Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 13 декабря 2001 г. N ЗП-1-142/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
с участием прокурора А-ва,
при секретаре З-ве,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст.ст.1, 2, 14, 15, 16 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 года N 1366-ХII в редакции от 21 февраля 1992 года "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", установил:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации З-в обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных статей Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", указывая на то, что в статье 1 данного Закона определено, что бюджет республики представляет собой форму образования и расходования денежных средств республики и соответствующих административно-территориальных единиц, которыми являются районы и города республики. Бюджетная система республики согласно статье 2 Закона состоит из бюджета Республики Татарстан, бюджетов районов и городов Республики Татарстан. В соответствии со статьей 14 Закона Республики Татарстан составление и исполнение бюджета является функцией органов государственного территориального управления. В статьях 15 и 16 данного Закона определен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в том числе и местных.
Указанные положения Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", по утверждению прокурора, противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Представители Государственного Совета Республики Татарстан С-ин, С-ва, Г-ов с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что бюджеты районов и городов республики принимаются и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов, фактически являются местными бюджетами и в этой части оспариваемые положения Закона Республики Татарстан не противоречат действующему федеральному законодательству. Кроме того, решением Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2001 года было отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления". Таким образом, в Законе Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан определен порядок формирования республиканского бюджета и бюджетов местных органов государственной власти, существование которых и, соответственно, формирование их бюджетов, не противоречит федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан С-ин с заявлением прокурора также не согласился.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Республики Татарстан А-ва, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса РФ и статьей 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" под местным бюджетом понимается бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно статьям 11 и 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждение определяется правовыми актами представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В Законе Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" в статье 1 определено, что бюджет республики представляет собой форму образования и расходования денежных средств республики и соответствующих административно-территориальных единиц, то есть районов и городов республики.
Бюджетная система республики согласно статье 2 данного Закона состоит из бюджета Республики Татарстан, бюджетов районов и городов республики.
В соответствии со статьей 14 Закона составление и исполнение бюджета является функцией органов государственного территориального управления. В статьях 15 и 16 Закона Республики Татарстан определен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в том числе и местных.
Таким образом, Законом Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" финансовые полномочия муниципальных образований переданы действующим в республике территориальным органам государственной власти, право формировать местные бюджеты передано не органам местного самоуправления, а районным и городским Советам народных депутатов, которые относятся к системе органов государственной власти.
Законом Республики Татарстан не допускается формирование самостоятельных бюджетов органами местного самоуправления, местные бюджеты составляются и формируются местными органами государственной власти. В соответствии же с вышеприведенными положениями федерального законодательства формирование местного бюджета отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Закона Республики Татарстан, предоставляющие право создания местных бюджетов местным органам государственного территориального управления, а не органам местного самоуправления, противоречат положениям федерального законодательства, подлежат признанию недействительными и не подлежащими применению.
Поскольку положения п.3 статьи 16 Закона Республики Татарстан признаны не действующими и не подлежащими применению решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Доводы представителей Государственного Совета о том, что территориальные органы государственной власти действуют на территории республики в соответствии с федеральным законодательством, о чем свидетельствует решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2001 года, являются необоснованными, поскольку федеральным законодательством не предоставлено право этим органам государственной власти формировать и исполнять местные бюджеты.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителей Государственного Совета о том, что изменения в порядок формирования местных бюджетов будут произведены после внесения изменений в Конституцию Республики Татарстан, оспариваемые положения Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" противоречат федеральному законодательству и не могут быть признаны законными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-193, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст.ст.1, 2, 14, 15, пункты 1, 2, 4, 5, 6 ст.16 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 года N 1366-ХII в редакции Закона Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года N 1443-ХII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан, газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 13 декабря 2001 г. N ЗП-1-142/2001
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 19 января 2002 г. N 12
Решение вступило в законную силу 24 декабря 2001 г.