Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 11 апреля 2002 г. N ЗП-1-43-2002 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ва,
с участием прокурора С-ой,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан N 1708-12 "О Конституционном суде Республики Татарстан" от 22 декабря 1992 года (в редакции Законов Республики Татарстан N 1840 от 30 октября 1998 года, N 947 от 28 июня 2001 года, N 948 от 28 июня 2001 года), установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3 части 1 статьи 3, статьи 8, части 1 статьи 12, статью 15, статью 19, части 2 и 3 статьи 22, пунктов 2, 4, 10 части 1 статьи 21, статью 32, части 2 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 39, части 3 статьи 45, статью 55, статью 63, части 3 статьи 67, главу 10, пункта 1 части 1 статьи 90 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" от 22 декабря 1992 года (в редакции Законов Республики Татарстан от 30 октября 1998 года N 1840, от 28 июня 2001 года N 947, 948).
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части Закон Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал, однако признал, что отдельные нормы Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", оспариваемые прокурором Республики Татарстан, не противоречат федеральному законодательству.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан и Конституционного суда Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признали частично и пояснили, что, оспариваемые прокурором Республики Татарстан положения Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" противоречат федеральному законодательству лишь в части.
Представитель Президента Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Выслушав объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Конституционного суда Республики Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п."а" ст.72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п.5 ст.76 Конституции РФ).
По делу установлено, что с 22 декабря 1992 года в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан". В настоящее время данный закон действует в редакции Законов Республики Татарстан N 1840 от 30 октября 1998 года, NN 947 и 948 от 28 июня 2001 года.
Отдельные положения указанного Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Так, пункт 3 части 1 статьи 3 республиканского закона дает право Конституционному суду Республики Татарстан разрешать дела о соответствии Конституции Республики Татарстан не вступивших в силу международных договоров Республики Татарстан.
Однако, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 указанного Федерального конституционного закона, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Субъекту Российской Федерации предоставлено лишь право определять порядок рассмотрения конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации вопросов отнесенных к его компетенции (пункт 3 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Закон Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" расширил установленные федеральным законодательством полномочия Конституционного суда Республики Татарстан.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.
Более того, решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2001 г., вступившим в законную силу, Закон Республики Татарстан от 14 июля 1999 г. N 2262 "О международных договорах Республики Татарстан" признан не действующим и не подлежащим применению.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения была допущена опечатка. Закон РТ от 14 июля 1999 г. имеет N 2282, а не N 2262 как указано выше
В связи с этим противоречат федеральному законодательству и пункт 1 части 2 статьи 39, часть 3 статьи 45, статья 63, часть 3 статьи 67, глава 10, пункт 1 части 1 статьи 90 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в части, касающиеся международных договоров и договоров.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяется федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных также и законами субъектов Российской Федерации.
Установление же в статье 8 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" дополнительных по сравнению с федеральным законодательством требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан, а именно: наличие гражданства Республики Татарстан, достижение возраста 30 лет, обладание избирательным правом, высокой юридической квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного суда Республики Татарстан, наличие ученой степени либо наличие стажа работы по юридической специальности не менее десяти лет, является нарушением указанной нормы федерального закона.
Часть 1 статьи 12 республиканского закона предусматривает предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда Республики Татарстан семьдесят лет.
Между тем, часть 2 пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, - 65 лет.
Следовательно, часть 1 статьи 12 республиканского закона в указанной части противоречит федеральному законодательству.
Статья 15 республиканского закона устанавливает, что судья Конституционного суда Республики Татарстан обладает неприкосновенностью на территории Республики Татарстан в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
Данное положение противоречит статье 16 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" которой определено, что гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Кроме того, вопросы неприкосновенности судьи - порядок привлечения к уголовной и административной ответственности, порядок задержания судьи осуществляются в порядке определенном уголовно-процессуальным законодательством, что в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации также находится в исключительном ведении Российской Федерации.
При таком положении установление неприкосновенности судьи Конституционного суда Республики Татарстан в соответствии с республиканским законодательством противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 19 республиканского закона, материальные гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Татарстан осуществляются по нормам, установленным законодательством Республики Татарстан.
Данное положение противоречит федеральному законодательству, поскольку исключает из правовой основы, регламентирующей материальные гарантии независимости судей федеральное законодательство.
По изложенным основаниям вступают в противоречие федеральному законодательству и части 2 и 3 статьи 22 республиканского закона, поскольку в них отсутствуют ссылки на федеральное законодательство.
Пункты 4 и 10 части 1 статьи 21 республиканского закона основаниями прекращения полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан предусматривают утрату судьей гражданства Республики Татарстан и признание его безвестно отсутствующим.
Между тем, указанные нормы республиканского закона противоречат пункту 4 статьи 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", который определяет, что гарантии независимости судьи, предусмотренные настоящим законом распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Указанной норме федерального законодательства противоречат статьи 32 и 55 республиканского закона в части назначения и проведения закрытых судебных заседаний, лишь в случаях, предусмотренных Законом Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Статья 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" гарантирует участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения.
