядке.
Таким образом, и п.5 ст.11 республиканского закона противоречит федеральному законодательству.
Федеральный закон не предусматривает составления дополнительного списка избирателей. В случае если по какой-либо причине гражданин не включен в список избирателей, то по его заявлению участковая избирательная комиссия обязана устранить ошибку или неточность посредством внесения сведений о таком гражданине в единый избирательный список (п.14 ст.18).
На этом основании ст.12 Закона РТ, предусматривающая составления дополнительного списка, противоречит федеральному законодательству.
Пункт 1 ст.14 Закона РТ устанавливает, что составы избирательных комиссий утверждаются Центральной избирательной комиссией РТ, при этом половина членов избирательных комиссий предлагается президиумами или председателями соответствующих местных Советов, а другая половина предлагается главами соответствующих местных администраций. Председатели районных, городских, районных в городе избирательных комиссий утверждаются соответствующими местными Советами народных депутатов по представлениям глав администраций района, города, района в городе.
Указанный порядок формирования избирательных комиссий противоречит ст.23 Федерального закона, в соответствии с которой в субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти в которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии образуются в том же порядке, что и избирательные комиссии субъекта Российской Федерации: половина членов избирательной комиссии назначается представительным органом государственной власти, а другая половина - исполнительным органом государственной власти. Кроме того, в соответствии с п.3 ст.27 Федерального закона председатель избирательной комиссии избирается на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.
Противоречащим федеральному законодательству также является п.2 ст.14 Закона РТ, в соответствии с которым участковые избирательные комиссии образуются президиумами местных Советов народных депутатов по представлению соответствующих местных администраций на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы (службы, учебы) и жительства.
Указанная норма противоречит п.2 ст.23 Федерального закона, в соответствии с которым формирование участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления. При этом правом вносить предложения по составу участковых избирательных комиссий обладают также избирательные объединения, избирательные блоки.
В силу п."о" ст.15 республиканского закона, порядок и сроки хранения избирательных документов устанавливаются Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан.
Данное положение закона Республики Татарстан противоречит п.8 ст.58 Федерального закона, предусматривающему, что срок хранения документации избирательных комиссий устанавливается законом. Кроме того, в соответствии с п.9 ст.58 Федерального закона порядок хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов утверждается избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
В силу ч.2 ст.16 Закона РТ срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается после избрания депутатов и передачи ими избирательной документации в соответствующую районную, городскую, районную в городе избирательную комиссию.
Данное положение Закона РТ противоречит п.13 ст.23 Федерального закона, согласно которому полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В этом случае полномочия прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Ст.24 Федерального закона установлен перечень оснований, наступление которых влечет освобождение члена избирательной комиссии от исполнения обязанностей до истечения срока полномочий.
В противоречие указанной норме часть 4 ст.16 (1) Закона Республики Татарстан в случае наступления определенных обстоятельств предусматривает во-первых: лишь возможность досрочного освобождения члена избирательной комиссии от исполнения обязанностей; во-вторых: ч.4 ст.16 (1) республиканского закона предусматривает дополнительные по сравнению с федеральным законом основания для досрочного прекращения полномочий, исчерпывающий перечень которых определен п.5 ст.24 Федерального закона. Противоречащими в связи с этим являются положения, в соответствии с которыми член избирательной комиссии может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий в случае утраты им гражданства Республики Татарстан, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан, района и города.
Кроме того, одним из оснований досрочного освобождения члена избирательной комиссии является систематическое невыполнение обязанностей членом избирательной комиссии по представлению комиссии.
Пункт 5 ст.24 Федерального закона устанавливает особую процедуру досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, которая указанные последствия связывает не только с фактом систематического невыполнения обязанностей, а прежде всего с решением указанного вопроса в судебном порядке.
Пункт 3 ст.19 Закона Республики Татарстан предусматривает возможность выдвижения кандидатов в депутаты собранием избирателей по месту работы (учебы, службы) и месту жительства, избирательным объединением, избирательным блоком.
Вместе с тем, данная норма республиканского закона лишает гарантированного статьей 29 Федерального закона индивидуального права избирателя выступать с инициативой о выдвижении кандидата в народные депутаты, тем самым, она противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 3 ст.19 республиканского закона предусмотрено, что при выдвижении кандидата в депутаты собранием избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства, собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 избирателей, проживающих или работающих на территории избирательного округа.
Данная норма республиканского закона вступает в противоречие с п.2 ст.29 Федерального закона, согласно которому законы субъектов РФ не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата (кандидатов) непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.
Пункт 9 ст.19 республиканского закона определяет, что в случае обнаружения недействительных подписей в подписных листах регистрация кандидата в народные депутаты аннулируется в судебном порядке.
