Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 октября 2001 г. N ЗП-1-110/2001 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда РТ И-ва,
с участием прокурора М-ва,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора РТ о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О нефти и газе" от 19 июня 1997 г., установила:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан (РТ) обратился в суд с заявлением о признании части 1 ст.3, статьи 5, 6, 13 и главу 4 Закона РТ "О нефти и газе" от 19 июня 1997 г., а также преамбулу указанного Закона противоречащими федеральному законодательству.
В заявлении указывается, что приведенные выше положения и нормы Закона РТ "О нефти и газе" приняты законодательным органом Республики Татарстан без соблюдения положений ст.ст.72 и 76 Конституции Российской Федерации, которыми определены порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, а также определен порядок разграничения государственной собственности, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому оспариваемая норма Закона РТ не может быть признана соответствующей Закону РФ "О недрах" и Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции".
Участвовавшие в судебном разбирательстве представитель прокуратуры РТ М-ов рассматриваемое заявление поддержал и расширил требования, указав на необходимость признания недействующей и преамбулу оспариваемого Закона в части указания на то, что нефть и газ в РТ являются достоянием народа РТ, так как этим исключается возможность права собственности граждан Российской Федерации.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан С-ва, Х-ин и К-ва с заявлением и.о.прокурора республики не согласились и пояснили, что кроме положений ст.3 ч.1 и преамбулы остальные, указанные в заявлении нормы Закона РТ в стадии приведения в соответствие с законодательством РФ, а ч.1 ст.3 и преамбула обсуждаемого закона не противоречат федеральному законодательству.
Заслушав объяснения представителей Госсовета РТ, проверив материалы дела, заслушав заключение представителя прокуратуры РТ, судебная коллегия считает заявление и.о.прокурора РТ подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акта субъектов РФ. Согласно ч.5 ст.72 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Как видно из преамбулы Закона РТ "О нефти и газе", нефть и газ являются достоянием народа Республики Татарстан. Согласно ч.1 ст.3 упомянутого закона нефть и газ, находящиеся в недрах в естественном состоянии, являются государственной собственностью РТ. Указанная установка исключает возможность нахождения природных ресурсов, расположенных на территории Республики Татарстан в федеральной собственности, что является нарушением положений ч.1 ст.1, 2 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которой недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащихся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Положения ст.5 оспариваемого Закона, в которых речь идет о порядке раздела продукции нефти и газа, противоречат положениям ч.8 ст.1 Закона РФ "О недрах" и п.3 ст.1 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
Согласно ст.6 Республиканского закона стороной соглашения является Республика Татарстан, от имени которой в соглашении выступает Кабинет Министров РТ. Положения указанной статьи противоречат ст.3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", согласно которой стороной в соглашении является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ и исполнительный орган власти субъекта РФ, на территории которого расположен представляемый в пользование участок недр.
Статьей 13 Закона РТ "О нефти и газе" предусмотрена возможность установления Кабинетом Министров РТ ставок акцизов на нефть и газ при определенных условиях. Однако согласно Закону РФ "О недрах" возможность введения акцизов предоставлена исключительно Правительству РФ. Ставки акцизов предусмотрены в ст.193 Налогового кодекса РФ и субъекты РФ не наделены правом изменения и дополнения указанного Кодекса РФ.
Глава 4 Закона РТ "О нефти и газе" устанавливает особенности лицензирования пользования недрами в целях поиска, добычи и оценки нефти и газа, тогда как в соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ и со ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в указанных в законе случаях субъекты РФ не вправе заниматься регулированием правоотношений в области лицензирования.
Изложенное выше свидетельствует о том, что приведенные в заявлении и.о.прокурора нормы Закона РТ "О нефти и газе" противоречат действующим нормам федерального законодательства, потому они не подлежат дальнейшему применению.
Доводы, приведенные представителями Государственного Совета РТ в отзыве на заявление прокурора, а также в ходе разбирательства дела, не могут служить основанием в удовлетворении заявления по изложенным выше мотивам.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление и.о.прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать часть первую ст.3, статьи 5, 6, 13 и главу 4 Закона Республики Татарстан "О нефти и газе" от 19.06.97 г. противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления данного решения суда в законную силу.
В официальных средствах массовой информации, в частности, в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан" и в газете "Республика Татарстан" опубликовать официальное сообщение о состоявшемся решении суда после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 16 октября 2001 г. N ЗП-1-110/2001 г.
Решение вступило в законную силу 29 октября 2001 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 23 ноября 2001 г. N 235