Однако, в части 2 статьи 34 республиканского закона отсутствует право у участвующих в деле лиц также давать объяснения на любом свободно избранном языке общения.
Доводы прокурора Республики Татарстан о том, что федеральному законодательству противоречит часть 1 статьи 12 республиканского закона в полном объеме, являются неубедительными.
Указанная норма республиканского закона закрепляет 10-летний срок полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан.
В соответствии с новой редакцией части 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, законодатель Республики Татарстан имел основания в порядке, предусмотренном федеральным законодательством определить срок полномочий судей Конституционного суда Республики Татарстан.
Следовательно, данная норма республиканского закона в изложенной выше части не противоречит федеральному закону.
Не может быть принят во внимание и довод прокурора о том, что статья 15 республиканского закона в полном объеме противоречит федеральному законодательству.
Закрепленное в указанной норме республиканского закона принцип неприкосновенности судьи Конституционного суда Республики Татарстан не противоречит статье 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Следовательно, оснований для признания данной статьи в полном объеме противоречащим федеральному законодательству не имеется.
Не имеется оснований для признания в полном объеме противоречащими федеральному законодательству и частей 2 и 3 статьи 22 республиканского закона.
Указанные нормы республиканского закона в полном объеме не противоречат статье 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
По утверждению прокурора пункты 2, 4 и 10 статьи 21 республиканского закона также противоречат в полном объеме федеральному законодательству.
Между тем, доводы прокурора не убедительны.
Пункт 2 части 1 статьи 21 республиканского закона предусматривает, что полномочия судьи Конституционного суда Республики Татарстан прекращается ввиду истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в должности.
Часть 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 15 декабря 2001 г. устанавливает, что срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, пункт 2 части 1 статьи 21 республиканского закона федеральному законодательству не противоречит.
Не противоречит федеральному законодательству и указание в пункте 10 части 1 статьи 21 республиканского закона о том, что полномочия судьи прекращается ввиду признания судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу.
Такое основание для прекращения полномочий судьи предусмотрено и пунктом 10 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а потому доводы прокурора в этой части также являются не убедительными.
Не в полном объеме противоречат федеральному законодательству статьи 32, 55 республиканского закона.
Проведение открытых судебных заседаний предусмотрено и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Не имеется противоречия федеральному законодательству указания в республиканском законе (часть 2 статьи 34) на то, что участники процесса, не владеющие государственными языками, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
В полном объеме не вступают в противоречие федеральному законодательству пункт 1 части 2 статьи 39, часть 3 статьи 45, статья 63, часть 3 статьи 67 республиканского закона.
При наличии таких обстоятельств Верховный Суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан N 1708-12 "О Конституционном суде Республики Татарстан" от 22 декабря 1992 года (в редакции Законов Республики Татарстан N 1840 от 30 октября 1998 года, N 947 от 28 июня 2001 года, N 948 от 28 июня 2001 года) удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу пункт 3 части 1 статьи 3; статью 8 в части: "гражданин Республики Татарстан не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом, высокой юридической квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного суда Республики Татарстан, имеющий также ученую степень либо стаж работы не менее десяти лет", часть 1 статьи 12 в части: "предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда Республики Татарстан семьдесят лет"; статью 15 в части: "на территории Республики Татарстан в соответствии с законодательством Республики Татарстан"; статью 19, частей 2 и 3 статьи 22 в части отсутствия ссылки на федеральное законодательство; пункта 4 части 1 статьи 21; пункта 10 части 1 статьи 21 в части: "признания судьи безвестно отсутствующим"; статью 32 в части: "проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом"; и в третьем предложении данной статьи слова: "так и в закрытых заседаниях"; часть 2 статьи 34 в части отсутствия прав у участвующих в деле лиц также давать объяснения на любом свободно избранном языке общения; пункт 1 части 2 статьи 39 в части: "не вступивший в силу международный договор Республики Татарстан"; часть 3 статьи 45 в части: "процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Республики Татарстан"; статью 63 в части: "договором"; пункта 2 статьи 55 в части: "назначает закрытое заседание"; часть 3 статьи 67 в части указания на договор; главу 10; пункт 1 части 1 статьи 90 в части: "договорами Республики Татарстан" Закона Республики Татарстан N 1708-12 "О Конституционном суде Республики Татарстан" от 22 декабря 1992 года (в редакции Законов Республики Татарстан N 1840 от 30 октября 1998 года, N 947 от 28 июня 2001 года, N 948 от 28 июня 2001 года).
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан отказать.
Решение суда подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации: Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан, газета "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного изготовления решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 11 апреля 2002 г. N ЗП-1-43-2002 г.
Решение вступило в законную силу 22 апреля 2002 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 18 июня 2002 г. N 120