Данная норма не соответствует п.10 ст.32 Федерального закона, предусматривающему, что в случае установления недостоверности сведений представленных кандидатом после его регистрации, решение об отмене регистрации соответствующего кандидата вправе принять избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования. За 15-1 день до дня голосования такое решение принимает суд.
В соответствии с п.2 ст.20 республиканского закона, лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее членом одной из избирательных комиссий, считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента его регистрации кандидатом в депутаты.
Между тем, данная норма республиканского закона противоречит п.5 ст.24 Федерального закона, в соответствии с которым факт регистрации кандидата в депутаты, являющегося членом избирательной комиссии, не является основанием для освобождения его от обязанностей члена избирательной комиссии. Для этого необходимо решение органа, назначившего члена избирательной комиссии.
Статьей 21 Закона Республики Татарстан предусмотрены ограничения для министров, председателей государственных комитетов, членов Кабинета Министров Республики Татарстан, за исключением Премьер-министра, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной # в Республике Татарстан, заместителей глав местных администрации, а также судей быть депутатами местных Советов народных депутатов.
Данное положение является нарушением принципа разделения властей, а также нарушает установленные ст.11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" ограничения для государственных служащих быть депутатами представительных органов государственной власти.
Согласно п.7 ст.23 республиканского закона, агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатов в депутаты и прекращается в день выборов, а на страницах периодических изданий - за день до выборов.
Данное положение закона РТ противоречит п.1 ст.38 Федерального закона, согласно которому предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
В соответствии с ч.2 ст.27 Закона РТ, в случае необходимости время голосования с учетом местных условий может быть изменено районными, городскими, районными в городе избирательными комиссиями. Решение избирательной комиссии об изменении времени голосования доводится до избирателей не позднее, чем за семь дней до даты проведения выборов.
Указанные положения закона противоречат п.2 ст.52 Федерального закона, согласно которому о времени голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.
Частью 2 пункта 13 ст.31 республиканского закона предусматривает, что при принятии решения о признании бюллетеня недействительным запись избирательной комиссии о причинах недействительности избирательного бюллетеня заверяется подписями председателя и секретаря участковой комиссии.
Пункт 20 ст.56 Федерального закона в этом случае требует подтверждения указанной записи подписями не менее трех членов комиссии и заверения печатью комиссии.
Согласно п.20 ст.31 Закона РТ, к первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии, жалобы (заявления), поступившие в участковую избирательную комиссию на нарушение соответствующего закона, а также принятые по ним решения.
Данная норма закона противоречит федеральному закону, поскольку п.29 ст.56 Федерального закона установлено, требование о приобщении к первому экземпляру в числе иной избирательной документации, составленных избирательной комиссией актов (например, акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений).
Часть 2 пункта 16 ст.32 Закона РТ предусматривает, что сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати Центральной и соответствующей районной, городской и районной в городе избирательными комиссиями в сроки и по форме, установленные Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.
Данная норма закона противоречит п.4 ст.60 Федерального закона, согласно которому законом субъекта РФ субъекта Российской Федерации официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
По этим же основаниям противоречит федеральному закону и ч.2 ст.37 Закона РТ в соответствии с которой сроки хранения избирательных документов определяются Центральной избирательной комиссией РТ.
Согласно п."в" ч.2 ст.32 республиканского закона, районная, городская, районная в городе избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися в связи с выбытием кандидата в народные депутаты, если по избирательному округу был зарегистрирован один кандидат.
Таким образом, республиканский закон позволяет проводить выборы при наличии одного кандидата в народные депутаты.
Вместе с тем эти положения закона противоречат п.14 ст.32 Федерального закона, согласно которому в случае, если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан о том, что ст.1, п.п.1, 2 ст.2, п.4 ст.11, абзац 6 ч.4 ст.16 (1), п.1 ст.22, ч.1 ст.42 Закона Республики Татарстан не противоречат федеральному законодательству, не убедительны и не могут послужить основанием к отказу в этой части в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан.
Указанные положения Закона Республики Татарстан противоречат ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При наличии таких обстоятельств по делу Верховный Суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу ст.1, п.п.1 и 2 ст.2, п.2 ст.3, ч.1 ст.5, п.п.2 и 3 ст.6, ч.1 ст.9, п.1 ст.10, п.п.4 и 5 ст.11, ст.12, п.п.1 и 2 ст.14, п."б" ч.2 ст.15, п."о" ст.15, п."а" ст.16, ч.2 ст.16, ч.4 ст.16 (1), п.2 ст.17, п. п.3 и 9 ст.19, п.2 ст.20, ст.21, п.1 ст.22, п.7 ст.23, ч.2 ст.37, ч.1 ст. 42 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан".
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Газета Республики Татарстан, Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 22 января 2002 г. N 3П-1-11-2002 г.
Решение вступило в законную силу 11 марта 2002 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 20 апреля 2002 г. N 80