Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 октября 2001 г. N ЗП-1-108/2001
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва,
с участием прокурора К-ой,
при секретаре З-ве,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 571 от 23 сентября 1998 г. "О дополнительной плате за срочность оформления заграничных паспортов, регистрации и выдачи выездных документов иностранным гражданам в паспортно-визовой службе органов внутренних дел Республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий, установила:
В Верховный Суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 571 от 23 сентября 1998 г. "О дополнительной плате за срочность оформления заграничных паспортов, регистрации и выдачи выездных документов иностранным гражданам в паспортно-визовой службе органов внутренних дел Республики Татарстан".
В обоснование заявления указано на то, что данное постановление противоречит статье 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", пунктам 6, 7 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявление исполняющего обязанности прокурора РТ.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан заявленные требования не признал и указал, что оспариваемое постановление Кабинета Министров РТ не противоречит федеральному законодательству; отношения между гражданами РФ и паспортно-визовыми подразделениями органов внутренних дел РФ при оформлении заграничных паспортов, регистрации и выдачи выездных документов иностранным гражданам не подпадают под действие Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; паспортно-визовая служба МВД РТ является бюджетным учреждением и в силу ст.41 и 55 Бюджетного кодекса РФ имеет право оказывать платные услуги населению; дополнительная плата за срочность оформления заграничных паспортов, регистрации и выдачи выездных документов иностранным гражданам не является увеличением размера государственной пошлины, поскольку она не носит обязательного характера.
Представитель МВД РТ, участвующий в деле в качестве заинтересованного лица, заявленные требования также не признал и указал на то, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан не противоречит федеральному законодательству.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Кабинета Министров РТ и МВД РТ, заключение прокурора, судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 п.2 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ч.2 п.3 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а не ч.2 п.2 ст.7, как указано выше
В силу ч.2 п.4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 571 от 23 сентября 1998 г. установлена дополнительная плата за срочность оформления заграничных паспортов, регистрации и выдачи документов на выезд иностранным гражданам в паспортно-визовой службе органов внутренних дел Республики Татарстан.
Согласно указанному постановлению Кабинета Министров РТ утверждены размеры дополнительной платы за срочность оформления заграничных паспортов, регистрации и выдачи выездных документов иностранным гражданам.
Между тем, указанное постановление противоречит федеральному законодательству.
В силу ч.5 ст.10 Закона РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", при наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из Российской Федерации, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.
Таким образом, приведенным выше законом РФ установлен определенный порядок срочного оформления заграничного паспорта.
Указанным законом не предусмотрена плата за срочность оформления документов, за исключением оплату государственной пошлины (ст.9 Закона).
В силу ст.1 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Следовательно, регулирование вопросов, связанных с выездом и въездом в Российскую Федерацию, находится в исключительном ведении Российской Федерации. Регулирование этих вопросов субъектами РФ законом не предусмотрено.
Статья 41 (п.4) Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам относит доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Паспортно-визовая служба МВД РТ является государственным органом исполнительной власти, следовательно, она не должна оказывать платные услуги, не предусмотренные законом.
При таком положении заявление исполняющего обязанности прокурора РТ подлежит удовлетворению.
Доводы представителей Кабинета Министров РТ и МВД РТ о том, что установленная постановлением Кабинета Министров РТ дополнительная плата не носит обязательного характера лицам, оформляющим документы в связи с выездом либо въездом в РФ, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора.
Законом РФ "О государственной пошлине" (п.п.6, 7 ст.4) предусмотрена оплата государственной пошлины, дополнительная плата за срочность оформления документов связанных с выездом либо въездом в РФ, при этом не предусмотрена.
Кроме того, паспортно-визовая служба МВД РТ в силу Закона РФ "О милиции" (ст.1) входит в систему государственных органов исполнительной власти и по роду своей деятельности не должна оказывать платные услуги, не предусмотренные федеральным законодательством.
Не может быть принято во внимание и довод представителей Кабинета Министров РТ и МВД РТ о том, что ст.ст.41 и 55 Бюджетного кодекса РФ разрешает бюджетным учреждениям оказывать платные услуги, а паспортно-визовая служба является бюджетным учреждением, а потому имеет право оказывать эти услуги.
За выполнение государственным органом исполнительной власти своих функциональных обязанностей по срочному оформлению документов лицам, выезжающим из Российской Федерации, либо въезжающим в Российскую Федерацию законодательством Российской Федерации дополнительная плата не предусмотрена.
При таком положении заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку постановление Кабинета Министров РТ N 571 от 23 сентября 1998 г. противоречит ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст.41 Бюджетного кодекса РФ, пунктам 6, 7 ст.4 Закона РФ "О государственной пошлине", ст.10 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 50, 197, 203, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 571 от 23 сентября 1998 г. "О дополнительной плате за срочность оформления заграничных паспортов, регистрации и выдачи выездных документов иностранным гражданам в паспортно-визовой службе органов внутренних дел Республики Татарстан" противоречащим ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктам 6, 7 ст.4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", ст.10 Федерального закона " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не действительным и не порождающим правовых последствий со дня принятия.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 октября 2001 г. N ЗП-1-108/2001
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Решение вступило в законную силу 7 декабря 2001 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 15 февраля 2002 г. N 32