Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 апреля 2002 г. N ЗП-1-45-2002 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва,
с участием прокурора М-ва,
при секретаре З-ве,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Закона Республики Татарстан N 95 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" от 3 марта 2000 г. установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 3 в части признания международных договоров Республики Татарстан и отсутствия указания на Конституцию Российской Федерации, статью 6 в части требования гражданства Республики Татарстан, часть 2 статьи 14 в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан, пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 17 в части уведомления заявителя о принятом решении в десятидневный срок, статью 19 и части 2 и 3 статьи 30 в части возможности предъявления требований к федеральным органам государственной власти и управления, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 25 в части обращения в суд и присутствия Уполномоченного при судебном рассмотрении дела в порядке судебного надзора, часть 2 статьи 28 в части создания парламентских комиссий по расследованию Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" N 95 от 3 марта 2000 г.
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части Закон Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" противоречит Конституции Российской Федерации (статье 72), пункту 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР N 2534-7 от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", уголовно-процессуальному законодательству.
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что действительно абзац 2 статьи 14 в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан и часть 2 статьи 17 в части установления десятидневного срока для уведомления заявителя о принятом Уполномоченным решении противоречит федеральному законодательству. В остальной части, по утверждению представителя Государственного Совета Республики Татарстан, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" федеральному законодательству не противоречат.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что часть 2 статьи 17 в части установления десятидневного срока для уведомления заявителя о принятом Уполномоченным решении и п.1 и 4 статьи 25 Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" противоречат федеральному законодательству. В остальной части, по мнению представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республики Татарстан" не противоречат федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Выслушав объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам (п."а" ст.72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п.5 ст.76 Конституции РФ).
По делу установлено, что с 3 марта 2000 г. в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", который принят в целях усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.
Отдельные положения указанного Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Так, часть 2 статьи 3 данного Закона предусматривает, что в своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) руководствуется общепризнанными нормами международного права, Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Татарстан, нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
Между тем, в данной статье Закона отсутствует указание на Конституцию Российской Федерации, в том числе и которой должен руководствоваться в своей деятельности Уполномоченный. Кроме того, часть 2 статьи 3 Закона Республики Татарстан допускает заключение Республикой Татарстан международных договоров, что противоречит пункту "к" статьи 71 и пункту "о" статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Статья 6 Закона Республики Татарстан предусматривает возможность избираться на должность Уполномоченного лишь лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан.
Данная норма закона нарушает принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе, закрепленной в части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 14 республиканского закона исключает возможность обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному.
Указанной нормой республиканского закона нарушается принцип равенства прав и свобод человека и гражданина и право граждан Российской Федерации обращаться в государственные органы, закрепленные в статьях 19 и 33 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 17 Закона Республики Татарстан позволяет Уполномоченному передавать жалобу органу или лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, в десятидневный срок.
Данная норма республиканского закона противоречит пункту 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", которым для принятия такого решения установлен предельный пятидневный срок.
Доводы прокурора Республики Татарстан о том, что федеральному законодательству противоречат и пункт 3 части 1 статьи 17, статья 19, части 2 и 3 статьи 30 в части возможности предъявления Уполномоченным требований и к федеральным органам государственной власти и управления, пункты 1 и 4 части 1 статьи 25 в части возможности Уполномоченного обратиться в суд и присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора, часть 2 статьи 28 в части создания парламентских комиссий по расследованию Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", являются неубедительными и не могут служить основанием для удовлетворения его заявления в полном объеме.
Верховный Суд Республики Татарстан считает, что в указанной части Закон Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" не противоречит федеральному законодательству.
Пункт 3 части 1 статьи 17 республиканского закона предусматривает право Уполномоченного передавать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу.
Аналогичная норма содержится и в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (пункт 4). Следовательно, пункт 3 части 1 статьи 17 республиканского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Статья 19 республиканского закона предусматривает право Уполномоченного требовать от органов государственной власти и управления, государственных служащих, должностных лиц объяснения, запрашивать и получать от них документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
По мнению прокурора, такое право Уполномоченному в отношении федеральных органов должно быть предоставлено федеральным законодательством, а не законодательством Республики Татарстан.
Исходя из этого, прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству статью 19, частей 2 и 3 статьи 30 республиканского закона.
В то же время, прокурор указывает, что данная норма полностью совпадает с правами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предоставленными ему Федеральным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Прокурор не оспаривает часть 1 статьи 30 Закона Республики Татарстан, где предусмотрена обязанность должностных лиц представлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу статьи 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, право Уполномоченного требовать выполнения отдельных его действий органами государственной власти и управления, должностными лицами и другими, предусмотренными статьей 19 и обязанность должностных лиц выполнять требования Уполномоченного, в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 30 республиканского закона, не вступают в противоречие с федеральным законодательством.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявления прокурора о том, что пункты 1 и 4 части 1 статьи 25 Закона Республики Татарстан не соответствуют федеральному законодательству.
Пункт 1 статьи 19 и пункт 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации предусматривает, что все равны перед законом и судом. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Согласно статье 9 Федерального закона "О судебной системе Российской Федерации", разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следовательно, наравне со всеми, и Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах, изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
Верховный Суд Республики Татарстан считает, что не имеет противоречия федеральному законодательству и часть 2 статьи 28 Закона Республики Татарстан "Об уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан".
В этой норме республиканского закона Уполномоченному предоставлено право обратиться в Государственный Совет Республики Татарстан с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении парламентских слушаний.
То есть данная норма не носит обязательного характера для Государственного Совета Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
часть 2 статьи 3 в части указания участником международного договора и Республику Татарстан, в части отсутствия ссылки на Конституцию Российской Федерации;
статью 6 в части устанавливающей, что на должность Уполномоченного избирается лишь лицо, являющееся гражданином Республики Татарстан;
часть 2 статьи 14 в части исключения возможности обращения граждан Российской Федерации Уполномоченному;
часть 2 статьи 17 в части уведомления заявителя о принятом решении в десятидневный срок Закона Республики Татарстан N 95 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан" от 3 марта 2000 года.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан отказать.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан, газета "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного изготовления решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 12 апреля 2002 г. N ЗП-1-45-2002 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" N 120 от 18 июня 2002 г.
Решение вступило в законную силу 23 апреля 2002 г.